Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стили педагогического общения




Лекция 19.   Педагогическое общение

План:

Функции педагогического общения

Структура процесса педагогического общения

Стили педагогического общения

Педагогическое общение — общение педагога с детьми, их родителями, коллегами, при котором создаётся благоприятный психо­логический климат для успешного достижения целей профес­сионально-педагогической деятельности.

Роль правильно организованного педагогического общения особенно велика потому, что атмосферу обращенности к развитию личности ученика создает именно педагог. Если сравнить по психоло­гической значимости роль педагогической деятельности и педагогиче­ского общения, то второе важнее.

Иными словами, технология передачи знаний отступает па вто­рой план по сравнению с той атмосферой, которую создаст педагог для развития личности ученика.

 

Функции педагогического общения

Педагогическое общение как социально-психологический про­цесс характеризуется следующими функциями: познание личности; обмен информацией; организация деятельности; обмен ролями; сопе­реживание; самоутверждение.

Познавательная функция. Правильно организованное педагогиче­ское общение создает благоприятные условия для познания школьником инди­видуальных особенностей собственной личности, ее слабых и сильных сторон.

Информационная функция общения, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, создает условия для развития положи­тельной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.

Функция организации совместной деятельности позволяет учите­лю учить детей правильным, социально приемлемым формам совместной дея­тельности, планированию и достижению ее целей.

Функция обмена ролями позволяет в процессе педагогического об­щения программировать у учащихся тот или иной шаблон социального пове­дения (учитель и ученик). Смена социальных ролей способствует как много­сторонним проявлениям личности - «сбрасыванию масок», так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком.

Функцией общения выступает и самоутверждение личности. За­дача педагога - способствовать осознанию школьником своего «Я», ощущению своей личной значимости, формированию адекватной самооценки и перспек­тив личности, уровня притязаний.

Функция сопереживания обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в коллективе.

 

Структура процесса педагогического общения

По В.Л.Кан-Калику структура процесса профессионально-педагогического общения имеет следующие компоненты:

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).

2. Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).

3. Управление общением в ходе педагогического процесса.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование
ее на предстоящую деятельность.

Этап моделированиятребует знания особенностей аудитории: характера (с познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы). Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников, по возможности в разных вариантах.

Этап «коммуникативной атаки»- быстрое включение класса в работуна основе владения приемами самопрезентации и динамического воздействия.

   Этап управления общением предполагает реализацию умения учителя поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.

Этап анализа общениянаправляется на соотнесение цели, средств и результатов педагогического общения.

 


Стили педагогического общения

В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие.

Это как бы подводная и надводная часть айсберга, где видимая часть (взаимодействие)— серия речевых и неречевых действий, а внутренняя, невидимая (отношение)потребности, мотивы, интересы- все, что толкает человека к общению.

Выделяют следующие стили отношений:

1. устойчиво-положительный стиль отношения;

2. пассивно-положительный;

3. неустойчивый;

4. ситуативно-отрицательный;

5. отрицательный.

Стили взаимодействия (руководства по К. Левину):

Авторитарный стиль («разящие стрелы»). Учитель единолично определяет, направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пре­секает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор даже редкая благодар­ность звучит как команда, а то и как оскорбление: «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидала от тебя такого». Обнаружив ошибку, такой учитель высмеивает виновного, чаше всего не объясняя, как се можно исправить. В его отсутствие работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон,

нетерпение к возражениям.

Демократическийстиль («возвращающийся бумеранг»). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении ходам работы: видит свою задачу не только к контроле и координации, по и воспитании; каждый ученик поощряется, у пего появляется уверенность в себе; развивается самоуправление. Демократичный учитель старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывает индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.

Либеральный стиль («плывущий плот») - анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим подчас противоречивым влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете нет никакой речи.

Стили педагогического общения

Стиль отношений и характер взаимодействий в процессе руко­водства воспитанием детей создает в совокупности стиль педагогиче­ского общения. В.А.Кан-Калик выделяет следующие стили педагоги­ческого общения:

1.общение на основе увлеченности совместной творческой дея­тельностью;

2.общение на основе дружеского расположения;

3.общение — дистанция;

4.общение - устрашение;

5.общение — заигрывание.

В основе общении на основе увлеченности совместной творческой деятельностью лежит устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно (а значит, и демократично) решать вопросы о организации деятельности. Увлеченность совместным творческим поиском наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса стиль общения, как свидетельствует опыт, вся система отношений с детьми у мастеров педагогического труда строится именно на этой основе.

Стиль педагогического общения на основе дружеского располо­жения тесно связан с первым. Показательным в этой связи является ответ Ш.Л.Амонашвили на им же самим заданный вопрос «Как мы можем воспитать ребенка, если он убегает от нас?» И далее сам отвечает: «Только духовная общность - и ничего, что может расколоть эту общность». Рассматривая систему взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко неодно­кратно настаивал па формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом: «По отношению к воспитанникам руководящий и педагогический персонал всегда должен быть вежлив, сдержан, за исключением тех случаев, когда требуется либо некоторое повышение тона в связи с новыми требованиями, либо такое же повышение в сторону большей его эмоциональ­ности - во время общих собраний, общих работ, отдельных прорывов в коллек­тиве. Во всяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, пика сих вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т.п. С другой сто­роны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми».

Стиль общение - дистанция. Суть его в том, что в системе взаимоот­ношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция: «Вы не знаете - я знаю». У такого педагога в целом может быть положительное отношение к детям, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совме­стной работы с учащимися.

Стиль общение - устрашение соединяет в себе отрицательное отно­шение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль обычно создаст на уроке атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты.

Стиль общение - заигрывание представляет собой проявление либе­рализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к гостям. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. При­чиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой - отсутствие навы­ков профессиональной деятельности.

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...