Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АСИНХРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ




 

The article describes the methodic of asynchronous educational technologies development on the basis of multimedia audiovisual learning. The necessity of wide using of education automation and emotional effects in learning is founded under increased information stream and higher psychic stress of social reformation. The available and fast means of audiovisual lectures creating and asynchronous audiovisual testing with the help of multimedia are proposed. The perspectives of education form and quality development are shown.

Информационный обмен является необходимым условием устойчивого развития человечества как системы. Непрерывность и качество информационного обмена обеспечиваются автоматизацией технологий получения, обработки и распространения информации. В соответствии с принципами автоматизации образование, как система информационного обмена человечества, должно идти по пути максимального упрощения и ускорения передачи знаний, используя все последние достижения как в области технологий обработки объекта передачи (информации) – вычислительные технологии, так и в области обработки субъекта передачи (человека) – различные психофизические методы активации связей сознания с подсознанием.

Бурное развитие средств массовой информации и информационных технологий привело к количественному и качественному изменению предмета обучения, увеличившему нагрузку на психику как объектов обучения (студентов), так и субъектов обучения (преподавателей). В связи с изменением объектов, субъектов и предмета обучения образовательные технологии, основанные на старых теориях, в современных условиях оказываются малоэффективными и возникает необходимость разработки новых образовательных технологий, основанных на более глубоком исследовании психики человека и автоматизации процессов обработки и передачи информации.

В процессе автоматизации традиционное синхронное обучение, требующее совпадения обучающего и обучаемого во времени и пространстве, преобразуется в асинхронное обучение, при котором обучаемый встречается с виртуальным обучающим (его записью) в виртуальном пространстве в любое время, в любом месте, реализуя, таким образом, один из принципов дистанционного обучения. При этом обучение остается, в принципе, очным (от слова «очи»), так как и обучаемый и обучающий могут и видеть, и слышать друг друга, но не одновременно, а асинхронно.

Современная психология показывает, что человеческое подсознание способно усваивать всю информацию, поступающую по каналам восприятия. Но извлечь эту информацию можно лишь по каналам связи подсознания с сознанием, для создания которых служат эмоциональные импульсы, привлекающие сознание к объекту восприятия.

В соответствии с принципами нейролингвистического программирования наибольшая эффективность передачи информации достигается при задействовании всех информационных каналов – аудиальных, визуальных и кинестетических (тактильных, обонятельных, вкусовых). Идеальный тренажер при этом выглядит как аппаратно-программный симулятор виртуальной реальности, управляющий нужным образом движениями обучаемого, аудиально комментирующий эти действия и визуализирующий весь процесс, используя эмоциональные импульсы по всем трем каналам для активизации сознания и создания связей его с подсознанием. Такие тренажеры уже разрабатываются, и соотношение цена/качество их постоянно улучшается, как во всей отрасли информационных технологий.

Современное развитие компьютерных технологий большинства вузов позволяет перейти от традиционного бумажного и текстового уровня асинхронного обучения на уровень более активного аудиовизуального обучения на базе учебно-методического видеокомплекса (ВидеоУМК), сохраняющего структуру традиционного УМК из аудиовизуального курса лекций и практикума, которые могут находиться в компьютерном классе общего доступа или на веб-сайте института. Для контроля знаний предлагается также видео-тестирование и видео-экзамены, представляющие собой самостоятельно сделанные студентами видеоответы на вопросы и записи процесса выполнения заданий, которые могут сдаваться преподавателю на электронных носителях или присылаться по электронной почте, сжатые до состояния, достаточного для идентификации голоса и лица. Видеозаписи могут быть сделаны двумя способами – либо с помощью видеокамеры (вебкамеры) – непосредственная запись реальных объектов, либо видеозапись виртуальных копий реальных объектов (фотографий, рисунков, схем) с экрана монитора компьютера, сопровождаемая звуковым комментарием – с помощью специальных программ записи экрана. Самый простой способ создания аудиовизуальной лекции – добавить в визуальную презентацию (например, в программе MS PowerPoint) звуковые файлы-комментарии к каждому слайду. Очевидно, что первый вариант используется при отсутствии пригодных виртуальных копий реальных объектов, так как второй вариант имеет больше преимуществ по материальным затратам, по качеству видеозаписей и их размерам, что имеет большое значение для дистанционного обучения на базе сети Интернет. Программы записи экрана записывают все, что отображается на экране монитора и звучит при этом в микрофон. Достаточно иметь наглядный материал в своем компьютере – и вы можете легко записать видеолекцию, при необходимости используя в качестве традиционной доски любой графический редактор. Учитывая, что во многих предметных областях все больше используется компьютерных программ, с программой записи экрана будет гораздо проще объяснять методику работы с ними. Среди таких программ можно выделить UvScreenCamera, которую можно бесплатно получить с сайта разработчиков Uvsoftium.com. Она позволяет записывать все, что происходит на экране, включая движения курсора мыши, нажатие клавиш клавиатуры и звук в компактный файл с расширением exe, открывающийся на любом компьютере без дополнительных установок. Программа обладает простым интерфейсом и не имеет особых требований к аппаратному и программному составу компьютера.

Можно записывать аудиовизуальные лекции непосредственно во время проведения лекций с визуальными презентациями, если при этом вести звукозапись (стандартной программой ОС Windows или MP3-плеером) и добавлять ее потом в статичные визуальные презентации, либо использовать программу записи экрана и звука для динамичных визуальных презентаций, затрачивая, таким образом, минимум времени на создание простейшего аудиовизуального курса. Надо отметить, что существующие программы проецирования экрана преподавательского компьютера на компьютеры студентов (NetMeeting, NetOp) позволяют проводить презентации в удобном для восприятия виде. Для еще большей автоматизации и ускорения создания аудиовизуальных лекций можно воспользоваться программами преобразования текста в речь (наиболее популярные - MP3Book2005 и KooBAudio с движками ScanSoft RealSpeak Russian Voice (Katerina) или Acapela Elan Speech Cube Telecom RUS (Nicolai)), качество воспроизведения которых постоянно повышается и уже сейчас выше качества чтения некоторых лекторов. Запись и создание фильма можно поручить способным студентам в обмен на зачеты по записываемой дисциплине и информационным технологиям. Видеокурс в дальнейшем можно совершенствовать с помощью программ–видеоредакторов (Pinnacle Studio, Adobe Premier), повышая его эмоциональное воздействие на обучаемых чередованием сцен, музыкальным сопровождением, спецэффектами, превращая его в драматическое произведение по силе воздействия, а следовательно, и усвоения материала. Аудиовизуальные практикумы, повышая свою интерактивность на основе Flash-технологии, должны превратиться в увлекательные игры с мощным активизирующим сознание действием. Вот на такую творческую работу преподавателя и будет уходить время, освобождающееся благодаря замене синхронного обучения асинхронным. Образно говоря, к сегодняшнему образованию театрального вида, когда преподаватель играет свою роль вживую, должно добавиться образование кинематографического интерактивного вида с его массовостью, конкуренцией и, следовательно, высоким качеством (со своими кинозвездами и блокбастерами) и вознаграждением.

Технология автоматизированной асинхронной передачи знаний позволяет проводить адресные асинхронные аудиовизуальные конференции. Организация их проведения заключается в том, что файл подготовленного аудиовизуального доклада размещается в сети Интернет (например, на бесплатном сайте Youtube.com), а затем адрес гиперссылки на этот сайт рассылается адресатам, которых доклад может заинтересовать, а те, в свою очередь, распространяют этот адрес другим коллегам дальше по сети с помощью электронной почты или Интернет-мессенджеров. По такому же принципу можно организовывать индивидуальные виртуальные учебные классы.

В процессе внедрения и совершенствования аудиовизуальные учебно-методические комплексы можно использовать в режиме асинфазно-синхронного обучения, когда преподаватель присутствует при просмотре студентами видеолекций и в определенный момент включается в процесс обучения, заполняя возникающие пробелы в выдаваемом потоке знаний.

Переход на асинхронное аудиовизуальное обучение позволяет повысить качество самостоятельной работы студентов и увеличить ее долю относительно аудиторной работы, что приведет к снижению нагрузки на аудиторный и, вообще, материальный фонд и административные службы вузов. С другой стороны, асинхронное обучение вызовет увеличение доли научно-методической работы относительно аудиторной в нагрузке преподавателей, что должно привести к бурному развитию научно-образовательных технологий и, аналогично научно-технической революции XX века, к научно-образовательной революции XXI века, о необходимости которой так много говорили информатики, и которая давно назрела, так как «низы» (студенты) уже не хотят учиться устаревшим технологиям по устаревшим технологиям, а «верхи» (преподаватели) уже не могут обучать как физически, не успевая обрабатывать нарастающий поток информации, так и психологически, осознавая свою неактуальность.

 

Библиографическая ссылка для цитирования:

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АСИНХРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. Антипов Е.В. Известия Орловского государственного технического университета. Серия: Информационные системы и технологии. 2008. № 1-4. С. 9-11.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11916687










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 110.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...