Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИСтр 1 из 44Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 3. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КИЕВСКАЯ РУСЬ 4. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В X – НАЧАЛЕ XII в 5. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ 7. МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО И ЕГО РОЛЬ В ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА 8. НЕМЕЦКО-ШВЕДСКАЯ АГРЕССИЯ В XII в 9. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII–XIV вв 10. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 11. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. ПРИЧИНЫ ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ 12. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ. ИВАН III И ВАСИЛИЙ III – СОБИРАТЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ (1462–1530) 13. КУЛЬТУРА РУСИ XIV–XV вв 14. ИВАН IV И ОСНОВНЫЕ ПРОВОДИМЫЕ ИМ РЕФОРМЫ 15. ОПРИЧНИНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА 16. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVI в 17. ПРАВЛЕНИЕ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА. ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СТРАНЕ. БОРИС ГОДУНОВ 18. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА И. БОЛОТНИКОВА 19. БОРЬБА ЗА СОХРАНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1609–1612 гг. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ЗЕМСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ 20. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г 21. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ПАТРИАРХ НИКОН 22. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ С. РАЗИНА 23. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII в 24. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I И ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 25. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I И ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 26. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ 27. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I 28. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПРЕЕМНИКОВ ПЕТРА I 29. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ II 30. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в 31. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1773–1775 гг 32. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II 33. КУЛЬТУРА РОССИИ В XVIII в 34. ЭКОНОМИКА РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX в. НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА 35. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. ПРОЕКТЫ ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ М.М.СПЕРАНСКОГО 36. ПРИЧИНЫ, ХАРАКТЕР И ПЕРИОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г 37. ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 38. ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ С.С. УВАРОВА. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО 39. В.Г. БЕЛИНСКИЙ, А.И. ГЕРЦЕН, Н.П. ОГАРЕВ. ТЕОРИЯ ОБЩИННОГО СОЦИАЛИЗМА 40. ЦАРСТВОВАНИЕ НИКОЛАЯ I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ 41. КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в 42. ПРЕДПОСЫЛКИ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 г., ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА 43. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. И ИХ ЗНАЧЕНИЕ 44. РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В 70-80-е гг. XIX в 45. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ 46. РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III. КОНТРРЕФОРМЫ 1890-х гг 47. КУЛЬТУРА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX И XX вв 48. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в 49. РЕВОЛЮЦИЯ 1905–1907 гг., ПРИЧИНЫ, ЗАДАЧИ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 50. СТОЛЫПИНСКИЕ РЕФОРМЫ 1906–1911 гг 51. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 1914–1918 гг 52. ФЕВРАЛЬСКАЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ДВОЕВЛАСТИЕ 53. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г., ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ВЛАСТИ 54. ПРИЧИНЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ В РОССИИ 1918–1921 гг 55. ОСНОВНЫЕ ФРОНТЫ И ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ГРАЖсДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ 1918–1921 гг 56. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РОССИИ.СОЗДАНИЕ СССР 57. ВНУТРИПАРТИЙНАЯ БОРЬБА В РОССИИ В 1917–1920 гг 58. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ГОДЫ НЭПА 59. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 20-е гг. XX в 60. ЗАДАЧИ И ТРУДНОСТИ ФОРСИРОВАННОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ 61. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ 62. КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ 63. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА. МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ 64. ФОРМИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА 65. ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ ПЯТИЛЕТКИ – ПЛАНЫ И НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 66. БОРЬБА С ИНАКОМЫСЛИЕМ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СССР 67. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 68. НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 69. КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 70. ОСВОБОЖДЕНИЕ НАРОДОВ ЕВРОПЫ ОТ ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ 71. СОЮЗНИКИ СССР. ОБРАЗОВАНИЕ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ 72. ПАРТИЗАНСКАЯ И ПОДПОЛЬНАЯ БОРЬБА СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В ТЫЛУ ВРАГА 73. ТЫЛ В ГОДЫ ВОЙНЫ, ПЕРЕВОД ЭКОНОМИКИ НА ВОЕННЫЕ РЕЛЬСЫ 74. ЦЕНА ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 75. ИТОГИ И УРОКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН 76. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 77. НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ. «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС» 78. РАЗВЕРТЫВАНИЕ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТРАНЕ. СМЕРТЬ СТАЛИНА 79. КУРС НА ЛИКВИДАЦИЮ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА. Н.С. ХРУЩЕВ 80. «ОТТЕПЕЛЬ» 81. КОСЫГИНСКИЕ РЕФОРМЫ 60-х гг 82. ЗАСТОЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СССР, ИХ СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ (1970–1985 гг.) 83. ПАДЕНИЕ АВТОРИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ПАРТИЙНОЙ ВЛАСТИ. ДИССИДЕНТСТВО. А.Д. САХАРОВ, А.И. СОЛЖЕНИЦЫН 84. НАЧАЛО ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР. М.С. ГОРБАЧЕВ 85. ОБРАЗОВАНИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 86. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ 87. СОБЫТИЯ АВГУСТА 1991. Б.Н. ЕЛЬЦИН. ОБРАЗОВАНИЕ СНГ 88. КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ в 90-е гг. XX в 89. РОССИЯ НА ПУТЯХ СУВЕРЕННОГО РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЕ XXI в 90. РОССИЯ И МИР НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ История – это наука, которая изучает прошлое человека и человеческого общества во всем многообразии. История как способ самопознания страны, человека существовала с древних времен. Без знания прошлого нельзя понять настоящее и в какой-то мере предсказать будущее. Все наши сегодняшние проблемы, как правило, имеют корни в более отдаленных временах. Исторические источники: 1) устные предания, легенды, в которых вымысел переплетается с реальными фактами; 2) письменные документы. Самые древние – глиняные таблички с клинописью, древнеегипетские иероглифы. К письменным источникам относятся также летописи, судебники, договоры, литературные и публицистические памятники и др.; 3) археологические находки; 4) архитектурные сооружения. Один из главных принципов, нарушение которого при изучении истории может привести к ее искажению, – историзм. Это означает, что создание научной концепции, догадки и предположения должны быть исторически выверенными и исторически обусловленными. Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества. Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы: 1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития; 2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей; 3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни; 4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных. Историю нашего Отечества невозможно понять вне связи с мировыми историческими процессами, с развитием мирового сообщества. Историки рассматривают историю России во взаимосвязи с мировыми общественными процессами. Современная историческая наука, стремясь к многостороннему, объемному изображению исторических событий и процессов, не может достигнуть какой-то окончательной истины. Это связано с тем, что со временем появляются новые факты, открываются новые источники. Каждое новое поколение задает свои вопросы истории в поисках решения сегодняшних проблем. История несет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренчески-воспитывающую функции. Она способствует нравственному развитию человеческой личности, формированию культуры, гражданственности, патриотизма и интернационализма, сохранению, упрочению общечеловеческих ценностей.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |