Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ
Лекция 13. Психологическая сущность и содержание традиционного обучения
План: Классификационные параметры технологии традиционного обучения. Концептуальные положения. Особенности методики. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются: — учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; - класс работает, но единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; — основной единицей занятий является урок; — урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; — работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности ив конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; — учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы.
Классификационные параметры технологии традиционного обучения По уровню применения:общепедагогическая. По философской основе:педагогика принуждения. По основному фактору развитии:социогенная с допущениями биогенного фактора. По концепция усвоения:ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример). По ориентации на личностные структуры:информационная, ЗУН. По характеру содержании:светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая. По типу управления:традиционное классическое + ТСО. По организационным формам:классно-урочная, академическая. По подходу к ребенку:авторитарная. По преобладающему методу:объяснительно-иллюстративная. Целевые ориентации В советской педагогике цели обучения формулировались так: — формирование системы знаний, овладение основами наук; — формирование основ научного мировоззрения; — всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика; — воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества; — воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как физическому, так и к умственному труду. Таким образом, по своему характеру цели традиционное обучение представляет воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели традиционного обучения ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией). В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней. Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.
Концептуальные положения Концептуальную основу традиционного обучения составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским: 1. научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные); 2. природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется); 3. последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему); 4. доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН); 5. прочности (повторение - мать учения); 6. сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); 7. принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию); 8. принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний); 9. учета возрастных и индивидуальных особенностей. 10. Обучение- это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений — подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства. Особенности методики Традиционная технология представляет собой, прежде всего, авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Авторитаризм процесса обучения проявляется в: — регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»); — централизации контроля; — ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»). Позиция ученика: — ученик — подчиненный объект обучающих воздействий, — ученик «должен», — ученик — еще не полноценная личность, бездуховный «винтик». Позиция учителя: — учитель - командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); — старший (родитель) учит; — «с предметом к детям», — стиль «разящие стрелы». Методы усвоения знаний основываются на: — сообщении готовых знаний; — обучении по образцу; — индуктивной логике от частного к общему; — механической памяти; — вербальном изложении; — репродуктивном воспроизведении. В составе учебной деятельности ребенка: — самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель; — планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию; — итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым. В этих условиях этап реализации учебных целей превращается и груд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма «школа уродует личность»). Оценивание деятельности учащихся.Традиционной педагоги кой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков, учащихся по учебным предметам. Требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность. Однако в школьной практике традиционного обучения обнаруживаются отрицательные сторонытрадиционной системы оценок. — количественная оценка — отметка — часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика; — отметка, как результат познавательной деятельности, часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих». Названия «троечник», «двоечник» выбывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение с неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция). Традиционная форма обучения - классно-урочная. Be отличают: Положительные стороны: • Систематический характер обучения • Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала • Организационная четкость • Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя • Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Отрицательные стороны: • Шаблонное построение, однообразие • Нерациональное распределение времени урока • Нa уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания • Учащиеся изолируются от общения друг с другом • Отсутствие самостоятельности • Пассивность или видимость активности учащихся • Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день) • Слабая обратная связь • Усредненный подход • Отсутствие индивидуального обучения К традиционным технологиям относят также илекционно-семинарско-зачетную систему (форму)обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ЗАДАЧИ
ФУНКЦИИ
ВИДЫ
ТРЕБОВАНИЯ
МЕТОДЫ
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
ФОРМЫ УЧЕТА |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |