Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.




В отличие от своих предшественников, которые делали предметом исследования объект, т.е. природу, Кант сделал предметом философии познание субъекта. Кант говорил, что совершил «коперниканский переворот» в философии. Главным предметом философии, по Канту, является человек, «ибо он для себя есть своя последняя цель».По Канту, философия есть форма критики, а именно – выяснения границ рассудка, воли и способности суждения. Основные идеи отражены в трех работах этого периода: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

н считает, что духовные интересы человека выражаются следующими вопросами: 1) Что я могу знать? (метафизика, то есть философия); 2) Что я должен делать? (мораль); 3) На что я могу надеяться? (религия); 4) Что такое человек? (антропология). Эти 4 вопроса представляют собой «скелет» философской системы Канта.

Задача человека – «поднять культуру своей воли до самого чистого, добродетельного образа мысли, когда долг становится также мотивом поступков. Добродетели можно и должно учить». В отличие от предшественников, Кант считал, что не только на уровне разума, но и на уровне чувствительности мы достигаем единства, и на этом уровне возможны научные знания.

Идеи у Канта, в отличие от идей Платона – это представления о целях познания. Эти идеи регулируют процесс познания, побеждают познающего субъекта. По его мнению, познавательная способность задает принципы как себе, так и другим способностям.Познание человека начинается с ощущения, но с помощью ощущений человек познает лишь явления, а сущность вещей остается непознаваемой, т.к. мир бесконечен и всегда находится сущность более глубокого порядка. Поэтому вещи остаются «вещами-в-себе» и в процессе познания не становятся «вещами-для-нас». В этом состоит агностицизм Канта (учение, отрицающее познаваемость мира).

Гегель считал, что ф-я – есть эпоха, схваченная в мыслях. Задача ф-и – изучить мир как целое, во всех его многообразных связях и развитии.Гегель открыл три закона диалектики: 1) Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник, движущую силу развития.2) Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития.3) Закон отрицания отрицания, раскрывающий направление развития (развитие по спирали).

Гегель также развивал учение о единстве логики, диалектики и теории познания, создал систему диалектической логики.Гегель выдвинул тезис: «Все действительное разумно, все разумное – действительно». Этот тезис был связан с его идеей тождества бытия и мышления.

Согласно Фейербаху, философия есть наука действительности в ее подлинности и целостности, но воплощением действительности является природа. «Природа создала не только мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга».Основной вопрос философии – вопрос о соотношении тела и души человека.Материя предшествует духу, бессознательность – сознанию, бесцельность – цели, чувственность – разуму, страсть – воле.

В центре философии Фейербаха – человек, но как родовое понятие, т.е. человек абстрактный. «Человек – единственный универсальный и высший предмет философии».В загадке человека – загадка всех мировых проблем. Поэтому философия должна изучать человека, она должна стать антропологией (наукой о человеке).Фейербах развивал идеи о земном происхождении религии и считал, что религия – это выражение чувственной зависимости человека от земной действительности, религия – это бессознательное самосознание человека.

Человек у Фейербаха выступает как дитя природы, высшее существо, которое не только обладает способностью к познанию, но его интересует и любовь, жизнь, счастье, надежда. Самое надежное доказательство существования – любовь. Для Ф. важна полнота человеческой жизни, а чувственность для него – более фундаментальная основа для бытия, чем мышление. Под чувственностью имеется в виду не только органы чувств, но и познание сердцем. Ф. предлагал создать религию любви, с помощью которой любовь стала бы основополагающей в общественных отношениях.

Философия марксизма: диалектико-материалистическое понимание природы и истории.

Диалектика Гегеля и материализм Л. Фейербаха способствовали становлению диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Трудовая теория стоимости А. Смита и Д. Рикардо доказывали, что труд – источник всех богатств. На основе данной теории К. Маркс создал учение об определяющей роли материального производства в жизни общества и теорию прибавочной стоимости.

Соглашаясь с материальной позицией Фейербаха, Маркс считает, что физическая природа человека важна, но не она определяет сущность человека. Сущность человека задает совокупность общественных отношений (экономических, политических, правовых, религиозных и т.д.)

Марксизм – это система научных взглядов на объективные законы развития природы и общества, на революционное преобразование социальной действительности. Основные идеи марксизма таковы:

1. Связь теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).

2. Создание исторического материализма, согласно которому материальное производство определяет развитие общества, т.е. общественное бытие определяет общественное сознание. Труд – «обмен веществ с природой», основа развития человека и его сознания.

3. Изменение способа производства ведет к изменению общественно-экономической формации. Совокупность производственных отношений составляет экономический базис, на котором возвышается политическая и идеологическая надстройки.

4. Проблема отчуждения человека в процессе капиталистического производства.

5. Человек есть совокупность всех общественных отношений.

6. Техника – это «неорганическое тело человека».

7. «Марксизм – не догма, а руководство к действию».

Творцами истории являются народные массы. Личность в истории, ее роль, зависит от знания ею законов истории и способности довести эти знания до народных масс. В итоге история – это естественный и закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...