Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие логического мышления посредством развивающих математических игр.




Автор: Братухина Любовь Сергеевна

Формирование логического мышления дошкольников является одной из популярных методических проблем последних десятилетий. К вопросу развития логической сферы дошкольников обращались: З.А.Михайлова, Л.А.Венгер, А.А.Столяров, А.З.Зак. Утверждение о необходимости и возможности развития логической сферы ребенка-дошкольника неоспоримо, как и то, что эта проблема именно математического развития. Игра является ведущим видом деятельности ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Через систему специально подобранных игр, игровых заданий и упражнений можно организовать работу, позволяющую формировать и развивать у ребенка логические способности, а именно: формировать логические приемы мыслительной деятельности, а также умение понимать и прослеживать причинно – следственные связи явлений и умение, выстраивать на их основе простейшие умозаключения. Через развивающие игры математического содержания, у детей развиваются логические приемы мышления среди которых: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация.

Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, сохраняя личную независимость суждений и действий.

После проведения диагностики по развитию мышления в своей группе, я заметила контрастность в плане общего развития детей. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников, они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному. Их отличает гибкость мышления, умение сопоставлять, делать логические выводы, предсказывать последствия. Развита изобретательность. Часть детей показали, низкий познавательный интерес, у них слабо развиты умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Быстро теряют интерес к деятельности, отмечалась рассеянность внимания, что снижало обучающий эффект. С занимательным материалом играют редко.

На основании проведенного диагностического обследования определилась необходимость активизации работы в данном направлении и

Я поставила перед собой цель: Повысить уровень развития логического мышления дошкольников посредством развивающих игр математического содержания. Задачи: - Расширить и систематизировать знания детей по разделу формированию элементарных математических представлений; - Формировать умение самостоятельно решать учебные и практические задачи;

- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение. - Развивать творческие способности детей к моделированию и конструированию; - Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Работа была разделена на несколько этапов:

1. Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками;

2. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста;

3. Разработать серию логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр.

Работая, в данном направлении на начальном этапе изучали и анализировали психолого-педагогическую и методическую литературу, современный передовой опыт по проблеме логического развития. Создала такую предметно-развивающую среду, которая стимулирует интерес у детей к обследованию предметов: определению формы, количества, величины, разложения простых зависимостей между объектами.
В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью, подбор которых осуществлялся, исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придание обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания, а также данные игры являются актуальными, наиболее приемлемыми для дошкольников.

Игротека расположена в доступном для воспитанников месте. Это делает возможным использование развивающих игр не только в образовательном процессе, но так, же в совместной и самостоятельной деятельности.

Наконец, ещё одним не менее важным принципом в моей работе, является включение в каждую игровую деятельность работу ребёнка с индивидуальным дидактическим материалом. Процесс познания интенсивно протекает не тогда, когда дети только созерцают окружающий мир, а когда активно участвуют в его преобразовании. Поэтому старалась, чтобы познавательная работа с дидактическим материалом проходила «через руки» каждого ребёнка.

Большее внимание уделили играм с кубиками Никитина, цветными палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, отдельное внимание уделяется играм Зака и Воскобовича. Именно эти игры учат детей понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках; способствуют развитию логического мышления; создают благоприятные условия для формирования такого ценного качества мышления, как самостоятельность.

Игры Никитина «Сложи узор», «Уникуб» очень заинтересовали наших детей. Вначале показались сложными, но после знакомства поближе они увлеклись и справлялись с поставленными задачами легко.

Каждая игра Никитинапредставляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.

Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

Также использовала палочки Кюизенера. Это счётные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Они позволяют моделировать числа, свойства, отношения, вызывают живой интерес у детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путем решения мыслительных задач. Работая с палочками, дети знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, развивают способности группировать предметы по цвету, величине, освоение способов измерения с помощью условной мерки, различают количественный и порядковый счёт, устанавливают равенство и неравенство двух групп предметов, развивают умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы.

Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Дети развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме.

Очень интересны и увлекательны для детей игры А. З.Зака. Нас и наших детей очень заинтересовала игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». Данная игра создаёт все условия для активизации развития умственной деятельности ребёнка. Это предусматривается тем, что игровые задания строятся из того расчёта, чтобы имелась возможность использования разных способов их успешного выполнения, - это позволяет каждому ребёнку проявлять инициативу в поиске путей достижения цели, способствует развитию у ребёнка интеллектуальной гибкости, возможности с разных сторон посмотреть на одну и ту же ситуацию.

Также, в своей работе применяю игровую технологию В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», где игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям». Отдельное внимание отвела играм:«Двухцветный квадрат» - игра – головоломка, в процессе которой дети осваивают приёмы конструирования геометрических фигур и алгоритмы сложения предметных форм. «Четырёхцветный квадрат» - это наиболее сложная модификация двухцветного квадрата. Схемы сложения не являются пооперационными, а представляют собой конечный результат конструирования. Навыки, приобретённые в игре с двухцветным квадратом, помогают детям быстрее освоить четырёхцветный квадрат, так как приёмы сложения фигур остаются неизменными.

Также использовала игры «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», где у детей формируются умения анализировать способы расположения частей, рассказывать и планировать ход составления. Затем вводили игры посложнее, это: «Вьетнамская игра», «Волшебный круг». Здесь сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на составные части, а также способы соединения одной части с другой.

В работе над развитием логического мышления у детей принимают активное участие родители. Они не менее заинтересованы, принимают участие в изготовлении авторских игр и дидактических пособий, выполняют домашние задания, приобретают игры для домашнего пользования. Таким образом, проводя анализ своей работы, можно отметить, что дети стали более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине). Научились выявлять и абстрагировать свойства, овладели умственными операциями сравнение, обобщение; научились классифицировать с заданными свойствами, формировать простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не». В дальнейшей работе буду новую тематику игр с усложненными заданиями. Введу знакомство детей с новой технологией развивающих игр «Круги Эйлера»
Библиографический список.

1. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры». — М.: Просвещение, 1991.

2. Никитин Б. П. «Интеллектуальные игры». - М, Гея, 1994.

3. А.З. Зак «Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет». М., 2003.

4. Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?»М «Гном и Д, 2007.

5. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.Б. Финкельштейн. Санкт – Петербург. ООО «Корвет».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...