Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы разрешения конфликтной ситуации.




Лекция 20. Конфликты в педагогической деятельности.

План:

  1. Понятие конфликта.
  2. Виды конфликтов.
  3. Причины деструктивных конфликтов.

 

Понятие конфликта.

v Конфликт - столкновение сторон, мнений, сил, интересов, позиций, взглядов. В основе конфликта лежат противоречие ждущее своего разрешения. С течением времени противоречие «созревает» и превращается в конфликтную ситуацию.

v Конфликтная ситуация - включает либо противоречивые позиции сторон по какому - либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, впечатлений, оппонентов. 

v Инцидент (повод) – действие одной из сторон, ущемляющее (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны и позволяющее обнаружить конфликтную ситуацию.

Виды конфликтов.

Выделяют следующие виды:

v «Горизонтальный».

v «Вертикальный».

v Конструктивный.

v Деструктивный.

v Объективный.

v Субъективный.

v Деловой.

v Личностно-эмоцианальный.

Основание для выделения конфликта Вид конфликта Сущность данного вида конфликта

Направленность конфликта

«Горизонтальный» Задействованы лица не находящиеся в подчинении друг к другу
«Вертикальный» Задействованы лица находящиеся в подчинении друг к другу (учитель-ученик).

Значение конфликта для развития деловых отношений в группе

Конструктивный Оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений.
Деструктивный Одна из сторон упорно и жестоко настаивает на своей позиции.

 

Основание для выделения конфликта Вид конфликта Сущность данного вида конфликта

Характер причин конфликта

Объективный В основе лежат объективные причины
Субъективный В основе лежат субъективные причины

Сфера разрешения конфликта

Деловой Конфликты, возникающие в сфере деловых отношений на производстве, в школе и др.
Личностно-эмоцианальный Конфликты, возникающие в сфере личностно-эмоцианальных отношений

 

 

Конструктивные и деструктивные конфликты.

3. Причины конструктивных конфликтов:

  1. Неблагоприятные условия труда и учения.
  2. Недостатки в организации трудовой и учебной деятельности.
  3. Несоответствие прав и обязанностей.
  4. Неритмичность учебного процесса.
  5. Отсутствие четкости в распределении обязанности.
  6. Низкий уровень дисциплины.

 

Причины деструктивных конфликтов.

Деструктивные конфликты, как правило, порождаются субъективными причинами. К ним можно отнести неправильные действия учителя или учащихся, а также психологическую несовместимость отдельных людей.

Выделяют три группыпричин:

Первая группа.

Нарушения педагогической этики:

n Всевозможные проявления грубости, высокомерия, неуважительного отношения.

n Обман (явный и неявный), невыполнение обещаний.

n Нетерпимость к мнениям, отличным от собственного, зажим критики.

n Критика принижающая достоинство учащегося.

n Злоупотребление служебным положением.

Вторая группа.

Несправедливая оценка учителем учащихся:

n Ошибки в применении поощрений и наказаний.

n Недостатки в распределении работы между учащимися.

n Огульная критика группы учеников.

n Нечеткая формулировка поручаемых заданий.

n Недооценка учителем разъяснительной работы.

Третья группа.

Конфликтная личность.

Для разрешения подобных конфликтов учитель должен уметь находить подходы к «скандальной» личности через тех членов коллектива, которые имеют реальное влияние на эту личность.

Типы конфликтов.

К.М. Левитан описывает шесть типов конфликтов, характерных для педагогической деятельности:

___________________________________

  1. Конфликты,обусловленные многообразием профессиональных обязанностей педагога.
  2. Конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто, оказывает влияние на исполнение профессиональных обязанностей учителя.
  3. Конфликты,возникающие из-за низкого престижа отдельных предметов школьной программы.
  4. Конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью поведения учителя от различных директивных предписаний, планов, оставляющих малое пространство для самостоятельности.
  5. Конфликты, в основе которых лежит противоречие между многогранными обязанностями и стремлением к профессиональной карьере.
  6. Конфликты,обусловленные несовпадением ценностей, которые пропагандирует учитель в школе, с ценностями, которые наблюдают ученики вне ее стен.

Педагогу важно быть психологически готовым к проявлению эгоистичности, грубости, бездуховности в социуме и в школе, чтобы отстоять свою профессиональную позицию.

Разрешение конфликтных ситуаций.

К.У.Томас и Р.Х. Килменн выделили следующие пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях.

___________________________________

  1. Приспособление (изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступаясь иногда своими интересами).
  2. Компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки).
  3. Сотрудничество (совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон: пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу).
  4. Игнорирование, уклонение от конфликта (стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).
  5. Соперничество, конкуренция (открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции).

 

 

Разрешение конфликтов.

v Приспособление.

1. Наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта.

2. Предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для Вас.

3. Открывается возможность более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас, а пока необходимо упрочить взаимное доверие.

4. Существует возможность позволить другим действовать по собственному усмотрению с тем, чтобы они приобрели умения и навыки, извлекая уроки из собственных ошибок.

5. Необходимо признать собственную неправоту.

6. Отстаивание своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий.

7. Вас не особенно волнует случившийся конфликт.

8. Вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для Вас.

 

v КОМПРОМИСС:

1. У сторон одинаково убедительны аргументы.

2. Необходимо время для урегулирования сложных проблем.

3. Сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приводят к успеху.

4. Обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы.

 

v КОМПРОМИСС:

1. Вас может устроить временное решение.

2. Удовлетворение вашего желания имеет для Вас большое значение, и Вы можете несколько изменить поставленную вначале цель.

3. Компромисс позволяет вам сохранить взаимоотношения, и Вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

 

v СОТРУДНИЧЕСТВО:

1. Необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме слишком важен и не допускает компромиссных вариантов.

2. Основной целью обсуждения является приобретение совместного опыта работы, получение широкой информации.

3. Необходима интеграция и сближение точек зрения.

4. У Вас тесные, длительные взаимозависимые отношения с другой стороной.

5. У Вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов).

6. Вы и Ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.

 

v ИГНОРИРОВАНИЕ:

1. Источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с более важными задачами.

2. Необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации.

3. Предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьезных проблем.

4. Конфликт может разрешиться и без Вашего участия.

5. Напряженность лишком велика, и Вы ощущаете необходимости ослабления накала.

6. Пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

 

v СОПЕРНИЧЕСТВО:

1. Требуются быстрые решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций.

2. При решении глобальных проблем, связанных с эффективностью деятельности (при уверенности учителя в своей правоте).

3. Идет взаимодействие с учениками, предпочитающими авторитарный стиль.

4. Исход очень важен для Вас, и Вы делаете большую ставку на снос решение возникшей проблемы.

5. Вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое Вами решение наилучшее;

6.Вы чувствуете, что у Вас нет иного выбора и что Вам нечего терять.

 

 

Этапы разрешения конфликтной ситуации.

  1. Создайте атмосферу сотрудничества.
  2. Стремитесь к ясности общения.
  3. Признайте наличие конфликта.
  4. Договоритесь о процедуре совместной деятельности по разрешению конфликта.
  5. Очертите конфликт в терминах той обоюдной проблемы, которая подлежит урегулированию.
  6. Исследуйте возможные варианты решения.
  7. Добейтесь соглашения.
  8. Установите крайний срок решения.
  9. Воплощайте план в жизнь.
  10. Оцените принятое решение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...