Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СООБРАЖЕНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ




 

Главная проблема практического применения этих упражнений и использования воли состоит в том, как сохра­нить равновесие между различными сторонами или фазами воли, которые были описаны выше.

Здесь прежде всего надо стремиться к тому, чтобы па­циент увидел или осознал существующее положение дел. Затем можно предложить приемлемый для него план дос­тижения желаемого равновесия или гармонизации, и уже после этого обучить конкретным техникам, которые вво­дятся в правильной последовательности, чтобы пациент смог добиться желаемого результата. План действий и кон­кретные техники зависят от того, какая именно из фаз воли должна быть развита, и поэтому иногда эти техники могут быть абсолютно противоположными.

Первая фаза – определение цели – является слабым местом у многих пациентов. Кроме того, часто случается, что сильная воля человека полностью поставлена на служ­бу очень сильного, всепокоряющего влечения. Это встреча­ется настолько часто, что объясняет и в какой-то степени оправдывает удивительное нежелание человека признать, что личная воля вообще существует — ведь очень часто она скрыта, замаскирована под всепоглощающее влечение. В современной психологии вообще есть тенденция ис­ключить необходимость самого понятия воли и рассмат­ривать момент принятия решения как результат борьбы противоположных сил, имеющих по большей части эмо­циональный характер. Это обычное детерминистическое представление о, так сказать, параллелограмме сил, кото­рое, полностью отвечая теории Фрейда, не совсем соответ­ствует человеческому опыту. Воспитание воли доказывает, что воля может быть выделена как самостоятельное поня­тие, отделена от влечений и даже противопоставлена им. Модель или аналогия с параллелограммом сил слиш­ком груба. На самом деле, воля или изъявляющее волю Я человека – это не только истинная, независимая энергия соперничающая с влечениями. Она является или может являться организатором и координатором этих влечений, используя их в каком-то смысле на другом уровне, в другом измерении. Поэтому, если воле удаётся удержаться и не опуститься до одного уровня с соперничающими влечениями, высвобождаясь, она способна стать сверх-силой.

Техника, применяемая в тех случаях, когда самым слабым местом пациента является осознавание цели и тщательное обдумывание, состоит в том, чтобы, во-первых, он осознал в себе этот недостаток и то, к чему он ведет. Затем следует помочь ему сознательно оценить эту ситуа­цию, выработать ясное представление о жизни и о её цен­ностях, и уже на этой основе помочь ему найти или выбрать цель и обдумать пути ее достижения.

Что касается третьей фазы принятия решения, то, если, несмотря на благополучное развитие первого этапа, паци­ент все-таки сталкивается с трудностями выбора, следует проанализировать причины этих трудностей. Они могут про­исходить из-за нежелания видеть альтернативные варианты решений или нежелания отдать чему-то предпочтение, по­скольку это, конечно же, означало бы необходимость от­вергнуть или отказаться от других возможностей. Последнее может быть трудно пациентам с сильной волей, которые вообще не приемлют отказа от чего бы то ни было и хотят осуществления всех возможностей сразу. Это свойственно сильной воле эгоистических личностей, и в этом случае мы имеем дело с чрезмерным развитием того аспекта воли, который характеризуется силой, и недостаточным развити­ем стадии обдумывания и принятия решения, влекущего за собой такой отказ.

Пятая фаза планирования и организации также может оказаться сложной или недостаточно развитой у людей, способных принимать быстрые решения и обладающих ди­намической волей. Иногда они чересчур уверены в ceбe, а иногда слишком нетерпеливы, столкнувшись с необхо­димостью медленного, тщательного планирования, требующего от человека внимания ко всем ситуации, а также мудрости и чувства меры. Они норовят сразу же броситься выполнять план, не дожидаясь, пока он будет продуман во всех деталях, или, более того, сломя голову стремятся к заветной цели не думая ни о возможных препятствиях, ни об уместности своих действий - без учета реальной ситуации, реакций окружающих и т.д. Такие люди часто терпят неудачи в связи с реакциями, которые они необдуманно вызывают у окружающих. Нет сомнения, что таким пациентам необходима активная терапевта. Он должен научить их признавать значение и необходимость этой фазы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Другими словами, во время сеанса мы начинаем с цели, которую поставил перед собой сам пациент и помогаем ему подробно обдумать все необходимые для ее достижения шаги. Приведем довольно частый пример: молодая незамужняя девушка приходит на консультацию к терапевту и сообщает: "Я хочу быть киноартисткой. Хочу уйти из дома и уехать в Голливуд". Само собой разумеется, что мы не отвергаем ее цель, а говорим: "Хорошо. Давайте решим, как это сделать. Подумаем, что предполагает ваша цель. Вы ведь хотите достичь, значит, надо составить план, как это сде­лать". Если мы покажем, что принимаем ее цель и выразим готовность помочь, она скоро поймет, что именно предпо­лагает ее цель и ее влечение и какое количество трудностей ей придется преодолеть. Это очень простой пример. На прак­тике приходится сталкиваться с гораздо более тонкими и менее очевидными случаями.

Рассматривая шестую фазу — направление выполнения решения, мы видели, что она требует от воли очень важных качеств — четкого и твердого представления цели, однонап равленности, динамической энергии, настойчивости и самоограничения. Для того, чтобы добиться успеха, присутствия только одного из этих свойств может быть не­достаточно. Под "самоограничением" мы понимаем готов­ность и способность хотя бы на некоторое, а иногда и на достаточно длительное, время отказаться от других целей и планов, не дать себе слишком увлечься средствами достижения цели – как в смысле того, чтобы средства не стали самоцелью; так и в смысле исключительной приверженности каким-то определенным средствам в ущерб другим.

Таким образом, динамическая воля может использоваться для воспитания настойчивости, если той мало или не хватает, и наоборот, настойчивость способствует применению техник, которые в свою воспитают силу воли. Выше мы уже приводили пример последнего. В нем за основу берется четкое понимание человеком преимуществ сильной воли и недостатков слабой. Если вы упорно и настойчиво будете к этому возвращаться, динамический аспект воли вырастет.

Здесь следует повторить, что пациенты, находящиеся в депрессивном состоянии, требуют особой осторожности со стороны терапевта, но к этому мы еще вернемся более подробно в разделе, посвященном ограничениям и про­тивопоказаниям.

 

ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

То, что техники по развитию воли необходимо приме­нять во всех тех случаях, когда воля слишком слаба и не­эффективна, очевидно и не требует объяснений. А вот то, что эти техники обычно не применяются, действительно требует внимания!

В основе их использования лежит анализ воли, кото­рый показывает, что воля как таковая изначально суще­ствует и функционирует во всех пациентах или испытуемых. Поскольку, как мы видели, воля имеет несколько фаз, можно предположить (а на практике так чаще всего и бы­вает), что одна из фаз оказывается развита или даже слиш­ком развита, а другая слишком слаба, почти незаметна. Поэтому прежде всего необходимо установить, какая из пяти фаз воли требует особого развития! Некоторые люди обладают быстрой и решительной волей, но лишены на­стойчивости или способности добиваться чего-то во что бы то ни стало. Для других наиболее сложной является фаза принятия решения, хотя после того, как оно принято, остальные аспекты воли оказываются вполне адекватны­ми и достаточно развитыми. Именно поэтому воспитание воли требует дифференцированного подхода и понима­ния того, какой из ее компонентов нуждается в специ­альном развитии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...