Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие педагогики и этапы ее развитияСтр 1 из 39Следующая ⇒
Коллектив Авторов Шпаргалка по педагогике (для педагогов)
Аннотация
Все выучить – жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая шпора, написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по педагогике, а остальное – дело техники. Ни пуха, ни пера!
Оглавление: Понятие педагогики и этапы ее развития. Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Структура педагогики и ее связь с другими науками. Основные категории педагогики. Понятие методологии в педагогической науке. Методологическая культура педагога. Методы педагогических исследований. Понятие цели воспитания. Закономерности воспитания. Условия развития личности. Взаимосвязь развития и воспитания. Влияние среды на развитие личности. Педагогический процесс как система. Закономерности и этапы педагогического процесса. Педагогические цели. Педагогические технологии. Сущность и направленность педагогических инноваций. Инновационные учебные заведения. Педагогические системы. Оптимизация педагогической системы. Функции педагога. Требования к учителю. Профессиональный потенциал педагога. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства. Педагогическая квалиметрия и аттестация учителей. Общее понятие о дидактике. Основные категории дидактики. Основные дидактические концепции. Сущность процесса обучения. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения. Характеристика принципов обучения. Закономерности обучения, их классификация. Влияние факторов обучения на продуктивность дидактического процесса. Мотивы как главные движущие силы дидактического процесса. Понятие содержания образования и принципы его формирования. Теории организации содержания образования. Государственный стандарт. Учебные планы. Характеристика учебных программ. Учебники и учебные пособия. Понятие и сущность метода и приема обучения. Классификация методов обучения. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лер-нер, М. Н. Скаткин). Словесные методы обучения. Наглядные и практические методы обучения. Выбор методов обучения. Понятие о средствах обучения, их классификация. Оборудование учебного кабинета. Технические средства обучения. Развивающее обучение. Проблемное обучение. Программированное и компьютерное обучение. Модульное обучение. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Классно-урочная система обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку. Типология и структура уроков. Подготовка урока. Вспомогательные формы обучения. Организация учебной деятельности учащихся на уроке. Сущность контроля обучения как дидактического понятия. Методы и формы контроля. Тестирование достижений и развития. Оценка знаний учащихся. Неуспеваемость учащихся. Понятия "воспитание", "самовоспитание", "перевоспитание". Принципы воспитания. Гуманистическая педагогика. Методы воспитания и методы педагогического воздействия. Средства воспитательного процесса. Формы воспитания. Направления воспитательной работы. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие. Межличностные отношения в коллективе. Структура и этапы формирования учебного коллектива. Современные зарубежные педагогические концепции. Цели воспитания в зарубежной педагогике. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества. Правовые основы семейного воспитания. Семейное воспитание: принципы и содержание. Типы неправильного воспитания. Воспитательный потенциал семьи. Нарушения поведения ребенка в семье Формы зависимого поведения ребенка. Показатели родительского поведения. Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащими их родителями. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся. Система общего образования в России. Вопросы теории управления школой.
Понятие педагогики и этапы ее развития
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение». В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. Источники развития педагогики: – многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; – философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; – текущая мировая и отечественная практика воспитания; – данные специально организованных педагогических исследований; – опыт педагогов-новаторов. Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога. Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат. Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень. Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли. Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»). Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике. Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся. Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский. В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий. Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920-1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания. Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы. Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 190. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |