Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этапы разрешения конфликтной ситуации.
Лекция 20. Конфликты в педагогической деятельности. План:
Понятие конфликта. v Конфликт - столкновение сторон, мнений, сил, интересов, позиций, взглядов. В основе конфликта лежат противоречие ждущее своего разрешения. С течением времени противоречие «созревает» и превращается в конфликтную ситуацию. v Конфликтная ситуация - включает либо противоречивые позиции сторон по какому - либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, впечатлений, оппонентов. v Инцидент (повод) – действие одной из сторон, ущемляющее (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны и позволяющее обнаружить конфликтную ситуацию. Виды конфликтов. Выделяют следующие виды: v «Горизонтальный». v «Вертикальный». v Конструктивный. v Деструктивный. v Объективный. v Субъективный. v Деловой. v Личностно-эмоцианальный.
Конструктивные и деструктивные конфликты. 3. Причины конструктивных конфликтов:
Причины деструктивных конфликтов. Деструктивные конфликты, как правило, порождаются субъективными причинами. К ним можно отнести неправильные действия учителя или учащихся, а также психологическую несовместимость отдельных людей. Выделяют три группыпричин: Первая группа. Нарушения педагогической этики: n Всевозможные проявления грубости, высокомерия, неуважительного отношения. n Обман (явный и неявный), невыполнение обещаний. n Нетерпимость к мнениям, отличным от собственного, зажим критики. n Критика принижающая достоинство учащегося. n Злоупотребление служебным положением. Вторая группа. Несправедливая оценка учителем учащихся: n Ошибки в применении поощрений и наказаний. n Недостатки в распределении работы между учащимися. n Огульная критика группы учеников. n Нечеткая формулировка поручаемых заданий. n Недооценка учителем разъяснительной работы. Третья группа. Конфликтная личность. Для разрешения подобных конфликтов учитель должен уметь находить подходы к «скандальной» личности через тех членов коллектива, которые имеют реальное влияние на эту личность. Типы конфликтов. К.М. Левитан описывает шесть типов конфликтов, характерных для педагогической деятельности: ___________________________________
Педагогу важно быть психологически готовым к проявлению эгоистичности, грубости, бездуховности в социуме и в школе, чтобы отстоять свою профессиональную позицию. Разрешение конфликтных ситуаций. К.У.Томас и Р.Х. Килменн выделили следующие пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях. ___________________________________
Разрешение конфликтов. v Приспособление. 1. Наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта. 2. Предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для Вас. 3. Открывается возможность более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас, а пока необходимо упрочить взаимное доверие. 4. Существует возможность позволить другим действовать по собственному усмотрению с тем, чтобы они приобрели умения и навыки, извлекая уроки из собственных ошибок. 5. Необходимо признать собственную неправоту. 6. Отстаивание своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий. 7. Вас не особенно волнует случившийся конфликт. 8. Вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для Вас.
v КОМПРОМИСС: 1. У сторон одинаково убедительны аргументы. 2. Необходимо время для урегулирования сложных проблем. 3. Сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приводят к успеху. 4. Обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы.
v КОМПРОМИСС: 1. Вас может устроить временное решение. 2. Удовлетворение вашего желания имеет для Вас большое значение, и Вы можете несколько изменить поставленную вначале цель. 3. Компромисс позволяет вам сохранить взаимоотношения, и Вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.
v СОТРУДНИЧЕСТВО: 1. Необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме слишком важен и не допускает компромиссных вариантов. 2. Основной целью обсуждения является приобретение совместного опыта работы, получение широкой информации. 3. Необходима интеграция и сближение точек зрения. 4. У Вас тесные, длительные взаимозависимые отношения с другой стороной. 5. У Вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов). 6. Вы и Ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.
v ИГНОРИРОВАНИЕ: 1. Источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с более важными задачами. 2. Необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации. 3. Предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьезных проблем. 4. Конфликт может разрешиться и без Вашего участия. 5. Напряженность лишком велика, и Вы ощущаете необходимости ослабления накала. 6. Пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.
v СОПЕРНИЧЕСТВО: 1. Требуются быстрые решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций. 2. При решении глобальных проблем, связанных с эффективностью деятельности (при уверенности учителя в своей правоте). 3. Идет взаимодействие с учениками, предпочитающими авторитарный стиль. 4. Исход очень важен для Вас, и Вы делаете большую ставку на снос решение возникшей проблемы. 5. Вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое Вами решение наилучшее; 6.Вы чувствуете, что у Вас нет иного выбора и что Вам нечего терять.
Этапы разрешения конфликтной ситуации.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |