Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Описание и анализ произведения




Анализ литературных источников.

Сравнение статей о произведениях искусства; выявление новых идей содержательных элементов и образных средств в презентации объектов искусства; самостоятельное дополнение памятки.



Приложения к семинару 1

Таблица случайных слов (общий словарь)

античность зеркало персик пигмент
архаизм икона петух противоположность
бродяга заряд путеводитель чрево
бунт кофемолка ртуть чартер
блик искра село хребет
великан кунжут скобки хиазм
гравий классицизм смирение цивилизация
гипс корнеплод тепло щит
божество лицемерие товарищество цемент
гримаса летопись торшер шинель
еретик мазь синкретизм эссенция
динамика метафора уравнение эмаль
верность мэрия условность тушь
дрон номинация фотоэлемент юность
жанр офорт фортификация явление
жребий оттепель фильтр рапира


Таблица случайных слов (искусствоведение)

акварель Кессоны капитель бисер
витраж интарсия канопа багет
барельеф инкунабула китч натура
гравюра инкрустация конструктивизм гамма
гротеск Зиккурат курган веер
дизайн зодчество лессировка эстетика
инсталляция донжон ландшафт этюд
колосс деколь манера шитьё
марина фреска  мозаика шамот
мастихин апсида мрамор амфора
паспарту акционизм ниша цикл
раритет портал набросок химера
сангина фаянс орнамент фактура
диорама плинфа ордер сепия
триптих пинакль резьба символ
патина пастораль реставрация рокайль

Картины для анализа:

1. 2.
3. 4.
5. 6.

Памятка: разбор художественного (живописного) произведения

Введение

– О каком произведении речь?

Автор, название, дата, собрание, техника(в виде полноценных фраз, а не каталожной справки). Биографию пересказывать не нужно.

Цель и задачи работы(4-5 фраз во введении). О чём и для чего вы её пишете? Почему выбраны именно эти произведения? Как именно будет производиться анализ? Для чего этот анализ нужен? Зачем нужно сравнивать произведения?

Вводные слова о периоде, стиле, эпохе…

Описание и анализ произведения

В каждой из подчастей проводится взаимосвязь между формальным приёмом и образом. В случае сравнения,описание и анализ либо идут последовательно (второе произведение сравнивается с первым), либо параллельно.

Описание произведения. Что изображено?  Жанр, тема, сюжет.

Композиционная схема и её функции

· размер

· формат (вертикально и горизонтально вытянутый, квадратный, овальный, круглый, соотношение изображения и формата)

· рама

· геометрические схемы

· основные композиционные линии

· равновесие, соотношение частей изображения друг с другом и с целым,

· последовательность рассматривания

Пространство и его функции.

· Перспектива, точки схода

· плоскостность и глубина

· пространственные планы

· дистанция между зрителем и произведением, место зрителя в пространстве картины или вне его

· точка зрения и наличие ракурсов, линия горизонта

Светотень, объём и их роль.

· объём и плоскость

· линия, силуэт

· источники света, время суток, эффекты освещения

· эмоциональное воздействие света и тени

Цвет, колорит и его функции

· преобладание тонального или локального колорита

· тёплый или холодный колорит

· линейность или живописность

· основные цветовые пятна, их отношения и их роль в композиции

· тон, валеры

· рефлексы

· эмоциональное воздействие цвета

Фактура поверхности (Мазок).

· характер мазка (открытая фактура, гладкая фактура)

· направленность мазков

· размер мазка

· лессировки

3.Заключение.Повтор основных выводов, касающихся образа, смысла произведения.

Источник: Е. Якимович (http://yaki-art.ru/?p=167)


СХЕМА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО (ЖИВОПИСНОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ

На основе источника: Журнал «Искусство», 2008 (http://art.1september.ru/2008/16/17.pdf)

Критерий анализа Специализированная лексика, обороты речи Примеры анализа Комментарий
История создания (автор, сведения из биографии, название, время создания, прототипы и пр.) Художник, живописец, иконописец, мастер, творец. Картина, полотно, работа, произведение. Замысел, прототип Я. Тугенхольд: «Мусатова привлекли не девочки на фоне яблонь, но и девочки, и яблони, одинаково ставшие майскими цветами, красочными арабесками, весенними пятнами. Это и есть подход к миру – декоративный» Безусловно, история создания – ключ к пониманию произведения искусства, замысла художника. Следует обратить внимание на то, что, во-первых, анализ, критическая заметка о произведении не предполагает переписывания статей из энциклопедий и справочников в надежде «набрать объем». Во-вторых, необходимо сообщать только принципиально важные для дальнейших рассуждений сведения из истории создания произведения. Глубокий анализ предполагает знание прообразов в истории изобразительного искусства (например, наследие Древней Руси в творчестве К. Петрова-Водкина)
Вид, жанр Живописное произведение. Пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, анималистический жанр и др.; работа выполнена в жанре пейзажа, портрета и пр. Филипп о «Коне» Лисиппа: Смотри, как гордый конь, из меди вылитый, Стоит, искусства чудный дар: он искоса Глядит, высоко голову подняв; бежать Готов он; гриву пышную он разметал По ветру. Если б из возниц какой-нибудь, Узду надев ему, бичом погнал коня, Твое творенье, о Лисипп, помчится вскачь Сверх ожиданья: ведь, хоть медный, – дышит он Сведения о видах, жанрах искусства, о специфике изобразительных средств должны быть изучены и закреплены отдельны. В качестве примера, иллюстрирующего особенности и возможности изобразительного языка различных видов искусства, можно рассмотреть интерпретацию разными авторами распространенных в искусстве сюжетов (например скульптуры «Пьета» Микеланджело и живописная авиньонская «Пьета», XV в.).
Художественная техника Мозаика, витраж, масляная живопись, акварель и др. К. Петров-Водкин: «Издавна москвичи гордились, как филипповскими пирогами, своей «живописностью». Цорновские разводы широчайшей кистью, не исчерпывающие формы, á la Архипов, броская, густо наслоенная краска á la Репин – все эти признаки считались хорошим тоном и неотъемлемым достоянием Москвы-реки, а питерцы – жалкие графики, у них больше-таки акварелью балуются – европеизмом щеголяют – это вам, братцы, не «Три богатыря» нашего Васнецова, – говорили ядовито москвичи». Каждая живописная техника – мозаика, акварель, витраж – имеет свойственную только ей специфику воздействия на зрителя. Тем интереснее попытки художников имитировать какую-либо технику (панно «Полет Фауста и Мефистофеля» М. Врубеля, «Изумрудное ожерелье» В. Борисова-Мусатова)
Сюжет, образы Персонаж, герой, образ, деталь, главный герой произведения, центральным персонажем картины является… Художник использует традиционный образ (образ античного мифа, новгородской былины). Сюжет картины, количество сюжетных линий, многосюжетное произведение, произведение беспредметного (абстрактного) искусства, дополнительной сюжетной линией служит… Традиционное видение, новаторская трактовка К. Кларк: «Вакханалии» Тициана замышлялись как подобия античных настенных росписей, и сюжеты брались непосредственно из произведений античной литературы». К. Петров-Водкин: «В парках подымаются жеманные тени Сомова. Чувственная пряность этих дам и юношей вторгается в современность. Мудрый ядовитый эстет Бакст выкапывает «античные ужасы», раздевает и одевает современность плотоядными шелками Востока». Г. Мур: «Мать и дитя» – одно из трех моих наваждений, один из тех сюжетов, что кажутся мне неисчерпаемыми. Может быть, дело в том, что «Мадонна с младенцем» играла столь важную роль в искусстве прошлого, а я люблю старых мастеров и многому у них научился. Но ведь и сама по себе эта тема вечна и нескончаема, в ней столько… возможностей: маленькая фигура рядом с большой, большая защищает маленькую – ну и так далее. Это до того богатый сюжет, как с человеческой, так и с композиционной точки зрения, что я готов обращаться к нему вновь и вновь». Анализ сюжета (предмета изображения) требует определенной эрудиции, знания литературной (античные мифы в творчестве С. Дали) или музыкальной (декорации «мирискусников») основы произведения. Описание сюжета и образов должно даваться с учетом исторического и культурного контекста, в котором возникло произведение. Выражение лица, поза, жесты, одежда (костюм) – образ героя складывается из этих составляющих, которые необходимо учитывать при анализе художественного произведения. Дать емкую, сочную характеристику образу – большое искусство.   Необходимо иметь четкое представление об иконографическом анализе как о системе вариантов изображения определенного персонажа, лица, события, трактовки сюжета. В древности и в Средние века сложились строго определенные иконографические каноны, которым точно следовали художники. Создавались специальные руководства - иконописные подлинники (в странах византийского круга), где содержались нормативные схемы изображения лиц и событий сакральной истории. В эпоху Возрождения неканонические дополнения становятся свободными. Однако до сих пор иконография остается важной частью художественного процесса, определяющей темы и символы, характерные для различных религиозных и философских воззрений. (Золотарёва, Л.Р. Описание и анализ произведения искусства эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий)
Композиция Многофигурная композиция, композиция выстроена по диагонали (горизонтали, вертикали). Пирамидальная композиция. Традиционная для античного искусства (византийского, древнерусского и т.д.; эпохи Средневековья, Возрождения) композиция. Композиционный центр, цветом (рисунком) выделен смысловой центр композиции. Композиционная доминанта. Диалог жестов, линий. Симметрия, асимметрия. Передний (средний, задний) план. Фон. Р. Арнхейм о специфике натюрмортов Сезанна: «В картине Сезанна господствует устойчивая структура из вертикалей и горизонталей на заднем плане стола и осей бутылок и бокалов. Эта структурная основа настолько властвует в картине, что даже подчиняет себе складки скатерти. Простой порядок передается вертикальной симметрией каждой бутылки и бокала. Даже в неорганической материи – во вздымающихся очертаниях, в подчеркивании округлости и мягкости предметов – чувствуется изобилие» Построение композиции (строения, расположения и соотношения составных частей произведения, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром, назначением) – чрезвычайно важный этап в процессе создания художественного произведения. Композиция непосредственно влияет на восприятие зрителем художественного произведения. Это утверждение можно проиллюстрировать примером интерпретации традиционного для европейского и русского искусства сюжета «Тайная вечеря» тремя мастерами: 1) русского средневекового иконописца XV в.; 2) Леонардо да Винчи (знаменитая фреска «Тайная вечеря»); 3) Тинторетто (живописное полотно «Тайная вечеря» для церкви Сан-Джорджо Маджоре). Решающее значение в формировании первого впечатления у зрителя здесь имеет принцип организации художественного пространства. Композиционной доминантой во всех трех случаях является стол, за которым свершается Таинство. На иконе овал (круг) стола, разрываемый протянутой к чаше (потиру) рукой Иуды, организует уравновешенную, статичную композицию, воплощающую идею свершения Таинства. Статику, вневременность происходящего подчеркивает также горизонталь скамьи – еще один композиционный прием. На прославленной фреске Леонардо да Винчи строгая горизонталь стола, напротив, явно контрастирует с действом, разворачивающимся за ним, усугубляет драматизм происходящего. И, наконец, в третьем случае доминанта – стол – организует динамичную композицию, выстроенную по диагонали, – прием, характерный для творчества художников позднего Возрождения, маньеризма.
Колорит Колорит, палитра, гамма, цвет, оттенок, тон, краска, названия цветов в палитре (охра, лимонно-желтый и т.д.), рефлекс, диалог красок. Мастер цвета, колорист, живописец. Цвета яркие, блеклые, звонкие, приглушенные, холодные, теплые, сочные, броские, спокойные, насыщенные, нежные, суровые, легкие и др. Колорит жгучий, веселый, бодрый, лирический, грустный, прозрачный, бледный и др. Контрастность. Переход от света к тени. Яркость. Глубина цвета. В. Борисов-Мусатов: «Эти прозрачные фиолетовые тона, грустная умирающая зелень, солнечный свет, слабо на всем серебрящийся, как последнее пожатие руки умирающего, навевает какую-то тихую тоску, и грезятся бледные призраки туманного романтизма». Э. Делакруа: «Моя палитра сияет контрастами красок» Решающую роль в формировании зрительского впечатления от произведения живописи играет выбор художником колорита (соотношения красок, цветов в произведении искусства): теплого или холодного, светлого или насыщенного, густого. Так, если сравнить три фотографии одного и того же объекта – в черно-белом варианте, в холодной и в теплой гаммах – можно отметить, что в зависимости от типа колорита меняется характер изображения, его восприятие. Безусловно, роль цвета велика не только в искусстве живописи, но также в архитектуре, скульптуре, народной культуре, и даже в литературе: Рыдала розово звезда в твоих ушах, Цвела пунцово на груди твоей пучина, Покоилась бело бескрайность на плечах, И умирал черно у ног твоих Мужчина. А. РЕМБО При анализе колорита крайне важно учитывать следующие моменты: 1. Значение цвета в различных культурах, традициях. Например, в первобытном искусстве наиболее предпочтительными цветами оказываются красный, белый, черный, поскольку соотносятся с такими явлениями, как огонь, кровь, молоко, земля. В античном искусстве цвета начинают приобретать отвлеченное значение, становятся благородными или низкими, культурными или варварскими и т.д. Геральдика, зародившись в Средневековье, преподносит яркий пример символического толкования цвета. 2. Цветовые предпочтения жителей того или иного региона, той или иной эпохи. Сравним яркую, насыщенную, многоцветную колористику средневековых витражей с несколько приглушенной палитрой художников Древнего Египта. 3. Физиологические реакции человека (зрителя) на цвет, выявленные в результате современных исследований.
Прочие приемы Резкий (порывистый) мазок, четкий рисунок, яркое цветовое пятно. Мозаичность, витражность, имитация гобелена. Декоративность. Светотеневая моделировка объема К. Петров-Водкин о смелости рисунка П. Кузнецова:  «Это не была неряшливость, это была какая-то детская самоуверенность в том, что, куда бы он ни бросил штрих, он будет на месте, как будто все запасы черного и белого были заранее приготовлены в руке рисующего и он только сеял ими» О чем может рассказать живописная манера художника? О принадлежности к тому или иному художественному направлению (прерывистый мазок, этот «сгусток чувственной материи» – «визитная карточка» импрессионистов). Об эмоциональном, душевном состоянии художника (сравнение, например, выровненных цветовых плоскостей «Любви земной и любви небесной» Тициана с широкими мазками-всполохами на его же «Наказании Марсия» способно пролить свет не только на творческие поиски мастера, но и на его скрытый от глаз современников и потомков внутренний мир). Свет и тень – их сочетание, диалог, противостояние, – безусловно, основной художественный прием искусства графики. Однако и в живописи игра (битва) света и тени занимает важное место (например, живопись Феофана Грека). Свет и тьма почитались Гёте «двумя грандиозными противоположностями», а цвет – лишь результатом их смешения. Наконец, отметим, что свет из эмоционально-выразительного средства становится чертой стиля того или иного мастера. Так, теоретик эпохи Возрождения Дж.П. Ломаццо пишет, что у Рафаэля свет «очаровательный и сладостный», у Мантеньи – «живой и подробный», а у Тициана – «ужасный и резкий» РЕМБРАНДТ Он умер в Голландии, холодом моря повитой. Оборванный бог, нищий гений. Он умер и дивную тайну унес нераскрытой. Он был королем светотени… …Пылится палитра. Паук на рембрандтовской раме В кругу паутины распластан. На кладбище нищих в старинном седом Амстердаме Лежит император контрастов. Н. МАТВЕЕВА
Стиль, направление, течение Барокко, рококо, ампир, импрессионизм, классицизм, модерн и др. И.Н. Крамской о технике импрессионистов: «…дрожание, неопределенность, что-то нематериальное в технике… неуловимая подвижность натуры… видишь и чувствуешь все переливающимся, и шевелящимся, и живущим. Контуров нет, света и тени не замечаешь, а есть что-то ласкающее и теплое, как музыка. То воздух охватит тебя теплом, то ветер пробирается даже под платье» Упоминание стиля живописного произведения должно быть выводом, сделанным на основании проведенного анализа. Чрезвычайно важно отметить, что стиль, направление, течение определяются не только особенностями композиционных построений, колористическими решениями, спецификой мазка, но в большей степени – трактовкой сюжета, видением действительности. «Кому придет в голову рассматривать историю живописи только как голую смену тематики? Голландские мастера семнадцатого века писали яблоки. Сезанн тоже писал яблоки, но они писали яблоки по-разному, и все дело в том, как они писали яблоки. Давид писал Марата, но его тесная связь с якобинцами гораздо больше, чем в этом факте, сказывается в тех революционных для его эпохи приемах, которые он принес в живопись». (И. Эренбург)
Проблематика Проблема, ключевые вопросы.   Эстетические кредо, лозунги, программные заявления, манифесты. М. Врубель:   «Мой бог — красота». К. Петров-Водкин: «Искусство не поучает, не философствует – оно радует». Ф. Маринетти: «Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слезы женщины». Г.П. Федотов: «Мы далеки от мысли… что искусство есть отражение действительности. Но для нас совершенно неприемлема и позиция современных формалистов, для которых искусство есть совершенно не связанная с действительностью (сюжетом) форма игры» Проблематика, как и образность, тесно связана с историческим контекстом. В изобразительном искусстве ХХ века ключевыми становятся такие проблемы (сложные вопросы, требующие разрешения), как проблема поиска положительного героя (идеала, прекрасного как эстетической категории), проблема смысла жизни, назначения искусства и др. Последняя проблема в истории искусства ХХ века находит разрешение порой в полярных точках – тем более захватывающим становится изучение шедевров живописи этого периода. Описание проблематики дает возможность продемонстрировать культурную среду, в которой творил живописец.
Мастерство художника Профессионально, мастерски, безупречно. Безукоризненная передача… Художник сумел… И.Н. Крамской о творчестве Веласкеса: «Смотрю я на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит, и, как у Господа Бога, она шевелится, смотрит, мигает даже…» О.Я. Кочик о живописи В. Борисова-Мусатова: «Строгая и уравновешенная, внутренне сосредоточенная и несколько отрешенная, просветленно-грустная и мечтательная, неторопливая по ритму и напевная, она напоминает хоральную мелодию, выпеваемую кристально чистым женским голосом» Этот пункт анализа является наиболее сложным, ведь здесь требуется проявить навыки художественной критики: знание профессиональной лексики, смелость мышления. Необходимо отметить не только то, какие художественные приемы использует художник, но и насколько ему как мастеру удается это сделать.

 




Статьи для анализа










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...