Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние интервалов между рождением детей




Если в семье растут двое детей-погодков (с разницей до двух лет), то отношение к ним матери различается незначительной, особенности старшего и младшего детей будут выражены очень слабо. Старшему ребенку в этом случае не приходилось играть роль «опекуна» младшего, заботиться о нем. Если при этом дети разного пола, то в психологическом смысле и младший ребенок для матери – «первенец», первый психологический ребенок, например первый сын. В этом случае часть закономерностей, относящихся к первенцу (а именно то, что его развитие – снова для матери открытие нового), касается и второго ребенка другого пола (так как развитие и воспитание младенца-мальчика после опыта вос­питания девочки – новое для матери). Те же закономерности возможны и в семье с несколькими детьми, где дети растут «парами» (мальчик-девочка). 

Разница между детьми в 4-5 лет по-своему сложна, поскольку к старшему ребенку в этом случае уже предъявляются следующие требования: «Ты старше, уступи», «Как тебе не стыдно, ты же большая»; в то время как этот ребенок сам еще мал. У старшего в этом случае фор­мируется своеобразная «усталость» от младших детей – ему нередко приходится оставаться с маленьким дома или забирать его из детских учреждений, и первенец с детства очень рано взрослеет. Часто в этом случае у старшего может проявляться ревность, зависть к младшему или внутренняя агрессивность по отношению к нему. В особенности так происходит при неумелом подходе матери. Старшего, особенно если это сын, могут наказывать при конфликтах с младшим ребенком, не разбираясь, в чем дело. Млад­ший ребенок, видя свою безнаказанность, может становиться прово­катором. 

При разнице между сиблингами около 10 лет возможны два вариан­та развития отношений между ними и матерью. В этом случае первенец долгое время воспитывается как единственный ребенок. По выражению западных пси­хологов, он долгое время не бывает травмирован появлением младшего ребенка, находит свою «нишу» в среде сверстников и друзей. При появ­лении младшего у старшего есть уже свои интересы и он оказывается в некоторых случаях абсолютно индифферентен к младшему. В нашей стране распространен и другой вариант становления де­тей в семье при разнице в возрасте около десяти лет. При занятости матери на работе (особенно если нет отца) на старшего сиблинга ло­жится вся тяжесть забот о младшем – посещение детских садов, школ и т.п. Матери таких детей обычно оправдывают такую ситуацию словами: «А что было делать?» (ссылаясь на свою за­груженность работой). В этом случае у первенца (особенно девочки) формируются черты старшего в резкой, даже чрезмерной форме – это во взрослом состоянии очень ответственный, серьезный, норматив­ный, несколько скучный человек, может выглядеть (из-за своего по­ведения) старше своих паспортных лет.

При существенной разнице (15-20 лет между сиблингами) старший ребенок фактически вырастает как единственный. В многодетных семьях, особенно раньше, стар­ший ребенок часто играл родительскую роль из-за большой загружен­ности матери уже чисто хозяйственными обязанностями. В современных условиях такая разница между детьми в семье бы­вает часто в двухдетных семьях, обычно дети бывают от разных бра­ков.

Если дети родились от одного отца, рождение позднего ребенка может играть роль стабилизатора брака, придать отношениям между супругами новый смысл. То же может быть справедливо и при повторном браке. При этом поздний ребенок снова растет фактически как единственный, уже при пожилых родителях (40 и более лет, так что к моменту окончания им школы мать может быть уже пенсионного воз­раста). Отношения матери к такому ребенку – особая тема исследований, но

несомненно то, что в этом случае присутствует большая осознанность, осмысленность в уходе за ребенком у матери на базе уже имеюще­гося опыта в воспитании первенца, мать больше старается. Од­нако сил у матери уже гораздо меньше, чем при воспита­нии старшего. Поэтому воспитание младшего позднего рeбенка дается с большим трудом, с большими переживаниями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...