Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБУЧАЯ ЛЮДЕЙ БЫТЬ БЕЗДУМНЫМИ ПОПУГАЯМИ




 

В школе я учил множество скучных вещей. Но я также очень быстро понял, что из-за того, что учителя, говорящие мне все эти беспокойные вещи и ставящие мне оценки, обыкновенные живые люди, я должен давать им желательные для них ответы независимо от того, что я в действительности думаю. Даже если я стану отвечать то, что они захотят услышать, это не остановит процесс моего мышления.

Р. Бакминстер Фуллер.

 

Вероятно самым простым и важным уроком универсала является признание существенной разницы между заучиванием и процессом истинного мышления. Конечно наши дипломаты и степени были выданы нам за заслуги в области заучивания.

Чтобы прояснить этот вопрос, позвольте мне рассказать вам историю, которая своеобразным образом иллюстрирует мою точку зрения.

Прежде, чем отправиться во Вьетнам в качестве военного пилота, я предпринял некоторый тренинг в Калифорнии. Имея за плечами летную школу, я чувствовал себя довольно уверенно. Кроме всего прочего у меня были хорошие оценки по летной практике и академическим предметам. Я еле дождался этой поездки, так мне не терпелось продемонстрировать то, что я умел.

После того, как я был представлен лейтенанту Джонсону, моему руководителю, с помощью которого я должен был из простых пилотов быть переведен в военно-морские, он меня спросил, знаю ли я процедуру готовности по тревоге.

«Конечно я ее знаю», – ответил я: «Я настолько ее вызубрил, что могу процитировать все слово в слово, даже если вы меня поднимите среди ночи».

Лейтенант не был слишком впечатлен моим ответом, но он сказал: «Хорошо»,

– и затем предложил мне тест. Я нашел это странным. Разве он не знает, что я выучил весь курс в летной школе. Я сдал все тесты. Я знаю, как правильно летать. Я даже провел несколько сот часов в вертолете-тренажере. Разве он не знает, что я крутой пилот? Я только хочу стрелять.

Спустя долгие пол-часа я сдал его маленький тест на готовность по тревоге. «Вы, без сомнения, очень хорошо все выучили», – сказал он. «А теперь мы можем приступить к практическим стрельбам из ружей и пушек».

Я усмехнулся.

Скоро я летал низко над землей, стреляя как маньяк. Видя, как я веселюсь по поводу собственных успехов, лейтенант Джонсон подстрелил мой двигатель. Я в изумлении уставился на него, но он продолжал наблюдать за впереди летящим вертолетом как ни в чем не бывало. Между тем мы бесконтрольно планировали над пустыней. Я похолодел. Мое восприятие было пустым и чистым, как лист бумаги. Мне нужно было стрелять, но мы парили непосредственно над самым песком.

«Я сделал тебя», – твердо сказал лейтенант, летя в ста футах от земли. В тишине он подлетел к открытому пространству и садил вертолет.

– Вам не нужен вьетнамец, чтобы быть убитым. Ваша некомпетентность сделает это за него, – сухо сказал он.

Я не смеялся

– Практически каждый может заучить материал, но если вам прежде, чем сделать, нужно думать какое-то время, нельзя считать, что вы это знаете, – сказал он.

– Но я…

– Школа закончилась – сказал он: пришло время действительно научиться летать. В данный момент вы не более, чем идиот с лицензией пилота.

Урок был совершенно ясен.

Я осознал разницу между истинным знанием и заучиванием, когда лейтенант Джонсон в тот день подстрелил мой двигатель. Позже он тренировал меня и моего друга, лейтенанта Тэда Грина, еще одного единственного пилота, допущенного к обучению по программе боевой готовности по тревоге. Мы довели наше мастерство до выживательного уровня. Это стоило большого напряжения. Неудачи заставляли меня и Тэда достигать уровня совершенства. И вот в один прекрасный день мы успокоились. Боевая готовность по тревоге стала для нас такой же рутиной, как и обычные полеты. Тэд чуть ли не зевал, когда мне удавалось подбить его двигатель. Мы научились летать без двигателя так же хорошо, как и с ним. Страх трансформировался в компетентность, а компетентность переросла в полную уверенность, не имеющую, кстати, ничего общего с эго.

Год спустя мы с Тэдом летели над Южно-Китайским морем. Наш вертолет летел над темными водами моря приблизительно в 25 милях от вьетнамского берега.

– Когда я утром начинал предполетную подготовку, – заметил Тэд, – у меня было тяжелое предчувствие по поводу нашего назначения. Я подтвердил, что тоже нервничал. Хотя ни один из нас не мог точно сказать почему.

Вскоре Тэд, я и еще три члена нашего экипажа неслись на нашем боевом «Хью», отпуская шуточки и наблюдая как наш авианосец пропадает из виду по мере удаления от него. Через несколько минут смех стих, и мы в полной мере вкушали полетную рутину, как это часто происходило с нами прежде.

Менее чем пол-часа спустя, наш двигатель заглох. Мы летели достаточно низко, и таким образом могли подать только обычный сигнал тревоги прежде, чем упасть н океан. Следующее, что я помнил, было мое плавание в воде океана и уносящий нас самолет-спасатель.

Вспоминая происшедшие с нами события с момента отключения двигателя в то утро, я знаю только, что мы отреагировали быстро и инстинктивно. И у меня нет ни капли сомнения в том, что если бы мы задумались хоть на мгновение, мы никогда бы не спаслись. Уроки лейтенанта Джонсона в тот день спасли пять жизней.

Добиваясь реального образования

Во-первых, и прежде всего любая образовательная система любого общества должна справляться с задачей обучения базовым навыкам, помогающим выживать в этом обществе, неважно идет ли речь о физическом, эмоциональном или финансовом выживании. Безусловно, если бы цель образования была этим достигнута, это было бы слишком просто. Кроме того, обучаясь, каждый студент должен освоить базовые навыки обучения: как эффективно обучаться, как соответствовать нуждам общества. Что-либо дополнительное конечно будет только на пользу, но если система образования не обучает базовым навыкам жизни, мы едва ли можем признать ее удовлетворяющей нашим потребностям.

Если мы успешны не только в нашей личной жизни, но и как общество, в котором наслаждаются дети и дети наших детей, значит мы должны будем признать тот факт, что нас хорошо натренировали в годы учебы. В большинстве случаев наша естественная потребность в обучении мертва или но крайней мере временного дремлет. Это может свидетельствовать только об одном, что такие знания слишком малополезны, а возможно, что и бесполезны вовсе.

Система образования редко поддерживает и расширяет наши врожденные способности к обучению. В самое последнее время эти способности игнорировались, и что еще хуже выслеживались, уничтожая чувство собственного достоинства. Как бы вы к этому не относились, у вас воруют врожденное чувство потребности в знаниях, оставляя вас искалеченными и отправляя такими в этот мир в поисках успеха.

Как же нам вернуть то, что мы потеряли? И как же нам увериться в том, что наши дети не будут воспитываться системой, которая не способна не только обучить необходимому, но и полностью подавляет развивающуюся личность? Начинайте изменения с понимания.

Существует 3 разновидности обучения:

1. Ментальное обучение: запоминание фактов и дат, наподобие ввода информации в компьютер.

2. Физическое запоминание: опыт, основанный на тактильных ощущениях с привлечением всех органов чувств и с задействованием всей нервной системы.

3. Эмоциональное и подсознательное обучение через различные чувства: радость, страх, печаль, любовь, сочувствие, экзальтацию.

Для полноценного обучения должны быть задействованы все три типа в равной степени.

Посмотрите повнимательнее наш учебный процесс, вспоминая как вы учились ездить на велосипеде. Вы можете разделить его на 4 стадии:

Четыре стадии обучения

1. Неосознанная некомпетентность: волнуясь о том, как же все-таки надо правильно кататься, но абсолютно не имея предварительного опыта, вы не знаете, что именно вам надо изучать.

2. Осознанная некомпетентность: вы садитесь на велосипед и начинаете крушить рядом, но быстро падаете, убеждаясь в том, что делать вы этого не умеете.

3. Осознанная компетентность: через падения и ошибки вы корректируете снос умение. Вы обследуете, часто на подсознательном уровне, что вы сделали такого, что привело к падению, и путем подбора различных движений становитесь наконец умелым велосипедистом.

4. Неосознанная компетентность: Вы больше не думаете о том, что вы делаете. Вы держите необходимые вам знания внутри, и опираясь на них автоматически, вы едете.

Сознательно или подсознательно вы тем не менее осознаете процесс обучения. Это зависит от того, на какой стадии обучения вы находитесь. Допустим, вы наблюдаете за детьми, которые только учатся ходить. Вначале вы наблюдаете волнение, связанное с открытием самой возможности; затем вы видите попытки и падения; дети совершают ошибки и чувствуют это; затем следует коррекция и чувство самоутверждения; и наконец вы видите восторг и радость на лице ребенка, который научился передвигаться самостоятельно. Независимо от того, чему человек обучается, он в любом случае проходит четыре вышеизложенные стадии. Продолжительность обучения зависит от обучающегося и предмета обучения. Мы учимся так до школы. И мы любим это. Это волнующе. Это делает нас любопытными, и мы хотим знать больше. Каждый раз, когда мы изучаем что-нибудь новое, мы чувствуем подъем, это особое чувство, поднимающееся из глубин подсознательного и основанное на ощущении способности принять вызов и преодолеть его. Как это происходит с маленькими детьми, большинство из нас чувствует наличие внутри себя потенциала и испытывает удовольствие от возможности его освободить. Но затем что-то происходит. Школа кладет конец нашему удовольствию.

Около восьми лет назад наша образовательная система сократила способности физического и эмоционального обучения и сфокусировала свое драгоценнейшее внимание исключительно на ментальном обучении, основанном на выучивании и запоминании фактов. Мы переходили из класса в класс только после выучивания определенных фактов, которые были избраны нашими «экспертами» по обучению.

Если темой для изучения становилась, к примеру, езда на велосипеде, студентам не разрешалось даже прикоснуться к велосипеду до тех пор, пока не будут изучены все факты, касающиеся этого предмета. После тестирования, – набора необходимого количества правильных ответов – студент признается годным и переводится в следующий класс. Слишком много неверных ответов, и студент не допускается к следующему шагу в мир прогресса. Те, кто не смогли запомнить, никогда уже не смогут ездить. Неважно, что все эти люди могли бы быть непревзойденными в физическом или эмоциональном обучении. Горькая ирония заключается в том, что как раз они-то и могли стать олимпиками велоспорта.

Представьте себе, что бы случилось, если бы езду на велосипеде вы бы изучали следующим образом. Здесь дано несколько простых вопросов из плана воображаемого урока с комментариями их предназначения.

1. Когда был изобретен первый велосипед.

Настоящий ответ: В 1790 году французом по имени М.Дэ Сиврав был изобретен велосипед фэрэ, двухколесная конструкция на деревянной раме, напоминающем коня. Изобретатель сидел на нем верхом и ехал за счет толчков ногами о землю. В 1860 г. шотландец Киркпатрик Макмилан сконструировал механизм, управляемый велосипедным рулем и передвигающийся за счет системы рычагов, приводящихся в движение ногами ездока.

Настоящий ответ студента: А какая разница. Я только хочу сесть и поехать. Но если я завалю тест, они никогда не позволят мне на него сесть. Сколько еще лет я буду иметь с этим всем дело? … Интересно, у кого вечеринка в этот выходной.

2. Велосипедная рама изготовлена из: а) резины; б) зубной пасты; в) стали; г) алюминия.

Мыслительный процесс студента: в том журнале из библиотеки, что я читал на прошлой неделе, была статья об экспериментальных моделях, изготовленных из сплава титана и карбоновой фибры. Такие не будут выпускаться раньше следующего года, но в любом случае, это не может быть ответом на тест. Некоторые, самые дешевые велосипеды сделаны из стали. Самые дорогие, сверхлегкие – из алюминия. Интересно, сколько лет моему учителю? Если ему больше 45 лет, он наверное знает только о стальной раме. Я думаю, ему 50, так что я напишу сталь.

3. Напишите собственный рассказ, составленный из 250 слов о вашей увлекательной поездке на велосипеде. Ваша работа будет оцениваться с точки зрения творчества, оригинальности и употребления родственных глаголов.

Мыслительный процесс студента: Как, интересно, я узнаю радость от езды на велосипеде, если они не позволяют мне это делать? И что, к чертям такое, эти родственные глаголы?

Эта модель вопросов должна была дать вам некоторое представление о том, почему ментальное обучение не может научить человека ездить на велосипеде. Как вообще только ментальное обучение может дать какое-либо представление о предмете, тогда как эмоциональное и физическое обучают, что с нами случается, когда мы садимся на велосипед и начинаем управлять им. Отсюда ясно, что неважно, сколько информации о велосипеде человек запомнил, все это в лучшем случае пригодится ему для ответов в телевикторине на велосипедную тему.

Чтобы лучше это понять, давайте еще раз обратимся к нашей схеме. Мы видим здесь, что каждый из необходимых компонентов процесса обучения – ментальный, физический и эмоциональный – играет важную роль в истинном процессе познания. Они связаны с четырьмя стадиями обучения: (1) неосознанная некомпетентность; (2) осознанная некомпетентность; (3) осознанная компетентность; (4) неосознанная компетентность.

Это чудесное умозрительное путешествие по горам и долинам, ошибкам и их исправлениям, оканчивающееся тем, что знание становится нашей частичкой. И которое показывает, что процесс познания переплетается в конечном счете с чувством веселья, проистекающего из чувства завершенности и отыскания собственной компетентности.

Обращаясь ко второй ступени обучения, мы видим развертывание естественной кривой, напоминающей траекторию полета птицы, впервые вылетевшей из гнезда. Прежде, чем научиться летать, она впервые обретает чувство высоты. Но если птицы боится падения, она никогда не покинет своего гнезда.

Слишком часто обучение, ориентированное только на ментальность, в особенности у тех, кому не слишком хорошо оно дается, сеет зерна сомнений в собственных способностях. Эти сомнения столь грандиозны, что они не позволят покинуть гнездо, испытать собственные крылья и научиться летать. Эти сомнения могут полностью отвратить нас от образования и развития и превратить в людей, слишком преуменьшающих роль обучения и личностного роста в любых его разновидностях с личностью, важная ее часть умирает. Внутренний проводник, ведомый светом духа, покидает нас, и мы становимся заложниками собственной жизни, протекающей в автоматическом режиме вместо ощущения неповторимости каждого нового мгновения бытия.

Во Вьетнаме, где у каждого были свои клички, таких людей, которые еще дышали, но уже не имели внутреннего проводника, называли людьми Корпуса. Они были пилотами-автоматами, просто проводящими время в ожидании возвращения домой и надежде, что их не убьют. Хотя они уже были наполовину мертвы. Остальные из нас знали, что они мертвы, и знали также, что только чудо может их спасти. Естественно, никто не хотел летать с ними. Очень многие из них возвращались домой в инвалидных колясках.

Сегодня я повсюду в мире наблюдаю людей Корпуса. Они часто работают на крупные «корпорации». Они сидят в своих гнездах, размышляя, где бы раздобыть мало-мальскую защищенность, живут от зарплаты до зарплаты, находя слишком мало удовольствия в своей работе, вхолостую прокручивая свое время, ожидая дня, когда можно будет уйти на пенсию и надеясь, что в течение этого времени не случится никакого несчастья.

Эти корпорационные люди не спят по ночам, думая о своих несбывшихся надеждах. В конечном итоге они находят для себя какую-нибудь отдушину, пьянство, переедание, курение – чтобы заглушить внутреннюю боль. Самое печальное, что они не только не понимают, как из такой ситуации выбраться, но часто даже не осознают, что с ними в действительности происходит, и уж конечно они не понимают, как туда попали. Многие считают причиной собственную неполноценность. Другие обвиняют босса или экономику. Некоторые осознают, что озлобленность и крушение надежд, которые сконцентрировались с годами – результат тех семян, неудач, которые были посажены в их головы еще в детстве.

Обучение только по принципу запоминания оставляет людям один или два, но все реально тупиковых, пути. Если они достигали успехов в запоминании и хорошо сдавали тесты, они покидают школу, будучи уверенными в том, что они образованы и толковы, не обращая внимания на тот факт, что их хорошие отметки поощряли лишь их способность запоминать. И более того, они никогда не покидали своего гнезда, зная, что награды можно ждать только в случае недопущения ошибок. Даже, если так, то я уверен, что где-то в глубине души тихий голос шепчет им, что такой механический стиль жизни не может быть правильным. Чего-то им не хватает.

И тем не менее, вопреки всему, они делают все возможное, чтобы доказать, что у них все правильные ответы. Они печально идут по жизни, тотально теряя способность испытывать веселье от полета, когда ошибка была совершена, исправлена и обретен навык летать. Никогда из страха не отваживаясь на ошибки, они не знают мира за пределами своего гнезда. И они никогда не открывали в себе силу своих собственных внутренних способностей, которые в процессе обучения становятся инструментами взаимодействия с миром.

Люди с убеждениями такого сорта никогда не достигают в жизни прогресса. Боясь ошибок, они находятся в постоянном поиске таких условий, где им не потребуется рисковать. Часто, чтобы заполнить внутреннюю пустоту, они ходят на постылую работу десятки лет, страдая от нереализованных желаний, смехотворной зарплаты и скуки. Они знают, что-нибудь магическое должно случиться в их жизни, и вот тогда все наконец начнется.

Другая дорога часто избирается людьми, которые не слишком хорошо все заучивали в школе, и считались не слишком способными. Школа подавила их уверенность в себе слишком рано. Они поверили в ярлыки, которые на них надели. Они сами считают себя тупыми и неспособными далеко пойти. Эти люди ненавидят совершать ошибки, потому что каждая из них подтверждает их «тупость». Многие сдаются, не зная, что способность запоминать не ведет к успеху. Эта группа даже не помышляет о том, чтобы покинуть гнездо, ведь они никогда этого не делали. Некоторые на этой дороге чувствуют, что им повезло иметь работу любого рода, хотя они так же несчастны как и их «способные» двойники. Единственная надежда, которая может позволить им осуществить свои мечты, заключается в лотерее или другой азартной игре.

Если мы с ранних лет живем, не испытывая чувства радости от обучения, основная цель посещения школы суживается до получения оценок лучше, чем у других в классе или дипломов, которые доказывают, что мы образованны. Наша система образования убедила многих из нас в том, что школа – единственное место, где ребенок может учиться. Может ли диплом быть подтверждением наших знаний? Только не при существующей в большинстве школ системе! Если у вас есть хоть какие-то сомнения по поводу разницы между запоминанием и знанием, просто посмотрите вокруг себя на все то количество людей с высшими степенями, которые абсолютно некомпетентны.

Среди всех возможных методов обучения, заучивание – самый монотонный, пассивный и скучный. Многие, кто уже опытен в приобретении навыков четырех ступеней, очень равнодушны к заучиванию, находя такой способ обучения тяжелой, болезненной процедурой, приносящей слишком мало пользы в жизни. В свете этого не будет сюрпризом для нас тот факт, что многие молодые люди бросают школу, прогуливают ее или остаются в ней только из-за сопутствующих факторов: вечеринок, спорта и секса.

Как трагично слышать от студентов, и плохих, и хороших о том, что учение

– болезненный, скучный и ненужный процесс. И что еще хуже, это чувство часто не меняется у многих в течение жизни, крадя у всех нас реальный потенциал человеческих достижений.

Возможно ли что величайшим успехом нашей системы образования является чувство ненависти к процессу обучения? Если это так, то нам не надо больше задаваться вопросом, почему в мире столько неудачников. Как стала возможной ситуация, при которой мы с доверием открывали дверь в мир знаний, а это дверь больно ударяла по нашим способностям к успеху и на долгое время лишала нас этих способностей. Только тогда, когда мы признаем это странное противоречие, мы сможем начать его менять.

Наша небезопасность собственного положения, которая накапливалась годами, порождает чувство неудовлетворения и еще большую ненадежность. Система откликается на наши запросы, предлагая всяческие палиативы такие как медстраховки, большая ежемесячная оплата и оплаченные отпуска. Это порождает анемичных роботов с разбитыми сердцами и потерянной индивидуальностью, ставшими таковыми в результате обучения в нашей системе образования.

Кроме того, наша образовательная система обучает нас зависимости от внешних источников, а не от собственных сил. Почему люди чувствуют себя в ловушке, когда достигают тридцатипятилетнего возраста? Некоторые называют это кризисом среднего возраста. Но кризис среднего возраста вовсе не природный процесс. Это сопутствующий продукт нашей образовательной системы, когда по истечение 20 лет после окончания школы мы обнаруживаем, что перестали развиваться, меняться и живо реагировать на любые жизненные проявления уже очень давно. Этот кризис наступает тогда, когда мы больше не можем отрицать свою принадлежность к людям Корпуса.

Кризис среднего возраста наступает на нас тогда, когда мы замечаем, что мир вокруг нас стремительно меняется, а мы прочно заизвестковались. Если мы работаем, поднимаясь вверх по корпоративной лестнице, вдруг начинаем замечать обгоняющих нас молодых претендентов. Мы чувствуем себя обманутыми, в то время, как должны были бы помнить, что вне времени только знания. Чтобы избежать кризиса среднего возраста, мы должны уметь вылетать из гнезда и не бояться рисковать, т.к. должны иметь опыт предварительных полетов, доказывающий нашу выживательную способность. Это требует пересмотра постулатов привитого нам образования и освоения навыков истинного обучения, данных нам от рождения.

Над системой победителей и проигравших

Каковы же способы изменения существующей системы, которые позволили бы начать выздоравливать нашим природным способностям? Прежде всего мы должны немедленно изменить атмосферу в классе.

Большинство образовательных систем требует враждебной атмосферы в классе: ученики против учителя. Я помню, как нам, детям, находящимся в классе, в первый день было сказано, что нам нечего ожидать высшего балла от учителей, которые считались строгими. Я часто чувствовал, что в действительности учителя и не хотели, чтобы мы учились. Может быть они хотели промотивировать нас работать усердно, но существуют лучшие способы этого добиться. Например, работая в группах дети друг друга подбадривают, кооперируются и соревнуются. Процессом обучения начинает управлять творческое возбуждение, а не страх.

Проблема в том, что обучая в группах, учитель не может быть участником команды, пока существует оценочная система. Хотя тестирование признано вредным, оно продолжает быть востребованным на местах, так как администрация имеет несложный способ рейтинговать своих учителей, а родители могут устроить летям промывку мозгов, определяя их усердие по их отметкам. Печальная истина заключается в том, что оценочная деятельность совершенно бесполезна. В системах, где обучают методом механического заучивания, отметка – это единственное, чем можно измерять насколько хорошо выучен урок.

Много лет подряд я слышу многочисленные истории об учителях, которые сыты по горло оценочным преподаванием и которые пытаются это изменить. Недавно мой друг рассказал мне о молодой школьной учительнице, которая в конце первого семестра поставила каждому своему ученику высший балл, В конце недели она была вызвана на срочное собрание, где должна была прилюдно дать свои объяснения. Ее подвергли публичному порицанию и заставили признать, что она является частью системы, в которой оценочная деятельность уместна и востребована.

Один из членов педсовета особенно активно настаивал на необходимости существования принципа победителей и проигравших не только в школе, но и в обществе и, если она не собирается соглашаться с этой «правдой», ей лучше поискать другую работу. Она спорила, что это – арбитражная система, не имеющая ничего общего с истинным обучением, и что она вносит дух нездорового соревнования в процесс обучения, и что это становится базой для эмоциональных потрясении детей, выражающихся впоследствии в потере и своего потенциала и уверенности в себе. Хотя администрация отнеслась толерантно к такой учительской «эксцентричности», ее контракт не был возобновлен на следующий год, и она была вынуждена искать работу.

Образование – это внутренний процесс. Он зависит от комплексного опыта: четырех стадий обучения, через которые проходит каждый ученик. С этой позиции со стороны учителя требуется самое теплое участие детям. Вместо обучения путем заучивания и тестирования учитель должен поддерживать студентов в их попытке рисковать, пробовать собственные варианты, не боясь совершить ошибки, инструктировать и тренировать.

Когда бы я ни думал о проблеме обучения и о том, как нам реанимировать нашу способность обучаться с самого детства, я всегда вспоминаю лейтенанта Джонсона, человека, который обучал меня процедуре срочной боевой готовности перед моей поездкой во Вьетнам. В противоположность школьной атмосфере я чувствовал, что он на моей стороне. Я чувствовал, что он хочет настолько усовершенствовать мой навык, чтобы быть со мной в одной команде, обучаясь вместе. Для него мой успех был делом жизни и смерти, и кроме того, я уверен, что он хотел, чтобы я не просто выжил, но превзошел самого себя в этом умении.

Наша система образования значительно выиграла бы от такого рода преподавания. Лейтенант Джонсон обучал нас по сути дела постоянно сталкивая с самыми сложными ситуациями, заставляя проходить через свои многочисленные ошибки. Как будто бы говоря: «Здесь как раз то место, где удобно совершать ошибки и отыскивать что вы знаете, а чего не знаете». Зная, чего вы не знаете и зная, что у вас есть способность обучаться, вы можете быстро произвести необходимую коррекцию. В день окончания вы полны уверенности, что вы не только получили хорошие оценки и порадовали учителей, но и действительно овладели знаниями и реально почувствовали, что они могут для вас сделать. Вы не только покинули гнездо, вы летите!

Основной урок, который мы должны выучить, заключается в том, что, чем на большее количество ошибок ученики отважатся в классе, тем больше они узнают. Необходимо поощрять детское мужество и давать эмоциональную поддержку на сложных этапах обучения. Дайте им почувствовать, что это то же самое, что и покинуть гнездо. Объясните, что это нормально – испытывать страх, открывая новую территорию для исследований. И более того, научите их наслаждаться собственными победами. Позвольте им полностью погрузиться в восторг от собственного умения и способностей.

Наша система образования должна обучать важным жизненным принципам и умениям покидать родное гнездо, чтобы выжить, именно выжить и чувствовать себя комфортно, снова и снова делая это. Мы должны, как мой друг Тэд в дни наших тренировочных полетов, быть полностью уверенными в том, что даже, если мотор потеряет силу, мы имеем сил достаточно, чтобы справиться с ситуацией и не только выжить, но и преуспеть. Когда мы, наконец, почувствуем комфорт, покидая безопасное место, ничто более не будет стоять между нами и нашим успехом, финансовым, эмоциональным или профессиональным.

Пока я и Тэд не разбились на вертолете и не оказались в кишащих акулами водах Китайского моря, мы не постигли во всей глубине уроков лейтенанта Джонсона. Безмолвно я благодарил его. Я благодарил его не только за науку выживания в катастрофе, но и за чувство свободы от статуса идиота с дипломом.

К сожалению, многие правительственные, культурные и бизнес-учреждения полны людьми, которые вызубрили все ответы и понятия не имеют как это летать. Изменить это не так-то легко, но это изменения начнутся с нашего осознания проблемы. Вооруженные этим осознанием, мы можем изменить свою собственную ситуацию, если захотим, задумываясь о новой системе обучения и позволяя таким образом ей влиять на нас уже сейчас. Те из нас, у кого есть дети, могут поддержать и вдохновить их, если они участвуют в естественном захватывающем процессе постижения. И мы можем поделиться своими знаниями с учителями и администрацией, предлагая внедрить их в систему.

 

БЫТЬ ПРАВЫМ, ОШИБАЯСЬ

 

Допущение нескольких ошибок в раннем возрасте приносит огромную практическую пользу.

Томас Генри Хаксли (1870)

 

Начался учебный год. Учащиеся и учитель все еще примериваются к тесту по математике по окончании восьмого года обучения.

Я даю сложный тест и не имею жалости, – начинает наш учитель мистер Барбер: – Или вы знаете ответы, или вы проваливаетесь.

Я не могу совладать с растущим во мне страхом. Я оглядываю классную комнату, видя некоторых своих товарищей сидящими с закатившимися зрачками, которые символизируют фразу «только не это». Я растерянно сижу. Настолько же, насколько я любил изучать математику, я ненавидел ту боль и давление, которые сопутствовали процессу ее изучения. Курс без учительских угроз был достаточно сложным. Почему бы учителю не мотивировать нас чем-то интересным, забавным вместо того, чтобы внушать страх?

Несмотря на все эти методы, мы все сдали и прошли в высшую школу. Что мы в тот год учили я не помню точно, но ко времени окончания высшей школы я прошел калькуляцию, простую, тригонометрию и сферическую тригонометрию. Сколько математики из всего этого курса я использую сегодня? Ничего. Мог ли я решить свои сегодняшние проблемы, обладая всеми этими знаниями и получив все эти правильные ответы? Нет, я должен признать, что не могу.

Сегодня я использую не слишком много из того, что выучил после пятого класса. Но нельзя, конечно, сказать, что школа не оставила на мне своей временной отметки. Я покидал школу в некоторыми устойчивыми поведенческими особенностями, которые, естественно, меня всюду сопровождали. В моем мозгу, словно на могильной плите, отпечаталось убеждение в том, что, совершая ошибки или падая, я выгляжу нелепо перед своими товарищами и учителем. Школа основательно промыла мне мозги по части того, что, если человек хочет добиться успеха в жизни, он всегда должен не ошибаться. Школа учила меня избегать этого (совершения ошибок) любой ценой. И уж, если это произошло, надо попытаться незаметно их скрыть.

Именно там многие люди остаются и по сей день – запрещают себе совершать ошибки и блокируют собственный прогресс. Симптомами этой болезни являются скука, неудачи неудовлетворенность, хотя большинство из нас не понимает, почему чувствует это. После того, как в нас вбивали в течение стольких лет прямо противоположное, очень трудно вообразить, что быть «правильным» и счастливым очень трудно.

В 1981 г. у меня была возможность послушать доктора Бакминстера Фуллера. Хотя я не прослушал полный курс, его первый урок надолго запал в мою память. Он говорил нам, что людям даны правая нога и левая нога… вовсе не правая нога и неправая нога. Мы продвигаемся по жизни, условно говоря, сначала правой, потом левой ногой. С каждым новым шагом мы все больше корректируем к своему предназначению. Большинство людей тем не менее все же пытается идти путем прямым и узким, избегая ошибок и нигде не оказываясь. А что плохого в прямом и узком пути? Пожалуй ничего, за исключением того, что он просто не существует в реальном мире. Даже физикам не удалось отыскать ничего абсолютно прямого. Открыты только кривые. Прямые линии существуют только в человеческом мозгу.

В «Абелин Парадокс» Джерри Харвей описывает парадокс парадоксов. Он объясняет парадоксальность универсальных принципов таких, как например тождество единства и множества, что «вверх» не существовало бы без «вниз» или «мужчина» – без «женщины», а «правильный» – без «неправильный». Люди, которые всегда во всем были правильными, вдруг резко меняются. А те кто шел на осознанный риск, желая узнать, что же такое «неправильно», заканчивают обычно знанием того, что есть «правильно».

В процессе становления бизнесменом я научился быть очень осторожным с людьми, которые имеют все правильные ответы. В то же время я обнаружил свою страстную потребность быть правым. Вероятно, я должен был выучить, что человек, который стоит на своей правой ноге слишком долго, закончит тем, что окажется на неправой или чего хуже с ногой во рту.

Позволить себе быть неправым, совершать ошибки, не слишком просто. Подумайте о том, как вы себя чувствуете, когда слышите слова: «Ты неправ». Если вы напоминаете меня, вы становитесь обидчивыми, пытаясь доказать собственную правоту. В моих собственных страданиях, так же, как и в опыте других людей, я сталкиваюсь с поразительным осознанием того, как дорого нам приходится платить за наши ошибки. Наши усилия по части доказательства собственной правоты приводят порой к экстремальным последствиям, разрушенным бракам, бизнесу, дружбе.

Финальное открытие того, что неправильный ответ может оказаться для нас самой прельстительной приманкой в поиске правильного, становится истинный освобождением. Но чтобы быть способными наслаждаться всеми мыслимыми пользами нашего озарения, мы должны пережить и передумать наши ошибки, а вовсе не наказывать себя за них, как это делает наша система образования.

Наш страх перед совершением ошибок настолько имплантирован в наши поведенческие реакции, что порой ослепляет нас и не дает возможности на них поучиться. Здесь представлено 4 наиболее распространенных и деструктивных навыка, которыми мы овладели, общаясь со своими ошибками. Это ключи – реакции, которые тормозят процесс обучения.

1. Претензия на то, что ошибка не была совершена.

Последним президентом США, который принял на себя всю ответственность за инцидент в заливе Пигс, был президент Джон Кеннеди. С тех пор слышим такие классические заявления типа «Я не мошенник» (Никсон во время Уотергейта), и «Я не помню» (Рейган во время слушания дела Иран-контрас). Стремление этих людей избежать какой-либо ответственности все еще является живым предметом разговора – в основном шуток, если не чего-то большего.

Было неоднократно доказано многочисленными примерами, что общество проявляет понимание и сочувствие к тем. кто совершает ошибки и затем признает ответственность за свои действия. Это кажется странным в мире, где нас учат избегать ошибок. Тем не менее, кажется, каждый из нас продолжает отвечать на мудрость, которая еще лежит где-то глубоко в нас, как говорит поэт: «Ошибаться – гуманно, прощаться – благородно». Возможно, есть что-то в акте прощения, что заставляет нас вспомнить, как нам следует учиться.

Комедийный актер Ричард Прайор после совершения «ошибки» химического опыта и получения сильных ожогов лица и верхней части тела продолжал выступать по национальному телевидению, объясняя, как принимать лекарства. Евангелист Джимми Суопарт, выступающий по телевидению, признался, что посещал женщин в кварталах с красными лампами. В результате их карьеры продолжались, и об этих «неправильностях» забыли. Я не могу сказать, действительно ли они научились на своих ошибках, но по крайней мере они не притворялись, что не отвечают за свои поступки.

2. Обвинить что-то или когото другого за свою ошибку.

Сразу же после своего провала в бизнесе в 1979 г. я обвинил двух своих партнеров в пропаже денег. Я был очень упрям, отказываясь посмотреть на роль, которую лично сыграл в этом провале. Я продолжал упорствовать и отрицать свою вину в течение двух лет. Я был зол, обижен и банкрот. Только успокоившись, я понял, что все произошедшее было одним из лучших событий в моей жизни. Я не говорю, что хотел бы снова все потерять, но я благодарен за этот ценный урок. Если бы я не потерял свои деньги в 1979, я уверен, что потерял бы их позже из-за своего невежества. Есть поговорка – глупец и его деньги расстаются быстро. Моя ошибка позволила мне понять, каким глупцом я был и как избежать подобных ошибок.

Я знаю многих, которые не преуспевают потому, что сознательно или подсознательно все еще обвиняют других за то, что с ними произошло. Я слышу немало историй – ужасов о деньгах или любви и как кто-то «подействовал плохо» на них. Проблема в том, что источник ошибки залег очень глубоко, ожидая своего часа, чтобы снова подняться на поверхность. Примером этого являются люди, которые разводятся и потом женятся на «другом, но таком же» человеке снова и снова, потому что не научились, не поняли урока прошлого брака. Они продолжают обвинять бывшего супруга за свои неудавшиеся отношения. Если бы я продолжал обвинять своих партнеров в том, чего сам не знал, я бы совершал ту же ошибку снова и снова с разными партнерами, пока не получил бы последний урок, сдался или умер разочарованный, разрушенный и отчаявшийся.

Американское общество – это общество обвинителей и ответчиков, а термин «жертва» стал неотъемлемой частью каждодневной беседы. Суды переполнены заявлениями «жертв», желающих компенсации. Никто не отбирает права удовлетворять своих претензии, требуя судебного разбирательства, но мы также знаем, что практика таких претензий дошла до своего экстрима. Доктора боятся отправлять пациентов в другие клиники к другим специалистам из страха быть осужденными за преступную небрежность. Этот простой фактор свидетельствует о постоянно растущих ценах на медицинское обслуживание и падении размеров страховок.

Самая последняя цена любой производимой в Северной Америке машины эквивалентна сумме ее страховки. Разные разновидности страховок – это по сути сокрытая стоимость каждой производимой машины.

Мы должны учиться отыскивать корни своих проблем, а не обвинять в них кого-то другого.

3. Умствования вместо обучения «Ну что ж, хорошо, мне действительно это не нужно».

Мир полон людей, у которых всегда наготове отличнейшее объяснение, почему в их жизнь не пришел успех. Незадолго до того, как потерять свой бизнес, у меня была тщательно обоснованная причина моего провала, и причина эта, по моему мнению, заключалась в том, что у меня не было системы. Провозглашением такой причины я только продемонстрировал свою тупость и замедлил процесс осознания истинной причины моею краха.

Одно из самых широко распространенных сегодня утверждений – это: «О, деньги меня не интересуют». Я постоянно слышу это от людей, которые не достигли финансового благополучия. Действительно ли деньги не имеют значения? Давайте чуть изменим вопрос: является ли ошибкой то, что вы ставите себя и свою семью в положение нехватки денег? Нехватка денег, по меньшей мере, должна интерпретироваться как «легкий стук по плечу», сигнал изменить что-то в нашей жизни.

4. Наказание себя.

Возможно, самая разрушительная реакция из всех – это эмоциональное страдание, которое люди вызывают у себя как наказание за совершение ошибки.

Когда спрашиваешь, кто их за это сильнее порицает, они указывают на самих себя. Они часто делают это с явным чувством гордости и уничтожения. И тем не мене, наказание – один из самых деструктивных аспектов человеческого поведения, который только существует, будь то самонаказание или наказание, совершаемое третьим лицом. Одна из причин того почему люди не преуспевают, заключается в том, что они сознательно или подсознательно наказывают себя за что-то совершенное ими в прошлом. Они не могут позволить себе быть преуспевающим, потому что где-то в глубине души не чувствуют, что заслужили успех. Они наказывают себя, отказывая себе в возможности наслаждаться благополучной жизнью.

Действительно, преуспевающие люди учатся брать на себя всю ответственность за свои действия: они извиняются и делают все возможное, чтобы исправить свои ошибки. Они признают свою ошибку, ищут в ней урок, делают необходимые исправления, поправки и затем движутся дальше к большому успеху.

Не преуспевающие люди выпячивают эмоциональную боль самообвинения и не могут получить ценные уроки, данные им через их ошибки. Непризнание ошибок характеризует ограниченных, недалеких, самодовольных людей, которые отодвигают свою способность быть счастливыми и найти финансовое благополучие.

Всегда правые

Вместе с отрицанием того, что мы сделали ошибку, существуют проблемы, связанные с необходимостью быть всегда правыми.

1. Неспособность заглянуть в будущее.

Человек, которому нужно быть правым, часто держится за устаревшую информацию, которая, возможно, была верной в прошлом, но более таковой не является. Многие путают факты с правдой. В противовес успешному полету в более тяжелом, чем воздух, летательном аппарате братьев Орвилля и Вильбура Райт «фактом» было то, что люди не летают и никогда не полетят. Это было «фактом» в то время, не «правдой». За день до того, как Роджер Баннистер за 4 мин преодолел дистанцию в милю спортивные физиологи выдвинули дюжину самых убедительных причин, подтверждающих, что такой подвиг вне человеческих сил.

Большинство из того, что мы называем общечеловеческим знанием не более, чем информация на общедоговорной основе. Другими словами консенсусная реальность, что означает знания, которые большинство людей признают истинными. История пестрит примерами великих идей и изобретений, которые казались нелепыми потому только, что общество было непреклонно в своем нежелании выйти за рамки традиционного для своего времени мышления. Бизнес-парадигма, несмотря на четко проступающие ее черты на лице зарождающегося общества, была разрушена и не придержана новой реальностью до срока. Сегодня грядут перемены, которые совершенно невозможно было вообразить вера, представляя явную угрозу высказываниям типа: «что работало вчера, будет работать и завтра».

Чтобы научиться учиться на ошибках, мы должны научиться никогда не говорить: «Это сумасшедшая идея. Это никогда не будет работать» независимо от того, на сколько она кажется сумасшедшей. Мы должны научиться устранять влияние договорной реальности достаточно, чтобы оставаться всегда открытыми новым идеям и новым возможностям. Равнодушные «мыслители» не услышат новых идей до тех пор, пока эти идеи не попадут в ранг признанных «верными».

2. Не набирающие новые знания.

Люди, которые во всем «правы», редко изучают что-нибудь новое потому, что они слишком заняты тем, что всегда правы. Только если они добровольно сдадутся, для них оживут новые знания. Богатство только увеличивается от того, что люди понимают процесс обучения на собственных ошибках. И кроме всего прочего, слишком малая часть знаний не устареет завтра или в следующем году или в следующей декаде. Факты меняются – и наше восприятие обязано меняться.

3. Больше конфликтов.

Я помню в детстве я ходил в нашу семейную церковь. Однажды я спросил учителя воскресной школы, какая разница между нашей церковью и католической церковью. Она сказала: «Ортодоксальная придерживается правильного учения Христа, а католическая – неправильного». Мне было всего десять лет, но что-то в этом заявлении показалось мне нелепым. Что это могло быть? Во имя того, чтобы доказать свою правоту, люди причиняют друг другу боль, горе и устраивают кровопролития.

Вспомните самый популярный девиз нашей политики в годы Холодной войны между Соединенными Штатами и Россией. Он провозглашал; «Лучше мертвый, чем красный», и это так и было, когда множество раз мы вплотную приближались к возможности ядерного уничтожения друг друга.

То, на чем упорно настаивает большинство, порой бывает всего лишь их точкой зрения, мнением. Каждый из нас имеет свое собственное скрытое кредо – убеждение в том, что только так правильно, а противоположное мнение ошибочно. Мы должны научиться мыслить шире и допускать возможность неопределенного количества ответов на каждый вопрос.

Такие изменения могут начаться с нашей образовательной системы, позволив распрощаться с верой в то, что студенты должны отстаивать свой идеал правоты. Потребность быть правым и пренебрежение к истинному понимаю ведет как к межличностным конфликтам, так и к национальным. Если не отказаться от парадигмы «правильное – неправильное мышление» проблема перенаселенности планеты очень скоро перерастет в проблему вымирания через глобальную войну.

Как бывший морской офицер и личность, становление которой происходило в борьбе, я заметил, что стало больше покоя в моей жизни с тех пор, как я признал, что у других людей тоже могут быть правильные ответы. Я сильно уменьшил употребления слов «прав» и «неправ» в своем лексиконе, так же, как и слов «хорошо» и плохо». Вместо этого я стараюсь понять различные точки зрения и признать, что люди отличаются друг от друга. Я научился трудным путем, что противоречие мнений не означает, что кто-то прав и кто-то неправ.

В наших школах тем не менее, боюсь, мы по-прежнему учим наших детей мыслить узко. Мы сеем семена войны, не мира.

4. Замороженный доход.

Практически во всех разновидностях бизнеса людям платят за то, что они знают. Люди, которые всегда и во всем должны быть правы, как мы уже убедились, склонны к застою, намертво прирастая к тому, что они уже знают вместо того, чтобы идти на риск и познавать новое. С того момента, как перестают обновляться их знания, их доход замирает. В худшем случае их увольняют из компании, потому, что приходит время новых технологий, или компания переходит к производству другой продукции. В таких случаях старые знания уже не могут более удовлетворять новым требованиям. Каждый год мы наблюдаем сотни тысяч таких людей, которым предлагается достаточно рано уйти на отдых, так как знания больше не могут служить компании.

5. Не устремляясь в будущее.

Человек, который придерживается старых идей, обнаруживает, что эта тропинка сужается. Часто проблемы и самооправдания увеличиваются, а возможности уменьшаются. Мир меняется, но человек цепляется зa прошлое или ожидает, когда вернутся добрые старые времена.

6. Прогрессирующая внутренняя слепота.

С детства живя на Гавайях, я любил нырять в океан за рыбой и лобстерами. Я часто видел других ныряльщиков, возвращающихся домой с осьминогом, пойманным на той же территории, Я никогда не видел ни одного.

Однажды я попросил сезонного ныряльщика взять меня с собой и показать, где живут осьминоги. Вскоре он указал мне на груду мертвых кораллов. Он показал на отверстие в них, Я уставился на него и смотрел так долго, как только позволяло дыхание, но ничего не видел. Затем я бросил свое копье в это отверстие. В ту же секунду оттуда выпрыгнул взбешенный осьминог и растворился прямо перед моим носом. Я понял, что осьминоги тут были всегда, прямо передо мной, но я их не замечал.

То же самое происходит с бизнесом и инвестициями. Я нахожу забавным, когда кто-нибудь говорит мне о том, что все возможности уже разобраны, и вокруг ничего для него не осталось. С годами я стал замечать, что чем больше рискую, ошибаюсь и исправляю свои ошибки, тем острее становится мой нюх. Я должен сказать, что те, кто боится совершать ошибки, зачастую не видят и возможностей, даже если те пляшут у них перед носом. Люди, которые не видят, называют тех, кто видит, «акулами», потому что последние способны воспользоваться даже тем шансом, который остается невидимым для других. Существенная проблема тех, кто всегда должен быть прав, в том, что он прекращает искать в новом месте.

7. Неспособность использовать преимущества своей неудачи.

Слишком много людей становился такими зацикленными, правильными, что просто растрачивают свою жизнь. Это типичная схема жизни неудачников. Страх совершить ошибку буквально парализует их, Прогресс же достигается следованием по пути «обеими ногами», как говорил Бакки Фуллер. Мы находим новые пути и движемся вперед, делая новый шаг, осматриваемся, куда он нас приведет, потом делаем еще один шаг, с помощью которого мы можем и исправить курс, если нужно, и двигаться дальше по своему пути. Прогресс – всегда отклик на то, что вы или кто-то еще научился делать самостоятельно. Смогли бы мы когда-либо создать сверхзвуковой 747, если бы братья Райт не рискнули своими финансами и репутацией, не построили бы и не полетели на своем несовершенном, «тяжелее воздуха» аппарате. Что не упоминается в книгах по истории – так это сколько раз они не смогли поднять в небо свою машину и количество их падений. Из-за всех этих бесконечных серий «ошибок», которые они совершали, они стали предметом шуток журналистов. Только их желание пойти на риск двигало их к успеху и помогло им в конце концов получить почетное место в книгах по истории.

8.

Я часто встречаю людей, у которых огромный потенциал, но нет денег или профессионального успеха. Эти люди перенасыщены зависимостью и разочарованием. Оно исходит из того, что они слишком жестки с собой. Они знают, что у них есть то, что необходимо для успеха, но не разрешают себе сделать неизбежные ошибки и пройти через кривую обучения, которая ведет к удовлетворению собой.

«У вашего сына большой потенциал», – было написано в моей зачетной карте, которую я принес домой. Я помню, как ходил на школьные собрания с родителями, и учитель каждый раз говорил одно и то же: «У Роберта большой потенциал, но он не проявляет себя».

Теперь я понимаю разочарование мое и учителей. Как они могли ожидать, что я использую свой потенциал, когда всегда наказывали меня за ошибки? Я жил вес эти годы, осознавая, что есть вещи, которые мне хочется делать, а есть то, что я делать обязан. «Я обязан не совершать ошибки» – вот, что было в моем мозгу, и на чувства я надевал бронежилет. И пока я его не выбросил, я не начал расти и учиться.

9. Безнадежно отстающие в гонке.

Люди, боящиеся совершать ошибки, слишком медлительны, мир стремительно несется вперед, а они отстают. Это не означает, что мы должны быть безрассудными. Но однажды освободившись от страха совершения ошибок, у нас появляются шансы участвовать в гонке. Просить человека, боящегося своих ошибок успевать в ногу со временем, то же самое, что водителя Вольво поместить на скоростную трассу Индианаполис 50 для участия в автогонках. Машина имеет и мощность, и скорость достаточную для победы, но водитель привык к спокойному темпу. Он не может оставить в прошлом свои привычки, и его осторожный взгляд на жизнь достаточно долог, чтобы испытать весь потенциал своей машины. Так что, это водитель, а не машина пропускает шанс.

Удачливые автогонщики автоматически корректируют автомобиль, мгновенно и слегка заметно, и только так можно сработать на больших скоростях. Они знают, что случится, если они не распознают ошибку, а начнут последовательно анализировать остановку; они закончат гонку в яме – или чего хуже на стене.

Нравится нам это или нет, но скоростная гонка – это фактически наша современная жизнь. Независимо от того, осознаем мы это или нет, человек, боящийся ошибок, постоянно сдерживает гонку. И это сдерживание только усугубляет его стресс и в действительности увеличивает его шансы ошибиться. Неспособный осмыслить или хотя бы обнаружить ошибку, он не может все поправить и неизбежно приходит к краху.

Основное требуемое изменение.

Самым долговременным следствием неадекватности нашей образовательной системы является атрофия нормального функционирования в реальном мире. Слишком многие из нас покидают школу с недостаточной уверенностью в своих силах и всяким отсутствием в умах и сердцах осознания положительной стороны ошибок.

Мы не можем более терпеть такую образовательную систему, которая наказывает за честные ошибки и не имеет методики раскрытия потенциала личности. Мы должны избавиться от древнего чудища, которое обуславливает деградацию нашего общества, заменяя природную тягу к знаниям у наших детей болью и разочарованием. Истинное знание и так содержит в себе элемент разочарования безо всякой системы, которая его бы еще усугубляла.

Мы должны отыскать способ общения через любовь и доброту так, чтобы система «правильно"/"неправильно» служила бы своей истинной цели: фильтровать системы по отбраковке тех, кто им не соответствует. Мы должны найти возможность создания нового познавательного процесса, где бы ошибки поощрялись и считались бы бесценным источников мудрости, каковыми они в действительности и являются. В этом случае мы добились бы успеха по двум аспектам: во-первых, в раскрытии потенциала человеческих ресурсов и во-вторых при внесении счастья в человеческие жизни. Мы должны сделать следующий шаг в нашей эволюции так, чтобы наконец увидеть ту громадную пользу для человечества, которую мы все без сомнения получим, когда каждый из нас раскроет свой максимальный потенциал и поможет остальным сделать то же самое.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...