Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вклад А. Гезелпа и Л. Термена в детскую психологию




Лекция 2. Теории психического развития.

План:

Концепция рекапитуляции

Нормативный подход

3. Теория созревания (преформизм) - теория трех ступеней детского развития

Участие врачей и естествоиспытателей в разработке проблем детства оказало несомненное влияние на основные тенденции нашей науки, которая долгое время развивалась в связи с проблемами генетической психологии, про­блемами психической эволюции. Бюлер стоит всецело на этой точке зрения и может служить лучшим образцом этого течения в психологии детства. Кульми­национным пунктом его следует считать деятельность Ст. Холла, стремившего­ся приложить к психической эволюции биогенетический закон. И все же это те­чение потеряло свое руководящее значение, хотя проблемы, им выдвинутые, еще не нашли своего разрешения. Книги Гроса, внешне столь примыкавшие к этому течению, развивавшие биологическое понимание детства, положили на­чало новому течению в психологии детства. Это новое течение изучает детство, как таковое; сосредоточивая свое внимание на внутреннем мире ребенка, оно ищет разгадки психического своеобразия детства в нем самом, и в этом смысле оно впервые обосновало самостоятельность психологии детства, как науки. Детство, по взгляду Гроса, есть особая фаза в развитии человека, имеющая свои особые задачи, свое место в созревании личности; биологическая неустрани­мость детства придает ему внутреннюю целесообразность и законченность. Развитие психологии детства в направлении, указанном Гросом, во многом пе­решло те границы, в каких намечалось Гросом изучение детства, но основная идея, одушевляющая построения Гроса - сознание внутренней закономерности, органичности в соотношении психических сил у ребенка, отчетливое сознание действительного психического своеобразия детства - это остается в современ­ной психологии детства доминирующим фактором ее развития.

Меньший успех в нашей науке имело то направление, создателем и глав­ным выразителем которого явился американский психолог Балдвин. В своей теории он связывает проблемы психологии детства и социальной психологии.

Итак, теория Ч. Дарвина оказала большое влияние на возникновение первых концепции детского развития. Основная идея теории Дарвина: развитие (генезис) подчиняется определенному закону.

КОНЦЕПЦИЯ РЕКАПИТУЛЯЦИИ.

Основатель концепции - Э. Геккель - считал, что биогенетический закон применим в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повто­рение филогенеза.

Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребен­ка. Ам. психолог Ст. Холл - ребенок в своем развитии кратко повторяет разви­тие человеческого рода (т.е. связь с биологией). Онтогенетический закон: раз­витие ребенка в онтогенезе - краткое и быстрое повторение истории социально­го развития общества. Каждый ребенок несет в себе память предков и доисто­рические страхи. Механизм развития - созревание (биологизаторство). Содер­жание развития задано генетически, в ходе жизни программа разворачивается.

Методы исследования:самонаблюдение, изучение игры наблюдением, исследование страхов (детская интроспекция - минус), анкетирование.

По его мнению, дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе и после долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался.

Холл считал, что игра ребенка - это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; ребенок упражня­ется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился - очень важная роль в жизни ребенка.

Есть последовательность смены форм игры (песок, строительство, война, животные, растения, меновые отношения). Формы должны смениться до 4-5 лет. Смена форм игры определена ходом социогенеза.

Развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изо­бразительное творчество в истории человечества.

Достоинства:

·  впервые - поиск закона - одна из первых теоретических концепций - первый закон развития в онтогенезе,

·  впервые была сделана попытка показать, что между историческим и индиви­дуальным развитием существует связь, которая до сих пор недостаточно про­слежена - есть аналогия есть аналогия онто - и социогенеза,

Недостатки:

· ограниченность и наивность концепции и методов,

· редукционизм

· врожденность страхов (бихевиоризм),

· функция игры - избавить от прошлого (ненужного для будущего), развитие по аналогии,

· неучет соотношений речи и мышления (Рубинштейн),

· человек развивается в трудовой деятельности, а ребенок - в игровой. Нельзя отождествлять социо- и онтогенез - это преформизм,

· детское развитие запрограммировано, т.е. следует воспитательная позиция не­вмешательства

2. Нормативный подход - «теория эмпирического эволюционизма».

Основатель - А. Гезелл (Йельская психоклиника, затем - Гезелловский институт детского развития).

Методы исследования: наблюдение (впервые ввел технические средства: зеркало (для объективности наблюдений им впервые было использовано полу­проницаемое стекло (знаменитое "зеркало Гезелла"), фотоальбом детского раз­вития (1 -3 гг.), ввел лонгитюдный метод.

Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл об­ратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но определение темпа раз­вития не было.

Теория раскрывает социальное развитие ребенка как простую разновид­ность биологического, как приспособление ребенка к своей среде. Психологи­ческая линия развития не отделена от физиологической линии.

По мнению Гезелла, существует закономерность темпов детского разви­тия (кривая затухания). Механизм развития - созревание. Развитие задано, преформировано.

Концепция основана на фактических данных: собрана феноменология, зафиксировано детское развитие на нескольких детях, Гезеллом определена по­следовательность возникновения новых возможностей ребенка.

 

Достоинства:

· необходимость контроля за нормальным ходом психического развития ре­бенка,

·  созданная феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет не поте­ряли своего значения до сих пор,

· зафиксировал динамическую картину внешнего развития,

·  введение технических средств

 

Недостатки:

· ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов дет­ского развития, сводя развитие к простому увеличению, "приросту поведе­ния", не анализируя качественных преобразований при переходе от одной сту­пени развития к другой,

· подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма,

· не исследовал психику (он фиксировал психическое развитие, но смешивал его с физическим)

Вклад А. Гезелпа в детскую психологию:

· разработал практическую систему диагностики психического развития ре­бенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на система­тических сравнительных исследованиях (нормы и разных форм патологии) с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной ак­тивности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребен­ка.

· Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста.

· изучал монозиготных близнецов и одним из первых использовал близнецо­вый метод для анализа отношений между созреванием и научением.

· исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития.

· В клинической практике широко применяется составленный А. Гезеллом Атлас поведения младенца, содержащий 3200 (!) фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до двух лет.

 

 

Параллельно с Гезеллом работал над теорией эмпирического эволюцио­низма - Л. Термен

 

Методы исследования - "продольный срез" совместно с проведением "поперечного", создана шкала IQ Бине - Термена.

Был определен возрастной норматив - среднее (по шкале) для детей оп­ределенного возраста. Проведена стандартизация данных.

Доказал, что IQ неизменно. Уровень развития ребенка можно измерять.

Достоинства:

1. Впервые поставлен вопрос о нормативности развития,

2. Дано заключение: на экзамене лучше измерять IQ, а не навыки реше­ния задач

Недостатки:

1. Использование только количественного подхода,

2. Развитие запрограммировано, т.е. вопрос о причинах развития не ставится.

3. Считал, что величина IQ постоянна (но индивидуальна).

Вклад А. Гезелпа и Л. Термена в детскую психологию

Они положили начало становлению детской психологии как норматив­ной дисциплины,которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы.

Основной упор делали на роли наследственного фактора для объяснения возрастных изменений.

Нормативный подход в исследовании детского развития - классическое американское направление в изучении детства. В рамках нормативной тради­ции следует искать истоки интереса американской психологии к проблемам "принятие роли" и "развитие личности", так, в ней были впервые проведены ис­следования таких важных условий развития, как пол ребенка и порядок рожде­ния.

Именно в рамках нормативной психологии встал вопрос: "Каковы след­ствия развития?" и были открыты новые феномены развития ребенка:

· описаны индивидуальные вариации последовательности появления поведенче­ских актов.

· феномены визуального внимания у новорожденных и младенцев,

· роль, стимуляции в повышении и замедлении познавательной активности, изу­чены отношения между матерью и младенцем не только у человека, но и у животных (обезьян).

Механистические теории - отождествление научения (обу­чения) и развития - бихевиоризм -

В классическом бихевиоризме проблема "развитие ребенка" специально не акцентируется - там есть лишь проблема научения на основе наличия или от­сутствия подкрепления под влиянием воздействия среды.

Дж. Уайтинг с коллегами, продолжив известные исследования М. Мид, показал плодотворность сравнительного изучения детей в разных культурах. Изучив в 70 культурах способы ухода за младенцами (способы кормления, ухода, укладывания спать, а позже - приучения к опрятности и игры детей), исследователи пришли к выводу о детерминирующем влиянии этих аспектов жизни ребенка на его восприятие мира.

У. Бронфенбреннер выдвинул идею о том, что результаты коротких лабораторных экспериментов с детьми должны быть проверены в длительных исследованиях естественного хода развития, в которых должны быть учтены факторы воспитания в семье и группе сверстников.

Бихсвиористы признают отсутствие собственной активности со стороны ребенка (человек не может изменить ход своего развития).

Эта теория наиболее соответствует американским представлениям о человеке: человек есть то, что делает из него окружение, его среда (в американской психологии очень развито направление, которое понятие развития отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта).

Большое влияние на разработку идей бихевиоризма оказали идеи И.П. Павлова:

· приспособительная деятельность характерна для всего живого

· принцип условного рефлекса,

· идея проведения строгого научного эксперимента, созданного И. П. Павловым еще для изучения пищеварительной системы.

 

Дж. Уотсон начал свою научную революцию, выдвинув лозунг "Хватит изучать то, что человек думает; давайте изучать то, что человек делает!"

Ранние исследования научения основывались на идее сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов (был выделен временной параметр этой связи). Так возникла ассоциатстическая концепция научения.(Дж. Уотсон, Э. Газри).

Затем стали определять функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи - возникла концепция научения с акцентом на значении подкрепления (Э. Торндайк, Б. Скиннер) - механистическая теория, как сведение сложного к простому. Э. Торндайк считал, что новое поведение возникает по принцип) случайных действии, которые отбираются в соответствии с законом эффекта.

Затем стали изучать зависимость от состояний испытуемого (голода, жажды, боли - получивших в американской психологии название драйва) - концепции Н. Миллера и К. Халла. Данная теория произвела поворот от строгого поведенческого эксперимента павловского типа к изучению мотивации и познавательного развития ребенка, т.к. была готова ассимилировать новые европейские идеи из области гештальт-психологии, теории поля и психоанализа.

Особо в данном направлении изучения развития определяется идея построения нового поведенческого акта в лаборатории, на глазах экспериментатора - идея "технологии поведения", его построения на основе положительного

подщиплет» любого выбранного по желанию экспериментатора поведенче­ского акта (Б.Скиннер). На основе этой идеи разработан механистический под­ход к поведению полностью, который игнорировал необходимость ориентиров­ки субъекта в условиях собственного действия.

 

Методы исследования:обучающий (педагогический) эксперимент, изу­чающий условия возникновения новых возможностей (исследовалась система стимулов).

Итак, развитие - это обучение. Поэтому были определены и законы обу­чения:

· должна быть потребность - мотивация,

· должен быть соответствующий правильности действий эффект,

· повторение для замыкания связи.

 

Итак, любое поведение можно сформировать. Но законы вырабатывались на крысах. На человеке только проверялись некоторые выводы.

 

Достоинства:

· научные основы обучения.

· знание социума,

· роль индивидуального опыта в развития ребенка.

Недостатки:

· считали, человек в состоянии потребности закрыт обучению,

· обучаемого надо сравнивать с самим собой - оценивать,

· откуда проблемы с обучением и влияние компании - человек выбирает, что брать,

· механистичность,

· отсутствие собственной активности со стороны ребенка - не может изменить ход своего развития, а мы можем сделать с ребенком все.

· все, что возникает у ребенка - отпечаток среды.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 409.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...