Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие юридической психологии в зарубежных странах
Развитие юридической психологии в странах Западной Европы первоначально осуществлялось как развитие судебной и криминальной психологии. Первые работы об использовании психологических познаний в уголовном судопроизводстве стали появляться в Германии в конце XVIII в. Перечень важнейших работ по применению психологии в уголовном судопроизводстве в Западной Европе привел А. Р. Ратинов в книге "Судебная психология для следователей" (М. 1967). В 1792 г. появились работы немецких ученых К. Экартсгаузена "О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений" и И. Шауманна "Мысли о криминальной психологии", в которых была сделана попытка психологического рассмотрения некоторых уголовно-правовых понятий, а также личности преступника. В 1808 г. вышла работа И. Гофбауэра "Психология в ее основных применениях к судебной жизни", а в 1835г. - работа И. Фредрейха "Систематическое руководство по судебной психологии", в которых также рассматривались психологические аспекты личности преступника, уголовного судопроизводства, делалась попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений. Во второй половине XIX в. под влиянием бурного развития общей и особенно экспериментальной (измерительной) психологии стала развиваться довольно интенсивно криминальная психология. Заметную роль в этом сыграли труды итальянского тюремного психиатра Ч. Ломброзо, создателя биопсихологического направления в изучении личности преступника. В своей теории "врожденного преступника", который в силу своих атавистических черт не может быть исправлен, Ч. Ломброзо исходил из того, что преступное поведение является разновидностью психопатологии. Такая трактовка преступного поведения привела к тому, что криминальная психология на долгие годы тесно связала себя с судебной психиатрией и стала ее вторым наименованием. В начале XX в. предмет криминальной психологии получил свое окончательное оформление в капитальном труде Г. Гросса "Криминальная психология" (1905 г.), а также в обширных исследованиях П. Кауфмана "Психология преступности" (1912 г.) и Ф. Вульфена "Психология преступника" (1926 г.). Вторым направлением развития судебной психологии явилась разработка проблемы свидетельских показаний, которые в конце XIX в. подверглись экспериментально-психологическому исследованию. Такие исследования проводились в Германии (Штерн, Липпман, Лист), во Франции (Бине, Клапаред). Результаты этих исследований регулярно публиковались в издаваемом Штерном журнале "Доклады по психологии показаний" (Лейпциг, 1903- 1906 гг.). Третьим направлением работ по судебной психологии явилась разработка методов психологической диагностики ("причастности"), т. е. психологических методов установления виновности подозреваемого и обвиняемого. В качестве такого диагностического метода использовался уже упоминавшийся в предыдущей главе ассоциативный эксперимент. Метод этот состоит в том, что испытуемому предлагается какое-нибудь слово, на которое он должен ответить первым словом, пришедшим ему в голову. Эта как будто легкая задача на самом деле оказывается не такой простой. В обычных условиях испытуемый легко отвечает первым словом на предложенное ему. Ситуация резко меняется, когда он должен отреагировать на слово, вызывающее у него эмоциональное, аффективное воспоминание. Преступление, особенно тяжкое, у лиц, впервые совершивших его, всегда связано с сильным эмоциональным переживанием. Поэтому если испытуемому, подозреваемому в совершении преступления, называют слово, имеющее отношение к преступлению, то оно вызовет у него заметную эмоциональную реакцию, в результате чего у испытуемого ассоциативный процесс сильно тормозится или в целом затрудняется. Это выражается в том, что значительно удлиняется время реакции или испытуемый реагирует необычным словом, ничем не связанным со словом-стимулом (иногда просто повторяет слово-стимул). Психологи совместно с юристами разработали новый вид допроса, при котором для обвиняемого, отрицающего вину, составляется определенный список слов, ряд которых должен ассоциироваться с обстоятельствами совершения преступления. Психолог с секундомером в руках через равные промежутки времени зачитывает слова. Как происходит такой допрос, рассказал Карел Чапек в своей новелле "Эксперимент профессора Роусса". К профессору приводят некоего Суханека, который уже неделю находится под арестом по подозрению в убийстве владельца такси Йозефа Чепелки. Машина исчезнувшего Чепелки найдена в сарае Суханека, а на рулевом колесе и под сиденьем шофера обнаружены пятна крови. Арестованный все отрицает и даже на слова профессора начинает отвечать только после угроз начальника полиции. "- Стакан, - повторил профессор Роусс. - Пиво, - проворчал Суханек. - Вот это другое дело, - сказала знаменитость. - Теперь отлично. Суханек подозрительно покосился на него. Не ловушка ли вся эта затея? - Улица, - продолжал профессор. - Телеги, - нехотя отозвался Суханек. - Надо побыстрей. Домик. - Поле. - Токарный станок. - Латунь. - Очень хорошо. Суханек, видимо, уже не имел ничего против такой игры. - Мамаша. - Тетка. - Собака. - Конура. - Солдат. - Артиллерист. Перекличка становилась все быстрее. Суханека это забавляло. Похоже на игру в карты, и о чем только не вспомнишь! - Дорога, - бросил ему Ч. Д. Роусс в стремительном темпе. - Шоссе. - Прага. - Бероун. - Спрятать. - Зарыть. - Чистка. - Пятна. - Тряпка. - Мешок. - Лопата. -Сад. - Яма. - Забор. - Труп. Молчание. - Труп! - настойчиво повторил профессор. - Вы зарыли его под забором. Так? - Ничего подобного я не говорил! - воскликнул Суханек. - Вы зарыли его под забором у себя в саду, - решительно повторил Роусс. - Вы убили Чепелку по дороге в Бероун и вытерли кровь в машине мешком. Куда вы дели этот мешок?'". Роусс оказался прав. Труп Чепелки, обернутый в окровавленный мешок, был зарыт под забором в саду у Суханека. Метод ассоциативного эксперимента, распространенный в начале XX в., явился в определенной степени прообразом современного лай-детектора (определителя лжи), или полиграфа, прибора, нашедшего самое широкое применение в следственной и судебной практике в современных западных странах и особенно в США. В целом проблема допроса оказалась наиболее разработанным разделом зарубежной судебной психологии. Данные экспериментальных исследований в области психологии свидетельских показаний послужили основой применения в судебном процессе психологической экспертизы, что явилось четвертым направлением развития зарубежной судебной психологии. В рамках этого направления появились такие работы, как "Психология юных свидетелей по делам о половых преступлениях" Л. Штерна (1926 г.), "Психолог как эксперт в уголовных и гражданских делах" К. Марбе (1926 г.). Некоторые судебные психологи того времени (Штерн, Марбе, Клапаред) сами выступали в суде в качестве экспертов. Пятым направлением развития судебной психологии явилось выделение из прикладной психологии психологии труда ("психотехники") - раздела, посвященного психологическому изучению следственно-судебной деятельности как профессии, разработке профессиограмм следователя, судьи и на этой основе рекомендаций по подбору и обучению следственно-судебных кадров, научной организации их работы. Наибольшую известность в этой области получила трехтомная работа Г. Мюнстерберга "Основы психотехники" (1914 г.), специальный раздел которой посвящен применению психологии в праве. В 50 - 60-е гг. XX в. вновь возрос интерес к проблемам юридической психологии. В это время появляются такие фундаментальные исследования, как "Психология и преступность" Р. Луважа (1956 г.), "Правовая и криминальная психология" Г. Тоха (1961 г.), "Криминальная психология" О. Абрахамсона (1961 г.), "Психология для работников следственных, судебных и исправительных органов" Г. Дудича (1955 г.) и др. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 273. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |