Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие экологического образования дошкольников. Значение и задачи.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Предметомтеории и методики экологического образования детей как науки является использование закономерностей природы в воспитании и развитии личности дошкольного возраста. С самого раннего возраста ребенка окружает природная и социальная среда. Влияние природной среды рассматривается в двух аспектах: 1.влияет на развитие психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, речь и т. д.) и, следовательно, на умственное развитие дошкольника; 2.влияет на становление экологического мировоззрения ребенка, через формирование знаний о закономерностях природы. Содержаниемтеории и методики экологического образования детей как науки является: - изучение истории становления в отечественной и зарубежной педагогике; - изучение влияния природы на умственное, нравственное, трудовое, эстетическое развития личности ребенка; - отбор форм, методов и приемов экологического образования дошкольников; - отбор содержания экологических знаний, умений, отношения к природе с опорой на возрастные особенности, на возможности познавательной деятельности детей дошкольного возраста; - создание материальной базы для ознакомления с природой и решение проблемы экологизации предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Источникамитеории и методики экологического образования детей как науки являются: - научные исследования в области естественных наук (биология, зоология, география, астрономия, и др.). - научные исследования в области психолого-педагогических наук (психология, педагогика, методики дошкольного образования); - передовой педагогический опыт в области экологического образования дошкольников. Задачамитеории и методики экологического образования детей как науки являются: 1. формирование целостных педагогических знаний о сущности современных концепций и технологий экологического образования детей; 2. формирование у студентов умений проектировать, конструировать и диагностировать процесс экологического образования дошкольников; 3. содействие развитию у студентов исследовательской активности, профессиональной направленности при овладении психолого-педагогическими основами разработки и реализации технологии экологического образования дошкольников; 4. формирование натуралистических умений и навыков; 5. развитие творчества студентов в решении педагогических задач экологического образования дошкольников; 6. развитие наблюдательности, интереса природе, желания изучать ее, грамотно с ней обращаться. Методамиисследования теории и методики экологического образования детей как науки являются: наблюдение за детьми, беседа, опрос, создание педагогических ситуаций и анализ поведения ребенка в ней, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование воспитателей, анализ тематических планов воспитателей, анкетирование родителей, анализ экологической развивающей предметной среды дошкольного учреждения, педагогический эксперимент. 2. Понятие и предмет методики экологического образования. Методика ЭО- наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогического процесса с детьми дошк. Возр., ориентированный на формирование основ экологич. Культуры и навыков взаимодействия с природой. Предметом ЭОявляется изучение закономерности воспитания, обучения и развития детей средствами природы, формирования воспитания ценностного отношения к природе. Задачи ЭО1. Познакомить детей с основами гармоничного взаимодействия с миром природы. 2 Научить детей общению с миром природы.3. Воспитать потребность в общении с природными объектами.4. Сформиров. Навыки познания природы через организацию различных видов деятельности.5. Сформировать отношение к природным объектам без вреда или ущерба.6.Воспитывать потребность в активной природо-охранной деят-ти. Фридрих Фребель,представитель буржуазной педагогики первой половины XIX века. Он создал свою оригинальную педагогическую систему общественного дошкольного воспитания. Основные идеи Ф.Фребеля: - не представлял себе жизни ребенка без тесной связи с природой, считал ее важным средством всестороннего воспитания детей; - по его мнению, постоянные наблюдения, изучение явлений живой и неживой природы развивают у дошкольников наблюдательность, совершенствуют их чувственное восприятие мира, учат думать; - уход за растениями и животными Ф.Фребель рассматривал как важный источник знаний и опыта, как действенное средство нравственного воспитания, рекомендовал создавать в детском саду участки. 7. Методика проведения итоговой беседы. Беседы имеют большое воспитательное значение. Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов. Беседа относится к словесным методам обучения (также как рассказ педагога и чтение художественной литературы). Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени. В зависимости от дидактических целей, беседы делят на следующие виды: – вводные (или предварительные);– эвристические;– итоговые. Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со средней группы. Она требует большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений, их расширению, углублению. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей на основе выделения существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами и явлениями природы. Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе. Иллюстративно-наглядного материала не следует подбирать много. Цель его использования – оживить впечатления детей, помочь им припомнить известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа. Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о природе. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на сопоставление фактов, явлений, выделение их особенностей, общих признаков, связей и отношений. В ходе такой итоговой беседы задаются различные вопросы – репродуктивные, поисковые, обобщающие. Используется сравнение по признакам различия и сходства, опора на опыт детей. Наглядным материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству своих суждений. 8. Методика проведения опыта.Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Виды опытов: 1. Опыты с предметами неживой природы. Цель: уточнение, расширение и закрепление знаний о физических свойствах и качествах предметов природы. 2. Опыты с растениям. Цель: уточнение, расширение и закрепление знаний о потребностях растений в факторах среды (влаге, свете, тепле и почвенном питании). 3. Опыты с животными. Цель: выявление функций органов чувств животных. . Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу, и т.д.). Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Например, проводя опыт на выявление необходимости света для роста растений, воспитатель выбирает два одинаковых растения, осуществляет за ними одинаковый уход, но одно растение помещает в темное место, а другое – в светлое. При обсуждении результатов опыта он подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям. Фиксация опыта. Во время опыта воспитатель поддерживает интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это в то же время помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений 9. Содержание знаний детей о природе: живая и неживая природа. В содержание опытов с предметами неживой природы входят опыты на выявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, воды и др. Например: опыты, направленные на установление зависимости от температуры воздуха состояния воды (жидкой, твердой и газообразной). В содержание опытов с растениями входят опыты на выявление зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла и почвы. Например: как будут развиваться одинаковые растения, если одно из них поливать, а другое нет. Здесь, главное условие заключается в том, чтобы не допустить гибель объекта природы. Как только будут видны первые признаки растения (бледность, вялость листьев, опадание) необходимо опыт прекратить и создать благоприятные условия для развития растения.В содержание опытов с животными входят опыты на выявление действия органов чувств. Например: опыт, направленный на определение обоняния и слуха у кошки и щенка, на предпочтение в еде у некоторых животных. 11. Знания о труде взрослых в природе. Воспитатель рассказывает детям о способах выращивания растений и ухода за животными, об охране природы и использовании ее человеком. Ребята узнают об условиях, необходимых для роста и развития растений, о способах обработки почвы, о том, как производятся посев, посадка, прополка, подкормка и т. д. хлебных, овощных и других культур. 10. Беседа как метод ознакомления детей с природой. Значение. Виды бесед.В процессе экологического образования беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями: – для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией, проведением опыта и т.д.); – для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе. В зависимости от дидактических целей, беседы о природе принято делить на следующие виды: – вводные (или предварительные); – эвристические; – итоговые. Вводная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее. Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства. Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Ее содержание разнообразно. Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и т.д. 26. Опыты, их значение в ознакомлении дошкольников с природой. Виды опытов, их содержание. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняя их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты имеют большое значение для, осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В средней и младшей группах воспитатель использует отдельные поисковые действия. Опыт должен всегда строится на основе имеющихся наблюдений и труда в природе. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками. При обсуждении результатов опыта воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям, т.е. происходит стимулирование умственной деятельности детей. Виды опытов: 1. Опыты с предметами неживой природы. Цель: уточнение, расширение и закрепление знаний о физических свойствах и качествах предметов природы. 2. Опыты с растениям. Цель: уточнение, расширение и закрепление знаний о потребностях растений в факторах среды (влаге, свете, тепле и почвенном питании). 3. Опыты с животными. Цель: выявление функций органов чувств животных. В содержание опытов с предметами неживой природы входят опыты на выявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, воды и др. Например: опыты, направленные на установление зависимости от температуры воздуха состояния воды (жидкой, твердой и газообразной). В содержание опытов с растениями входят опыты на выявление зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла и почвы. Например: как будут развиваться одинаковые растения, если одно из них поливать, а другое нет. Здесь, главное условие заключается в том, чтобы не допустить гибель объекта природы. Как только будут видны первые признаки растения (бледность, вялость листьев, опадание) необходимо опыт прекратить и создать благоприятные условия для развития растения. В содержание опытов с животными входят опыты на выявление действия органов чувств. Например: опыт, направленный на определение обоняния и слуха у кошки и щенка, на предпочтение в еде у некоторых животных. 24. Игра, виды игр, их значение в ознакомлении дошкольников с природой.В экологическом образовании дошкольников широко используются разнообразные игры. Применяются две группы игр: 1. игры с готовым содержанием и правилами; 2. творческие игры. Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр используют дидактические и подвижные игры. Дидактические игры – это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них знания о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т.д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Растения», «Подбери листок» и т.д.). Словесные игры –проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», и т.д. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т.д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания. Получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Творческие игры природоведческого содержания. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Воспитатель должен приглядываться к творческим играм детей, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены ими, какие следует уточнить, расширить. Строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т.д. Игр с природным материалом |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 270. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |