Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БИОЛОГИЗАТОРСКИЕ (натуралистические) ТРАКТОВКИ ЧЕЛОВЕКА.




Тема 6. Изучение форм и методов научного познания

План

 

1. Критерии научности

2. Методы научного познания

3. Диалектика научного познания

4. Категории диалектики

Методические указания

По первому вопросу -дать краткое обоснованное выступлениепо вопросам:

1

Существует ли четкий критерий, отличающий научное знание от других форм знания, например обыденного знания?

Если да, то каковы признаки, отличающие эти виды знания?

Аргументировать. 

2

Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство стеклодува или тайны мастеров, изготовлявших скрипки, не считаются научными и не включаются в систему науки?

Аргументировать.

 

3

В некотором смысле наука есть изобретение мифов, как и религия. Но научные мифы отличаются от религиозных. В чем оно заключается?

Аргументировать.

4

Многие методологи науки в качестве основных критериев научности называют:

- Обязательная воспроизводимость опыта, эксперимента;

- Повторяемость наблюдения

- Интерсубъективность знания, то есть независимость его от личности ученого

Можно ли эти критерии считать обязательными для всех наук?

Аргументировать.

5

Является ли гипотеза формой научного знания? Ведь гипотеза – это только предположение, а это значит, что она не есть истинное знание. Но наука – это система объективно истинного знания. Таким образом, гипотеза – это не форма научного знания. Согласны ли вы с таким утверждением?

Аргументируйте.

По второму вопросу,раскрыть следующие проблемные вопросы:

1. История познания показывает, что аналогия как метод научного познания обладает большой эвристической силой, с помощью аналогии было сделано немало выдающихся открытий, но аналогия вместе с тем часто становилась причиной ошибок и заблуждений. Можно ли сделать выводы по аналогии достоверными? Какие условия повышают вероятность истинности вывода по аналогии?

2. Немецкий ученый М. Петтенкофер, пытаясь доказать несостоятельность гипотезы об инфекционном происхождении холеры, провел решающий эксперимент: на глазах изумленных студентов выпил жидкость, в которой находилась культура возбудителей холеры и не только остался жив, но даже не заболел. Что доказал этот эксперимент? Почему его нельзя назвать решающим?

По третьему вопросу сформулировать понятие диалектики ираскрыть формы диалектики:

1. Античная диалектика (Гераклит, Платон, Зенон, Аристотель)

2. Немецкая идеалистическая диалектика (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель)

3. Диалектика Маркса, Энгельса, Ленина.

По четвертому вопросунаписать эссе(одно, по выбору).

Тематика эссе

1. 1. Является ли закон Геккеля-Мюллера, который фиксирует повторяемость в процессе эмбрионального развития высшими организмами некоторых свойств и структур низших организмов, проявлением закона отрицания отрицания?

2. Осмыслите в категориях «качество», «количество», «мера» переход бдительности в подозрительность, честного поведения в бесчестное, честное поведение, не выходящее за рамки простой порядочности, в героическое.

 

Тема 7. Человек в социуме. Человек как личность.

План

 

1. Человек как субъект предметно-практической деятельности

2. Биосоциальная природа человека

3. Характерные черты личности

4. Структура личности

Методические указания

 

По первому вопросу сформулировать понятия: Человек – индивид – индивидуальность – личность.

По второму вопросуиспользуя трактовки биосоциальной природы человека», раскрыть проблему противоречивости человеческого существа (проблему соотношения и взаимодействия социального и биологического (природного), взаимосвязи «дикого» и

«культурного» в человеке.

БИОЛОГИЗАТОРСКИЕ (натуралистические) ТРАКТОВКИ ЧЕЛОВЕКА.

- З. ФРЕЙД: нормы культуры – «враги» и «угнетатели» человека, подавляют естественное начало в человеке, устанавливают какие-либо ограничения, запреты, сковывают свободу действий.

- Ф. ГАЛЬТОН: поведение обусловлено наследственными генетическими данными.

- 3. Ч. ЛОМБРОЗО: наличие в человеке «гена» преступности, который передается по наследству и определяет его поведение.

2. СОЦИОЛОГИЗАТОРСКИЕ (социоцентристкие) трактовки человека:

- Т. МОР, Т. КАМПАНЕЛЛА: всесилие воспитания в формировании «нового человека»;

- ЛЕНИН: формирование морали, подчиненной интересам классовой борьбы.

3. СМЕШАННАЯ ТРАКТОВКА ЧЕЛОВЕКА:

- Н.П. ДУБИНИН, И.Т. ФРОЛОВ:

Способность мыслить и практически действовать дана человеку при рождении лишь в форме ЗАДАТКОВ.

Биологическое и социальное наслоились друг на друга и каждое выполняет свои специфические функции.

Написать сравнительный реферат(по желанию) по проблеме: «Биосоциальная природа человека с позиции З.Фрейда, Ф.Гальтона, Ч.Ломброзо, Т. Мора, Т. Кампанелла, Н.П. Дубинина, И.Т. Фролова, В.И.Ленина»

Биосоциальная природа человека раскрывается на основании философии двух или более философов (по выбору).

По третьему вопросу:

1. Раскрыть факторы, влияющие на развитие личности. Доказать, что возраст, тяжелое испытание, болезни и т.д. могут изменить структуру личности.

2. Дать краткое обоснованное выступление по вопросам:

a) До тех пор, пока человек не познает себя, он не сможет познать сущности остального мира (Сократ). Прав ли он?

b) Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей. (Маркс К., Энгельс Ф.) Прокомментируйте данное высказывание.

c) Правильна ли мысль Дж.Л. Аллена : «Человек обнаруживает, что когда он изменяет свое отношение к вещам и к другим лицам, они тоже изменяются по отношению к нему». Аргументировать.

d) Всякая ли деятельность человека относится к практике?

d)Рассмотрите с этой точки зрения следующие виды деятельности: воспитание, изобретательство, идеологическая борьба, художественное творчество, научный поиск.

3. ЗАДАНИЕ: написать аннотацию на анализ факторов, влияющих

 на развитие личности. Доказать, что возраст, тяжелое испытание, болезни и т.д. могут изменить структуру личности, привести к своеобразному ее расщеплению или деградации. Подобрать комплекс научных и научно-публицистических материалов по указанному проблемному вопросу(статей, монографий и др.).

Всего – 1-2 источника. Для каждого из них составляется аннотация (краткое описание содержательной специфики информационного источника, его научной, методологической, мировоззренческой направленности, достоинств и недостатков точки зрения анализа данного проблемного вопроса).

Факторы развития личности:

- Возможность утраты личностных черт (хронические алкоголики, наркоманы, тяжелая патология головного мозга и т.д.);

- Развитие в процессе созревания (проходя критические периоды) и в процессе социализации;

- Синтез чувственного и сверхчувственного, то есть того, что не фиксируется органами чувств, но реально влияет на поведение человека;

- Уникальное сочетание природных свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, биохимических и др.) и

социальных качеств.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...