Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика общественно-педагогического движения 70-80 гг. в России




В 70-е годы ряд работ советских педагогов (И.С. Марьенко, Г.И. Щукиной, В.М. Коротова) посвящён исследованию сущности воспитательного процесса.

Вопросы семейного воспитания (нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание детей в семье; школа, семья и общественность и другие) нашли отражение в работах Ю.П. Азарова, Е.И. Волковой, А.О. Пинта, С.А. Соловейчика, Б.Т. Лихачёва и других.

Методика коммунистического воспитания была предметом исследований Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова, Л.Ю. Гордина, И.А. Каирова, Т.Е. Конниковой, В.М. Коротова, И.С. Марьенко. Л.И. Новиковой. И.Ф. Харламова и других.

Мастерству учителя - воспитателя посвящён ряд работ Ю.П. Азарова. Всё большее внимание обращается в педагогической науке на проблемы взаимоотношений педагогов и учащихся.

Проблемы детского коллектива в советский период разрабатывались в следующих направлениях: детский коллектив как объект и субъект воспитания; деятельность и общение в коллективе - важнейшие факторы воспитания и развития творческой индивидуальности школьника в коллективе, в системе межличностных отношений; педагогическое руководство детским коллективом; проблема единого школьного коллектива; роль пионерских и комсомольских организаций в детском коллективе (М.И. Смирнов, В.М. Коротов, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, И.Б. Первин и другие).

Содержание воспитательной работы в школе было раскрыто в практическом пособии для учителей «Примерное содержание воспитания школьников», подготовленное И.С. Марьенко (1984 год).

Важное место в системе школьного воспитания занимала деятельность пионерских и комсомольских организаций. Специфические задачи пионерской организации и школьного комсомола были сформулированы в «Положении о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина», Торжественном обещании, Законах юных пионеров Советского Союза, в Уставе ВЛКСМ, в решениях съездов КПСС, ВЛКСМ. Примерное содержание работы пионерской организации было закреплено в программе «Ориентир», разработанной при участии учёных - педагогов, учителей, пионерских и комсомольских работников.

Проблемы воспитательной деятельности пионерской организации рассматриваются в работах Л.И. Божович, Т.Е. Конниковой, Б.Е. Ширвиндта, Г.М. Иващенко и других; комсомольской организации - в исследованиях Л.К. Корнешова, С.Е. Хозе, В.В. Лебединского, М.М. Ященко Б.З. Вульфова и других.

 

Гуманистические тенденции в отечественной педагогике 80 – начала 90 гг.

В 80-х годах XX века развернулась деятельность педагогов-новаторов, методические поиски которых стали известны всей стране. Разработанная ими оригинальная педагогика, получившая название педагогики сотрудничества, явилась противовесом официальной, административной педагогики, готовившей послушных и безынициативных «винтиков» административной советской системы.

Педагогика сотрудничества - это педагогика, выработанная снизу, созданная самими учителями-практиками, а не спущенная в виде методических писем из официальных педагогических инстанций. Кроме того, она возникла как протест учителя против омертвляющей административной педагогики. Работая порознь, в разных уголках страны, порой даже не зная, друг о друге, они пришли к одним и тем же выводам. Во время первой встречи в подмосковном посёлке Переделкино осенью 1986 года они обменялись идеями, которые были выработаны ими в двадцатипятилетней экспериментальной работе в своих классах и школах (В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, С.Н Лысенкова, Е.Н. Ильин, И.П. Волков, Л.А. и Б.П. Никитины, М.П. Щетинин).

Исходный постулат педагогики сотрудничества - прямо противоположный официальной педагогике взгляд на человека - оптимистический и гуманистический. Учитель принимает на себя личную, профессиональную и граждански осознанную ответственность за диалектическое соединение интересов личности и воспитательного коллектива с интересами и идеалами общества в процессе воспитания.

Педагогика сотрудничества - это идеология, методология новой педагогики, положившая начало повороту педагогической мысли в направлении создания гуманистической педагогики в противовес авторитарной в условиях ещё существовавшего коммунистического режима.

Назовём основные идеи педагогики сотрудничества: отношения с учениками, учение без принуждения, идея трудной цели, идея опоры, оценка работ, идея свободного выбора, идея опережения, идея крупных блоков, идея соответствующей формы, идея самоанализа, интеллектуальный фон класса, коллективное творческое воспитание, творческий производительный труд, творческое самоуправление, сотрудничество с родителями, личностный подход, сотрудничество учителей.

Идеалы педагогики сотрудничества были предвестниками и послужили основой создания новой гуманистической парадигмы образования в постсоветский период.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...