Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности кризисов зрелости и взрослости
ЛЕКЦИЯ 10. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ - ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ И ЗРЕЛОСТИ ПЛАН: Общая характеристика взрослости и зрелости. Особенности кризисов зрелости и взрослости.
Общая характеристика взрослости и зрелости. В возрастной психологии взрослость традиционно рассматривалась как стабильный период. Французский психолог Э.Клапаред (1926) охарактеризовал зрелость как состояние психической "окаменелости", когда прекращается процесс развития. Однако впоследствии было показано, что процесс развития человека не завершается с наступлением взрослости, на всех этапах которой выделяются сензитивные и критические моменты, природа психофизиологического развития зрелости разнородна и противоречива. Термин "акмеология" был предложен II,Н.Рыбниковым в 1928г. для обозначения периода зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека (акме - высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора). Этот период охватывает возраст от 18 до 55-60 лет и отличается от юношеского в первую очередь тем, что в нем завершается общесоматическое развитие и половое созревание, достигает своего оптимума физическое развитие, он характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений. Особенности психофизиологического развития взрослых Наиболее крупные систематические комплексные исследования этого периода человеческой жизни были организованы и проведены под руководством академика Б.Г.Ананьева. Структура психофизиологического развития взрослых сочетает в себе периоды подъемов, спадов и стабилизации функций. При этом стационарное состояние встречается относительно редко (в 14% случаев). Противоречивая структура развития характеризует как самые сложные образования: интеллект, логические и мнемические функции, так и самые элементарные процессы, включая теплообразование, метаболизм и разноуровневые характеристики психомоторики. На ранних этапах зрелости в 18-20 лет отличаются оптимумы (точки наивысшего подъема) зрительной, слуховой, кинестетической чувствительности. Объем поля зрения достигает своего максимального показателя в 20-29 лет. Возрастная изменчивость чувствительности зависит от профессиональной деятельности человека. Например, у людей, имеющих дело с мелкими деталями, наблюдается более быстрое снижение остроты зрения, чем у тех, чья профессиональная деятельность связана с восприятием удаленных предметов. Исследование функции внимания показало, что объем, переключение, и избирательность внимания нарастают постепенно от 18 до 33 лет, после 34 лет начинают постепенно снижаться, в то же время устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелости изменяются незначительно. Наиболее высокие показатели кратковременной - вербальной памяти отмечены в возрасте 18-30 лет, а период снижения - в возрасте 33-40 лет. Долговременная вербальная память наибольшим постоянством характеризуется в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня развития - от 36 до 40 лет. Образная память подвергается наименьшим возрастным изменениям. Необходимо отметить, что специально организованная упражняемость памяти, когда заучивание становится особым видом интеллектуальной деятельности, повышает уровень развития памяти не только у детей, но и у взрослых. Таким образом, развитие психофизиологических функций в период взрослости носит сложный противоречивый характер, который отражает онтогенетические закономерности и влияние трудовой деятельности, практического опыта человека. Как показали исследования Б.Г.Ананьева, в процессе онтогенетического развития выделяются две фазы: Первая фаза характеризуется общим фронтальным прогрессом функций (в юности, молодости и начале среднего возраста). На второй фазе эволюция функции сопровождается специализацией их применительно к определенной деятельности. Этот второй пик функционального развития достигается в более поздние периоды зрелости. Если на первой фазе развития в качестве главного механизма выступает функциональный онтогенетический, то на второй фазе в качестве главных механизмов выступают операциональные механизмы, а продолжительность этой фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности (Ананьев Б.Г., 1977). Достижение высоких уровней развития в зрелые годы, возможно, таким образом, благодаря тому, что психические функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований. Так, например, у лиц водительских профессий острота зрения, поле прения, глазомер оставались сохранными вплоть до пенсионного возраста благодаря включенности их в профессиональную деятельность. Особенности интеллекта Важнейшее значение в структуре развития периода зрелости имеет интеллект Развитие интеллекта определяется двумя факторами: •внутренним фактором - является одаренность. У более одаренных интеллектуальный процесс более длителен, и инволюция наступает позже, чем у менее одаренных. •внешним фактором - является образование, которое противостоит старению и затормаживает процесс инволюции психических функций. Вербально-логические функции, достигая оптимума в ранней молодости, могут держаться на довольно высоком уровне длительный период, снижаясь к 60 годам. Е.И.Степанова выделяет 3 макропериода в интеллектуальном развитии взрослых: 1 период - от 18 до 25 лет, 11 - 26-35 лет, I I I - 36-40 лет. Эти возрастные макропериоды отличаются разными темпами развития памяти, мышления, внимания и интеллекта в целом. Наибольшая изменчивость интеллекта отмечена в 1 макропериоде, во 11 и I I I отмечается относительная устойчивость при выраженном подъеме вербального интеллекта, что можно объяснить влиянием накапливаемых человеком знаний. В целом, на всем диапазоне взрослости от 17 до 50 лет существует неравномерное развитие вербальных и невербальных компонентов интеллекта. Научные данные убедительно свидетельствуют, что фактором оптимизации интеллектуального развития является сам процесс учения. У лиц с высшим образованием и с постоянной умственной тренировкой уровень высокого интеллекта сохраняется на всем диапазоне взрослости, в процессе развития взрослого человека имеет место повышение обучаемости. В период зрелости оптимумы отмечаются также в творческой деятельности человека. Известны оптимальные возрастные моменты научного творчества, которые приходятся на возраст 35-45 лет. Однако в разных видах деятельности они не совпадают. Отмечаются такие моменты в хореографии между 20-25 годами, в музыке и поэзии - между 30-35 годами, в философии, науке, политике - в 40-55 лет. Творческая активность ученых разных специальностей во время зрелости имеет ряд чередующихся периодов оптимумов и спадов. Итак: Таким образом, на примере творческой активности прослеживаете непрерывность развития потенциалов зрелого человека, и период взрослости проявляет себя как наиболее продуктивный в отношении высших достижений интеллекта. В период ранней взрослости строится собственный образ жизни и происходит усвоение профессиональных ролей, включение во все виды социальной активности. В период средней взрослости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей. Поздняя взрослость характеризуется дальнейшим установлением социальных и специальных ролей по роду занятий и в то же время их перестройкой, доминированием некоторых из них и ослаблением других; изменяются структурам мойных отношений (уход детей из семьи) и образ жизни. Развитие статуса происходит вплоть до предпенсионного возраста, когда отмечаете пик наиболее общих социальных достижений - положения в обществе, авторитета. Зрелый возраст можно назвать возрастом практической, профессиональной жизни человека. Постановка жизненных задач опирается в уже определенные на предшествующем этапе принципы и идеалы, жизненные планы человека. Личностное развитие в этот период тесно связано с профессиональными и семейными ролями и его можно даже охарактеризовать следующим образом. Ранняя взрослость - это период "вхождения" в профессию, социально-профессиональная адаптация, осознание гражданских прав и обязанностей, социальной ответственности; образование семьи, налаживание внутрисемейных отношений, решению бытовых и бюджетных проблем, выработка стиля воспитания детей. В этом возрасте личность выступает общественным деятелем в полном смысле этого слова. Зрелое поколение составляет основу общества. Окончательно определяются нравственно-политические взгляды. Они становятся глубокими и довольно полными, а главное, проверенными жизнью. Зрелый возраст располагает оптимальными субъективными условиями деятельности: максимальными развитием физических и умственных сил, основательностью навыков, чувством долга и сохранившимся молодым задором, высокой чувствительностью к общественной оценке и духом соревнования. Исследователи выделяют следующие характеристики личности в зрелом возрасте: • развитое чувство ответственности, • потребность в заботе о других людях, • способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей к психической близости с другим человеком. Особенности кризисов зрелости и взрослости Кризис - состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Нормативный кризис 30-33 лет - обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности. Переход к расцвету характеризуется тем, что человек начинает осознавать смысл своей жизни с точки зрения уже изменившихся положений, начинает искать новый смысл жизни. На возраст до 30 лет приходится около 40% разводов внешне благополучных семей. Основная причина: «не сошлись характерами, надоели друг другу». Супруги не могут перераспределить семейные обязанности, мирно уточнить позиции друг друга и остаться вместе. Вследствие этого страдают все окружающие их люди. Почему? На детях либо вымещается злость за ушедшего супруга, либо дети отдаются на воспитание бабушкам. Ближайшим знакомым постоянно рассказывается о «нехорошести ушедшего» и о счастливом будущем без него. Однако через некоторое время начинаются поиски замены. И тогда человек впадает во все тяжкие. Основное требование к замене: «не быть походим на супругу (а)». Однако чаще всего (до 65%) выбираются люди либо по внешности, либо по характеру, либо по каким-то мелким привычкам похожи на прежнего супруга (у). И тогда начинается снова воспитание под себя, под свой идеал нового человека. Но чаще всего это приводит к очередному разводу и разочарованию в жизни.
40-45 лет - кризис середины жизни - этот возраст для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл - в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредоточивать силы на себе, своих потребностях, то это приведет его к уходу в болезнь, к новым кризисам. Климактерический кризис: Климакс или климактерический период наступает и у женщин (менопауза) и у мужчин (андропауза) после 40-50 лет. Основная характеристика климакса - ослабление (но не окончательная потеря) половых функций человека. Первая реакция - растерянность или злость. В это время необходимо внимательное и нежное обращение именно к женщине. Женщины стараются сохранить в тайне случившееся, боясь насмешек. В это время женщина обостренно реагирует не только на внутренние, но и на внешние факторы. События, которые прежде могли пройти незамеченными, вызывают неадекватную реакцию. Это время связывают с подведением итогов прожитых лет, семейных отношений, карьерных достижений. Такой самоанализ порой приводит к неутешительным оценкам, что нагнетает пессимистическое настроение. Это отражается во внешнем виде: прическе, макияже, походке, и главное - в манере поведения. И как вывод: «Я никому не нужна!». Появляются раздражительность и плаксивость. Накапливается ощущение непреходящей усталости, сон не приносит бодрости, мучает бессонница. Однако уверенные в себе, в своей семье. В преданности мужа женщины легко справляются и с недомоганием, и с психологическими сбоями. Важно заметить, что данное явление не является психическим заболеванием. Аналогичный физиологический период, связанный с обратным развитием (инволюцией) половой системы, происходящей на фоне общих возрастных изменений наступает в жизни мужчины в возрасте между 50 и 60 годами. Отмечаются боли в области сердца, повышение артериального давления, наклонность к головокружениям, резкое снижение работоспособности и пр. При соответствующем отношении все эти явления проходят. Психотерапия климакса: - терапия, нормализующая темо-функцию; - рациональная организация труда и отдыха; - диета, стабилизирующая вес. Профилактика климактерического синдрома: •занятия физкультурой •седативная терапия •санаторно-курортное лечение •диспансерное наблюдения
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 152. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |