Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристики основных школ в теории управления




Эволюция управленческой мысли

План

1. Первые исторические подходы к проблеме управления. Предпосылки превращения управления в науку.

2. Развитие зарубежной науки управления: школа научного управления, административная (классическая) школа, школа человеческих отношений и поведенческих наук, количественная школа. Становление и развитие российской науки управления.

3. Формирование новой управленческой парадигмы и ее сущность. Формирование российской модели управления.

4. Возможность адаптации и использования зарубежного опыта (японская, американская, немецкая модели менеджмента).

Основные положения темы

Управление — это древняя практика и относительно молодая наука, возраст которой насчитывает немногим более 100 лет. Еще руководителей Древнего мира интересовали способы эффективной организации процессов деятельности. Но действительно научная основа для успешной управленческой практики была заложена только в ХХ в.

Этап развития менеджмента как сферы знания начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф. Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф. Тейлором, американские компании в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту супругов Фрэнка и ЛилианГилбрет, Г. Гантта и др.

Французского управляющего Анри Файоля обычно называют отцом современной теории управления. В 1916 г. А. Файоль написал книгу «Промышленное и общее администрирование».

Другое крупное произведение Файоля — «Административная теория государства». Файоль предложил следующее определение управления: «управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

А. Файоль разработал 14 принципов управления, поясняя, что применять их надо, приспосабливая к своим конкретным потребностям. Принципы управления — это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Файоль был первым, кто классифицировал деятельность управленца по функциональным признакам. Он дал определение видов деятельности, или функций управления: планирование, организация работы, управление, координация и контроль. Он считал, что им очень мало уделяют внимания в практике. Файоль выдвинул положение об универсальности управленческих функций, что все перечисленные им управленческие функции свойственны менеджерам, работающим в самых разных по профилю организациях. Президент корпорации, армейский генерал, президент университета и даже папа римский — все они планируют, организуют, координируют, руководят и контролируют, т. е. исполняют аналогичные функции.

В 30-е годы теоретики менеджмента обратились к проблемам человеческого фактора. Можно сказать, что в 1930–1950 гг. господствовала школа человеческих отношений. Ее основоположником считается Элтон Мэйо — социолог и психолог.

Э. Мэйо обосновал фундаментальную концепцию, которая сегодня кажется очевидной. Рабочая обстановка — это социальная среда, в которой люди мотивируются гораздо большим разнообразием факторов, чем просто экономической выгодой. Мэйо сделал вывод, что все аспекты промышленной среды несут в себе социальную ценность.

Э. Мэйо по праву считают отцом Школы человеческих отношений. Результаты его исследований привели к пересмотру методов управления на предприятии. В отличие от Ф. Тейлора, Э. Мэйо не считал, что рабочий ленив по своей природе. Напротив, он утверждал, что если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом.

Э. Мэйо говорил, что менеджеры должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных отношений в коллективе.

В дальнейшем (40–60-е гг. XX вв.) идеи школы человеческих отношений легли в основу школы поведенческих наук, представителями которой стали А. Маслоу, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг и др.

С 1940 г. начинается развитие поведенческой школы (бихевиоризма), основоположником которой считается Честер Барнард. Особый упор Ч. Барнард делал на потенциальное воздействие человеческого элемента на систему коммуникации, принятие решений и руководство в среде организации. Он был также одним из первых, кто рассматривал предприятие в более широком смысле — как социальную систему.

Сторонников поведенческой школы в основном интересует поведение людей. Они считают, что поскольку управление охватывает те вещи, которые делаются людьми, эффективный руководитель должен понимать важность таких факторов, как потребности, побудительные мотивы, стимулы, лидерство, личностные характеристики, поведение, рабочие группы и регулирование изменений, так как все это оказывает влияние на способность руководителей осуществлять управление. Все представители поведенческой школы разделяют эти взгляды, но одни делают упор на индивидуальное поведение, а другие на групповое. Таким образом, поведенческая школа состоит из двух направлений: направление межличностного поведения (между членами коллектива) и направление группового поведения (концепция людских ресурсов).

Ключевой характеристикой науки управления (количественной школы) является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть описан математическим языком.

Формализация управленческих функций, интеграция труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, планирования, маркетинга и т. п.). Методы моделирования, анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений легли в основу функции прогнозирования.

Модель — это форма представления реальности. Математическая модель — это описание какого-либо класса явлений, выраженное с помощью математической символики. При решении проблем управления наибольшее распространение получили модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные, экономического анализа. Начиная с 1960-х гг. экономико-математические методы используются для решения проблем оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, программноцелевого планирования и т. д.

Наиболее известными зарубежными школами менеджмента являются американская, японская и европейская, прежде всего немецкая.

В американской моделе менеджмента эффективность любой организационной системы или организации определяется в первую очередь ее отработанностью с различных позиций — правовой, кадровой, материальной, финансовой, временной, внешних условий и т. д.

В традиционной модели иерархической организации, присущей преимущественно американским фирмам, прежде всего имеет место разграничение процесса принятия стратегических деловых решений и оперативных решений. Первый касается деловых решений фирмы, которые определяют основные направления ее функционирования. После выработки последних фирма принимает оперативные решения для адаптирования своей деятельности к различным непредвиденным обстоятельствам (поломке оборудования, браку и т. п.) и к изменению ситуации на рынке.

Американская фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно, рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место своей работы в поисках лучших индивидуальных возможностей. В такой обстановке роль управляющих ненадежна, их авторитет должен постоянно подтверждаться, и угроза увольнения является важной дисциплинарной мерой для руководителей. С другой стороны, развитие функциональной иерархии, основанной на высокой специализации и четкой классификации трудовых заданий, помогает создать стандартный рынок рабочей силы внутри и вне фирмы и поощряет рабочих быть более мобильными.

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских.

Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это дает возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.

Основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий — повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

По мнению японского специалиста по менеджменту ХидекиЙосихара, есть шесть характерных признаков японского управления:

1) Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.

2) Гласность и ценности корпорации.

3) Управление, основанное на информации.

4) Управление, ориентированное на качество.

5) Постоянное присутствие руководства на производстве.

6) Поддержание чистоты и порядка.

Важнейшей особенностью управления экономикой Германии является сочетание методов рыночной экономики и регулирующей роли государства при безусловной экономической свободе предпринимательства. Рыночная экономика опирается на частную собственность, свободное ценообразование, конкурентные рыночные отношения и выход на внешний рынок; государство обеспечивает стабильность стоимости денег, борьбу с экономическими кризисами, социальную справедливость и реализацию антимонопольных мероприятий. Государство несет ответственность за соблюдение единых норм и правил ведения хозяйственной деятельности, за социальные последствия экономической политики, за устойчивость благоприятной конъюнктуры и надежное вхождение в мировую экономику. Государство не должно допускать чрезмерной концентрации производства в крупных корпорациях и всячески способствовать частной инициативе.

Контрольные вопросы и задания для самопроверки

1. В чем состояли первые исторические подходы к проблеме управления?

2. Каковы были предпосылки превращения управления в науку?

3. Охарактеризуйте школу научного управления.

4. Дайте характеристику административной (классической) школы управления.

5. В чем заключается сущность школы человеческих отношений и поведенческих наук?

6. Дайте характеристику вклада количественной школы в управлении.

7. Опишите эволюцию российской науки управления.

8. В чем заключается сущность новой управленческой парадигмы?

9. Каковы особенности российской модели управления?

10. Каковы возможности и условия адаптации и использования зарубежного опыта в России?

Практические задания

Задание 1.Сравните основные школы (теории) управления, выделив их ключевые характеристики. 

Характеристики основных школ в теории управления

Научная школа Период основного влияния  на теорию  и практику управления Представление об объекте управления Главная составляющая организации (ключевой объект  внимания управленца) Вклад в теорию управления  (ключевые идеи, являющиеся  актуальными  по настоящее время)
         

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...