Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ




Лекция 13. Психологическая сущность и содержание традиционного обучения

 

План:

Классификационные параметры технологии традиционного обучения.

Концептуальные положения.

Особенности методики.

Методы контроля и самоконтроля в обучении.

 

Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде все­го, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

— учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подго­товки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

- класс работает, но единому годовому плану и программе со­гласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

       — основной единицей занятий является урок;

       — урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, те­ме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материа­лом;

— работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности ив конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

— учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы.

 

Классификационные параметры технологии традиционного обучения

По уровню применения:общепедагогическая.

По философской основе:педагогика принуждения.

По основному фактору развитии:социогенная с допущениями био­генного фактора.

По концепция усвоения:ассоциативно-рефлекторная с опорой на суг­гестию (образец, пример).

По ориентации на личностные структуры:информационная, ЗУН.

По характеру содержании:светская, технократическая, общеобразо­вательная, дидактоцентрическая.

По типу управления:традиционное классическое + ТСО.

По организационным формам:классно-урочная, академическая.

По подходу к ребенку:авторитарная.

По преобладающему методу:объяснительно-иллюстративная.

Целевые ориентации

В советской педагогике цели обучения формулировались так:

— формирование системы знаний, овладение основами наук;

— формирование основ научного мировоззрения;

— всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;

— воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества;

— воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как физическому, так и к умственному труду.

Таким образом, по своему характеру цели традиционное обуче­ние представляет воспитание личности с заданными свойствами.

По содержанию цели традиционного обучения ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).

В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее куль­турой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

 

Концептуальные положения

Концептуальную основу традиционного обучения составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским:

1. научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

2. природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется);

3. последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);

4. доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);

5. прочности (повторение - мать учения);

6. сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

7. принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию);

8. принцип связи теории с практикой (определенная часть учеб­ного процесса отводится применению знаний);

9. учета возрастных и индивидуальных особенностей.

10.  Обучение- это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений — подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства.

Особенности методики

Традиционная технология представляет собой, прежде всего, авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и по­требностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

— регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);

— централизации контроля;

— ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).

Позиция ученика:

— ученик — подчиненный объект обучающих воздействий,

— ученик «должен»,

— ученик — еще не полноценная личность, бездуховный «вин­тик».

Позиция учителя:

— учитель - командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»);

— старший (родитель) учит;

— «с предметом к детям»,

— стиль «разящие стрелы».

Методы усвоения знаний основываются на:

— сообщении готовых знаний;

— обучении по образцу;

— индуктивной логике от частного к общему;

— механической памяти;

— вербальном изложении;

— репродуктивном воспроизведении.

В составе учебной деятельности ребенка:

— самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;

— планирование деятельности ведется извне, навязывается уче­нику вопреки его желанию;

— итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.

В этих условиях этап реализации учебных целей превращается и груд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма «школа уродует личность»).

Оценивание деятельности учащихся.Традиционной педагоги кой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки зна­ний, умений и навыков, учащихся по учебным предметам.

Требования к оценке:

индивидуальный характер, дифференцированный подход, систе­матичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

Однако в школьной практике традиционного обучения обнаруживаются отрицательные сторонытрадиционной системы оценок.

— количественная оценка — отметка — часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика;

— отметка, как результат познавательной деятельности, часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хо­роших» и «плохих».

Названия «троечник», «двоечник» выбывают чувство ущербно­сти, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение с неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).

Традиционная форма обучения - классно-урочная.

Be отличают:

Положительные стороны:

• Систематический характер обучения

• Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

• Организационная четкость

• Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя

• Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Отрицательные стороны:

• Шаблонное построение, однообразие

• Нерациональное распределение времени урока

• Нa уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в ма­териале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания

• Учащиеся изолируются от общения друг с другом

• Отсутствие самостоятельности

• Пассивность или видимость активности учащихся

• Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день)

• Слабая обратная связь

• Усредненный подход

• Отсутствие индивидуального обучения

К традиционным технологиям относят также илекционно-семинарско-зачетную систему (форму)обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прораба­тывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

 

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ

ЗАДАЧИ

  • Установление готовности к восприятию и усвоению новых знаний;
  • Получение информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения;
  • Выявление причин затруднений и ошибок;
  • Определение эффективности организации, методов и средств обучения;
  • Выявление степени правильности, объема, глубины знаний, умений и навыков;
  • Выявление уровня развития психических новообразований.

ФУНКЦИИ

  • КОНТРОЛЬНАЯ
  • ОБУЧАЮЩАЯ
  • ВОСПИТЫВАЮЩАЯ

ВИДЫ

  • ТЕКУЩИЙ
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ
  • ПЕРИОДИЧЕСКИЙ
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

ТРЕБОВАНИЯ

  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ
  • ВСЕСТОРОННИЙ
  • СИСТЕМАТИЧНОСТЬ
  • ГЛАСНОСТЬ
  • ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
  • УЧЕТ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

МЕТОДЫ

  • УСТНЫЙ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, ФРОНТАЛЬНЫЙ, УПЛОТНЕННЫЙ)
  • ПИСЬМЕННЫЙ (ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ, ДИКТАНТЫ, ИЗЛОЖЕНИЯ, СОЧИНЕНИЯ, РЕФЕРАТЫ)
  • ПРАКТИЧЕСКИЙ (ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ, ОПЫТЫ)
  • ГРАФИЧЕСКИЙ (ГРАФИКИ, СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ)
  • ПРОГРАММИРОВАННЫЙ (БЕЗМАШИННЫЙ, МАШИННЫЙ)
  • НАБЛЮДЕНИЕ

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  • ЭКЗАМЕН, ЗАЧЕТ, КОЛЛОКВИУМ
  • САМОКОНТРОЛЬ

ФОРМЫ УЧЕТА










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...