Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ




Вопросов и ответов

По курсу «Медицинская психология»

(пособие по контролю усвоения материала)

 

                                  Составил: к.м.н., начальник

                                                          медицинской части ИУ «Тюрьма №4»

                                                                                    Петров В.И.

 

                           

                                                                                       2010

СОДЕРЖАНИЕ:

Вопросы по темам: № вопросов:
Основные понятия медицинской психологии 1 - 10
Нормативная база медицинской психологии в Республике Беларусь 11 - 12
История возникновения и развития медицинской психологии 13 - 24
Психические процессы и состояния в медицинской психологии:  
- ощущение 25 - 30
- восприятие 31 - 35
- внимание 36 - 38
- память 39 - 49
- мышление 50 – 64
- эмоции 65 - 75
- двигательно-волевая сфера 76 - 82
- сознание 83 - 91
- интеллект 92 - 97
- личность 98 – 99
- речь 100 – 111
Стресс 112 - 114
Патопсихология 115 - 117
Методы психологических исследований 118 - 134
Нейропсихология 135 - 187
Психофизиология 188 - 249
Кризисы и суицидальное поведение 250 - 267
Высшие психические функции и блоки мозга 268 - 271
Психически больной и общество (физиологический и патологический аффекты) 272 - 279
Медицинская этика в клинической психологии 280 - 285
Психологическая помощь, формирование здорового образа жизни 286 - 299
Цель овладения психологическими знаниями 300

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

§ ВПФ – высшие психические функции

§ ГМ – головной мозг

§ ЗОЖ – здоровый образ жизни

§ ГКМ – кора головного мозга

§ ВОЗ - всемирная организация здравоохранения

§ КП – клиническая психология

§ МКБ - 10 – Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (2002)

§ МП – медицинская психология

§ НПФ – нейропсихологический фактор

§ НС – нервная система

§ ЦНС – центральная нервная система

§ ЧМН – черепно-мозговые нервы

 

Вопросы:

1. Расшифруйте термин «психология»? От греческого: psyche – душа, logos – учение, т. е. учение о душе.

2. Что такое медицинская психология (МП)? МП – это область психологической науки, изучающая психологические факторы, связанные с возникновением, диагностик ой, лечением и профилактикой болезней.

3. Что такое психологическая помощь? Психологическая помощь – деятельность, направленная на устранение психологических проблем и нарушений поведения посредством использования специальных, научно-обоснованных психологических методов.

4. Из каких дисциплин складывается МП? Она состоит из клинической психологии, психологии больного и психологии медицинской среды.

5. Что находится в центре рассмотрения медицинской психологии? В центре рассмотрения МП находится не организм больного, а его личность.

6. Что такое клиническая психология (КП)? Клиническая психология – совокупность психологических знаний, которые могут быть полезны для практикующих врачей, отсюда и термин «клиническая психология».

7. Какие разделы имеет клиническая психология? Патопсихология, нейропсихология, психосоматика и теория и практика психологической помощи.

8. Какой термин уже, МП или клиническая психология? Клиническая психология.

9. Чем различаются базы данных клинической и медицинской психологии? База КП – психиатрия, общая психология, а база МП – социальная психология, медицинская социология, психология труда, биология, неврология.

10. Что означает слово «парадигма»? В переводе с греческого – пример, образец.

11. Каким документом МЗ Республики Беларусь утверждается организация медико-психологической службы в стране? Приказом МЗ РБ № 659А от 31.12.2003 г. «О медико-психологической службе МЗ Республики Беларусь».

12. Норматив нагрузки на патопсихолога? Патопсихологическое исследование должно занимать не менее 3 часов, из них реальное время приёма 1,0-1,5 часа + 1,5 часа на составление заключения.

13. Как называл мозг учёный древности Алкмеон из Кротона? «Седалищем души».

14. Как называл мозг Пифагор? «Средоточием психической деятельности».

15. Назовите автора и первый труд по вопросам психологии? Аристотель – трактат «О душе».

16. С какого времени употребляется термин «психология»? С 10 века (до этого был термин «пнеуматология»).

17. С какого времени термин «психология» стал общеупотребительным? Со 2-й половины 18 века, после работ Христиана Вольфа.

18. Кто является основоположником экспериментального метода в психологии? Вильгельм Вундт, написавший в 1874 году книгу «Основы физиологической психологии»,а в1879 году открывший первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге.

19. Кто автор рефлекторной теории деятельности мозга? И.М. Сеченов, написавший в 1863 году труд «Рефлексы головного мозга».

20.Кто открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в России? В.М. Бехтеревв 1885году в Казанском медуниверситете (позже такие же открылись в Москве, Киеве, Казани и Дерпте).

21. Чем знамениты А.Н. Бернштейн и Ф.Г. Рыбаков? А.Н. Бернштейнв 1908 году издал первое в России руководство «Клинические приёмы психологического исследования душевнобольных», Ф.Г. Рыбаков в 1911 году издал «Атлас психологического исследования личности».

22. Когда и кто основал тестовую диагностику? В 1980 году Дж. М. Кэттелл.

23. Как переводится слово «тест»? С английского – проба, испытание, проверка.

24. Кто создал один из первых опросников? Ф. Гальтон.

25. Основные свойства ощущений? Модальность и качество, интенсивность, длительность, пространственная характеристика.

26. Количество и виды ощущений, которые выделяют у человека? Всего 11: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, болевые, температурные, двигательные, вестибулярные, вибрационные, органические (интероцептивные).

27. Классификация ощущений по Шеррингтону (в зависимости от места расположения рецептора)? Экстеро-, проприо-, интерорецепторы.

28. Виды нарушения ощущений? Анестезия, гипостезия, гиперстезия, парестезия, синестезия, полиестезия.

29. Что является критерием правильности ощущения и восприятия? Практическая деятельность.

30. Что общего между ощущением и восприятием? Начинают функционировать только при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств.

31. Кто обнаружил основные принципы восприятия? Каковы они? Вертгеймер. Принципы: близости, сходства, естественного продолжения, замкнутости.

32. Основные свойства восприятия? Предметность, целостность, константность, категориальность.

33. Что такое апперцепция? Избирательность восприятия.

34. Основные виды нарушения восприятия? Иллюзии, галлюцинации, эйдетизм, деперсонализация, дереализация, агнозии.

35. Что такое агнозия? Это нарушение узнавания объекта, бывают - зрительные, слуховые, тактильные.

36. Назовите особенности внимания как познавательного процесса? Избирательность, устойчивость, объём, переключаемость, распределение.

37. Назовите среднее максимальное количество объектов в сфере внимания? 5-7 единиц информации.

38. Основные характеристики внимания? Предметность и ограниченность.

39. Что такое память? Память – это сохранение информации о раздражителе когда его действие уже прекратилось.

40. Парамнезия, что это? Ложное узнавание.

41. Что входит в структуру памяти? Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

42. Что является главным в Корсаковском синдроме? Расстройство запоминания текущих событий.

43. Какие Вы знаете виды запоминания? Непроизвольное и произвольное, механическое и логическое.

44. Магическое число «7» Дж. Миллера – что это? Способность запоминать в среднем 7±2 единиц информации из 10 представленных.

45. Какие бывают ассоциации (связь) между «кусками» информации? По смежности, сходству и контрасту.

46. Назовите типы памяти? Наглядно-образная и словесно-логическая.

47. Что такое «представления»? Это воспроизведённые образы, воспринимавшиеся в прошлом.

48. Виды расстройств памяти? Нарушения непосредственной памяти, опосредованной памяти, динамики мнестической деятельности, мотивационного компонента памяти.

49. Что такое ретенция? Это отсроченное воспроизведение, определяется тестом А.Л. Бентона (5 серий рисунков для воспроизведения).

50. Что такое мышление? Мышление – активная психическая деятельность, направленная на решение определённой задачи. Оно – качественный скачок познавательных функций, наиболее позднее психологическое образование.

51. Что такое контаминация? Контаминации – это смешение 2-х рассказов.

52. Перечислите мыслительные операции? Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, абстрагирование.

53. Что лежит в основе мыслительного процесса? Понятия, суждения и умозаключения.

54. Что такое понятие? Понятие – это обобщение данных чувственного познания посредством мышления. Это отражение в мышлении общих и существенных свойств сходных предметов.

55. Что является высшей формой отражения - представление или понятие? Понятие (общие и существенные свойства), а не представление (частные свойства, носит только наглядный характер).

56. Какова связь понятий и слов? Понятия обозначаются словами, мыслить понятиями значит мыслить словами.

57. Как разделяют понятия? На конкретные и абстрактные.

58. Посредством чего строятся умозаключения? Индукции, дедукции, умозаключений по аналогии.

59. Какие виды нарушения мышления выделяют? Операционной стороны мышления (снижение уровня обобщения - чрезмерная конкретизация; искажение уровня обобщения - чрезмерное обобщение), динамики мышления, мотивационной стороны мышления.

60. Какие Вы знаете уровни обобщения и сколько их? Их 4: категориальный (существенные признаки), функциональный (функциональные признаки), конкретный (конкретные признаки), нулевой (просто перечисление).

61. Назовите виды нарушения динамики мышления? Непоследовательность суждений, лабильность мышления, инертность мышления (главное здесь – отсутствие целенаправленностисуждений).

62. В чём проявляется нарушение мотивационной стороны мышления? Утрачивается цель > мышление перестаёт быть регулятором человеческих действий. Проявляется разноплановостью мышления (нет логики между мыслями), резонёрством (бесплодным мудрствованием).

63. Назовите основные нарушения мышления? По форме (по темпу, по стройности, по целенаправленности) и по содержанию.

64. В чём проявляются нарушения мышления по содержанию? В навязчивых состояниях, сверхценных и бредовых идеях.

65. Назовите функции эмоций? Отражательные и регуляторные.

66. Как делятся эмоции человека в современной психологии? Основные (базальные) и высшие.

67. Перечислите основные эмоции человека? Основные эмоции: радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, презрение, удивление, стыд, вина (эти 10 эмоций – врождённые).

68. Назовите параметры эмоций? Модальность, знак +/-, интенсивность, длительность, реактивность, степень осознанности, степень произвольного контроля и др.

69. При каких поражениях ГМ наступает нарушение эмоционального состояния человека и в чём проявляется? При поражении 3-х областей ГМ характерны нарушения эмоций: гипофизарно-гипоталамическая (обеднение эмоций), височная (депрессии), лобная (эйфория с грубыми нарушениями личности) области.

70. Классификация эмоций? По В.Н. Мясищеву: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения или чувства.

71. Что такое настроение? Относительно стабильное эмоциональное состояние.

72. Что такое фрустрация? Кратковременное замешательство, вызванное неудачей в выполнении задания.

73. Что такое чувства? Глубокие и длительные переживания, связанные с определённым представлением о некотором объекте.

74. Что такое страсть? Страсть – это сплав эмоций и чувств, сконцентрированных на определённом виде деятельности.

75. В чём связь аффекта и интеллекта? Постоянно происходит «интеллектуализация» эмоций.

76. Что такое воля? Воля – это способность регулировать поведение, управлять собой.

77. Особенности волевой деятельности? Целеустремлённость, решительность, настойчивость.

78. Что такое мотивация? Мотивация – это процесс целенаправленной, организованной и устойчивой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей.

79. В чём выражаются мотивы и потребности? В желаниях и намерениях.

80. Что такое деятельность? Деятельность – это совокупность действий, объединённых общей целью и выполняющих определённую общественную функцию.

81. Что такое мотив? Мотив – это то, что заставляет нас действовать.

82. Что такое копромания? Копромания – патологическое влечение к использованию нецензурной брани.

83. Каким видам живых существ присуще сознание? Только человеку.

84. Что такое сознание? Сознание – высший уровень психической деятельности, проявляющийся способностью отдавать себе ясный отчёт об окружающем в настоящем и прошлом времени, позволяющий предвидеть будущее и управлять, в соответствии с этим, своим поведением.

85. Приведите более короткое определение сознания? Сознание – это сложное интегративное сочетание «образа мира» и «образа самого себя».

86. Имеется ли связь сознания с речью и трудовой деятельностью? Имеется, ибо сознание как высшая форма отражения действительности, высшая форма познания, возникает у человека в процессе трудовой деятельности по мере формирования речи. В труде цели человеческой деятельности отвлекаются от непосредственной связи с его потребностями и благодаря этому впервые могут быть осознаны как таковые.

87. Сознание, это фон психических процессов или  свойство всех внешних психических функций? И то, и другое.

88. Признаки самосознания по К. Ясперсу, сколько их? Их 4: чувство деятельности («я активен»), осознание собственного единства («я неразделим»), осознание собственной идентичности («я это я»), «Я» отличен от всего, что не «Я» («я неповторим»).

89. Критерии помрачения сознания по К. Ясперсу, сколько их? Их 4: дезорганизация в пространстве, времени и ситуации; бессвязность мышления, нечёткое восприятие окружающего, трудность воспоминаний о прошедших событиях.

90. Какие компоненты включает структура сознания? Структура сознания (по А.Н. Леонтьеву) включает 3 компонента: чувственную ткань образа, значение и личностный смысл.

91. Существует ли единая точка зрения на локализацию сознания? Нет.

92. Формы интеллекта, сколько их? Их 3: вербальный, способность решать проблемы, практический.

93. Интеллект – это сумма познавательных процессов или нет? Нет.

94. Назовите формы организации интеллекта? Здравый смысл (правильно отражать и рационально мыслить), рассудок(познавать деятельность на основе знаний), разум (высшая форма мышления, способствует творческому преобразованию деятельности).

95. Что такое антиципационная способность? Это способность предвосхищать события и планировать действия для избегания нежелательных последствий.

96. Что такое рефлексия? Рефлексия – создание представления об истинном отношении к субъекту со стороны окружающих.

97. Тождественны ли понятия «интеллект» и «мышление»? Нет. Мышление – это функция интеллекта, оно – это интеллект в действии.

98. Что такое личность? Это интегративная система, которая обеспечивает целостность и постоянство поведения индивида.

99. Что является вершиной личностных качеств человека? Критичность.

100. Что такое речь? Речь – процесс общения посредством языка.

101. Назовите «решающее орудие» человеческого знания? Язык.

102. Что такое фонемы? Фонемы – смыслоразличительные звуки речи (позволяют различать звуки разных языков), это различительные единицы звукового строя языка.

103. Что такое лексемы?Это– слова, обозначающие предметы или явления.

104. Что такое семантические единицы? Это обобщения в виде системы слов, обозначающих понятия.

105. Что такое предложение? Это определённая мысль в сочетании слов.

106. Что такое высказывания? Этозаконченные сообщения.

107. Какая разновидность устной речи наиболее сильно проявляет нарушения речи? Повествовательная.

108. Назовите отличие причин возникновения дизартрии и афазии? Дизартрия – это нарушение произношения речевых звуков по причине нарушения артикуляции (не в порядке речевой аппарат из-за поражений ядер ЧМН. Афазия – это поражение речевых зон КГМ.

109. Кто и когда предложил термин «афазия»? А. Труссо в 1864 году.

110. Основные типы афазий? Моторная («не говорю, но понимаю»), сензорная («слышу, но не понимаю»).

111. В чём связь слова и мысли? В единстве - мысль существует в слове и выражается словом.

112. Что означает слово «стресс» с английского? Напряжение, нажим, давление.

113. Кто впервые ввёл в обиход понятие «стресс»? Канадский физиолог Ганс Селье.

114. Назовите фазы общего адаптационного синдрома? Тревога > Сопротивление > Истощение.

115. Что такое патопсихология? Патопсихология – раздел медицинской психологии, оперирует понятиями психологии, изучает структуру нарушений психической деятельности, закономерности её распада в их сопоставлении с нормой.

116. Что такое психопатология? Психопатология – это раздел психиатрии, оперирует конкретными понятиями (этиология, патогенез, симптом…).

117. Психические расстройства – что это? Это расстройства психики человека. По МКБ-10: Психические расстройства – это клинически определённая группа симптомов (поведенческих признаков), которые в большинстве случаев причиняют страдание и препятствуют личностному функционированию.

118. Основные методы психологических исследований? Наблюдение, беседа, экспериментально-психологические методы исследования.

119. Что такое «тест»? Стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

120. Дайте более широкое определение «теста»? Это испытание определённой функции с помощью изучения стандартизированных реакций личности на стимулы, чётко регламентированные по трудности и времени выполнения задания, которое позволяет установить уровень развития этой функции по сравнению с усреднёнными показателями.

121. Всегда ли названия тестов соответствуют тому, что эти тесты в действительности измеряют? Не всегда.

122. Какие виды тестов Вы знаете? Тесты на интеллект; на интересы, знания, умения; на специальные способности; характерологические (личностные) тесты; тесты для определения отдельных психических функций.

123. Какие понятия характеризуют психодиагностический метод? Константность, валидность, надёжность, релевантность.

124. Что такое нарративное интервью? Это когда психолог побуждает человека к свободному повествованию о собственной жизни.

125. Критерии психического здоровья по М. Ягоде? Их шесть: позитивная установка по отношению к собственной личности; духовный рост и смореализация; интегрированность личности; автономия; адекватность восприятия реальности; компетентность в отношении требований окружающего мира.

126. Всегда ли совпадают цели психолога и исследуемого при психодиагностике экспертной направленности? Не всегда.

127. Какие специалисты больше других нуждаются в знаниях медицинской психологии? Психиатры, клинические психологи, дефектологи, юристы, педагоги.

128. Что должен представить медицинский психолог психиатру по итогам работы с пациентом? Психологическую структуру изменений психической деятельности, с которой связано возникновение патопсихологических симптомов.

129. Что такое клиническая психология? Это область медицинской психологии, прикладное значение которой определяется потребностями клиники (психиатрической, неврологической, соматической соответственно патопсихология, нейро- и соматопсихология).

130. В условиях чего производится исследование психики пациента с подозрением на психическое заболевание? В условиях патопсихологического эксперимента (аналог функциональных проб в терапевтической практике, но роль «нагрузки» играют задания, которые задействуют умственные операции человека).

131. Сколько методик обычно используется для проведения патопсихологического эксперимента? 8-9 методик.

132. Что подразумевается под понятием «синдром» в психиатрии и психологии? Это патогенетически обусловленная общность симптомов, внутренне взаимосвязанных и взаимообусловленных. Правильная квалификация синдрома – это «подступ» к нозологии (форме) заболевания.

133. Какие патопсихологические синдромы Вы знаете? Шизофренический, органический, олигофренический, психопатический, симптомокомплекс психогенной дезорганизации (по И.А. Кудрявцеву, 1982 год).

134. Группы олигофрении по нарастанию тяжести? Идиотия, имбецильность, дебильность.

135. Что такое нейропсихология? Нейропсихология – это отрасль психологической науки, которая изучает мозговые механизмы высших психических функций.

136. С каким количеством нейронов ГМ возможна связь одного нейрона? С 25 тысячами нейронов.

137. С какой скоростью поступает информация в головной мозг? Со скоростью 360 км/час.

138. Что определяет мозг человека как орган? Мозг – это орган человеческого сознания.

139. Когда больше выражено недоразвитие высших психических функций (ВПФ) при поражении КГМ в детстве или во взрослом состоянии? В детстве.

140. Кто ввёл понятие «нейропсихологический фактор»? А.Р. Лурия.

141. Что такое «нейропсихологический фактор»? Это определённая структурно-функциональная единица работы мозга.

142. Что такое психофизиология? Психофизиология – это наука, изучающая физиологические механизмы нарушений ВПФ.

143. Что такое нейропсихологическая реабилитация? Это восстановление ВПФ осуществляется только путём перестройки нарушенных функциональных систем, когда скомпенсированная психическая функция осуществляется «новым набором» психологических средств.

144. Что такое высшие психические функции (ВПФ)? Это сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности (это специфические для человека единицы психики).

145. В чём отличие человеческого мозга от мозга животных? В объёме развития лобных долей.

146. Сколько уровней выделяют в структуре ГМ, их функции? Четыре:

 

1. КГМ – высшее управление чувственными и двигательными функциями, преимущественное управление сложными когнитивными процессами. 2. Базальные ядра полушарий большого мозга – управление непроизвольными движениями и мышечным тонусом. 3. гиппокамп, гипофиз, гиготаламус, поясная извилина, миндалевидное ядро – управление эмоциями и эндокринная регуляция. 4. Низший – ретикулярная формация и другие структуры ствола мозга - управление вегетативными процессами.

 

147. Что характерно для функциональных систем ГМ? Для функциональных систем ГМ характерна мультифункциональность, т. е. функциональная многозначность.

148. Вес мозга? Средний вес мозга мужчины – 1375 г., женщины – 1245 г.

149. К скольким годам ГМ человека достигает максимального веса? Максимальной массы ГМ достигает к 20 годам (после 50 лет каждые 10 лет человек теряет по 30,0 г. веса мозга).

150. Какова основная роль гиппокампа? Контроль за эмоциями и памятью?

151. С возникновением каких заболеваний связывают количество отдельных нейромедиаторов? Недостаток гамма-аминомасляной кислоты – с тревожными расстройствами, недостаток серотонина – с депрессией, избыток допамина – с шизофренией.

152. Что такое анализаторы? Это аппараты, подготавливающие ответы организма на внешние раздражители.

153.Какие отделы есть в анализаторе? В них есть периферические и центральные отделы.

154. В чём их отличие? Периферические отделы анализаторов производят анализ стимулов по физическим качествам, центральные – по их сигнальному значению.

155. В чём заключается функция левого полушария? Левое полушарие отвечает за  речевые функции человека.

156. В чём заключается функция правого полушария? В регуляции невербальных гностических процессов, образной и эмоциональной регуляции поведения.

157. Сколько комиссур соединяют полушария ГМ? Три.

158. Насколько достоверна нейропсихологическая диагностика? На 95,0-97,0%.

159. Какую модель работы мозга разработал А.Р. Лурия? Структурно-функциональную модель работы мозга.

160. Какие два вида психических функций выделяют? Выделяют 2 вида психических функций: элементарные и высшие (логическое мышление, логическая память, произвольное внимание, запоминание, речь и др.), которые характерны только для человека.

161. Что является необходимым, одним из основных условий, для формирования ВПФ у ребёнка? Общение со взрослыми.

162. Что характеризует ВПФ? Социальность происхождения, сознательный способ функционирования, опосредовательность строения.

163. В чём сходство физиологических и ВПФ? Имеют много афферентных и эфферентных звеньев.

164. В чём отличия физиологических и ВПФ? Их шесть: 

 

o ВПФ не передаются «готовыми» при рождении (в начале формирования ВПФ – это элементарные сенсорные и моторные процессы, затем «чувственная основа» свёртывается.

o ВПФ гораздо сложнее по организации;

o ВПФ не функции «ограниченных клеточных структур» определённых участков мозга;

o ВПФ гибки, пластичны, взаимозаменяемы (при дефекте происходит перевод ВПФ на более высокий уровень, включение в другую систему смысловых связей);

o На разных этапах онтогенеза ВПФ функциональные системы имеют различную структуру.

o ВПФ имеют большую зависимость от прижизненных условий своего формирования.

165. Цель факторного анализа в нейропсихологии? Обнаружение нейропсихологического синдрома (фактора).

166. Опираются ли ВПФ на один или несколько нейропсихологических факторов? На несколько.

167. Необходимые условия формирования ВПФ? Деятельность, труд, общение.

168. В чём проявляется зрительная агнозия? Человек видит объект, но не понимает, что он видит («вижу, но не понимаю»).

169. Когда и кто ввёл термин «агнозия»? В 1891 году З. Фрейд.

170. Назовите основные рецепторы человека? Холодовые - колбы Краузе; тепловые – тельца Руффини; рецепторы давления, прикосновения – тельца Мейснера и диски Меркеля; болевые - свободные нервные окончания; регуляции позы, движения – мускульные веретена, сухожильный комплекс Гольджи, Пачиниевы тельца.

171. Астереогноз – что это? Астереогноз (поражение нижнее-теменной области КГМ) – тактильная предметная агнозия (человек не воспринимает предметы на ощупь с закрытыми глазами, хотя зрительно узнаёт).

172. Какие по частоте звуки может воспринять ухо человека? 16 – 20 000 Гц.

173. На основе какой системы формируется речь человека? Слуховой.

174. Что такое апраксия? Нарушения произвольных движений, которые не сопровождаются парезами и параличами, явными нарушениями мышечного тонуса, тремором.

175. Что является центральным «психологическим оружием», опосредующим психические функции? Речевая система (речь).

176. Какая часть ГМ играет ключевую роль в регуляции сознательной психической деятельности и целенаправленного поведения? Лобная.

177. Что такое лобный «нейропсихологический синдром»? Это нарушения психики при поражении лобной коры (эхолалия, эхопраксия, нарушения письма, рисования, невозможность повторить ритм + изменения личности).

178. Что означает термин «симультанный»? Одновременный.

179. Кто создал теорию системной динамической локализации ВПФ? А.Р. Лурия.

180. Кто создал теорию системной динамической локализации сознания? Пока никто.

181. Что включает «цепочка» нейропсихологического исследования? Анализ симптома > выделение нейропсихологического фактора > определение вероятной зоны поражения.

182. Что такое нейропсихологический фактор? Это «собственная функция» мозговой структуры, принцип её работы. Это структурно-функциональная единица работы мозга, определяющая характер нейропсихологического синдрома.

183. Что означает понятие «сукцессивный»? Последовательный.

184. Что означает понятие «симультанный»?  Одновременный.

185. Зоны каких анализаторов расположены кпереди от Роландовой борозды? Кпереди от Роландовой борозды расположены зоны двигательного анализатора, префронтальные отделы коры (III блок – зоны программирования и контроля).

186. Зоны каких анализаторов расположены кзади от Роландовой борозды? Кзади от Роландовой борозды расположены зоны зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов.

187. Как можно коротко и схематично представить нейропсихологический фактор? НПФ = морфология + функция (НПФ - это синдромообразующие структуры головного мозга).

188. Что составляет серое вещество мозга? Серое вещество ГМ – это тела нейронов.

189. Что составляет белое вещество мозга? Белое вещество ГМ - это отростки нейронов.

190. За что отвечает соматическая НС? Соматическая НС отвечает за связь с внешней средой (все рецепторы, мышцы), она формирует адаптивное поведение.

191. За что отвечает вегетативная НС? Вегетативная НС осуществляет иннервацию внутренних органов, регулирует обмен веществ.

192. Подконтрольна ли человеку вегетативная НС? Вегетативная НС не находится под произвольным контролем человека (поэтому её называют автономной или висцеральной).

193. Как образуются извилины ГМ? Наружные слои полушарий развиваются с большей скоростью, чем внутренние, что приводит к формированию извилин.

194. Назовите параметры КГМ, площадь, толщину, число слоёв? Кора ГМ имеет площадь 2,5 тысячи см 2 , толщину – до 5 мм, 6 слоёв.

195. Как переводится с греческого синапс? Синапс – от греческого слова «застёгивать»?

196. Кто ввёл термин «синапс» и когда? Ввёл Шеррингтон, в 1897 году.

197. Назовите размер нейрона? Размер нейрона – несколько десятков микрон.

198. Что представляет собой глаз с точки зрения физики? Диполь.

199. Что такое кодирование? Кодирование – это преобразование информации в код, точнее двоичный код - есть или нет электрический импульс в тот или иной момент времени в сенсорной системе (в структурах, получающих информацию).

200. В чём особенности сенсорной системы человека? Их три: 1. Возбуждение нейронов не соответствует конфигурации исходного сенсорного сообщения; 2. Множественность нервного кодирования; 3. Перекрытие ходов восприятия информации.

201. Что такое восприятие? Восприятие – это понимание ощущения, способность обозначить его словами.

202. Какой % сенсорной информации мы получаем с помощью глаз? Посредством зрения мы получаем 90,0% сенсорной информации.

203. Сколько в сетчатке глаза колбочек? В каждом глазу – по 6 млн. колбочек.

204. Сколько в сетчатке глаза палочек? В каждом глазу – по 120 млн. палочек.

205. Предназначение колбочек сетчатки глаза? Колбочки обеспечивают цветовое и дневное зрение.

206. Предназначение палочек сетчатки глаза? Палочки обеспечивают сумеречное зрение.

207. От одного или двух глаз получает каждое полушарие ГМ информацию? От двух.

208. Через какое время возникает зрительное ощущение? Зрительное ощущение возникает через 0,1 секунды после визуализации объекта.

209. Что такое бинокулярное зрение? Бинокулярное зрение – это слияние изображений от 2-х сетчаток, происходящее в зрительной зоне КГМ.

210. Назовите рецепторы осязания? Это диски Меркеля и тельца Мейснера.

211. Назовите рецепторы давления и вибрации? Тельца Пачини.

212. Что такое антиципация? Антиципация – это упреждение, предвосхищение.

213. Что такое координация? Координация – это способность реализовывать движение в соответствии с его замыслом.

214. Что такое локомоция? Локомоция – активное перемещение в пространстве на расстояния, значительно превышающие характерные размеры тела (например, ходьба).

215. Приведите доказательства наличия в ЦНС «модели собственного тела»? Это фантом ампутированных (90,0% ампутантов ощущают конечность), это ощущение конечности у детей с врождённым её отсутствием.

216. Что такое «энграмма»? Энграмма – «след» памяти, сформированный в результате обучения.

217. Какие концепции памяти Вы знаете? 1. Концепция механизмов памяти по Хеббу. 2. Концепция состояний памяти (активное/пассивное). 3. Концепция распределённой памяти. 4. Концепция информационного содержания памяти.

218. Существует ли общепризнанная теория эмоций? Нет.

219. Как проявляются эффекты симпатической НС? Мобилизацией всего организма при чрезвычайных обстоятельствах. Эффекты симпатической НС проявляются диффузно (охват всего тела) и долго, как «пулемётные очереди».

220. Как проявляются эффекты парасимпатической НС? Сохранением и поддержанием определённых ресурсов организма. Эффекты парасимпатической НС проявляются локально и кратковременно, как «выстрелы из ружья».

221. Что такое сознание? Существует 2 понятия сознания, отличных по смыслу: а) Сознание – это бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события. б) Сознание – это высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальными контактами с другими людьми.

222. Сколько подходов к объяснению сознания Вы знаете? Три.

223. Какие подходы к объяснению сознания Вы знаете? 1. Концепция «светлого пятна». 2. Концепция повторного входа возбуждения и информационного синтеза. 3. Концепция связи сознания с речью.

224. Сон – это перерыв в деятельности мозга или нет? Сон – это не перерыв в деятельности мозга, это просто иное состояние.

225. Сколько раз за ночь в среднем мы видим сны и сколько времени они занимают? Каждую ночь 4-5 раз мы видим сны и «разглядывание» сновидений занимает в общей сложности от 1 до 2 часов.

226. Когда потребность во сне увеличивается? Потребность во сне увеличивается, когда возникают неразрешимые проблемы и снижается настроение, работоспособность.

227. Что такое сновидения? В древности считали, что сновидения – «врата в иной мир», «язык богов», «странствие души»,  но Аристотель учил, что это - явление, вытекающее из самой сущности человеческого духа и результат особой деятельности мозга человека. И.М. Мечников назвал сновидения «небывалыми комбинациями бывалых впечатлений».

228. В чём заключается функция сновидений? Функция сновидений – это эмоциональная стабилизация человека.

229. Что улучшает запоминание материала (применительно ко сну)? Если интервал между обучением и тестированием заполнен естественным сном (во время сна осуществляется перебор новых комбинаций элементов опыта).

230. Что такое самоэффективность? Самоэффективность – восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации.

231. Что такое локус контроля? Локус контроля – склонность человека приписывать причины событий внешним или внутренним факторам.

232. В чём проявляется сумеречное состояние сознания? Это резкое сужение объёма сознания.

233. Что такое сознание? Сознание – это фон, на котором протекают все виды психической деятельности.

234. Что такое агнозия? Агнозия – это нарушение восприятия, при котором делается невозможным адекватное опознание объекта (бывают - зрительные, слуховые, тактильные агнозии, соматоагнозии).

235. Что такое конфабуляции? Конфабуляции – ложные воспоминания о событии, которого не было вообще, или в тот период, к которому относится воспоминание.

236. Что такое криптамнезии? Криптамнезии – это когда стирается грань между реально пережитыми больным событиями и теми, о которых слышал, читал или видел во сне, или наоборот, реальные события воспринимаются как нереальные.

237. Что такое идентифицирующие парамнезии? Это феномены уже виденного, уже пережитого (дежа вю).

238. Устойчивы ли бредовые идеи? Бредовые идеи устойчивы, причём, попытки разубедить больного усиливают бред.

239. Что происходит с бредовыми идеями по мере снижения интеллекта? При психических заболеваниях по мере снижения интеллекта бредовые идеи постепенно исчезают.

240. Что такое ипохондрия? Ипохондрия – неоправданная убеждённость в наличии физического заболевания.

241. Что такое диссоциация? Диссоциация – психическое состояние, при котором два психических процесса сосуществуют, не будучи связанными или интегрированными.

242. Что такое агарофобия? Агарофобия – это состояние, когда для пациентов характерны генерализованные фобические (страхи) реакции на различные ситуации, связанные с опасениями погибнуть или сойти с ума, остаться без помощи в незнакомом месте.

243. Каков процент суицидальных мыслей и действий у больных депрессией? 60,0% из них обнаруживают суицидальные мысли, 10,0% - суицидальные действия.

244. Кто и когда ввёл термин «шизофрения»? Термин «шизофрения» ввёл в 1911 году швейцарский психиатр Е. Блейер.

245. Наиболее характерный признак шизофрении по Е. Блейеру? Ращепление(диссоциация) психических функций (они не связаны, не согласованы, отсутствует целостность и логическое единство личности).

246. Какие методики могут быть использованы для диагностики алкоголизма? Для диагностики алкоголизма используют:

 

1. Вариант Мичиганского алкогольного скрининг-теста (MAST), адаптированный А.Е. Бобровым и А.Н. Шурыгиным; 2. Скрининговая методика для выявления алкоголизма (СМА) В.И. Полтавца; 3. Клинический опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (К.К. Яхтина, В.Д. Менделевич); 4. Анкета для выявления алкоголизма А.В. Довгия с соавт.

 

247. Какие виды аномалий развития выделяют в дизонтогенезе по В.В. Лебединскому? Недоразвитие, задержанное, повреждённое, дефицитарное, искажённое и дисгармоничное развитие.

248. Что такое олигофрения? Это тотальное психическое недоразвитие.

249. После скольки лет диагностируется шизофрения? После 6 лет.

250. Что такое кризисное состояние? Кризисное состояние (по Е.И. Круковичу) – острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека в результате события, которое он не может преодолеть способом, известным из прошлого опыта.

251. Назовите виды кризисов? Виды кризисов: травматические кризисы (потери близких, лишение свободы, угроза жизненной цели); кризисы становления (поступление в ВУЗ, первая работа); кризисы развития; кризисы жизни (материнство, болезнь, менопауза, пенсия, умирание).

252. Что такое суицид? Быстрое, намеренное и осознанное лишение себя жизни.

253. Кто дал первое определение суицида и когда? В 1897 году Эмиль Дюркгейм: «Всякий случай смерти, который явился результатом положительного или отрицательного поступка, совершённого самим пострадавшим, если последний знал об ожидавших его результатах».

254. Соотношение суицидов и парасуицидов среди гражданского населения? 1 к 8.

255. Как оценить уровень суицидов на 100 тысяч населения? Низкий – до 6,5 случаев, средний: 6,5-13,0 случаев, высокий: более 13,0 случаев.

256. Отличие суицида и парасуицида? Парасуицид – незаконченный суицид, т. е. человек остался жить.

257. Что такое гамицид? Смерть от убийства извне.

258. Какие 2 группы факторов риска суицида выделяют? Базовые и тригерные.

259. Что предпринимается психологом после неудачного суицида? Кризисное вмешательство.

260. Сколько человек в год в мире совершает суицид и парасуицид? Суицид - 160 тысяч человек, парасуицид – 2,0 млн. человек.

261. Назовите 4 типа суицидентов по Э. Шнейдеману? Искатели смерти (хотят умереть во время суицида); инициаторы смерти (тяжелобольные); игроки со смертью (двоякое отношение к смерти); отрицатели смерти («буду счастлив в другом мире»).

262. Что такое кризисное состояние? Кризисное состояние – это нормальная реакция на анормальное событие.

263. Цель кризисного вмешательства? Важнейшая цель кризисного вмешательства – предотвращение развития психического расстройства или суицидального поведения.

264. Что такое синдром Мюнхгаузена? Синдром Мюнхгаузена – это когда люди вызывают у себя различные физические или психические симптомы без явной материальной цели.

265. Что такое дисморфофобия? Дисморфофобия – неоправданная убеждённость в наличии дефекта внешности.

266. Что такое орторексия? Орторексия – это питание человека только «правильными» продуктами.

267. С чем соотносят нарушения психической деятельности в патопсихологии и нейропсихологии? Нарушения психической деятельности в патопсихологии соотносятся с определённым заболеванием (нозологической единицей), в нейропсихологии – с повреждением головного мозга.

268. Назовите основу нейропсихологии? Основа нейропсихологии – теория системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ).

269. Что такое высшие психические функции? Высшие психические функции  –это сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и сознательные (произвольные) по способу осуществления (динамичны в ходе онтогенеза и конкретной задачи, нет чёткой привязки к участку коры головного мозга).

270. Какие функциональные блоки мозга выделяют в нейропсихологии? Каковы их функции? В нейропсихологии выделяют 3 функциональных блока мозга:

 

1. Блок регуляции тонуса и бодрствования (функции сознания, внимания, памяти, эмоционально-мотивационной сферы). Основа его – ретикулярная формация.

2. Блок приёма, переработки и хранения информации. Основа его – проекционные зоны КГМ, функции ощущения и восприятия, обеспечение модально-специфических форм памяти и мышления, а также афферентной основы движений.

3. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Основа его – передние отделы головного мозга: префронтальные отделы коры, которые созревают на поздних стадиях онтогенеза и надстраиваются над всей корой, выполняя общую функцию регуляции поведения.

 

271. В чём, прежде всего, проявляется поражение задних, передних и срединных (неспецифических) структур ГМ? При поражениях задних отделов ГМ нарушаются восприятие и связанные с ним виды психической деятельности (например, модально-специфическая память); передних отделов ГМ - способность к планированию и контролю деятельности; срединных структур ГМ – сознание, внимание, память.

272. Что важно для прогноза общественной опасности психически больных? Для прогноза общественной опасности психически больных важен не столько диагноз, сколько структура психопатического синдрома, преморбидные особенности личности, пол, возраст, образование и трудовая квалификация, степень социальной дезадаптации, склонность к антисоциальному поведению до болезни.

273. Равнозначны ли термины «невменяемость» и «психическое расстройство»? Термин «невменяемость» не синоним термина «психическое расстройство» так как факт наличия психического расстройства ещё не означает «невменяемости» и обязательного освобождения от уголовной и гражданской ответственности.

274. Что такое аффект? Аффект – это кратковременное, внезапно возникающее эмоциональное состояние, характеризующееся грубыми нарушениями сознания и поведения.

275. Назовите три фазы физиологического аффекта? Подготовительная > аффективного взрыва > истощения.

276. Что такое патологический аффект? Патологический аффект – это кратковременное, внезапно возникающее психическое расстройство, сопровождающееся сумеречным состоянием сознания, бурным возбуждением и бессмысленной агрессией, полной последующей амнезией совершённых действий, сильным истощением с глубоким сном.

277. Что такое деинституционализация? Деинституционализацияэто переориентация психиатрической помощи от стационара к амбулаторному лечению. 

278.В чём отрицательная и положительная стороны деинституционализации? Отрицательная сторона - увеличение числа бездомных, преступников, а положительная – вне стационара уменьшается пассивность пациентов, их социальная дезадаптация, не появляются вторичные нарушения личности.

279. В чём проявляется социальная репрезентация психических болезней? Социальная репрезентация психических болезней включает 3 компонента: 1) опасность, которую больной представляет для окружающих и себя; 2) непредсказуемость поведения больного и динамики болезни; 3) чуждость ввиду резкого отличия психически больного от здоровых людей, что вызывает стигматизацию и социальную изоляцию больных.

280. Что означает по латыни слово «пациент»? Страдающий.

281. Назовите 3 этапа формирования личностной реакции на болезнь? Сенсологический, оценочный и отношения к болезни.

282. Что является критерием поступка в деонтологической теории морали? Долг.

283. Что является критерием поступка в утилитаристской теории морали? Полезность.

284. Назовите базисные принципы медицинской этики? Принципы автономии, непричинении вреда, благодеяния и справедливости.

285. Основные этические нормы в поведении медработника? Правдивость, приватность, конфиденциальность, лояльность, компетентность.

286. Что такое психологическая помощь? Психологическая помощь – это предоставление пациенту информации о его психологическом состоянии, причинах психопатологических феноменов, а также активное целенаправленное воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, устранения болезненных проявлений, реконструкции личности для формирования стрессо-, неврозо- и фрустрационной устойчивости.

287. Виды психологической помощи? Психологическое консультирование, коррекция и психотерапия.

288. Каковы подходы к сообщению результатов психологического исследования? Оптимистический, пессимистический и нейтральный.

289. Виды психологических защит? Рационализация, проекция, вытеснение, идентификация, компенсация, гиперкомпенсация, сублимация, фантазирование, доминирующие идеи.

290. Что означает в переводе слово «гипноз», кто и когда предложил название? С греческого – сон (термин предложил в 1843 году английский хирург Джеймс Бред).

291. Что такое психогигиена? Система мероприятий, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья.

292. Что такое психопрофилактика? Система мероприятий, направленная на предупреждение возникновения, формирования и развития психических болезней.

293. Что такое ретардация и акселерация? Ретардация – это отставание, задержка развития одной или нескольких функциональных систем. Акселерация – это ускоренное развитие одной или нескольких функциональных систем, обгоняющих типичную для них хронологию.

294. Что понимают под первичной, вторичной и третичной психопрофилактикой? Первичная – предупреждение возникновения заболеваний. Вторичная - предупреждение неблагоприятного течения уже возникших заболеваний. Третичная - предупреждение инвалидности.

295. Психогении, что это? Это заболевания, вызванные психическими травмами.

296. Что отличает психогении от других психических расстройств? Отличия: возникают после психотравмы, в содержании психогении отражается характер травмы, психогения исчезает после исчезновения психотравмы.

297. Что такое реабилитация и ресоциализация? Реабилитация – это восстановление здоровья и трудоспособности. Ресоциализация – это возвращение к жизни и социуму (обществу), т. е. восстановление индивидуальной и социальной ценности человека.

298. Виды реабилитации? Медицинская, профессиональная, социальная.

299. Какие виды здоровья выделяют? Что такое ЗОЖ? Назовите модели обучения ЗОЖ? Физическое, психическое, социальное. ЗОЖ – способ организации жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья, профилактику преждевременной старости и смерти. Модели обучения ЗОЖ: медицинская, образовательная, радикально политическая, самоусиления.

300. Чему будут способствовать психологические знания людей, контактирующих с психически больными? Психологические знания будут менять отношения к психически больным и членам их семей, позволять преодолеть изоляцию, непонимание и осуждение - самые страшные аспекты жизни людей с аномалиями психики.

 

 

15.11.2010 В.И. Петров    /                         /

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 121.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...