Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проективная методика «Кактус»




Что важно учитывать при проведении рисуночных тестов

1. Комфортная обстановка.

2. В кабинете в приделах видимости не должно быть изображений, которые будут использовать дети в тесте.

3. Желательно детей рассадить так, чтобы они не могли срисовать друг у друга.

4. Чётко проговаривается инструкция, если ученик задает уточняющие вопросы, то ему говорят: «Рисуйте так, как ты хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции, то её частично или полностью повторяют. Если первоначальный рисунок получился схематическим или шаблонно карикатурным, нарисован не по теме, то нужно попросить сделать повторный рисунок.

5. Если ученик боится выполнить плохой рисунок, тогда надо ободрить его, сказать, что вам интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого, что оценка за рисунок не ставится. Нужно предложить, чтоб он постарался нарисовать как можно лучше – так, как он умеет.

6. Во время выполнения рисунка не подсказывать, не поправлять («ты забыл нарисовать бабушку», «почему у папы нет ушей» и т.п.) – иначе пропадут те самые детали, которые несут главную смысловую нагрузку.

7. Не обсуждать с ребёнком результаты теста: то, что вы узнали – это информация к размышлению и тем более – не ругайте ребёнка за то, что вам удалось о нём узнать (особенно опасно в этом плане обвинение: «ты не любишь…»).

8. Рисунки выполняются на белой бумаге форматом А4, простым карандашом или цветными карандашами, красками.

 

Самые распространенные рисуночные тесты «Дом-Дерево-Человек», «Нарисуй человека», «Несуществующее животное», «Человек под дождём». Предлагаю рассмотреть методики «Моя семья», «Кактус», «Про самое интересное» и «В школе».

 

Методика «Моя семья»

Проективная методика «Моя семья» предполагает выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

Даётся инструкция «Нарисуй, пожалуйста, свою семью», или «Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь», или «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом» и «Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь».

Когда рисунок закончит – попросите ребёнка объяснить, кто есть кто – и после этого можно оценивать результаты.

Анализ рисунков.

1. Впечатление.

В первую очередь, обращаем внимание на то, какое первое впечатление производит на нас рисунок. Какое он вызывает у нас настроение: радостное или угнетающее. Это будет одним из наиболее важных критериев в определении того, что хотел передать ребенок этим рисунком, какое настроение он транслирует.

2. Последовательность рисования членов семьи.

  • Первым ребенок рисует эмоционально значимое и привлекательное для него лицо. Это может быть как мама, так и папа. Может быть, старший брат или сестра.
  • Если ребенок первым на рисунке изображает себя – это может указывать на эгоцентризм ребенка.

3. Содержание правой и левой стороны листа – каждая из них несет смысловую нагрузку детского рисунка.

  • Правая часть обозначает связь ребенка с отцом и его видение будущего.
  • Левая – рассказывает о его прошлом, привязанности к дому, и, прежде всего, к матери.
  • Верхняя часть рисунка связана с интеллектуальной стороной деятельности ребенка.
  • Нижняя – с материальным миром.

4. Размер и расположение рисунка на листе.

  • Неуверенные в себе дети и дети с повышенной тревожностью обычно располагают рисунок не на всем пространстве листа, а только на какой-то его части. Также такие дети отличаются тем, что часто перерисовывают то, что нарисовали, стирают детали, которые им не понравились, снова и снова.
  • Уверенный в себе, уравновешенный ребенок концентрирует изображаемое в центре листа.
  • Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в восприятии собственного Я, пытаются охватить рисунком все пространство.

5. Расположение членов семьи.

  • Расположение членов семьи на одной прямой с соединенными руками; близкое расположение членов семьи друг к другу указывают на психологическое благополучие в семье, восприятие целостности семьи, включенность ребенка в семью, т.е. указывает на тесные эмоциональные контакты. Однако, если на рисунке оказывается сверхплотное расположение фигур членов семьи, то это указывает на сверхтесные связи в семье, а так же на потребность в эмоциональной близости.
  • Наоборот, если на рисунке наблюдается удаленность всех членов семьи друг от друга, то это говорит о том, что в семье присутствует разобщенность членов семьи, а так же слабость эмоциональных контактов между ними.
  • Если ребенок рисует членов семьи, разделяя их линиями или какими-то объектами, или расположение членов семьи в разных комнатах – то все это указывает на серьезное нарушение внутрисемейных контактов.
  • Иногда ребенок рисует себя отдельно от других членов семьи. Это указывает на то, что ребенок испытывает ощущение своей отверженности в семье.
  • Иногда дети включают в свой рисунок семьи домашних животных – это говорит о том, что они испытывают недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле.
  • Если ребёнок «забыл» нарисовать кого-то из родственников, то этот человек и есть источник его дискомфорта, переживаний и мучений.
  • Исключение себя из рисунка говорит о чувстве своей отверженности в семье, отсутствии чувства общности с семьей, неприятие себя в семье.

6. Величина фигур.

  • Когда чья-то фигура нарисована явно выше других – это говорит о значимости и доминировании этого члена семьи.
  • Если ребенок рисует себя равным по величине с родителями – это может указывать на эгоцентризм ребенка, стремление к равноправным отношениям.
  • Если обнаружите, что он нарисовал себя где-то в уголке, спиной к остальным членам семьи, велика вероятность, что он чувствует себя изолированным, одиноким и страдающим от нехватки родительского внимания.

7. Анализируя рисование отдельных частей фигуры можно выделить следующее:

  • Рисование кулаков, поднятых вверх рук с крупными ладонями, острые ногти, оружие в руках говорит об агрессивном поведении данного члена семьи;
  • Когда ребенок пропускает в рисунке части лица у себя (рот, глаза) – это указывает на серьезные нарушения в сфере общения;
  • Отсутствие глаз указывает на наличие аутизации (ослабление контактов с окружающими);
  • Пустые глаза, без радужки и зрачков так же указывает на аутизацию, страхи;
  • Большие зачерненные глаза указывают на наличие страха;
  • Человека, изображённого с большими глазами, ребёнок воспринимает как тревожного и беспокойного, с маленькими (в виде точек или щёлочек) – как замкнутого.
  • Выделение зубов указывает на вербальную агрессию данного члена семьи;
  • Персонаж без ушей – это человек, «не слышащий» окружающих, игнорирующий то, что ему говорят;
  • Человек с большим ртом – источник угрозы (тот, кого ребёнок боится),
  • Человек, нарисованный с большой головой, ребёнок считает умным,
  • Персонаж с длинными руками и большим количеством пальцев на руках – сильным (и наоборот).
  • Когда ребенок штрихует все лицо другим членам семьи, или рисует кого-то без головы – это указывает на конфликтное отношение ребенка с этим человеком и враждебное отношение к нему;
  • Штриховка, множественные линии, повышенный нажим на карандаш при изображении всех членов семьи или большинства из них – указывает на напряженную эмоциональную атмосферу в семье;
  • Одного из членов семьи – напряженное конфликтное отношение к этому члену семьи;
  • Себя – неблагополучное эмоциональное отношение к этому члену семьи.
  • Выражение лица говорит о чувствах ребенка к этому человеку.
  • Обилие мелких деталей (пуговицы, шарфы и т.п.) говорит о множестве запретов.

8. Линии.

  • Уверенные в себе дети рисуют в основном четкими жирными линиями, со средним нажимом на карандаш.
  • Нерешительный же ребёнок, наоборот, выбирает не очень яркие цвета и рисует, едва касаясь бумаг, отчего его творения получаются блеклыми и невыразительными. Слабый нажим также указывает на сниженное настроение, мышечную слабость.
  • И наоборот, сильный нажим указывает на повышенный тонус, эмоциональную напряженность. Агрессивный ребенок часто непроизвольно ломает грифель карандаша или быстро исписывает фломастер. Нажим настолько силен, что такие дети нередко карандашом рвут бумагу, на которой рисуют.
  • Мягкий по характеру ребенок будет использовать много извилистых тонких линий. Дети с волевым характером, реалисты, отдают предпочтение прямым линиям и четким углам, редко используя кружочки и овальные формы.

9. Цвета.

  • В норме дети используют широкую палитру цветов в своем рисунке. В рисунке они как бы воплощают все краски жизни. Если ребенок использовал для рисования яркие, жизнерадостные цвета – это говорит о его положительном отношении и хорошем настроении.
  • Если же рисунок выполнен в мрачных - серых, темно-синих, черных тонах, - это может свидетельствовать о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии ребенка.
  • Зеленый - ребенок стремится к безопасности, акцентирует свою независимость и уравновешенность, упрям.
  • Красный - проявляется эксцентричность, агрессивность, возбудимость и сила воли.
  • Желтый - свидетельствует об оптимизме, любознательности, положительных эмоциях.
  • Фиолетовый - проявление фантазии и интуиции.
  • Коричневый - физический дискомфорт, медлительность, выражение отрицательных эмоция.
  • Черный - выражение протеста, потребность в изменениях, подавленность.
  • Серый - испытывает отстраненность, желание уйти, подавить тревоги и переживания, безразличие

 

Что должно НАСТОРАЖИВАТЬ в рисунках:

- детально прорисованные половые органы (признак наличия проблем в сексуальной сфере);

- наличие крови (признак перенесенной травмы);

- пораженные участки тела в рисунке человека (язвы, болячки, темные пятна), наличие дупла в рисунке дерева (признак переживания органического поражения, наличия медицинских заболеваний);

- наличие заштрихованных, зачеркнутых предметов (признак повышенной тревожности)

- «пропуски» или «забытые» в рисунке части тела (признак нарушения представления об общей структуре тела, наличие тяжелой травмы).

 

Проективная методика «Кактус»

Цель: определение эмоционального состояния ребёнка, наличия агрессивности, её направления и интенсивности.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 362.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...