Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема ценностей, целей, идеалов и норм педагогической деятельности на различных этапах развития человеческой цивилизации.




Взаимоотношения между теориями и практикой на различных этапах развития всемирного историко-педагогического процесса.

Проблема соотношения педагогической науки и практики, их взаимосвязи — это самая общая проблема педагогики. От того, как она решается, зависит и развитие педагогической науки, и качество педагогических инноваций, и успех осуществляемой сейчас модернизации образования, в конечном счете — эффективность образовательной системы в целом.

Среди части педагогов бытует мнение, что чуть ли не каждое педагогическое исследование должно быть нацелено на помощь учителю во всех конкретных затруднениях, которые могут встретиться в его работе, чуть ли не предусматривать и «расписывать» каждый его шаг. В соответствии с этой точкой зрения любое дидактическое или методическое исследование должно предусматривать разработки и рекомендации для непосредственной работы в школе, а задача учителя сводится к точному выполнению этих рекомендаций.

Другие считают, что подобные разработки лишь сковывают инициативу и творчество учителя, что наука должна давать знание сущности педагогического процесса и закономерности развития психики детей, а учитель сам разберется в том, как это знание использовать, ибо все зависит от его мастерства.

В недавнем прошлом высказывалась и такая точка зрения, что главной и едва ли не единственной задачей педагогической науки должно быть обобщение опыта учителей. С другой стороны, высказывается мнение, что для педагогической науки настало время перейти от простого описания на уровень теории, для которой обобщенный опыт — лишь материал для специального анализа.

Учитель, чтобы действовать успешно, руководствуется знанием о том, как нужно обучать и воспитывать (принципами, правилами, рекомендациями и т.п.). Чем полнее познаны закономерности педагогического процесса, тем успешнее осуществляется практическая работа. Для того чтобы полнее раскрыть эту связь, необходимо представить научную и практическую деятельность в единой системе.

Система связи науки и практики существует не в виде застывшей схемы. Она движется и развивается. Это не просто система знаний, а единый, все время возобновляющийся цикл деятельности -  общая направленность научно-исследовательской деятельности - от науки к практике, от изучения к конструированию. Однако не исключается и обратных ход, если рассматривается не современное состояние взаимосвязи науки и практики с наукой, а развитие их соотношения в истории педагогики первыми.

Обратный ход в определенном смысле можно представить себе и сегодня, если «запустить» обозначенный здесь цикл не в одной плоскости, а так, как он развертывается в действительности, то есть по спирали. Знание теории дает исследователю возможность целенаправленно наблюдать действительность, а знание уже сформулированных принципов позволит ему более глубоко раскрыть закономерности.

 

 

Система образования как социальный институт

Образование как социальный институт отвечает за своевременную и адекватную подготовку людей к полноценному функционированию в обществе. Система образования не единственный, но чрезвычайно важный фактор социализации людей. Постижению сути и специфики образования как социального института способствует выяснению специфических черт, к которым относятся:

- Социально значимые функции обучения и воспитания, подчиненные общественным потребностям ;

- Формы учреждений образования, их определенная организация и положение в обществе;

- Группы лиц, профессионально обеспечивают функционирование образования, определенный статус этих лиц в обществе;

- Регуляторы функционирования учреждений образования и субъектов образовательной деятельности (законодательные и нормативные акты об образовании, квалификационные характеристики, контрольные учреждения и т.д.);

- Специальные методы просветительской деятельности - обучение, воспитание;

- Сознательно поставленные цели;

- планомерная, систематическая реализация процесса сознательной социализации;

- определенный смысл образования - наличие учебных программ и планов, соответствующее дозирования материала;

- Эффективность образовательной деятельности в формировании многих психических черт человека, развития его мышления;

- Использование образования как механизма предотвращения социально нежелательных видов поведения;

- ориентация образовательной деятельности в будущем, заангажированности на формирование предпосылок реализации этого будущего.

Система образования - Социальный институт, специфическими методами реализует процесс социализации людей, прежде всего подрастающего поколения (подготовку и привлечение к жизни общества через обучение и воспитание.

Специфичность процесса социализации людей в системе образования заключается в том, что он происходит целенаправленно, систематически, планомерно, с помощью определенного круга лиц (педагогов), в специальных учреждениях. Этот социальный институт распространяет господствующую в обществе идеологию, отражает в своей структуре и функционировании общественные отношения и является одним из важных средств обеспечения преемственности поколений, социальной непрерывности. Кроме того, образование осуществляет много других социально -важных функций.

Организованная образование как подсистема общества сложилась исторически. Относительно предпосылок ее возникновения существуют разные мнения. Одни ученые определяющими считают социально- экономические факторы, материальное производство, другие систему образования выводят из практики священнослужения, государственного управления. Учитывая различные взгляды, можно считать, что система образования сформировалась в результате изменения организации всей общественной жизнедеятельности.

Исторически первыми учебными заведениями были школы жрецов в Междуречье, которые сосредоточивались на изучении звездного неба. Школа шумерской государства существовала при храме и готовила писцов, служителей культа. Стройной и разветвленной была система образования в античных государствах. Большинство свободного населения Древней Греции и Древнего Рима приобретала начальное образование. Особая роль принадлежала высшей звене образования, что было связано с развитием науки, растущими потребностями общественно -политической и управленческой сфер в образованных людях. Потребности государственного управления обусловили развитие средней степени образования (древнегреческие гимназии и древнеримские школы риторов. Именно средние учебные заведения способствовали утверждению идеала калокагатии - всестороннего развития личности. Система образования античности была связана с представлениями о полноценной гражданина как человека развитую интеллектуально, физически, эстетически и духовно.

 

Проблема ценностей, целей, идеалов и норм педагогической деятельности на различных этапах развития человеческой цивилизации.

Для античных греков было характерно понимание образовательной деятельности как способности вывести человека за пределы существующего пространства и времени, привязывающих его к определенным времени и месту жизни. Пайдейя как универсальная образованность сочетала образование и воспитание. Главную роль в образования Аристотель видел в том, что оно должно помочь индивиду адаптироваться к обществу. Вместе с тем, Аристотель ставит вопрос о том, какова должна быть цель воспитания – развитие умственных способностей или нравственных качеств. Этот вопрос будет предметом обсуждения на всех последующих этапах развития образования. Аристотелем был также поставлен вопрос о понимании идеала образованности. Оставляя рабам профессиональное мастерство, образованность он считал правом свободного человека. Воспитание для него самоценно.

С возникновением христианства– цель образования стала усматриваться в воспитании любви к Богу, в обретении умения толковать смысл библейских текстов. Показателем образованности стали знание латыни, владение приемами ораторского искусства, умение толковать тексты Священного писания, способность составлять нравственную проповедь. Этим задачам больше всего соответствовал схоластический метод, не позволявший осознать самоценность личности как ищущей себя не в Боге, а в творческой деятельности. Разум, поставленный на службу вере, не мог способствовать становлению свободно мыслящей личности.

Эпоха Возрождения– теоцентризм как мировоззренческий принцип уступает место антропоцентризму: главная роль отводится человеку с его разумом. Человек стал пониматься как творец самого себя и господин природы. Выдвижение разума на главную роль сместило акценты в осмыслении всеобщего – единичного в образовании. Произошла абсолютизация всеобщих форм разума, что постепенно стало приводить к вытеснению других форм освоения действительности как не поддающихся научной рациональности. Это означало постановку проблемы соотношения обучения и воспитания личности в образовательном процессе (обучение связывается с объективным знанием, а воспитание – с личностным освоением норм человеческого общежития).

В Новое время возникает наука как социальный институт,  возрастает значимость естественнонаучного знания, характеризующегося дисциплинарной расчлененностью. Становление и концептуальное оформление научной педагогики, сконцентрировавшей в себе установки европейского образования, связано с именем Я.А. Коменского. Научная педагогика целью образования провозгласила овладение научной картиной мира в соединении с христианскими нравственными нормами. «Великая дидактика» Я.А. Коменского в основание педагогики заложила ценности научного знания и религии. При этом содержанием образования становится больше научное знание – передача и усвоение научного знания выступает целью образования.

Педагогика Просвещенияк идеалу образования относит, наряду с овладением научным знанием, воспитание гражданина. Различение понятий образования и воспитания более строгим. Обучение основывается на дициплинарно организованном знании, зафиксированным в текстах, а воспитание ориентируется на освоение культуры в сочетании с личным опытом. Проблема взаимоотношения врожденных способностей и внешней среды в процессе образования и воспитания решается на основе уверенности во всемогуществе воспитания, направленного на следование общественному долгу. Просветительская концепция образования сохраняет установку на понимание образования как процесса восхождения ученика к всеобщему знанию. В основу образования была положена идея его естественности, т.е. убеждение в том, что порядок и связь идей адекватен порядку и связей вещей. Просветительская концепция воспитания также исходит из понимания воспитательского процесса как прививающего индивиду общечеловеческие ценности. И.Ф. Гербарт завершает эту тенденцию своей концепцией воспитывающего обучения: воспитание должно осуществляться в преподавании на основе изучения текстов, могущих не только давать знание, но и воспитывать. Ж.-Ж. Руссо проблему соотношения всеобщего и индивидуального в образовании и воспитании решает на основе права ученика на свободное развитие. Воспитание заключается не в вербальном обучении добродетельному поведению, а в предохранении ребенка от проступков и ошибок в самом раннем возрасте. Сознательное же воспитание должно начинаться в возрасте после 12 лет на основе развитых в предыдущий период чувственных способностей, когда может появиться интерес к обучению. При этом учить следует природоведению, чтению, письму, арифметике, географии, ремеслам и земледелию – всему тому, что понадобится в жизни. Руссо понимает воспитание как выявление у ученика заложенных природой способностей. Именно воспитание на основе выявленных природных задатков, способствует улучшению нравов в обществе. Отсюда и цель воспитания – не подготовка ребенка к определенной профессии и не привитие ему норм добродетельного поведения, а развитие его свободы. Таким образом, идеалом образования выступает человек, реализующий свободу как свое естественное право. Исходя из этой установки, И.Г. Песталоцциразрабатывает свою педагогическую концепцию, отрицающую представление об образовании как процессе овладения элементарными знаниями и трудовыми навыками, препятствующее свободному развитию природных задатков. Суть его концепции – в соединении индустриального обучения с умственным образованием и нравственным воспитанием. При этом он исходил из того, что следование природосообразности предполагает организованность воспитания ребенка, начиная с его появления на свет, а не отменяет его. Сущность воспитания, таким образом, заключается в использовании с момента рождения ребенка всех средств, способных пробудить заложенные в нем природные задатки. При этом важен и учет условий жизни воспитанника. Идея учета природных задатков и понимание обучения как творческого освоения передаваемого знания была подхвачена Ф. Фребелем, Д. Дистервегом, К.Д. Ушинским и др. педагогами. Таким образом, для просветительской педагогической концепции было характерно понимание личностного развития не как простого усвоения знаний, а как воспитание личности в духе причастности к общественным идеям и делам. Марксистская педагогическая концепция утверждает идеал универсальной образованности. Поскольку человек является существом социальным, его деятельность определяется всеобщим. Государство призвано воспитывать своих граждан таким образом, чтобы сделать их своими членами, превратить частные цели в общие, грубые инстинкты – в нравственные склонности, слить отдельную личность с жизнью целого, а целое должно найти свое отражение в сознании каждой личности. Признавая невозможным решение этой задачи в условиях отчуждения труда, К. Маркс считал необходимым условием разрешения противоречий между существованием и сущностью человека ликвидацию частной собственности как основы отчуждения.

Возникший в ХХ веке кризис в образовании, связанный с трудностями в определении идеалов личности и общества в условиях современной научно-технической революции и глобализации, обусловил повышенный интерес к философской рефлексии над основаниями педагогической деятельности. Сциентстско-технократический подход к образованию, выразившийся, в частности, в возникновении антипедагогики А. Илича и П. Фрейре, причины кризиса в образовании усматривал в неспособности традиционной педагогической парадигмы обеспечить формирование нового типа мышления, отношения к действительности (в том числе и к природе), нового типа профессионализма, основанного на рациональном умении пользоваться информационно-компьютерными технологиями, разрабатывать и внедрять связанные с практикой инновационные проекты.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...