![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вклад А. Гезелпа и Л. Термена в детскую психологиюСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 2. Теории психического развития. План: Концепция рекапитуляции Нормативный подход 3. Теория созревания (преформизм) - теория трех ступеней детского развития Участие врачей и естествоиспытателей в разработке проблем детства оказало несомненное влияние на основные тенденции нашей науки, которая долгое время развивалась в связи с проблемами генетической психологии, проблемами психической эволюции. Бюлер стоит всецело на этой точке зрения и может служить лучшим образцом этого течения в психологии детства. Кульминационным пунктом его следует считать деятельность Ст. Холла, стремившегося приложить к психической эволюции биогенетический закон. И все же это течение потеряло свое руководящее значение, хотя проблемы, им выдвинутые, еще не нашли своего разрешения. Книги Гроса, внешне столь примыкавшие к этому течению, развивавшие биологическое понимание детства, положили начало новому течению в психологии детства. Это новое течение изучает детство, как таковое; сосредоточивая свое внимание на внутреннем мире ребенка, оно ищет разгадки психического своеобразия детства в нем самом, и в этом смысле оно впервые обосновало самостоятельность психологии детства, как науки. Детство, по взгляду Гроса, есть особая фаза в развитии человека, имеющая свои особые задачи, свое место в созревании личности; биологическая неустранимость детства придает ему внутреннюю целесообразность и законченность. Развитие психологии детства в направлении, указанном Гросом, во многом перешло те границы, в каких намечалось Гросом изучение детства, но основная идея, одушевляющая построения Гроса - сознание внутренней закономерности, органичности в соотношении психических сил у ребенка, отчетливое сознание действительного психического своеобразия детства - это остается в современной психологии детства доминирующим фактором ее развития. Меньший успех в нашей науке имело то направление, создателем и главным выразителем которого явился американский психолог Балдвин. В своей теории он связывает проблемы психологии детства и социальной психологии. Итак, теория Ч. Дарвина оказала большое влияние на возникновение первых концепции детского развития. Основная идея теории Дарвина: развитие (генезис) подчиняется определенному закону. КОНЦЕПЦИЯ РЕКАПИТУЛЯЦИИ. Основатель концепции - Э. Геккель - считал, что биогенетический закон применим в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Ам. психолог Ст. Холл - ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода (т.е. связь с биологией). Онтогенетический закон: развитие ребенка в онтогенезе - краткое и быстрое повторение истории социального развития общества. Каждый ребенок несет в себе память предков и доисторические страхи. Механизм развития - созревание (биологизаторство). Содержание развития задано генетически, в ходе жизни программа разворачивается. Методы исследования:самонаблюдение, изучение игры наблюдением, исследование страхов (детская интроспекция - минус), анкетирование. По его мнению, дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе и после долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Холл считал, что игра ребенка - это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился - очень важная роль в жизни ребенка. Есть последовательность смены форм игры (песок, строительство, война, животные, растения, меновые отношения). Формы должны смениться до 4-5 лет. Смена форм игры определена ходом социогенеза. Развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Достоинства: · впервые - поиск закона - одна из первых теоретических концепций - первый закон развития в онтогенезе, · впервые была сделана попытка показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь, которая до сих пор недостаточно прослежена - есть аналогия есть аналогия онто - и социогенеза, Недостатки: · ограниченность и наивность концепции и методов, · редукционизм · врожденность страхов (бихевиоризм), · функция игры - избавить от прошлого (ненужного для будущего), развитие по аналогии, · неучет соотношений речи и мышления (Рубинштейн), · человек развивается в трудовой деятельности, а ребенок - в игровой. Нельзя отождествлять социо- и онтогенез - это преформизм, · детское развитие запрограммировано, т.е. следует воспитательная позиция невмешательства 2. Нормативный подход - «теория эмпирического эволюционизма». Основатель - А. Гезелл (Йельская психоклиника, затем - Гезелловский институт детского развития). Методы исследования: наблюдение (впервые ввел технические средства: зеркало (для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое "зеркало Гезелла"), фотоальбом детского развития (1 -3 гг.), ввел лонгитюдный метод. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но определение темпа развития не было. Теория раскрывает социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка к своей среде. Психологическая линия развития не отделена от физиологической линии. По мнению Гезелла, существует закономерность темпов детского развития (кривая затухания). Механизм развития - созревание. Развитие задано, преформировано. Концепция основана на фактических данных: собрана феноменология, зафиксировано детское развитие на нескольких детях, Гезеллом определена последовательность возникновения новых возможностей ребенка.
Достоинства: · необходимость контроля за нормальным ходом психического развития ребенка, · созданная феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет не потеряли своего значения до сих пор, · зафиксировал динамическую картину внешнего развития, · введение технических средств
Недостатки: · ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, "приросту поведения", не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, · подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма, · не исследовал психику (он фиксировал психическое развитие, но смешивал его с физическим) Вклад А. Гезелпа в детскую психологию: · разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (нормы и разных форм патологии) с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. · Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. · изучал монозиготных близнецов и одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. · исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. · В клинической практике широко применяется составленный А. Гезеллом Атлас поведения младенца, содержащий 3200 (!) фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до двух лет.
Параллельно с Гезеллом работал над теорией эмпирического эволюционизма - Л. Термен
Методы исследования - "продольный срез" совместно с проведением "поперечного", создана шкала IQ Бине - Термена. Был определен возрастной норматив - среднее (по шкале) для детей определенного возраста. Проведена стандартизация данных. Доказал, что IQ неизменно. Уровень развития ребенка можно измерять. Достоинства: 1. Впервые поставлен вопрос о нормативности развития, 2. Дано заключение: на экзамене лучше измерять IQ, а не навыки решения задач Недостатки: 1. Использование только количественного подхода, 2. Развитие запрограммировано, т.е. вопрос о причинах развития не ставится. 3. Считал, что величина IQ постоянна (но индивидуальна). Вклад А. Гезелпа и Л. Термена в детскую психологию Они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины,которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Основной упор делали на роли наследственного фактора для объяснения возрастных изменений. Нормативный подход в исследовании детского развития - классическое американское направление в изучении детства. В рамках нормативной традиции следует искать истоки интереса американской психологии к проблемам "принятие роли" и "развитие личности", так, в ней были впервые проведены исследования таких важных условий развития, как пол ребенка и порядок рождения. Именно в рамках нормативной психологии встал вопрос: "Каковы следствия развития?" и были открыты новые феномены развития ребенка: · описаны индивидуальные вариации последовательности появления поведенческих актов. · феномены визуального внимания у новорожденных и младенцев, · роль, стимуляции в повышении и замедлении познавательной активности, изучены отношения между матерью и младенцем не только у человека, но и у животных (обезьян). Механистические теории - отождествление научения (обучения) и развития - бихевиоризм - В классическом бихевиоризме проблема "развитие ребенка" специально не акцентируется - там есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием воздействия среды. Дж. Уайтинг с коллегами, продолжив известные исследования М. Мид, показал плодотворность сравнительного изучения детей в разных культурах. Изучив в 70 культурах способы ухода за младенцами (способы кормления, ухода, укладывания спать, а позже - приучения к опрятности и игры детей), исследователи пришли к выводу о детерминирующем влиянии этих аспектов жизни ребенка на его восприятие мира. У. Бронфенбреннер выдвинул идею о том, что результаты коротких лабораторных экспериментов с детьми должны быть проверены в длительных исследованиях естественного хода развития, в которых должны быть учтены факторы воспитания в семье и группе сверстников. Бихсвиористы признают отсутствие собственной активности со стороны ребенка (человек не может изменить ход своего развития). Эта теория наиболее соответствует американским представлениям о человеке: человек есть то, что делает из него окружение, его среда (в американской психологии очень развито направление, которое понятие развития отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта). Большое влияние на разработку идей бихевиоризма оказали идеи И.П. Павлова: · приспособительная деятельность характерна для всего живого · принцип условного рефлекса, · идея проведения строгого научного эксперимента, созданного И. П. Павловым еще для изучения пищеварительной системы.
Дж. Уотсон начал свою научную революцию, выдвинув лозунг "Хватит изучать то, что человек думает; давайте изучать то, что человек делает!" Ранние исследования научения основывались на идее сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов (был выделен временной параметр этой связи). Так возникла ассоциатстическая концепция научения.(Дж. Уотсон, Э. Газри). Затем стали определять функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи - возникла концепция научения с акцентом на значении подкрепления (Э. Торндайк, Б. Скиннер) - механистическая теория, как сведение сложного к простому. Э. Торндайк считал, что новое поведение возникает по принцип) случайных действии, которые отбираются в соответствии с законом эффекта. Затем стали изучать зависимость от состояний испытуемого (голода, жажды, боли - получивших в американской психологии название драйва) - концепции Н. Миллера и К. Халла. Данная теория произвела поворот от строгого поведенческого эксперимента павловского типа к изучению мотивации и познавательного развития ребенка, т.к. была готова ассимилировать новые европейские идеи из области гештальт-психологии, теории поля и психоанализа. Особо в данном направлении изучения развития определяется идея построения нового поведенческого акта в лаборатории, на глазах экспериментатора - идея "технологии поведения", его построения на основе положительного подщиплет» любого выбранного по желанию экспериментатора поведенческого акта (Б.Скиннер). На основе этой идеи разработан механистический подход к поведению полностью, который игнорировал необходимость ориентировки субъекта в условиях собственного действия.
Методы исследования:обучающий (педагогический) эксперимент, изучающий условия возникновения новых возможностей (исследовалась система стимулов). Итак, развитие - это обучение. Поэтому были определены и законы обучения: · должна быть потребность - мотивация, · должен быть соответствующий правильности действий эффект, · повторение для замыкания связи.
Итак, любое поведение можно сформировать. Но законы вырабатывались на крысах. На человеке только проверялись некоторые выводы.
Достоинства: · научные основы обучения. · знание социума, · роль индивидуального опыта в развития ребенка. Недостатки: · считали, человек в состоянии потребности закрыт обучению, · обучаемого надо сравнивать с самим собой - оценивать, · откуда проблемы с обучением и влияние компании - человек выбирает, что брать, · механистичность, · отсутствие собственной активности со стороны ребенка - не может изменить ход своего развития, а мы можем сделать с ребенком все. · все, что возникает у ребенка - отпечаток среды. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 526. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |