Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пояснения к трехмерным изображениям проекта.




Кафедра ««Градостроительство»

 

 

Баженов А.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсового проекта

 

"Поселок на 2500 жителей" или Жилое образование на 3000 жителей"

по дисциплине «Архитектурное проектирование"

для студентов 3 курса

направления подготовки: 521700 «Архитектура»

уровень подготовки: бакалавриат

 

 

Москва 2017г.


УДК 624/627 (075.8)   

ББК 38.621я73

 


Баженов А.В.

 Методические указания по выполнению курсового проекта «Поселок на 2500 жителей или "Жилое образование на 3000 жителей» по дисциплине «Архитектурное проектирование» А.В.Баженов. – М.: МАРХИ, 2015. – 16 с.

 

Методические указания раскрывают цели и задачи, содержание и состав курсовых проектов по темам "Поселок на 25000 жителей" и "Жилое образование на 3000 жителей". содержат алгоритм проектирования этих населенных мест.

Методические указания предназначены для организации работы по выполнению курсового проекта указанных выше типов населенных мест по дисциплине "Архитектурное проектирование".

 

 

Методические указания утверждены заседанием кафедры «Градостроительство», протокол №11,от «3» апреля 2015 г.

 

Методические указания рекомендованы решением Научно-методического совета МАРХИ, протокол № 09-14/15, от «20» мая 2015г.

 

 

                                     © Баженов А.В.  

                                     © МАРХИ, 2015

 

 

Проект планировки и застройки поселения( поселка или жилого образования) - первое задание, рассчитанное на усвоение элементов градостроительного проектирования, которое требует специфических навыков пространственного мышления (-в том числе - умения мыслить обобщенными категориями и образами) и специальных знаний. Поселок – это обособленное населенное место людностью до 5 тыс. человек  вне городской территории. Жилое образование - селитебная территория в рамках города.

Как правило, жилая среда поселка отличается от урбанизированной, городской среды, большим приближением к естественной, ландшафтной основе местности. Можно сказать, что это – видовой признак поселения, который сближает самые разные его варианты.

 В зависимости от условий жизнедеятельности и рода занятий населения поселка, его роли в системе населенных мест - поселки подразделяются на отраслевые ( например, научно-производственные, армейские, рабочие, ремесленные, звероводческие и т.д.), рекреационные (-например, туристические, оздоровительные, дачные ) и жилые, как правило, расположенные в зоне влияния того или иного города.

Поселок имеет сегодня статус муниципального образования. Людность поселка, то есть количество жителей – менее принципиальная категория качества среды поселения, чем ориентация на природную доминанту и на комфорт проживания, подразумевающий гармонию с природной средой.

Известно, что, например, в Германии, поселение в 2000 человек может считаться городом.

Однако, для городской, урбанизированной среды доминантой является не природный ландшафт, а урбанизированный ландшафт интенсивного взаимодействия людей в центрах деловой активности. Поэтому город ( в т.ч. жилое образование) и поселок представляют собой альтернативы, противопоставленные формы расселения, и в этом смысле должны быть поняты и освоены как объекты архитектурного проектирования.

Поселок в ландшафтной среде, основной функцией которого является формирование благоприятной среды для жизни населения,выбран в качестве одного из объектов предстоящего учебного проектирования. Другой объект - жилое образование, часть города,с примерно той-же численностью населения и функцией – формирования благоприятной городской среды.

Цель проектирования - создание эскизного проекта планировки населенного места на основе: целесообразного размещения его частей в естественной среде; экономного использования ресурсов, в т.ч. - территории; - художественного осмысления пространственной структуры - композиции поселка. Перечисленные позиции являются критериями оценки проекта, и соответствуют основным задачам, которые необходимо решить в процессе учебной работы.

 

Работа над проектом начинается со стадии оценки ситуации, анализа исходных данных. В зависимости от сроков проектирования и объемов учебной деятельности, аналитическая стадия может быть выполнена в бригадной или индивидуальной форме.

Бригадная форма предусматривает выполнение оценочной работы в группах из 3-5 студентов под руководством преподавателя, в течение одного занятия. С этой целью учебная группа делится на бригады по числу ситуаций ( 3-5 бригад). Каждая бригада проводит анализ исходной ситуации по следующим позициям:

1. Условия естественной среды:

 -оценка уклонов рельефа( -для этого надо построить 2-3 характерных профиля, сечения места)и обратить внимание на зоны сгущения и разряжения горизонталей на топоподоснове;

-оценка озелененных территорий и возможностей их функционального использования;

-оценка условий инсоляции склонов, их ориентации на благоприятные ( юг, восток, запад ) и неблагоприятные ( север) стороны света;

-выявление функциональных структур природного ландшафта – в виде сетки водосборов (тальвегов) и водораздельных гребней, формирующих водосборный бассейн,

-выявление ландшафтных доминант( -вершины холмов, бровки склонов, гребни рельефа, планировочные оси речных долин, перепады приречных террас и т.д.);

-определение господствующих направлений перемещения воздушных масс (по розе ветров).

2.Условия искусственной среды:

-наличие инженерных сетей

-наличие подъездных и пешеходных путей;

-наличие застройки, каких-либо сооружений и инженерного оборудования территории на участке размещения поселка и возможности их использования.

 

В результате анализа на топоподоснове ситуации графическими средствами выявляются участки, благоприятные и неблагоприятные для застройки жилого, общественного,  производственного и коммунально-хозяйственного назначения, зоны ограничений для дорожного строительства и т.п. Условия инсоляции участка и диапазон уклонов существенны для жилой застройки, небольшие уклоны удобны для организации производственных зон, внимания к уклонам рельефа требуют и пешеходные пути и автодороги.

Бригадная форма работы позволяет решить задачи анализа в короткое время, но требует координации усилий и общего обсуждения результатов.

 

 Индивидуальная форма анализа ситуации предусматривает выполнение оценки самостоятельно каждым студентом, при этом субъективные элементы оценки, авторская артикуляция тех или иных факторов или условий приобретают относительно большую роль.

 

Результаты аналитической стадии могут быть представлены в виде схем и сечений, упомянутых выше, к которым добавляется– Схема планировочных ограничений , для выбранного участка размещения поселения. Ограничения определяются нормативными уклонами для того или иного вида освоения участка, затратами, которые возрастают в неблагоприятных условиях освоения участка, наконец, задачами формирования благоприятных условий жизнедеятельности и охраны природы на избранной территории. Под ограничения попадают природоохранные территории, зоны подтопления и приречные зоны водоохраны, территории лесов, рощ и пр. зеленых массивов.

Схема выполняется в масштабе 1:5000(для удобства, можно в М 1:4000) на ситуационном плане.

 

Следующим шагом учебной работы является выполнение клаузуры на тему "Планировочный замысел формирования поселка".

Цель клаузуры - обучить навыкам архитектурно-планировочного проектирования с использованием таких градостроительных категорий как "функциональные зоны" или "функциональные подсистемы" поселения.

"Зонирование" - это определение границ ареалов ( участков, пятен территории), выделенных по каким - либо признакам, свойствам.

Зонирование территории поселения , как правило, производится по функциональным признакам. Различаются следующие основные зоны:

-Селитебная(-зона размещения жилой застройки, от 40 до 60% территории), производственная или деловая(от 4 до 8%) , коммунально-хозяйственная(4-7%), зона зеленых насаждений(4-8%),зона общественного центра (4-5%), детских учреждений(4-5%). Цифры, указанные в скобках устанавливают примерные соотношения площадей для данного проекта - на уровне порядка величин, и должны уточняться в процессе проектирования.

Перечень функциональных зон может быть дополнен рекреационной зоной, зоной внешнего транспорта и др.- там, где это уместно. С другой стороны, из баланса территории поселения могут быть исключены какие-то зоны, например, производственная – для жилого образования.

Студентам необходимо знать, что четкое зонирование территории поселения иногда невозможно, а то и вредно с точки зрения эффективного использования территории. Зонирование - это разграничение, но такое обособление не всегда целесообразно, поэтому зоны размываются, они подвержены диффузии, их наслаивают друг на друга т.д. 

 Сегодня основным приемом градостроительного проектирования является систематизация, что предполагает расчленение функционального целого – т.е. системы поселения, на составные части - подсистемы

 а) - ландшафтную( в т.ч. озелененные территории общественного и индивидуального пользования) ,

 б) - коммуникаций(-транспортных , пешеходных, инженерных),

 в) - застройки(-жилой, производственной, коммунально-хозяйственной, общест-венной...).

Подсистемы поселения могут соединяться, совмещаться на одной территории, сохраняя при этом характерный планировочный рисунок.

 

Клаузура на зонирование проводится с использованием ситуации в М 1:2000, подготовленной студентами по результатам аналитической стадии. Задача клаузуры - определить основной замысел в отношении:

1)  -размещения территории поселения в ландшафтной среде

2) -взаиморазмещения функциональных подсистем (зон) поселения;

3) -использования ведущего композиционного приема пространственной организации поселения.

 Например, поселение мыслится как регулярная сетка улиц и переулков, разных по ширине, с живописными пятнами озелененных территорий, и живописными группами 5-этажных башенок, выделяющих центр. И т.д.

Еще одна задача клаузуры - освоение наиболее значимых пространственных соотношений между элементами планировки поселения ( см. А.Ф. Квасов "Планировка и застройка поселка городского типа", М.,1981г.)

Планировочный замысел может быть представлен в виде композиции из цветных или тональных пятен или линий, соответствующих функциональным подсистемам или зонам поселка: пятно застройки, линии основных транспортных или пешеходных связей, пятно зеленых насаждений и т.п.

Контуры пятен, их очертания должны отражать планировочные характеристики той или иной подсистемы: ее регулярную или живописную планировочную основу, интенсивность тона - соответствовать большей или меньшей плотности застройки, большей или меньшей высоте зеленых насаждений и т.п.

Клаузуру целесообразно выполнять на кальке-накладке на ситуацию. Можно использовать технику аппликации. Результаты работы являются основой для подготовки эскиза-идеи объемно-планировочного решения поселения.

В рамках этой стадии, после консультации с преподавателем уточняются результаты клаузуры, детализируется размещение жилой, общественной и производственной застройки.

 

Эскиз-идея выполняется в масштабе 1:1000(1:2000), в виде аппликации или макета из цветной или тонированной бумаги. Хорошо, если аппликация и макет отражают основные соотношения высот обобщенных участков застройки. В эскизе также надо продемонстрировать особенности планировочного рисунка, контура укрупненных составных частей проектного решения (например, контура дворов или улиц, контура производственной территории или парковой зоны и т.п.)         

Чтобы перейти к более детальной проработке идеи объемно-планировочного решения поселения, необходимо подобрать конкретную застройку для жилой территории. Студентам важно знать о взаимосвязи: между видом застройки и свойствами ландшафтной основы:- видом застройки и характером пространственной среды, прежде всего - жилой. Надо подумать об использовании в планировке поселения периметральной, линейной, точечной, ковровой застройке, о связи между этажностью и плотностью застройки, о структуре открытых пространств, характерных для каждого вида застройки. о ее силуэтных характеристиках и масштабных членениях.

Коротко рассмотрим каждый тип застройки, его структурные особенности с точки зрения формирования жилых единиц поселения. Жилая единица здесь понимается не как отдельный дом, а как совокупность жилых зданий на принадлежащей им территории, то есть –как структурная единица жилой территории.

Периметральная застройка ( -то есть блокированная, секционная, коридорная, галерейная и комбинированная – на их основе) выгораживает пространство, которое мы называем двором. Двор может быть замкнутым, открытым в каком-то направлении или проходным, «сковозным». В последнем случае его основой может быть уже не периметральная, а линейная,строчная застройка, как в районах «хрущевских» пятиэтажек.

Двор может быть небольшим и крупным, отдельным или сложносоставным, ориентированным в определенном направлении или без выраженной ориентации. Исторические дворы мало- и средне-этажной Москвы имели характерные размеры порядка 40х40, 40х70 м.

 Двор – общее пространство жителей дома. В нашем климате считается целесообразным раскрывать дворы на солнечную сторону. Ориентация в направлении северных ветров не приветствуется. Точечная застройка также может формировать дворовые единицы, просто фронт двора будет «пунктирным».

Более характерным для точечной многоквартирной застройки является структура бездворовой, свободной застройки, в которой границы домовладений не фиксированы зданием, а размыты, однако и в рамках такой застройки могут быть созданы зоны «разряжения», где озелененные площадки играют роль дворовых пространств.

Точечная индивидуальная застройка особняками с участками может группироваться вокруг площадок общего пользования, однако смысл такой группировки в значительной степени теряется.

Точечная многоквартирная застройка может формировать блоки жилых зданий или жилые группы в 3-5 зданий , композиционно связанных благоустроенной территорией и взаимным расположением из- за наличия индивидуального участка.

Комбинация указанных типов застройки – дает возможность создания разнообразных пространственных решений ткани жилой среды. Более крупной жилой единицей чем двор, как правило, является квартал –территория регулярной застройки, окаймленная улицами или проездами.

Однако, необязательно сеть транспортных проездов должны играть роль пространственных границ застройки, сегодня сеть коммуникаций и сеть застройки могут быть связаны опосредованно, более свободно , -не «матрешечно». Поэтому вслед за двором, более крупной единицей жилой застройки может оказаться не квартал, а участок,илизоназастройки того или иного типа.

Ковровая застройка – частный случае сетевой застройки, в которой пространственная ячейка образована личным двором, усадебным двором, а жилые здания сблокированы в сетевую структуру.

В сетевых структурах жилая единица является повторяющимся, тиражируемым элементом, частью сети. Линейная, периметральная и точечная застройка могут формировать сетевые структуры, в то-же время, этот алгоритм не является обязательным и дворовые ячейки .разного масштаба и очертаний могут быть лишены признаков сетевого однообразия.

Нельзя не сказать и об уличной структуре застройки поселка и жилого образования.

Двор и улица – ячейка и линия, озелененная площадка и уличная аллея - и в застройке и в озеленении, в характере благоустройства это противопоставленные пространства.

Контраст между ними особенно плодотворен в центральной зоне поселений, где на помощь улице приходит общественная площадь или площади. Площадь не должна быть похожа на жилой двор, уличный фронт и фронт застройки площади – на дворовый периметр. Это особенно важно в жилом образовании и менее существенно – в поселке, где доминирует ландшафт и ландшафтные соотношения.

Надо отдавать себе отчет в том, что пространство площади формируется застройкой, а не мощением, которое выявляет лишь поверхность, но не пространство. Два измерения не адекватны трем.

 Как правило, площадь замощена, как правило, двор озеленен, но главное – двор, это относительно интимное, приватное пространство. Площадь –общественно значимое ядро активности .

 

Учащиеся должны подобрать планы домов ( - три, максимум -4 вида), используемых при организации жилой и общественной территории поселения. Это позволит правильно ориентировать жилые дома, установить целесообразные разрывы между зданиями, наметить сеть проездов и пешеходных связей, рассчитать число жителей поселения.

Схематические планы и фасады жилых зданий входят в состав проектных материалов по поселку или жилому образованию в виде своеобразного "конструктора", выполненного в М 1:500 (1:200). 

Здания нежилого – то есть, общественного, делового, производственного и пр. назначения могут быть изображены в генеральном плане и в макете "по крышам", без изображения их плановых проекций в "конструкторе", но, желательно - про аналогии с имеющимися разработками и опубликованными проектами.

 

Макет  поселка или жилого образованиявыполняется после утверждения и обсуждения эскиза-идеи его планировки, на топо-подоснове ситуации в М 1:1000. Макетная подоснова должна иметь шаг горизонталей 1-2 м. На стадии проектирования рабочего макета необходимо показывать застройку, основные коммуникации, озелененные территории и акватории.

Необходимо усвоить важность таких категорий, как:

-разнообразие жилой застройки; -взаимосвязь и обособленность жилых территорий; -компактность планировки; -плотность застройки территории; -ориентация зданий относительно рельефа местности и т.д.

 При проектировании жилой застройки целесообразно раскрывать дворы в благоприятную сторону света, внутренние углы сомкнутого периметра жилых зданий не следует ориентировать на север. Для размещения жилища рекомендуется использовать южные склоны, защищенные от неблагоприятных ветров лесными массивами или рельефом местности.

При размещении жилья в зоне шумовых и воздушных загрязнений могут быть использованы защитные устройства - противошумовые экраны, посадки зеленых насаждений шириной до 50 м.

 

При проектировании общественной застройки поселения надо учитывать, что пешеходная доступность порядка 800 м ( или 20 мин.) является одним из основных условий, лимитирующих расположение пунктов массового тяготения населения. Общественные здания поселения могут быть сгруппированы вокруг одной - двух площадей, включены в "ткань" жилой застройки в виде планировочной оси или рассредоточены по селитебной территории..

В любом случае важно, чтобы уникальность общественных зданий, их типологическое отличие от жилых домов было использованы для создания композиционно выразительной планировки поселения.

Производственные и коммунально-хозяйственные здания должны быть легкодоступны для транспортных средств. Эти здания могут быть сблокированы, сближены в рамках общей территории на периферии поселения, но могут быть и приближены к общественным зданиям, дополняя и усиливая вес общественно-значимых сооружений в композиции поселения.

Важное ограничение – надо избегать грузопотока( транзита грузов) внутри поселения. 

Пешеходные коммуникации  – это композиционный каркас поселения.

 Пути движения транспортных средств должны сопрягаться с местами пребывания пешеходов: пешеходными площадками и площадями в местах размещения - пунктах тяготения населения поселения.Площади, улицы ( пешеходные улицы, а не дороги ) пешеходные пути , аллеи, бульвары и т.п. образуют пешеходный каркас поселения. Основные функции поселения - связи между жилищем и учреждениями обслуживания, торговли, производственными зданиями, и остановочными пунктами внешнего транспорта и т.д. реализуются в рамках пешеходных, а не транспортных связей.

Сегодня, во все большей степени используются режимные ограничения для движения индивидуального транспорта в пешеходных зонах даже небольших поселений.

 

Транспортная сеть поселения состоит из жилых улиц, проездов, площадей и стоянок, (гаражей) соединенных с внешними подъездными дорогами не менее чем в двух местах. Транзитное движение через территорию поселения должно быть исключено.

Проектирование индивидуальных гаражей, стоянок осуществляется из расчета 400   (или более) автомобилей на 1000 жителей, соотношение мест в гаражах и стоянках 1:5, место на машину на стоянке -25 кв.м.

 

Озелененные территории поселения подразделяются на:

-общественного назначения(-скверы, бульвары, аллеи, озелененные площадки на участках общественных зданий, озелененные дворы многоквартирных жилых домов);

 -санитарно-защитного назначения( -озелененные ветро- и шумозащитные полосы вдоль автодорог с интенсивным движением, между жилой застройкой и автостоянками и гаражами, между жилой и производственной территориями , озелененные участки водоохранных зон и т.д.);

-индивидуального назначения(-зеленые насаждения приквартирных участков жилых зданий, усадебной жилой застройки и т.п.).

В объемно-планировочной композиции поселения рисунок размещения озелененных территорий играет важную роль, сопровождая и выявляя основные пешеходные связи, дополняя рисунок застройки или контрастируя с ним. На генплане поселения принято покрывать тоном от темного к светлому высокую и низкую ( соответственно - деревья и газоны ) «зелень». На макете М 1:1000 –зеленые насаждения представляются обобщенно, в виде площадок озеленения, а не отдельных деревьев.

 

 

 Генплан или макетный план (этот термин подчеркивает планировочную доминанту макета) поселения соединяет в себе информацию о многочисленных составляющих проектного решения. Четкое, упорядоченное представление этой информации - одна из задач проектной работы. Однако сведения о проектном решении не могут быть представлены только изобразительными средствами. Поэтому, помимо экспликации к основному чертежу студентам необходимо составить и пояснительную записку к проекту поселения.

 

Пояснительная записка к проекту поселка или жилого образованиясоставляется в объеме порядка 5 предложений .  

1. Авторская позиция в оценке ситуации. 

2 .Основной замысел функционального и пространственного решения поселения.

Описание композиционной схемы поселения, особенностей его функциональной            организации. Характеристика приемов жилой застройки. Характеристика транспортной сети, и наиболее интенсивных пешеходных связей поселения .

Пояснения к трехмерным изображениям проекта.

4.Технико-экономические показатели проектного решения.

-общая площадь территории поселка;

-количество жителей поселка;

-проектный баланс территории поселка (см. стр.4-5 Программы-задания на проектирование);

плотность жилого фонда поселка (брутто), определяется по формуле:

 П бр.ср.=П1а+П2а...+Пna - аналогичный расчет см. "Планировка городов и населенных мест, Тосунова М.И., стр.101.

 

        Основные справочные материалы к проекту планировки поселка:

1.Вид использования территории:                                 уклоны участка

вид использования территории

благоприятные уклоны

относительно не-благоприятные

неблагоприятные

Жилищное строительство

Промышленное строительство

Коммунальное строительство

Садовое и парковое строительство

Жилые улицы и проезды

Тротуары и пешеходные пути

Велосипедные дорожки

0,5 -10%

 

0,3-5%

 

то -же 

 

до 10%

 

до 8%

 

до 6%

 

до 5%                               

менее 0,5и от 10 до 20.% более 5%или менее 0,3 % то-же   от 10 до 30%   до 8% выше 20%   более 5% и не имеющие уклона то-же   более 30%   более 8%-лестницы

               

 

2.Параметры улиц, проездов и тротуаров:

Жилые улицы: 15-25 м в красных линиях, ширина проезжей части -7м, минимальный радиус кривых в плане -125 м. 2-х - полосные проезды - ширина проезжей части 6; 5,5 м в застройке 5 этажей и более.

1-полосные проезды, ширина. проезжей части 3-3,5 м. 3м - в застройке до 5 этажей, но в пределах фасадов зданий, имеющих входы, проезды устраиваются шириной 5,5 м На однополосных проездах устраиваются разъездные площадки 6х15 м с расстоянием не более 75 м между ними.

В конце тупиковых проездов размещают разворотные площадки 12х12м. Проезды, совмещенные с тротуарами по длине не должны превышать 150 м, их ширина -не менее 4,2 м.

Радиус закругления проезжей части жилых улиц, проездов - в зависимости от условий примыкания: 5; 8; 12 м.

Разделительная полоса между проезжей частью и тротуаром и полосы территории между застройкой и красными линиями служат для прокладки инженерных коммуникаций (-водопровод, канализация, газопровод, электрокабель) под тротуарами размещают тепловые сети. Минимальная ширина разделительной полосы -2м.

Пешеходные дорожки, как правило, имеют ширину, кратную полосе движения пешехода -0, 75 м х.... Обычно, ширина пешеходной дорожки 1,5-2,25 м. Пешеходные дорожки делают с расширениями, площадками, для размещения скамеек, вазонов с цветами и т.п.

Диаметр кроны дерева, для планировки аллей и озелененных участков усредненно принимается равным 5м.

 

3.Размеры спортивных площадок:

 

Вид площадки длина ширина в м
Гимнастическая 40 20
Волейбольная 24 15
Теннисная 36 18
Бадминтон 15  8
Настольный теннис 7,75 4,5 на 1 стол

 

4.Минимальные инсоляционные разрывы между зданиями:

 

-между длинными сторонами жилых зданий меридианальной/широтной ориентации:

Инсоляционный разрыв, при этажности жилых зданий:

    2-3 этажа         4                                 5             
    15/15      20/20                             30/30                

5.Противопожарные разрывы между зданиями1,П и Ш степеней огнестойкости равны 6 и 8 м соответственно.

 

 

                                              ----------------------

 

 

   Примеры ткани застройки поселений.

 

 

 

  Аппликация и рабочее макетирование.Примеры из студенческих проектов.

 

Силуэт (профиль) застройки поселения . Пример разработки «Схемы 

планировочных ограничений» и «Конструктора»

 

Примеры макетной разработки планировки поселений.

Примеры макетной разработки планировки поселений. М1:1000

 


 

Примеры макетной проработки фрагмента застройки поселения.

 

 

 

                Экологический поселок - экспериментальный проект.

Цель настоящего задания – собрать творческие предложения по чрезвычайно актуальной и чрезвычайно востребованной в России ( -в реальности) проблеме экологических поселений .Разного рода риэлтерские провокации – вроде того, что вот-вот под Москвой или где-то еще в отечестве выстроят экопоселок или экополис – всего лишь разводка на бабки, слегка сдобренная экологическим флером.

В лучшем случае речь идет о дачах в лесу и т.п., что неплохо, но имеет мало общего с экологическими поселениями – как их видят сегодня профессионалы, в тех странах, где это действительно готовы строить, а не просто играть словами.

Впрочем, играть – это то, что мы и будем делать, но не разводя клиента, наша игра – это учеба, творческое действие.

 

Что надо сделать в этом проекте:  

Выбрать основное направление экологизации поселения:

-интеграция, соединение с природным окружением, выстраивание общей, природно-антропогенной системы, благоприятной для обеих сторон, ландшафт как киборг, в этом случае не менее( и даже более) 50% территории поселка занимают природные ландшафты

 или 

-аккуратное обособление в природной среде, не перемешивание, а поляризация, поселок – как «замок» в ландшафтном окружении, очень компактный – но природный ландшафт вокруг и рядом. Ближняя зона ландшафтного окружения поселка – это парк поселения.

Затем надо:

1. Дорисовать ландшафтную подоснову так, чтобы она стала более насыщенным, привлекательным объектом для дальнейшей доработки, а не просто территорией. Вы можете увеличить или наоборот, снизить крутизну рельефа или его перепады, изменить породный состав деревьев, увеличить площадь озелененных территорий или акваторий и пр. Таким образом, вы индивидуализируете задание, корректируете его под проблему, которой собираетесь заниматься.

  Об этом – на лекции.  

2.. Выбрать для себя одно из основных направлений, траекторию творческой деятельности, характерную для поисковых разработок по нашей теме:

-поселение без автомобиля (-альтернативный транспорт, эл. самокаты, тросовый транспорт и пр.)…

-экологическое жилище (пассивная или активная технология), максимально автономная жилая единица, это позволяет использовать неудобные территории и зоны, где затруднена прокладка инженерных сетей.

-экологическая инфраструктура – коммуникации, системы ресурсообеспечения, использования воды, содержания территории, утилизации отходов.., например, использование ветрогенераторов или устройств с солнечными батареями – не обязательно совмещенных с крышами домов, возможно формирование комплексов из жилых и производственных зданий на основе вторичного использования воды, или остаточного тепла и т.п.

…….

3..Выбрать характер, сценарий формирования пространства поселения – как мы взаимодействуем с природной средой, ландшафтом.. Например, поселок – это «остров» в природной среде или цепочка «островков», или «ветвь» или линейная структура, изменяющаяся вместе с подстилающим ландшафтом., возможно, это пространственная структура над неудобной, подтопляемой или пересеченной территорией, возможно , это пунктирные, дискретные структуры из точечных 4-5 этажных односекционных жилых зданий.. или что-то еще.

Вы делаете концептуальную работу для буклета, который мы планируем выпустить, это «журнальный» жанр, футурологический.

 

Несколько  замечаний:

Программы-задания на поселок или жилое образование являются, для предлагаемого проекта, «опорными конструкциями», которые нужны, чтобы сохранить сопоставимость проектов. Они могут быть изменены вами – по согласованию с преподавателем, но изменения должны быть отмечены в проекте, нужен небольшой пояснительный текст.

Проект разрабатывается для России, следовательно, надо:

- помнить, в каком климате мы живем, в очень интересном, быстро изменяющемся, континентальном, холодном. Это означает, что использование сезонных ресурсов требует «переключения» функциональных режимов. И это повышает роль климатизированных пространств ( оранжереи, веранды, рекреации ).

-не забыть, к какой исторической культуре мы относимся, - к российской, достаточно своеобразной по отношению к природной среде, не средиземноморской, не западноевропейской.

Для русской культуры поселений характерно – « жить широко», не скученно, как в Китае или в З. Европе.., характерно стремление к солнцу – а не от него, у нас (пока что) укоренены традиции отдыха «на природе», в исторических поселениях были очень распространены полу-климатизированные, буферные пространства: навесы, сени, сараи и т.п…

 

Для тех, кто решит делать проект экологического поселка - небольшая дополнительная лекция на эту тему.

 

 

                                                                                   проф. к.арх.    А.В. Баженов

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...