Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности кризисов зрелости и взрослости




ЛЕКЦИЯ 10. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ - ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ И ЗРЕЛОСТИ

ПЛАН:

Общая характеристика взрослости и зрелости.

Особенности кризисов зрелости и взрослости.

 

Общая характеристика взрослости и зрелости.

В возрастной психологии взрослость традиционно рассматривалась как стабильный период. Французский психолог Э.Клапаред (1926) охарактеризовал зрелость как состояние психической "окаменелости", когда прекращается про­цесс развития. Однако впоследствии было показано, что процесс развития че­ловека не завершается с наступлением взрослости, на всех этапах которой вы­деляются сензитивные и критические моменты, природа психофизиологическо­го развития зрелости разнородна и противоречива.

Термин "акмеология" был предложен II,Н.Рыбниковым в 1928г. для обо­значения периода зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека (акме - высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора).

Этот период охватывает возраст от 18 до 55-60 лет и отличается от юно­шеского в первую очередь тем, что в нем завершается общесоматическое раз­витие и половое созревание, достигает своего оптимума физическое развитие, он характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.

Особенности психофизиологического развития взрослых

Наиболее крупные систематические комплексные исследования этого периода человеческой жизни были организованы и проведены под руково­дством академика Б.Г.Ананьева.

Структура психофизиологического развития взрослых сочетает в себе периоды подъемов, спадов и стабилизации функций. При этом стационарное состояние встречается относительно редко (в 14% случаев). Противоречивая структура развития характеризует как самые сложные образования: интеллект, логические и мнемические функции, так и самые элементарные процессы, включая теплообразование, метаболизм и разноуровневые характеристики пси­хомоторики.

На ранних этапах зрелости в 18-20 лет отличаются оптимумы (точки наивысшего подъема) зрительной, слуховой, кинестетической чувствительно­сти. Объем поля зрения достигает своего максимального показателя в 20-29 лет. Возрастная изменчивость чувствительности зависит от профессиональной деятельности человека.

Например, у людей, имеющих дело с мелкими деталями, наблюдается более быстрое снижение остроты зрения, чем у тех, чья профессиональная дея­тельность связана с восприятием удаленных предметов.

Исследование функции внимания показало, что объем, переключение, и избирательность внимания нарастают постепенно от 18 до 33 лет, после 34 лет начинают постепенно снижаться, в то же время устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелости изменяются незначительно.

Наиболее высокие показатели кратковременной - вербальной памяти от­мечены в возрасте 18-30 лет, а период снижения - в возрасте 33-40 лет. Долго­временная вербальная память наибольшим постоянством характеризуется в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня развития - от 36 до 40 лет. Образная память подвергается наименьшим возрастным изменениям.

Необходимо отметить, что специально организованная упражняемость памяти, когда заучивание становится особым видом интеллектуальной дея­тельности, повышает уровень развития памяти не только у детей, но и у взрос­лых.

Таким образом, развитие психофизиологических функций в период взрослости носит сложный противоречивый характер, который отражает онтогенетические закономерности и влияние трудовой деятельности, практического опыта человека.

Как показали исследования Б.Г.Ананьева, в процессе онтогенетического развития выделяются две фазы:

Первая фаза характеризуется общим фронтальным прогрессом функций (в юности, молодости и начале среднего возраста).

На второй фазе эволюция функции сопровождается специализацией их применительно к определенной деятельности. Этот второй пик функциональ­ного развития достигается в более поздние периоды зрелости.

Если на первой фазе развития в качестве главного механизма выступает функциональный онтогенетический, то на второй фазе в качестве главных ме­ханизмов выступают операциональные механизмы, а продолжительность этой фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности (Ананьев Б.Г., 1977). Достижение высоких уровней развития в зрелые годы, возможно, таким образом, благодаря тому, что психические функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных пре­образований. Так, например, у лиц водительских профессий острота зрения, поле прения, глазомер оставались сохранными вплоть до пенсионного возраста благодаря включенности их в профессиональную деятельность.

Особенности интеллекта

Важнейшее значение в структуре развития периода зрелости имеет ин­теллект

Развитие интеллекта определяется двумя факторами:

•внутренним фактором - является одаренность. У более одаренных ин­теллектуальный процесс более длителен, и инволюция наступает позже, чем у менее одаренных.

•внешним фактором - является образование, которое противостоит ста­рению и затормаживает процесс инволюции психических функций. Вербально-логические функции, достигая оптимума в ранней молодости, могут держаться на довольно высоком уровне длительный период, снижаясь к 60 годам.

Е.И.Степанова выделяет 3 макропериода в интеллектуальном развитии взрослых: 1 период - от 18 до 25 лет, 11 - 26-35 лет, I I I - 36-40 лет. Эти возрас­тные макропериоды отличаются разными темпами развития памяти, мышле­ния, внимания и интеллекта в целом. Наибольшая изменчивость интеллекта отмечена в 1 макропериоде, во 11 и I I I отмечается относительная устойчивость при выраженном подъеме вербального интеллекта, что можно объяснить влиянием накапливаемых человеком знаний. В целом, на всем диапазоне взрослости от 17 до 50 лет существует неравномерное развитие вербальных и невербаль­ных компонентов интеллекта. Научные данные убедительно свидетельствуют, что фактором оптимизации интеллектуального развития является сам процесс учения. У лиц с высшим образованием и с постоянной умственной трениров­кой уровень высокого интеллекта сохраняется на всем диапазоне взрослости, в процессе развития взрослого человека имеет место повышение обучаемости.

В период зрелости оптимумы отмечаются также в творческой деятельности человека. Известны оптимальные возрастные моменты научного творчества, которые приходятся на возраст 35-45 лет. Однако в разных видах деятельности они не совпадают. Отмечаются такие моменты в хореографии между 20-25 годами, в музыке и поэзии - между 30-35 годами, в философии, науке, поли­тике - в 40-55 лет. Творческая активность ученых разных специальностей во время зрелости имеет ряд чередующихся периодов оптимумов и спадов.

Итак:

Таким образом, на примере творческой активности прослеживаете не­прерывность развития потенциалов зрелого человека, и период взрослости про­являет себя как наиболее продуктивный в отношении высших достижений ин­теллекта.

В период ранней взрослости строится собственный образ жизни и про­исходит усвоение профессиональных ролей, включение во все виды социаль­ной активности. В период средней взрослости наступает консолидация соци­альных и профессиональных ролей. Поздняя взрослость характеризуется даль­нейшим установлением социальных и специальных ролей по роду занятий и в то же время их перестройкой, доминированием некоторых из них и ослаблением других; изменяются структурам мойных отношений (уход детей из семьи) и образ жизни. Развитие статуса происходит вплоть до предпенсионного возрас­та, когда отмечаете пик наиболее общих социальных достижений - положения в обществе, авторитета.

Зрелый возраст можно назвать возрастом практической, профессиональ­ной жизни человека. Постановка жизненных задач опирается в уже определен­ные на предшествующем этапе принципы и идеалы, жизненные планы челове­ка. Личностное развитие в этот период тесно связано с профессиональными и семейными ролями и его можно даже охарактеризовать следующим образом. Ранняя взрослость - это период "вхождения" в профессию, социально-профессиональная адаптация, осознание гражданских прав и обязанностей, со­циальной ответственности; образование семьи, налаживание внутрисемейных отношений, решению бытовых и бюджетных проблем, выработка стиля воспи­тания детей.

В этом возрасте личность выступает общественным деятелем в полном смысле этого слова. Зрелое поколение составляет основу общества.

Окончательно определяются нравственно-политические взгляды. Они становятся глубокими и довольно полными, а главное, проверенными жизнью.

Зрелый возраст располагает оптимальными субъективными условиями деятельности: максимальными развитием физических и умственных сил, осно­вательностью навыков, чувством долга и сохранившимся молодым задором, высокой чувствительностью к общественной оценке и духом соревнования.

Исследователи выделяют следующие характеристики личности в зре­лом возрасте:

• развитое чувство ответственности,

• потребность в заботе о других людях,

• способность к активному участию в жизни общества и к эффективному ис­пользованию своих знаний и способностей к психической близости с другим человеком.

Особенности кризисов зрелости и взрослости

Кризис - состояние душевного расстройства, вызванное длительной не­удовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окру­жающим миром.

Нормативный кризис 30-33 лет - обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеива­ет незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на измене­ние в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.

Переход к расцвету характеризуется тем, что человек начинает осозна­вать смысл своей жизни с точки зрения уже изменившихся положений, начина­ет искать новый смысл жизни.

На возраст до 30 лет приходится около 40% разводов внешне благопо­лучных семей. Основная причина: «не сошлись характерами, надоели друг дру­гу». Супруги не могут перераспределить семейные обязанности, мирно уточ­нить позиции друг друга и остаться вместе. Вследствие этого страдают все ок­ружающие их люди. Почему? На детях либо вымещается злость за ушедшего супруга, либо дети отдаются на воспитание бабушкам. Ближайшим знакомым постоянно рассказывается о «нехорошести ушедшего» и о счастливом будущем без него. Однако через некоторое время начинаются поиски замены. И тогда человек впадает во все тяжкие. Основное требование к замене: «не быть похо­дим на супругу (а)». Однако чаще всего (до 65%) выбираются люди либо по внешности, либо по характеру, либо по каким-то мелким привычкам похожи на прежнего супруга (у). И тогда начинается снова воспитание под себя, под свой идеал нового человека. Но чаще всего это приводит к очередному разводу и разочарованию в жизни.

 

40-45 лет - кризис середины жизни - этот возраст для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью миро­воззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни. Для вы­хода из кризиса необходимо обрести новый смысл - в общечеловеческих цен­ностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же чело­век продолжает сосредоточивать силы на себе, своих потребностях, то это при­ведет его к уходу в болезнь, к новым кризисам.

Климактерический кризис:

Климакс или климактерический период наступает и у женщин (менопау­за) и у мужчин (андропауза) после 40-50 лет. Основная характеристика кли­макса - ослабление (но не окончательная потеря) половых функций человека. Первая реакция - растерянность или злость.

В это время необходимо внимательное и нежное обращение именно к женщине. Женщины стараются сохранить в тайне случившееся, боясь насме­шек. В это время женщина обостренно реагирует не только на внутренние, но и на внешние факторы. События, которые прежде могли пройти незамеченными, вызывают неадекватную реакцию.

Это время связывают с подведением итогов прожитых лет, семейных от­ношений, карьерных достижений. Такой самоанализ порой приводит к неуте­шительным оценкам, что нагнетает пессимистическое настроение. Это отража­ется во внешнем виде: прическе, макияже, походке, и главное - в манере пове­дения. И как вывод: «Я никому не нужна!». Появляются раздражительность и плаксивость. Накапливается ощущение непреходящей усталости, сон не прино­сит бодрости, мучает бессонница. Однако уверенные в себе, в своей семье. В преданности мужа женщины легко справляются и с недомоганием, и с психо­логическими сбоями.

Важно заметить, что данное явление не является психическим заболева­нием.

Аналогичный физиологический период, связанный с обратным развити­ем (инволюцией) половой системы, происходящей на фоне общих возрастных изменений наступает в жизни мужчины в возрасте между 50 и 60 годами. От­мечаются боли в области сердца, повышение артериального давления, наклон­ность к головокружениям, резкое снижение работоспособности и пр. При соот­ветствующем отношении все эти явления проходят.

Психотерапия климакса:

- терапия, нормализующая темо-функцию;

- рациональная организация труда и отдыха;

- диета, стабилизирующая вес.

Профилактика климактерического синдрома:

•занятия физкультурой

•седативная терапия

•санаторно-курортное лечение

•диспансерное наблюдения

 

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 152.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...