Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогические идеи Дж. Дьюи и проблемы современного образования.




Основоположником прагматизма стал американский философ, социолог, психолог и педагог Джон Дьюи (1858–1952). По Дьюи, ребенок – это солнце, вокруг которого концентрируются средства образования, исходная точка, центр всего. Подлинной целью приобретения знаний, по мысли педагога, является нахождение пути их добывания. Обучение посредством делания – вот путь, связывающий школу и ребенка с социальной жизнью. Образование должно базироваться на исследовательском методе, помогающем ребенку самостоятельно формулировать и решать проблемы, стимулирующем познавательную активность, связывающем освоение мира с личным опытом.

Свои идеи Д. Дьюи воплотил в школе-лаборатории, открытой им в 1898 г. в Чикаго. В центре школьной жизни стоял ручной труд, который позволял организовать активную социальную деятельность детей. По мысли Дьюи, сама организация обучения и взаимодействия учителя и учащихся диктует естественную дисциплину в школе. Основой школьного образования должно стать правильное развитие ребенка в дошкольном возрасте, поэтому работа с маленькими детьми должна преследовать цели научить их все делать самостоятельно. Доведенная до крайности идея прагматической педагогики относительно опоры обучения на практику привела к сужению круга знаний, необходимых для выработки у учащихся научного мировоззрения. В этой связи возникло явление сопутствующего обучения, отрицания ведущей роли учителя в школе, например «метод проектов» вел к ликвидации учебных предметов.

 

 

Педагогические идеи М. Монтессори и проблемы современного образования.

 

Итальянский психиатр и педагог Мария Монтессори (1870–1952) разрабатывала систему раннего развития ребенка, предлагая создать в школе свободную и естественную атмосферу, стимулирующую различные проявления личности ребенка. В открытом ею образовательном учреждении для дошкольников – «Доме ребенка» – она создала особую развивающую среду, основанную на теории «чувственных фаз» детского развития и «нормализующего» воспитания. Под «чувственными фазами» М. Монтессори понимала особые периоды в жизни ребенка, которые являются сенситивными для какой-либо деятельности, например для развития двигательной активности, речи, абстрактного мышления и т. п.

 

Тенденции развития педагогики западной цивилизации во второй половине 20 века (утверждение личностно-ориентированной педагогической парадигмы).

Во второй половине ХХ в. на Западе возник ряд направлений в педагогической наууке, которые ориентированы на поиск путей повышения эффективности образования. Получило широкое распространение гуманистическое направление в педагогике, опирающееся на учет индивидуальных способностей и интересов учащихся, идею их разностороннего развития и формирования личности. В разработке психолого-педагогических основ данного направления принимали участие: К. Роджерс, Дж. Браун, К. Паттерсон, А. Масноу, Ш. Бюллер и др.

В идеях гуманистической прослеживается противопоставление личности и общества, которое существенно ограничивает цели воспитания и образования в практике реализации данной концепции. В практике образования возродился интерес к методу проектов, «не директивному обучению», взаимному обучению, т.к. эти методы ориентированы, прежде всего на помощь в социализации личности, дают учащимся большую свободу выбора, как учебного предмета, так и форму обучения, хотя снижение качества знаний из-за нарушения системности изложения неизбежно.

В 50-е- 60-е годы 20 века вместе с возникновением и развитием кибернетики, как теории управления, получила широкое распространение концепция программированного обучения, основоположником которой является Беренс Федерик Скиннер, а разработчиками Краудер и Сиоунс. Процесс учения представлялся, как чрезмерно формализованный объект управления, что иногда приводило к тому, что этот подход сравнивался с дрессурой. На учащегося в процессе обучения должны были оказывать воздействия различные стимулы, поддерживающие его активность. Сам процесс учения предполагалось представлять в виде подробного разветвленного плана - программы, в которых предусматриваются различные варианты вопросов и ответов учителя и ученика. Программированное обучение лишает педагогический процесс творческого начала, поэтому в 1970-х влечение программированным обучением стало проходить. И широкое распространение приобрело чтение «педагогика мира», сторонниками которой были Э. Фромм, Дж. Верч, У Бронфенбреннер, Дж. Рид и другие, считали, что дети должны учится чувствовать себя гражданами Земли в целом, стремится к преодолению всех видов границ и разногласий между народами.

В 60-е получила распространение концепция проблемного обучения, выдвинутая Джеромом Сеймуром Брунером, предлагающая структурирование учебного материала таким образом, чтобы для его усвоения учащийся был вынужден опираться на интуицию и эвристического мышления. Учение путем решения проблем связывалось с процессом самовыражения ученика, что якобы создает дополнительную устойчивую мотивацию учения, и этот процесс происходит более интенсивно, но было неизбежно нарушение системности изучения школьных предметов.

Идеи проблемного обучения разработанные и внедренные такими ученными, как Дж. Кэррол, Б.С. Блум, Дж. Блоком, Андерсон и др.  нашли и позитивное в теории и практике обучения. Проблемная постановка учебных задач в ходе традиционного обучения признается, как эффективный дидактический способ.

В последнее десятилетие получило распространение идея дробления учебного материала на «дидактические единицы», предлагаемые учащимся с различными возможностями, для изучения с различным темпом и за различное время с целью добиться одинакового результата и одинаковой положительной оценки. Такой подход, называемый иногда «системой полного усвоения знаний», представляет собой практически традиционный учебный процесс, который предусматривает различные для каждого учащегося время и темп обучения при одинаковом объеме и качестве усвоения знаний.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...