Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Деятельность Психолого - медико - педагогической комиссии (ПМПК).




Цель и задачи деятельности психолого-медико-педагогической консультации.

Цель и основные задачи пмпк

5. Цель ПМПК - организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.

6. Основными задачами ПМПК являются:

- своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;

- комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;

- определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;

- содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

- внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;

- формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

- своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

- консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

- содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.

III. Организация деятельности пмпк

7. Учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму учреждения.

Учредителем (учредителями) государственной ПМПК могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителями муниципальной ПМПК являются органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство учреждения.

9. Учредительными документами учреждения являются решение учредителя (договор между учредителями) о его создании, а также устав учреждения, утверждаемый учредителем (учредителями).

10. Передача государственных учреждений в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.

11. Отношения между учредителем (учредителями) и ПМПК определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают у ПМПК с момента ее государственной регистрации, а право на ведение диагностико-коррекционной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с момента выдачи ей лицензии соответствующими органами управления образованием и органами управления здравоохранением в рамках их компетенции.

13. ПМПК с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных организациях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

14. Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

15. На территории каждого субъекта Российской Федерации создается не менее одной государственной ПМПК. ПМПК муниципального уровня создаются при численности детского населения до десяти тысяч.

16. ПМПК субъектов Российской Федерации являются головными по отношению к ПМПК муниципального уровня. ПМПК муниципального уровня являются головными по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам (ПМПК) образовательных учреждений, имеющихся на данной территории.

17. Состав ПМПК всех уровней должен включать: педагога-психолога, специального психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, специалистов медицинского профиля (детского психиатра, детского невропатолога, оториноларинголога, офтальмолога), юриста, медицинского регистратора.

18. ПМПК может иметь базовые специальные (коррекционные) образовательные учреждения или классы, группы, закрепленные за ней в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для углубленного обследования детей, динамической дифференциальной диагностики, апробирования новых методик обследования и обучения и т.д.

19. Реорганизация и ликвидация ПМПК осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Деятельность Психолого - медико - педагогической комиссии (ПМПК).

План:

1. Цели, задачи ПМПК, состав специалистов.

2. Принципы ПМПК.

3. Функции ПМПК.

4. Направление в ПМПК. Условия приема и организация обследования ребенка в ПМПК.

На сегодня проблема ранней диагностики и профилактики нарушений в развитии стоит особенно остро, т.к. чем раньше родители с ребенком обратятся со своей проблемой в специальные службы, тем эффективнее будет оказанная им помощь.

Патронаж - вид помощи ребенку, родителям, педагогам в решении проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, становлением человека как личности.

Медико – социально - психолого - педагогический патронаж - мероприятия комплексной реабилитационной помощи, ориентированные на семью ребенка с отклонением в развитии, осуществляются в процессе согласованной работы специалистов (единство диагностики, поиска образовательного маршрута, разработки реабилитационных программ).

Этот патронаж осуществляется психолго- педагогическими и медико- социальными учреждениями и службами гос. образования и социальной защиты и др. негосударственных учреждений: общественные учреждения, ассоциации, благотворительные фонды.

Базовой основой патронажа является ПМПК, диагностические реабилитационные центры, социальные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

Система Медико - психолого – педагогической помощи формируется как часть системы специального образования, координирует свою деятельность с научно- методическими учреждениями, с учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения.

Таким образом, ПМПК оказывает большую помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии.

Психолого – медико – педагогические комиссии (консультации) создаются на:

- региональном уровне (главенствующая) и

- муниципальном уровне (городские , районные ПМПК) - консультации как подразделения образовательного учреждения и медико - социальной помощи или как центр диагностики и консультации.

- консилиумы на базе образовательного учреждения.

Цель ПМПК – определение на основании диагностики специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию интеграцию в социуме детей и подростков с отклонением в развитии.

Задачи ПМПК:

1) Разработка и осуществление медико – психолого – педагогической помощи населению с целью предупреждения отклонений в развитии.

2) Своевременное обследование ребенка раннего, дошкольного школьного возраста, выявление нарушений физического, интеллектуального, эмоционального развития с целью оказания коррекционной помощи.

3) Помощь в предупреждении отклонений в развитии.

4) Выявление готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, определение форм обучения, разработка индивидуальных рекомендаций по лечению, обучению, воспитанию.

5) Оказание консультативной помощи родителям, методической помощи педагогам.

При необходимости специалисты пересматривают ранее поставленные детям диагнозы (заключение ПМПК). От комиссии поступают предложения по дальнейшей организации специализированной помощи в регионе.

Состав специалистов:

- заведующая;

- социальный работник;

- психолог (со знанием клинической или специальной психологии);

- врач – психиатр;

- дефектологи(олигофренопедагог, логопед, на региональном уровне в ПМПК: тифлопедагог, сурдопедагог);

- методист;

- врачи (отоларинголог, ортопед, невропатолог);

- возможно участие воспитателей.

Отбор детей в специальные учреждения, комплектование групп в соответствии с возрастом, видом нарушения развития также осуществляется специалитсами ПМПК районного уровня и в учреждении.

При этом они руководствуются следующими принципами:

1) Отграничение детей с разными видами нарушений (д/с компенсирующего V вида (для детей с нарушениями речи)).

2) Дифференцированное обучение по степени тяжести отклонения (д/с для слепых и д/с для слабовидящих).

3) Возрастной принцип( в каждую группу зачисляются дети определенного возраста от 2 – 7 лет).

4) Целостный, комплексный подход к ребенку (взаимосвязь в работе всех специалистов, обследование всех сторон психической деятельности и личности). В спец. ДОУ работает врач, помогающий точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит лечение, следит за соблюдением режима.

5) Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.

6) Анализ динамики развития ребенка.

7) Использование в условиях ПМПК обучающего эксперимента с ориентацией на ЗБР ребенка, в форме игры и т.д.

8) Индивидуальная работа с ребенком, в малых группах, с родителями, в присутствии нескольких специалистов.

Функции ПМПК (направления деятельности):

1) Экспертно-диагностическая.

Обеспечивает высоко – профессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной помощи психолога, мед.работников, социального работника.

Соблюдается:

- достоверность диагностики;

- своевременность (ранняя диагностика, постановка вопросов о подозрении на наличие отклонений в развитии);

- комплексная, всесторонняя диагностика (учет медицинских, педагогических, психологических, социальных аспектов диагностики, что выявляется специалистами различных профилей);

- динамическая диагностика отклонений в развитии (анализ анамнестических и катамнестических данных, наблюдение за ребенком на разных возрастных этапах).

Так реализуется целостный подход к ребенку.

- Оформление заключения ( см. образец) и

- определение специальных образовательных потребностей детей в соответствии с возрастными особенностями развития, интересами, способностями, «социальной ситуацией развития»

- определение условий (тип, вид ОУ, программа), форм получения образования (фронтальная, индивидуальная; на дому, смешанное обучение),

- совмещение обучения и лечения с решением вопросов социальной защиты ребенка.

2) Информационная (формирование базы данных о детях с отклонениями, об учреждениях специального образования, здравоохранения, соц.защиты).

3) Аналитическая:

- планирование обследования;

- определение процедуры и условий обследования;

- обсуждение результатов обследования всеми специалистами.

4) Организационная (координация деятельности городских и районных ПМПК, контроль ПМПК разных уровней между собой, с другими учреждениями и т.д.

5) Методическая.

Осуществляется на трех уровнях системы ПМПК, где:

- единый пакет стандартизированных диагностических методик для обследования, но набор для каждого индивидуален (в соответствии с планом обследования).

- единые требования к формам документации и статистической отчетности по результатам обследования.

- единые требования к процедуре обследования.

- обязательное повышение квалификации на курсах для специалистов (не реже 1 раза в 5 лет).

6) Консультативная:

- консультации детей и подростков,

- консультации родителей, законных представителей ребенка, педагогов, медицинских и социальных работников.

7) Функция сопровождения (контроль эффективности рекомендаций ПМПК и динамики развития ребенка – через ПМП–е консилиумы образовательных учреждений и через родителей).

8) Просветительская (просвещение по вопросам в различных формах: лекции, тренинги, консультации и т.д., распространение печатной продукции для детей, населения в целом, специалистов, СМИ)

Обращение в ПМПК:

- родители и работники учреждений с согласия родителей.

Педагоги направляют родителей к психиатру, предоставляют психолого-педагогическую характеристику на ребенка, что поможет определить существующие трудности, особенности развития у ребенка. Если через образовательное учреждение родителям обосновывается положительная роль официального направления и др. документов для решения проблемы ребенка. Без согласия родителей или ответственных лиц в ПМПК не направляются. ПМПК в свою очередь гарантирует конфиденциальность сведений о ребенке.

- Направляются дети и подростки отклонения в развитии которых препятствуют пребыванию, адаптации, развитию и образованию детей и подростков в учреждениях, в семье, в социуме.

До обследования педагогами и психологами проходит медицинская диагностика:

- осмотр ребенка,

- сбор анамнестических сведений,

- оценка соматического, неврологического и психического состояния ребенка (общий осмотр: состояние анализаторов, особенности лица, конечностей и т.д., оценка нервной системы, наличие патологий в развитии артикуляционного аппарата).

Далее обследуется состояние психического развития ребенка: интеллектуального, речевого, эмоционального. Обследование начинается с изучения неречевых функций. Важно определить, какие звенья в структуре психической деятельности не сформированы (либо нарушены), чтобы строить изучение ребенка с учетом зоны актуального развития и с ориентацией на зону ближайшего развития (определение направлений коррекционной работы).

Состояние психических процессов оценивается в соответствии с возрастными особенностями развития психики ребенка. (исследование с помощью различных методик) Проводится диагностическое наблюдение за игрой ребенка, конструктивной деятельностью, его поведением в различных ситуациях.

Методы:

- беседа,

- наблюдение,

- эксперимент,

- игра.

Одновременно исследуется понимание речи, речевое и неречевое общение, речевая активность ребенка, далее – речевое развитие (особенности звукопроизношения и т.д.). При обследовании используется наглядность. Методы и приемы выявления отклонений в развитии ребенка подбираются в соответствии с возрастом и с учетом предполагаемого дефекта у ребенка (к Пр., слабослышащему ребенку задают вопросы громким голосом).

Особенно затруднено обследование непонимающих, неговорящих , детей с нарушением поведения, с повышенной психологической истощаемостью. Трудно дифференцировать близкие по внешнему проявлению состояния, причины, прогноз может быть различным.

В любом случае обследование и в ДОУ и в ПМПК должно быть совместным, согласованным со всеми специалистами, проводится с учетом возрастных, личностных особенностей, идет не только выявление затруднений ребенка, но и оценка сохранных возможностей ребенка, на которые опираются при отборе содержания и форм обучения и воспитания. Обследование должно быть индивидуальным (в плане отбора заданий, упражнений, речевого и дидактического материала). Заключении выносится всеми специалистами.

Порядок обследования ребенка в пмпк.

Алгоритм организации обследования ребенка (подростка) на ПМПК

Образовательное учреждение или родители (законные представители) ребенка узнают, какие документы необходимы для ПМПК (лично, по телефону, на сайте МОУ Центра ПМСС).

Родители (законные представители) предоставляют все необходимые документы (в том числе - от образовательного учреждения) лично социальному педагогу ПМПК (в рабочие дни с 14.00 до 16.00).

При наличии всех необходимых документов родители (законные представители) пишут заявление об обследовании ребенка (подростка) на ПМПК (по стандартной форме).

Социальный педагог ПМПК, получив заявление, информирует родителей (законных представителей) о дате и времени обследования.

После обследования ребенка (подростка) родители (законные представители) получают на руки обоснованное заключение по результатам обследования и рекомендации по воспитанию и обучению ребенка (подростка).

28. Психолого-педагогическая характеристика и психологическое заключение после обследования.

В психолого-педагогическую характеристику входят:

1. Общие сведения об учащемся

2. Условия семейного воспитания

3. Учебная деятельность учащегося

4. Трудовая деятельность учащегося

5. Психологические особенности личности учащегося

6. Особенности познавательной деятельности

7. Общие психолого-педагогические выводы

Психологическое заключение - краткая психологическая характеристика состояния развития обследуемого на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования.

Психологическое заключение преследует две цели:

1.выполняет свои диагностические функции о состоянии, уровне и особенностях психического развития ребёнка на период обследования;

2.является самостоятельным диагностическим заключением практического психолога.

Виды заключений

1.Первичное психологическое заключение формируется специалистом — практическим психологом самостоятельно, до полного клинико-педагогического обследования ребёнка, по результатам беседы, характеристики, данных экспериментальных методик, наблюдения за поведением ребёнка во время обследования.

2Итоговое психологическое заключение — итог полного клинико-психолого-педагогического обследования ребёнка, — является составной частью общего заключения-диагноза. Диагноз выставляется врачом детским психиатром (психоневролог) при совместном обсуждении результатов исследования ребёнка с практическим психологом. Такая практика выставления И.п.з. принята при работе в психолого-медико-педагогических комиссиях/консультациях.

В отдельных случаях (на индивидуальном приёме, в школьной психологической службе, при судебно-психологической экспертизе), когда в диагностическом процессе участвует только практических психолог, как первичное, так и И.п.з. формулируются психологом самостоятельно.

30.Порядок составления психопрофилактической программы

1.Название программы.

2.Теоретическое и методическое обоснование всей программы в целом.

3.Основное содержание программы:

a)цель (предполагаемый результат);

b)предмет работы (психологические характеристики, личностные и межличностные феномены, находящиеся в «фокусе» работы специалиста);

c)критерии эффективности, по которым будут оцениваться промежуточные и конечные результаты;

d)методы, с помощью которых достигаются общие и промежуточные цели, устанавливается «обратная связь»;

e)развернутое или схематичное описание процесса работы (этапы, последовательность действий);

f)виды и формы работы, применяемые на каждом этапе по отношению к каждому из участников программы.

4.Приложения: конкретный инструментарий (диагностические методики, приемы консультативной практики, конкретные программы просветительской работы и т.п.).

Результаты реализации психопрофилактической программы (промежуточные и конечные) представляются в виде оперативных (промежуточных) или развернутых отчетов, к которым прилагаются все конкретные данные, полученные в процессе реализации программы.

32.Методика и организация психокоррекционной работы

Выделяют следующие специфические черты психокоррекционного процесса:

он ориентирован на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы;

акцентирует здоровые стороны личности;

нацелен на настоящее и будущее клиентов;

предполагает оказание среднесрочной помощи;

основан на ненавязчивом ценностном вкладе психолога;

направлен на изменение поведения и развитие личности клиента.

40. Психолого-педагогическая поддержка родителей в воспитании ребенка с особыми образовательными потребностями

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального работника - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида. Задача социального педагога - помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный работник оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.

Кроме того, социальный работник выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь.

Таким образом, социальный работник в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может

быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых - улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 595.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...