Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Основные понятия и принципы системного подхода




РАЗДЕЛ 1. (модуль 1) Теоретические основы формирования системного анализа

Тема 1. Основные понятия и принципы системного подхода

 

Формирование «системности» как научно-прикладной дисциплины относится к середине 40-х годов ХХ века. Некоторые исследователи считают, что движущей силой ее возникновения и развития стал конфликт новых мощных технологий и невозможность управления ими при помощи накопленного ранее управленческого опыта. В первой половине 20 века началось бурное формирование научной базы системной парадигмы. Суть этой парадигмы в том, что Мир представляется в виде огромного множества систем самого разнообразного конкретного содержания и общности, объединенных в единое целое — Вселенную.

Это объясняется, с одной стороны, тем, что был накоплен большой опыт исследований в области предметных наук по изучению физических, биологических, информационных, психологических, социальных, экономических, экологических и других свойств систем, который требовал обобщения и систематизации. С другой стороны, весь XX в. можно охарактеризовать как век постоянного нарастания комплексных проблем, требующих для своего разрешения больше информации и участия специалистов различных областей знаний. Все острее ощущается потребность в специалистах «широкого профиля», обладающих знаниями в смежных областях, умеющих эти знания обобщать и систематизировать. По мере усложнения типов производств усложняется система связей и отношений между разными сферами человеческой деятельности. Возникают проблемы, решение которых невозможно без использования системных знаний.

Появилась жизненная необходимость в разработке целостной теоретической базы обобщающей предметные знания об общих законах и закономерностях, принципах и методах изучения, формирования, организации и управления системами разной природы. Такое обобщение исследования систем разной природы стали называть системными исследованиями или системным подходом.

Усиление влияния результатов НТП на изменения в технологии производства товаров и услуг привело к усложнению взаимодействия между системами разной природы и возникновению многих системных проблем. Основными из них являются :

1. Проблема истощения материальных ресурсов, которая не зависит от типа экономических систем. Она возникла из-за дисгармонии энерго-вещественного обмена между системами «природа» и «общество». С системных позиций - это рефлексия (реакция) природы на эгоистические действия человека экономического.

2. Проблема перенасыщения или дефицита товаров и услуг в социально-экономических системах относится к разряду нравственно-этических вопросов, культуры управления обменными процессами в обществе. С системных позиций – это рефлексия социальной среды на рационализм чисто экономических методов управления.

3. Проблема неоднозначности результатов НТП и их влияния на окружающую среду и самого человека. Техногенная цивилизация усиливает процессы интеграции природных, социальных и экономических явлений, которые, часто, и создают предпосылки к усилению системных взаимодействий, что, в свою очередь, провоцирует возникновение системных кризисов. Возрастает роль синтеза знаний и «человеческого фактора» в инновационном содержании общественных систем. Признание этого факта в экономике определило появление нового понятия «интеллектуальный капитал» в качестве определяющего фактора социально-экономического развития.

Решение этих проблем не возможно без фундаментальных теоретических и практических знаний в области систем, которые сформировались в качестве целого методологического направления, который и называется системным подходом.

Системный подход – это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение любых объектов в качестве систем в целостности выявленных в нем многообразных типов связей и отношений.

Системная методология является фундаментальной основой исследования систем разной природы как совокупность познавательных средств, методов и приемов, используемых в научных исследованиях и формирования системного мышления.

Под системным мышлением подразумевается способность к синтетическому восприятию объектов реального мира в качестве систем и осознанному пониманию многообразия информации, сводимой к целостной картине мира. Понятие «системное мышление» органически связано с понятиями целостность, элемент, связь, отношения, структура и среда. Сам человек, как активный, познающий «элемент» природы, создает многообразие природоестественных, искусственных и смешанных систем. Создавая любую систему для реализации целей, человек сам устанавливает приоритеты принципов, на основе которых она функционирует. Поэтому он сам несет ответственность за результаты деятельности в социальной и экономической среде.

Применение системного подхода в процессе изучения экономических явлений стал рассматриваться в качестве метода комплексного исследования экономики как единого целого, учитывая всю совокупность взаимосвязей между отдельными экономическими объектами как структурными частями более сложной системы. Важным моментом такого исследования является определение роли каждого структурного элемента в общем процессе функционирования экономической системы и, наоборот, характер воздействия системы в целом на ее отдельные части.

Экономические системы не могут существовать без природных систем (ресурсов) и социальных систем (ресурсов). Их системная взаимосвязь естественна и объективна. Понимание этого факта является основой современного системного мировоззрения и культуры мировосприятия реальной действительности (рис.1).

Применение системного подхода в экономике предусматривает не только исследование существующих реалий, но и создание новых (проектирование, конструирование) экономических объектов для реализации каких либо целей. В этом случае используется системный анализ, который включает не только анализ (деление целого на части), но и синтез (соединение частей в целое).

 

 

 

 


Рисунок 1. Иллюстрация системной взаимосвязи человека с окружающей средой

Например, создание автоматизированных систем управления производственными процессами. Создание таких систем требует анализа реальных процессов управления, взаимодействия отдельных функциональных звеньев предприятия и взаимодействия самого предприятия с внешней средой. Поэтому, понятие «системный подход» часто ассоциируют с понятием «системный анализ», которые в совокупности и формируют основы системного мировоззрения.

Под системным мировоззрением следует понимать современный метод познания всех явлений и процессов, происходящих в объективном мире на основе логики системных исследований.

Большой научный вклад в развитие современного системного мировоззрения и формирования теоретической базы системного подхода в исследовании систем разной природы внесли такие ученые как: Н. Винер, Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, А.А. Богданов, М. Месаревич, А.И. Уемов, Ю.А. Урманцев, В. Н. Садовский, Ю. И. Черняк, У. Эшби и многие другие.

В понятие «системные исследования» принято включать как процесс познания об объекте исследования на основе фундаментальных или прикладных научных знаний, так и процесс проектирования или создания новой системы (новаций). Поэтому, исследования объекта в качестве системы имеют всегда два взаимодополняющих элемента - объективный и субъективный взгляды. Объективный взгляд формируется на базе научной методологии исследования. Субъективный взгляд - выражается в творческом подходе применения всего научного инструментария исследования, т.е. принципов и методов системного исследования.

Важными категориями любого исследования являются: принцип, методология, метод и методика.

Под принципом исследования следует понимать научную основу, первоначало, закономерность построения логики исследования для реализации главной идеи – цели исследования.

Часто принцип рассматривается как логический метод построения субъективных доказательств на базе эмпирических (опытных) или теоретических знаний (логических). Логический метод построения исследования опирается на основы теории познания, т.е. использует различные способы, приемы и формы правильного построения мысли, суждений, умозаключений, доказательств. В научных исследованиях принцип может отождествляться с закономерностью или законом поведения или изменения состояния объекта исследования. Например, принцип эволюции предусматривает действие закона развития объекта как системы. Формулирование принципов системного исследования при решении той или иной проблемы является научным результатом.

Методология– это совокупность познавательных средств, методов и приемов, используемых в научных исследованиях. Методология осуществляет «коммуникационную связь» между теоретическими построениями и практикой их реализации. Методология может развиваться как в области предметных наук, так и на междисциплинарном уровне. Целью развития современной научной методологии является критическое переосмысление понятийного аппарата предметных наук. Такое переосмысление ведет к изменению содержания сложившихся теорий, в основе которых лежит нелинейное научное представление о развитии систем различной природы в окружающей среде.

Под методом понимается способ или прием, используемый для достижения цели познания или создания нового знания. Метод является научным средством исследования объекта для получения новых знаний. Например, в теории познания анализ и синтез являются методами единого процесса познания о целостности явлений или объектов исследования. Анализ – это функция разделения целого на части. Синтез – это функция соединения, сочетания частей в единое целое.

В общественных науках, и экономике в частности, практически мало используется метод синтеза, т.к. не всегда может быть представлен в формализованном виде. Этим можно объяснить те многочисленные противоречия, которые часто возникают между теоретическими положениями экономики и практическими результатами, получаемыми от применения экономико-математических моделей управления экономическими процессами.

Методика– это совокупность способов и приемов для систематизированного и последовательного применения метода или методов с целью получения конкретного результата в практической деятельности.

Основные принципы системного подхода:

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Состояние системных исследований в настоящее время характе­ризуется тем, что они дифференцированы по пяти основным направлениям или уровням исследования сложных объектов в качестве систем (рис.2).

Рисунок 2. Уровни системных исследований

 

1. Философский или мировоззренческий уровень системных исследований, базирующейся на развитии системных идей, которые применяются в процессе анализа и синтеза научного, межпредметного и целостного представления об объективном мире как взаимосвязь «теории познания» и разных «теорий бытия»- теорий разных научных областей знаний;

2. Системный подход (СП) или системные исследования имеет общенаучный (универсальный) статус и выполняет специаль­но-методологическую функцию концептуального исследования сложных объектов на межпредметном уровне. Целью системного подхода является разработка системы методов познания, исследования и конструирования сложноорганизованных объектов – систем разных типов и классов;

3. Теория систем (ТС), которая обладает не только теоретической основой для выявления общих законов и закономерностей функционирования систем, но и методологическими функциями исследования любого объекта в качестве системы;

4. Предметные теории систем (ПТС) кро­ме специально-методологической функции исследования систем свойственны и предметно-теоретические функции выявления предметных ограничений и специфики исследования. Например, теория экономики, кибернетика, системотехника, теория управления, теория организации, теория кризисов, теория исследования операций и др;

5. Системный анализ, представляющий со­бой систему принципов и методов применения различных формализованных (математических) методов исследования систем. Такая система базируются на реализации системных идей, положений, требований и ме­тодах вышестоящих уровней (отдельно или их сочетание) в решении конкретных задач в области познания и преобразова­ния разнообразных явлений природы и общества. Например, управления социальными, политическими, экономическими, психологически­ми и другими процессами, изучения биологических процессов, проектирования и конструирования искусственных систем и т.п.

Перечисленные выше уровни системных исследований составляют единый системный метод исследования любого объекта как целой системы (в широком смысле), включающий:

1. научно-методологический аппарат системных исследований (исходные категории, понятия, положения, закономерности, принципы и методы системного анализа);

2. основные теоретические положения и логико-математический аппарат теории систем и варианты предметных системных теорий;

3. специальные приемы и средства системного анализа, связанные со спецификой применения концептуально-логического и особенно математического аппарата ТС и ПТС к решению конкретных задач специальных наук.

Существенной особенностью системного анализа является то, что в его рамках осуществляется не только анализ, но и синтез, т.е. получение нового знания об объекте исследования.

Целью системного анализа является создание наиболее адекватной модели реального явления, процесса, объекта, сохраняя целостность его восприятия для исследования. Важной задачей системного анализа является уменьшение количества научных ограничений при исследовании целого объекта-системы.

Системный анализ долгие годы продуктивно использовался в моделировании сложных технических систем. При подготовке специалистов технических специальностей системный анализ изучается в рамках дисциплин, связанных с системотехникой. Для специалистов в области экономики и управления - это практически новая область знаний. В условиях риска, неопределенности и динамики окружающей среды такие знания становятся жизненно необходимыми. 

В исследовании систем часто используются два основных понятия «системный подход» и «комплексный подход». Отличие их заключается в том, что в первом случае исследование ведется с учетом принципов целеполагание, упорядочности, организованности объекта в качестве системы. Во втором случае – делается упор на взаимосвязанность, взаимообусловленность, разносторонность и широту исследования проблемы на межпредметном уровне, т.е. исследуются процессы взаимосвязей и взаимоотношений между системами разной природы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...