Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Природа как объект естественнонаучного и философского познания.




Проблема взаимодействия общества и природы является одной из глобальных проблем современности. Понятие «природа» употребляется в широком и узком смысле слова. В широком это эквивалентно понятию Вселенная, универсум, бытие. В узком – это естественная среда, окружающая человека, и она задает рамки для человеческой активности.

В истории можно выделить 3 основные модели взаимодействия человека и природы: 1 – мифологическая модель (господство природы над человеком); 2 – научно-технологическая (стремление человека властвовать над природой); 3 – философско-гуманистическая (гармония человека и природы).

1: активность человека направлена не на внешний мир, а на внутренний. Возможности внутреннего совершенствования безграничны, и это связано с тем, что в космосе силы хаоса до конца не преодолимы. Согласно древним грекам, человек должен не преобразовывать природу, а верно следовать ей. Высшим выражением гармонии человека и природы выступала красота, она была символом разумности бытия. Природа выступает объектом созерцания, эталоном для развития духа, а уж потом – полем приложения творческих сил.однако Древняя Греция подготовила вторую модель – прагматическую, чем вызвала развитие понятийного, логического мышления. Эту же модель развивало и Средневековье: человек должен был подняться над природой и устремиться к Богу. Согласно теоцентризму, человек вправе использовать природу по своему усмотрению. В монастырских хозяйствах поощрялось изобретение технических устройств для того, чтобы освободить время для молитв. Потребность познания природы стимулировалась священным писанием, т.к., изучая природу, человек должен был расшифровать тот смысл, который Бог вложил в мир.

2: эта модель формируется в эпоху Возрождения. Отношение к природе меняется, человек стремится подчинить себе природу, он объявляет себя земным богом, который должен господствовать над природой и преобразовать ее в соответствии со своими потребностями. Религиозный идеал смирения сменяется идеалом творческой активности, через который утверждается ценность индивидуального бытия, достоинство личности и свободы, творческое проявление духа. Стремление сделать человека владыкой природы подстегнуло развитие науки. Но цели познания меняются: вскрываются не божественные замыслы, а открываются законы, реальные связи для установления господства над природой. В результате природа утрачивает свою священность и становится объектом насилия, эксплуатации.

3: эта модель призвана преодолеть последствия второй модели. Она строится на основе диалогической культуры, исходя из равнозначности человека и природы. Поэтому надо стремиться к гармонии между человеком и природой, к совместному развитию биосферы и общества в направлении оптимального соотношения. Прежнюю ориентацию на приспособление среды к своим потребностям надо сменить на новую: нужно изменить себя, свои потребности сообразно с новыми возможностями природы. В рамках этой модели очень актуальна идея ноосферы Вернадского, который разработал учение о переходе биосферы в ноосферу. Он рассматривал жизнь как важнейшую геологическую силу, а науку как движущую силу создания ноосферы.

Философские                концепции современного естествознания.

Особая роль в современном естествознания принадлежит концепции глобального эволюционизма, в развитие которого внесли свой вклад много различных естественных наук, но особое место принадлежит: теории биологической эволюции, теории нестационарной Вселенной, синергетике.

Глобальный эволюционизм позволяет: выстроить новую картину мира; рассмотреть во взаимосвязи неорганическую, живую и социальную материю; установить существование единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума;рассмотреть человека как объект космической эволюции, закономерно возникающий на определенном этапе развития.

Согласно концепции глобального эволюционизма общая картина природы показывает реальную возможность рассмотреть все многообразие процессов в метагалактике в аспекте концепции самоорганизации. В системе наук физика занимает особое место, является лидером современного естествознания.

Понятие самоорганизации появляется в 70-е гг. XX ст. Синергетика возникла на стыке химии, физики, биологии, кибернетики. Среди различных подходов к описанию процессов самоорганизации выделяют:– Российскую школу нелинейной динамики (С.П. Курдюмов);– Бельгийскую школу диссипативных процессов (И. Пригожин);– Немецкую школу лазерной физики (Г. Хакен).

Особенность синергетической системы состоит в том, что малые изменения начальных условий возрастают до макроскопического уровня. На этом пути возникают неустойчивости, приводящие к бифуркациям, т.е. к резким качественным изменениям состояния системы. Эти изменения имеют характер фазовых переходов. В синергетической системе реализуется самоорганизация в пространстве и времени. Соответствующие явления наблюдаются на всевозможных уровнях строения, начиная с Вселенной в целом, и кончая частицей вируса.

Главное место в изучении процесса соотношения общества и природы принадлежит геологии. Современная геологическая наука решает следующие проблемы: снабжение общества горючими ископаемыми, строительным материалом, различными полезными ископаемыми, решение инженерных вопросов и т.д. Особое место занимают проблемы, связанные с охраной и преобразованием природы.

Огромное теоретическое и мировоззренческое значение имело становление классической генетики. В ходе оформления этой области знаний были открыты законы наследственности и выявлены механизмы генетической изменчивости. Генетика открыла новые возможности для теоретической интерпретации взаимодействия организма и среды, для понимания единства жизни.Определение роли ДНК как носителя генетической информации и открытие ее структуры привело к формированию молекулярной биологии. На основе идей молекулярной биологии оказалось возможным раскрыть инвариантность и универсальность наиболее общих законов биосистем на молекулярном уровне.

Одна из тенденций в развитии биологии выражается в резком возрастании ее практического значения, которое осуществляется через взаимодействие с техническим знанием, технологией, техникой. Это ведет к становлению биотехнологии. Биология уже не только изучает, но и влияет на мир живого. Считается, что биотехнология вступила в новый – «биоинженерный» – этап своего развития. На основе биотехнологии оказывается возможным достижение широкого круга практических целей:– резкое повышение продуктивности с/х растений и животных;– производство в необходимых размерах ряда биогенных веществ и препаратов;– разработка энерго- и ресурсосберегающих технологий; – решение комплекса медицинских проблем и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...