Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общие рекомендации для детей с нарушениями зрения
— Комментируйте все свои действия простыми словами, что бы ребенок понимал, что происходит с ним и вокруг него. — Пользуйтесь простым языком, описывайте однотипные действия в одних и тех же выражениях, чтобы предупредить ребенкао том, что должно произойти. — Когда вы подходите к ребенку, сначала мягко, ласково заговорите сним. Этим вы предупредите его и убережете от испуга. — Поместите игрушки, с которыми играет ваш ребенок, на поднос, откуда он сможетих брать. Когда он привыкнет к расположению подноса, перемещайте его. Таким образом у ребенка разовьется представление о постоянном существовании предметов. — Подвешивайте игрушки над кроваткой ребенка так, чтобы ребеноктрогал их и ему не приходилось тянуться за игрушкой.
Стимуляция зрения У ребенка с нарушениямизрения обычно есть какая-то способность видеть, и очень важно научить ребенка максимально использовать имеющееся зрение. Старайтесь стимулировать зрение ребенка. Дети с другиминарушениями также могут нуждаться в стимуляции способности смотреть на предметы и тянуться к ним. Вот несколько советов для родителей, дети которых страдают нарушениями зрения: — Используйте большие игрушки. Мелкие игрушки трудны для зрительного и тактильного восприятия. — Используйте яркие цветные игрушки. Наше зрение работает на контрастах: начните с черно-белых игрушек, затем переходите к таким цветам, как красный и оранжевый. Хороши также светящиеся игрушки и блестящая или голографическая цветная бумага. — Следите за тем, чтобы ребенок игралв светлом, хорошо освещенном помещении1. Использование визуально привлекательных материалов Маленькие дети не способны видеть на большом расстоянии, поэтому игрушки, цветную бумагу и т.п. надо помещать как можно ближе к ребенку, на расстоянии не более 20 см. Постепенно это расстояние можно увеличивать. Движущуюся игрушку, даже очень яркую, ребенок также не замечает, пока она не приближается к нему. Детей привлекают человеческие лица. Найдите фотографии или рисунки лиц и поместите их по бокам кроватки ребенка. Следующие предметы также могут стимулировать зрение ребенка и его интерес к окружающему: — Предметы, оклеенные фольгой, цветной, блестящей или голографической бумагой. — Всевозможные источники света — торшеры, ночники, фонарики, игрушки или книжки со встроенными лампочками. — Предметы, отражающие свет. — Зеркала. — Жесткие и блестящие игрушки (в большей степени, чем мягкие и пушистые). — Игрушки, изготовленные из необычных и привлекательных на ощупь материалов. — Воздушные шарики. — Вертушки из фольги, которые крутятся от ветра. — Музыкальные игрушки. Постарайтесь найти организацию, владеющую «сенсорной комнатой», которой мог бы пользоваться ваш ребенок. Сенсорные комнаты, служащие одновременно игровым, образовательным и терапевтическим целям, обеспечивают максимальную стимуляцию всех органов чувств. В них используются музыка, запахи, поверхности из различных материалов и, в частности, различные, прежде всего оптоволоконные источники света. Никогда не забуду, как в шесть месяцев я привезла Наташу в сенсорную комнату. До этого она не реагировала ни на какие зрительные впечатления; но, когда на лицо ей обрушился «поток» оптоволоконных лучей, она вдруг удивленно отшатнулась, как будто в первый раз по-настоящему что-то увидела. Да, это было то, что надо! Мы начали покупать мигающие лампы и всевозможные причудливые светильники, способные стимулировать ее зрение. Не сомневаюсь, что именно это нам помогло: теперь Наташа использует то немногое зрение, какое у нее есть, уже не нуждаясь в помощи мигающих светильников. Использование других чувств Чтобы побудить ребенка использовать зрение, воспользуйтесь другими имеющимися у него чувствами.
слух — Прячьте игрушки-«пищалки» и побуждайте ребенка искать их по звуку. — Пойте песенки и декламируйте стихи, сопровождаемые движениями. — Играйте с музыкальными игрушками и музыкальными инструментами. — Развесьте по дому колокольчики. Очень полезны звуковые игрушки. По возможности приобретите игрушки, издающие различные звуки, и научите ребенка узнавать их «по голосу». Услышав звук, ребенок должен увидеть его источник или коснуться его, таким образом он получает понятие о значении звуков. Если этого не происходит, ребенок может привыкнуть игнорировать звуки.
1См.: RNIB and Play Matters/NATTL (1987) Look and Touch.
ОСЯЗАНИЕ Детские игрушки, как правило, делаются из пластмассы. Однако ребенку необходимо получить представление и о других материалах, различных по весу, текстуре и другим свойствам. Пройдитесь по дому и соберите интересные и безопасные предметы, которыми может играть ребенок. Можете выделить для них специальную коробку. Можно использовать свечи, деревянные ложки, небьющуюся посуду, металлические ложки, картон, целлофан, оберточную бумагу, вкладыши из коробок с шоколадными конфетами и печеньем, губки, различные ткани (шелк, мех, ткани с блестками, кожу, ковровую ткань, мебельную обивку и т. п.) ВКУС Самая чувствительная часть тела у ребенка — рот, поэтому неудивительно, что ребенок старается все попробовать на вкус.
ОБОНЯНИЕ Смазывайте руки и ноги ребенка кремом, смешанным с ароматическими маслами. Привлеките внимание ребенка к их запаху: понюхайте сами, сопровождая свои действия подчеркнутой реакцией, затем подведите ручку или ножку к носу самого ребенка, чтобы он лучше ощутил аромат. Используйте также неприятные запахи — например, запах лука.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 170. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |