Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Помощь адвоката-защитника в снятии отрицательных состояний у подзащитного
Итак, подзащитный находится в трудной ситуации. Есть ли из нее выход? Если есть, то каков? Каким образом можно оказать помощь подзащитному? Здесь необходимо отметить, что процесс общения между защитником и подзащитным не всегда складывается гладко и проходит через ряд трудностей, которые преодолимы при соблюдении некоторых условий. Одним из основных препятствий для достижения взаимного согласия между защитником и подзащитным и выработки ими правильной позиции является барьер в общении. Следует иметь в виду, что процесс общения зачастую складывается непросто и в обычной ситуации, в том случае, когда стороны между собой не конфликтуют. Если же речь идет о следственной ситуации, то здесь проблема барьера в общении ощущается особенно остро. Барьер может возникнуть с момента первой встречи, в результате во взаимоотношениях защитника и подзащитного будет ощущаться психологическая напряженность, скованность. Для преодоления барьера в общении защитника и подзащитного можно предложить следующие рекомендации.
Для защитника условия формирования психологического контакта с подзащитным характеризуются эмоциональной насыщенностью, динамичностью, высоким уровнем неопределенности и принудительным характером общения. "Поэтому такие элементы, как "эмоциональное доверие", "согласованность действий" и "готовность к общению" присутствуют в содержании психологического контакта лишь тогда, когда цели подзащитного и защитника совпадают. Их можно считать промежуточным результатом деятельности защитника по формированию контакта. Психологический контакт, включающий в себя названные элементы, можно считать идеальной формой отношений защитника и подзащитного. Защитник должен стремиться к созданию именно такой формы психологического контакта". Однако в реальности установление защитником психологического контакта с подзащитным не такое простое дело. Оно требует от адвоката терпения, настойчивости, психологического мастерства. Практика показывает, что во взаимоотношениях с другими люди нередко руководствуются лишь симпатиями и антипатиями, которые первоначально могут возникнуть на основе реальных фактов, но впоследствии будут определять все дальнейшие отношения. В момент встречи отношение подзащитного к защитнику определяется больше чувствами, чем разумом. Поэтому для первой встречи необходимо подготовить первую фразу, первые действия, которые могут, вызвать положительные эмоции подзащитного. В связи с этим можно проявить доброжелательность, поинтересоваться состоянием здоровья подзащитного. Первое впечатление о защитнике часто имеет решающее значение. Например, если подзащитный оценил защитника негативно ("Он мне сразу не понравился..."), то эта оценка будет определять его последующее общение с защитником. Первая встреча еще не омрачена обидами и неприязнью, поэтому и защитник, и подзащитный надеются на положительный результат общения: защитник рассчитывает получить от подзащитного правдивые показания о расследуемом преступлении, а подзащитный делает ставку на то, что "выберется" из этого дела с минимальными потерями. Первое впечатление - это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него входят те или иные особенности облика и поведения человека. Практика показывает, что подзащитный нередко хочет понравиться защитнику, для чего демонстрирует свои положительные качества, рассказывает о своих достоинствах. Если возникает такое направление в беседе, то его целесообразно поддержать. Интерес к собственной личности, к своим достоинствам универсален, поэтому беседа на данную тему практически всегда вызывает положительную реакцию подзащитного и является платформой для формирования контактных отношений. Психологический контакт между защитником и подзащитным - это полифункциональное межличностное согласованное деловое взаимодействие, основанное на доверии и обеспечивающее получение обоими информации по делу с соблюдением процессуальных норм и законных средств защиты. Установление контакта не всегда является выполнением заранее разработанных психологических рекомендаций, выработанных эмпирическим путем адвокатской практикой, а представляет собой результат анализа личности подзащитного адвокатом и выбора таких психологических проб, которые представляются наиболее эффективными в данном конкретном случае. Итак, отношения между защитником и подзащитным только тогда могут привести к полному контакту, если они будут основываться на доверии. Достижению этой цели во многом способствуют нормы уголовно-процессуального закона. Так, ст. 72 У ПК охраняет профессиональную тайну адвоката-защитника. Она гласит, что защитник не может допрашиваться в качестве свидетеля по тем обстоятельствам дела, которые стали ему известны в связи с выполнением своих обязанностей. Это положение закона создает полную возможность хранить адвокатскую тайну, обеспечивает правильные взаимоотношения между защитником и подзащитным, создает психологические гарантии доверия. Это чрезвычайно важно, ибо без полного доверия подзащитного к адвокату не может быть подлинной защиты. Созданию атмосферы доверия также в значительной степени способствует норма, закрепленная в ч. 1 ст. 202 УПК, предусматривающая право защитника иметь свидание с подзащитным наедине. Это создает для обоих участников реальную гарантию доверительного общения, возможность познать друг друга, откровенно и спокойно побеседовать по существу интересующего их дела, тщательно проанализировать имеющиеся доказательства, разработать соответствующую тактику защиты. Выше отмечалось, что одной из целей установления психологического контакта защитника с подзащитным, находящимся в трудной ситуации (испытывающим стресс и фрустрацию), является оказание ему адвокатом психологической помощи. В какой конкретно помощи защитника нуждается подзащитный? Последнему необходимо преодолеть состояние страха, растерянности, агрессивности, в целом - состояние психической дезорганизованности. Для преодоления упомянутых отрицательных состояний защитнику необходимо:
Следует помнить, что защитник должен быть при этом искренним с подзащитным. Умелое определение способа выхода из трудной для подзащитного ситуации, проявление тактичности, чуткости, человечности - первоочередные меры по оказанию помощи подзащитному. На главную Учебные материалы Учебные пособия
Г.Г.Шиханцев |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 222. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |