Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тест «Оценка самоконтроля в общении» 5 страница




Окончание табл. 7

Обо-      
значе- Название Имя Лозунг
ние      
 

/уррляа oceMcopMO-jaeutaxnyue*, или *&яилсеяг*и~м СР

ЭС1Р эмоционально-сен- Драйзер, или «Не говори о плохом,
  сорный интроверт, «охранитель» лучше о хорошем!»
  решающий   «Преданные своему делу»
ЛС1Р логико-сенсорный Максим Горький, «Не говори о плохом»
  интроверт, или « Прирожденные
  решающий «попечитель» организаторы жизни»
ЭСЕР эмоционально-сен- Гюго, или «Планируй все
  сорный экстраверт, «оптимист», или заранее»
  решающий «продавец» «Друзья всех и каждого»
ЛСЕР логико-сенсорный Штирлиц, или « Планируй все
  экстраверт, «Шерлок заранее»
  решающий Холмс», или « Прирожденные
    « администратор» руководители »
4 флла &сеяягрм0-О0аг/>ь

снимающие», или <г/7иежиаеи~л> СЗ

СЭ1В сенсорно-эмоцио- Дюма, или «Надо работать!»
  нальный интроверт, ♦художник», «Дела говорят
  воспринимающий «любитель красноречивее слов»
    жизни » «Человек рожден, чтоб наслаждаться жизнью!»
СЛ1В сенсорно-логический Габен, или «Не выражай
  интроверт, «мастер» открыто своих
  воспринимающий   чувств!» «Просто делайте это»
СЭЕВ сенсорно-эмоцио- Наполеон, или «Будь логичным»
  нальный экстраверт, «политик», или «Сделаем работу
  воспринимающий « Цезарь» веселее»
СЛЕВ сенсорно-логический Жуков, или «Будь справедлив!»
  экстраверт, «поощритель», «Ловить момент!»
  воспринимающий или «Македонский»  

204

 

та — ИЭ (Аполлон). Как известно из греческой мифологии, Аполлон служил посредником между людьми и обитателями Олимпа; ему были присущи одновременно все людские слабости и некий отблеск божественности. Смыслом жизни для ИЭ-людей является постоянный поиск смысла жизни. ИЭ-люди ищут потаенный смысл буквально во всех явлениях природы. Аполлону присуще умение общаться с людьми и находить путь к сердцам окружающих с простотой, которой не в состоянии достичь представители других типов темперамента. Поэтому значительное большинство практикующих психологов, психиатров, психотерапевтов относятся к типу Аполлона. Художественная литература — вот еще одна область, где доминирует ИЭ-тип.

Чтобы наш разговор о лидерах — представителях четырех типов темперамента — не показался вам отвлеченным, отметьте галочкой или крестиком в каждом из пустых квадратиков под четырьмя вариантами выборов тот (или те, если вам не удастся выделить с точностью лишь один вариант поведения), который соответствует вашей жизненной стратегии, наиболее часто встречается в вашей жизни и больше всего отвечает вашему поведению и мироощущению.

Тест

Вы обычно Энтузиаст Спокойный Собранный Возбужденный
  1 1    
Стремитесь Романтика Точность Обладание Стимуляция
  l 1    
Желанное Добро Могущество Благородство Смелость
качество 1 l    
Легче Метаформы Структуры Ассоциации Тона, оттенки
вообразить i I    
Чаще Раздраженный, вспыльчивый Напряженный Подавленный Скучающий
  1 i    
В семье Взаимная интимность Индивидуальность Иерархия Мобильность
  i i    
Легче дается Литература Точные науки Бизнес Искусство
в учебе i 1    

jj.

205

 

 

 

 

 

Ищете Свое лицо Проблемные ситуации Надежность Приключения
  i       I i l       I 1                    1
Доставляет удовольствие Убедить Достичь совершенства Быть незаменимым Играть в карты
  1                    1 1 i       i 1       1
Легче оперировать Интеграция Дифференциация Стандарты Вариации
  i       i l l       I 1       1
Участвуете в группах для Вдохновение Размышление Церемонии Развлечения, риск
  1       1 i i       i i       i
Важно в группах Обратная связь Достижения Причастность членов Действие
  i       i D l       I 1       1
Лучше работать Персонально с людьми Стратегия предприятия

Материальные средства

1       1

Тактика предприятия
  l       l i 1       1
Доверяете

Интуиции

1     1

Разуму

Авторитету

l       l

Импульсам
более 1 1       1
Легче отмечаете Смысл, значение Категории Количество Приемы, операции
  l       l i i       i i       i
Взгляд на вещи Парадоксальный Скептический Пессимистический Циничный
  i        i l I       l 1     1
Ценность Изменение Гениальность

Ответственное!

I       l

ь Мастерство
  I       I 1 l        l
Важное

Вера 1                    1

Относительность Фатализм

Оптимизм
качество 1 l       l С  Z]
Предмет уважения Пророк Гений Аристократ Мот, расточитель
  1                    1 1                    1 i       i 1        1
         
Сумма иэ Аполлон ИЛ Прометей СР Эпиметей ев Дионисий

1

206                                  

СВ-лидер (Дионисий). Наиболее яркой чертой СВ-лиде-ррв является способность жить, руководствуясь принципом «здесь и сейчас». Ситуация, где необходимо мгновенно реагировать на следующие одно за другим изменения, деятельность в атмосфере риска и опасности, когда успех предприятия в каждый момент висит на волоске и зависит от безупречной точности действий, — вот условия, в которых способности СВ-лидера становятся просто неоценимыми.

СВ-лидера можно сравнить со скальпелем, безжалостно отсекающим безжизненные ткани для того, чтобы сохранить организм в целом; лишенные сентиментального романтизма, практичные, здравомыслящие, доверяющие собственным импульсам, СВ-лидеры незаменимы в ситуациях, когда организация страдает из-за разросшегося бюрократического аппарата или слишком усложнившихся межличностных отношений, отягощающих систему и делающих ее неэффективной.

В таком случае, мгновенно оценив обстановку, ориентируясь лишь на критерий целесообразности, СВ-лидер хладнокровно отстраняет от занимаемых должностей тех, кто тормозит развитие организации. На их место назначаются новые люди, и путем жесточайшего контроля за материальными средствами и ресурсами СВ возвращает систему к жизни.

Очевидными становятся области, в которых СВ-лидеры способны на все сто процентов использовать свои таланты. Это, например, служба безопасности, вооруженные силы, профессиональный спорт или работа в составе специальных поисково-спасательных команд.

Пунктуальное следование детально проработанному плану действий — непосильная задача для СВ. Это не просто не интересно им, рутинная обыденная деятельность выше их сил. Обуздать собственные импульсы, лишить себя бесценной свободы во имя распорядка или долгосрочного плана — преступление в системе ценностей СВ-лидера.

За невнимательное отношение к букве закона, пусть даже закона природы или теоретической закономерности, иногда приходится дорого платить.

Столь же невнимательным СВ-лидер может быть и в области межличностного общения. Часто немногословные, сориентированные на безупречность действия СВ не позволяют себе вникнуть в сложную и порой противоречивую об-


3.

207

ласть духовной жизни своих последователей — у Дионисия просто нет на это времени. В общем, при полном доминировании СВ организация может страдать из-за отсутствия научно обоснованного, детально разработанного и пунктуально реализуемого плана развития.

СВ-лидеру (Дионисию) следует обратить особое внимание или, по крайней мере, проявить терпимость к деятельности людей, обеспечивающих планомерное развитие возглавляемой им организации. Это становится возможным, если среди заместителей СВ есть хотя бы один ИЛ — руководитель научного отдела, СР — кадровик иначальник планового отдела.

СР-лидер (сенсорно-решающий)Эпиметей.Жесткость Эпиметея может быть с успехом использована в системе, являясь основой стабильности, планомерности и надежности. Более надежного партнера, чем СР, не следует даже пытаться искать: слово СР — закон, и все операции будут исполнены точно в срок, как было спланировано по предварительной договоренности. Ни один лидер не способен сравниться с СР-руководителем в сфере, где важно учесть многочисленные существенные подробности и детали технологии, где от точного выполнения выработанных годами последовательных операций зависит успех предприятия. СР (Эпиметей) крайне серьезно относится к сохранению не только материальных ресурсов, но и традиций, обычаев, существующих в системе.

Подобные качества определяют области, в которых СР-лидеры чувствуют себя наиболее уверенно. Это регулярные вооруженные силы исистема школьного образования, медицина и производство, посредничество и сфера услуг.

Жесткость СР в неподходящих условиях или будучи чрезмерно выраженной может являться основой типичных для Эпиметеев проблем. Устоявшийся за многие годы проверенный порядок на предприятии представляет для СР самостоятельную ценность, особенно в сравнении с сомнительными и всегда рискованными перспективами изменений и реформ. Подобная позиция лидера может стать камнем преткновения для развивающейся организации: каждое новшество будет наталкиваться на жестокое сопротивление.

По мнению СР (Эпиметея), вознаграждение следует заработать, а похвалы достойны лишь лучшие, наиболее старательные и пунктуальные работники.


208            -         

Избежать подобных опасностей СР-лидер может, обратив особое внимание на кадровую политику, подобрав себе подходящих заместителей из более «гибких» типов и смирившись с тем, что для развития необходима не только надежность, но и риск, связанный сжизненно важными переменами и изменениями стратегических направлений в деловом мире.

СР-лидер, зачастую с недоверием относящийся к «психологическим штучкам» и «тонким материям», на деле больше других нуждается в рекомендации опытного психолога и неустанной работе над собой, чтобы научиться видеть не только легкомыслие и ненадежность сотрудников и подчиненных, но и свежие идеи, основу столь необходимых любой системе изменений.

ИЛ-лидер (интуитивно-логический) — Прометей.Если СВ-лидер (Дионисий) чувствует себя хорошо, руководя людьми в критических ситуациях, СР (Эпиметей) стремится обеспечить стабильность в системе, то ИЛ-лидеру (Прометею) свойственно стремление разрабатывать концепции развития руководимой им организации. Набросать основные положения проекта, составить «идейный скелет» предстоящей программы действий, проявить изобретательность в области интеллектуального творчества испрогнозировать эффективное использование ресурсов доставляет ему истинное наслаждение. Сложность регулируемой системы не пугает ИЛ, и он всегда готов отстаивать верность принципов против любого числа оппонентов любого ранга.

ИЛ-лидер обладает способностью планировать будущее организации на несколько лет вперед. Однако детальная

I     разработка перспективных планов едва ли заинтересует

Прометея, предпочитающего не тратить лишних слов на повторные объяснения, считающего детализацию проекта обременительным и недостойным делом. Зачастую краткость изложения идей ИЛ-лидера, не любящего повторяться, становится непреодолимым барьером между ним и его последователями, которые не решаются что-либо переспросить или уточнить, опасаясь ледяной иронии Прометея. Не уточнив, они рискуют пропустить ряд существенных деталей, на что, несомненно, обратит внимание ИЛ-лидер, вновь и вновь с грустью убеждающийся в своем интеллектуальном одиночестве.


209

Лидерам всех типов (а ИЛ-лидерам особенно) следует твердо знать прописную истину: если человека не отблагодарили вовремя и соответствующим образом за выполненную работу, он никогда не догадается, что вы оценили его труд по достоинству, даже если вы заплатили ему сполна. Право и обязанность высказывать благодарность от имени организации имеет только лидер и никто иной.

Умение бесстрастно изменять сложившийся порядок вещей, отказавшись от рутины и опираясь на собственные интеллектуальные способности, — вот гарантия успеха ИЛ-лидера. Источниками проблем для него чаще всего являются:

— неспособность и принципиальное нежелание общаться и сотрудничать с интеллектуально маловыразительными людьми;

— недостаточное внимание к чувствам окружающих и чрезмерная погруженность в работу — неспособность расслабиться;

— потеря интереса к уже созданному в концептуальном плане проекту, нежелание «воплощать и реализовы-вать» (особенно характерно для ИЛ-лидеров).

ИЛ-лидер не побоится остаться «один против толпы», но узнать мнение ИЛ обычно можно, лишь прямо спросив его об этом. Прометей считает излишним еще раз объяснять собственные планы, если из его действий и так видно, чего он добивается.

Всегда устремленный в будущее, опережающий свое время, ИЛ-лидер редко имеет группу соратников и единомышленников, движущихся вперед столь же быстро.

ИЭ-лидер (интуитивно-эмоциональный) — Аполлон. Д. Кейрси называет ИЭ-лидера «катализатором», потому что основной чертой менеджера этого типа является ориентация на межличностные отношения и стимуляция индивидуального и профессионального роста каждого человека, с которым он сотрудничает. В отличие от ИЛ (Прометея) и СР (Эпиметея), ориентированных на решение проблем самой системы, организации, «катализатору» более свойственно стремление разрешить проблемы людей в организации.

Он самый демократичный из лидеров, внимательный к личным проблемам и интересам сотрудников, думающий в Первую очередь о реализации потенциала каждого члена


210                              

команды и лишь во вторую — о документации или архитектуре системы.

Оптимизм ИЭ, проявляющийся во взаимоотношениях с коллегами, его неутомимая энергия, направленная на развитие и совершенствование способностей окружающих, его умение отметить лучшие стороны профессиональных и личностных качеств сотрудников чаще всего оцениваются окружающими по заслугам. Если же имеет место непонимание, он, не ощущая «обратной связи», бывает обескуражен, расстроен и часто покидает данную организацию.

Иногда негативные отзывы о работе системы, возглавляемой ИЭ-лидером, принимаются им на свой счет, что приводит к разочарованию и ощущению дезинтеграции.

Атмосфера свободы, самостоятельности, инициативы, которую создают и поддерживают ИЭ-лидеры, иногда приводит к тому, что обязательные процедуры не выполняются точно в срок «слишком свободными» сотрудниками. ИЭ-лидер, часто выступающий в роли «спасителя», берет на себя ответственность за деятельность или бездеятельность «жертв», что в крайних случаях препятствует его собственному профессиональному росту и карьере. Причины подобных ситуаций обычно недоступны пониманию ИЭ, недоумевающего каждый раз, почему же сценарий повторился.

Со свойственной выдающейся гибкостью в общении он каждую минуту представляет собой именно того человека, которого желает видеть собеседник. Подобное мастерство

перевоплощения, гибкость по форме позволяет ИЭ-лиде-рам создать атмосферу взаимопонимания и искренней заинтересованности в проблемах каждого из сотрудников. Выделив описанные нами выше типы лидеров, рассмотрев особенности их стилей деятельности, мы предполагаем, что для представителей различных типов темперамента будут наиболее актуальны различные факторы риска, приводящие в неблагоприятных условиях к развитию психосоматических заболеваний.

Организм представляет собой крайне сложную систему, где психические характеристики неразрывно связаны с телесной организацией. Для целостного описания человеческого организма мы воспользуемся следующими уровнями организации системы: 1) морфофизиологический; 2) психофизиологический; 3) психологический; 4) социально-психологический.


                     211

Индивидуальные свойства личности лидера, во многом заданные генетически, в значительной степени определяют диапазон возможных состояний (рис. 24). В свою очередь, 0т функционального состояния зависит многообразие процессов, протекающих в организме.

Рис. 24. Зависимость состояния здоровья от типологических и личностных свойств человека

Типы личности, в свою очередь, определяют индивидуальное разнообразие функциональных состояний (например, различия в ситуативной неспецифической резистентности к инфекционным заболеваниям или разную работоспособность) и психических процессов (например, когнитивные или индивидуальные стили деятельности).

Еще две личностные характеристики, несомненно, связанные с успешностью деятельности лидера исостоянием его профессионального здоровья, — гибкость и жесткость, характеризующие подвижность жизненных стратегий и психических процессов, от состояния которых во многом зависит здоровье лидера.

Для больных эпилепсией характерно значительное превалирование Э-характеристики по сравнению со здоровыми (контрольной группой). В 92,3 % случаев больные ИБС (ишемической болезнью сердца) принадлежат к СР-типу (Эпиметей). Чувство долга, ответственность, социальная ориентированность и здравый смысл людей этого типа базируются на определенной жесткости.

На основе определенного психосоциотипа более вероятно ьозникновение строго определенных акцентуаций характера:Например, гипертимный тип акцентуации возможен у Гюго,


212

 

Гексли, Дюма; циклоидный тип — у Жукова; сенситивный тип — у Достоевского; психастеничный тип — у Робеспьера; шизоидный тип — у Максима Горького; застревающе-параноидный тип — у Штирлица; демонстративно-истеро-идный тип — у Гамлета; сверхпунктуальный, педантичный характер — у Бальзака.

Сопоставляя людей разных пеихоеоциотипов, можно заранее прогнозировать вероятные тенденции развития их взаимоотношений, их совместимости.Например, дуальные отношения полного дополненияскладываются между психотипами, которые отличаются по признакам: зкстраверсия— интро-версия, эмоции—логика, сенсорика—интуиция, но по признаку рациональность (решающий)—иррациональность (воспринимающий) совпадают, причем информация сI сильного канала каждого из них приходит соответственно партнеру на IV канал (слабый, безразличный к критике и давлению, но охотно принимающий помощь), т. е. информация от дуала воспринимается как поддержка, помощь,

коррекция, ипоэтому дуалы — надежные партнеры вработе, семье (рис. 25). Взаимодополняют друг друга Есенин и Жуков, Наполеон и Бальзак, Штирлиц иДостоевский, Максим Горький иГамлет, Дон-Кихот иДюма, Гюго и Робеспьер, Драйзер и Джек Лондон, Гексли и Габен. Но оказалось, что возможны такие сочетания психотипов, когда люди четырех типов полностью дополняют друг друга, образуя оптимальные квадры, в которых осуществляется полная кооперация, взаимопомощь, поддержка, психофизиологическое регулирование, психологический комфорт и максимальная продуктивность деятельности. Квадра 1включает: Дон-Кихот, Дюма, Робеспьер, Гюго. Квадра 2включает: Есенин, Жуков, Гамлет, М. Горький. Квадра3: Наполеон, Бальзак, Драйзер, Дж. Лондон. Квадра 4:Габен, Гексли, Штирлиц, Достоевский.

Любопытно, что, по наблюдениям медиков, люди, входящие в одну квадру, имеют преимущественно похожие заболевания. Так, а— квадра 1 — часто страдает желудочно-

Рис. 25. Дуальные

отношения (на примере

Есенина и Жукова)


о

^щечными заболеваниями, Р — квадра 2 — болезнями позвоночника и нервной системы, у — квадра 3 — гинеколо-гйцескими, урологическими заболеваниями, а — квадра 4 — кардиологическими заболеваниями и болезнями дыхатель-ной системы.

Образно можно охарактеризовать, что для а— квадры 1 ррисущи гармоничность, насыщенность эмоциональных и этических переживаний, Р — квадра 2 готова для действий в жестком мире, им присущи сила воли и чувство текущего времени, у квадра 3 — это буря, натиск, борьба, активность и а— квадра 4 — оптимистичных практиков, гармонии и дружелюбия.

Миражные отношения.Сильные каналы I — одинаковы, поэтому сильная функция партнера не ценится («я и сам так могу»), а слабая (V) функция предстает вособо неприглядном свете (деловые контакты малоэффективны).

Могут реально помочь друг другу, но в делах не слишком серьезных (отдых, легкое общение). Например, между психотипами Есенин и Дон-Кихот миражные отношения, но в семье они могут ужиться, так как возможен определенный процент психологического комфорта в их общении, (рис. 26).

Полная противоположность. Вканалах функции одинаковы, но разной вер-тности, т. е. у одного человека психическая функция экстравертивная, у другого человека та же психическая функция — интровертивная, поэтому смотрят на одни проблемы с противоположных сторон, общение поверхностное, как бы на разных языках. Не могут скоординировать свои действия, даже в мелочах. Но вначале знакомства привлекают ДРУГ друга своей непохожестью, загадочностью, могут влюбиться, но потом из-за трудности, а порой невозможности Достигать согласия — расстаются.

Эти отношения еще называют отношениями погашения. Так, интроверт га-сит активность экстраверта, и у экстра-

213

Рис. 26. Миражные отношения

Рис. 27. Отношения полной противоположности


214

верта начинает накапливаться раздражение. Но в принци-пе такие отношения малоконфликтны — партнерам нечем «уколоть» друг друга (рис. 27).

Зеркальные отношения.Идет актив-ный обмен информацией по сильным каналам: то, что думает один, без лищ. них слов реализует другой. Здесь конфликты маловероятны, а взаимная польза есть (например: Есенин — Гамлет) (рис. 28).

Конфликтные отношения.При близком общении конфликты неизбежны, т. к. каждый из партнеров воздействует другому на 111канал, на уязвимую точку, на «больную мозоль» друг друга. При дальнем общении уважают друг друга, советуют друг другу (например: Есенин — Штирлиц) (рис. 29).

В семье конфликтные отношения приводят к психосоматическим заболеваниям.

Отношения ревизии.Ревизор невольно оказывает воздействие на IIIуязвимый канал ревизуемого, в ответ не ощущая воздействия на себя, ипоэтому может приближаться кревизуемому слишком близко, высказывая какие-то замечания, на которые болезненно реагирует ревизуемый. А ревизор не понимает, почему на него обижаются, он ведь не хотел обидеть. Конфликт неизбежен при длительном взаимодействии. Если общение происходит по функциям, исключенным из I и IIIканалов, то конфликт возникает не сразу, ас расширением зоны контактов. Каждый психотип — ревизор для кого-то, иодновременно для кого-то — сам ревизуемый (рис. 30). Ревизуемый не может резко парировать обвинение — ревизор подавляет его, в резуль-

Рис. 28. Зеркальные отношения

Рис. 29.

Конфликтные

отношения

Рис. 30. Отношения ревизии


аТе у подревизного могут развиться неврозы, психосоматические заболевания (см. табл. 8).

Тождественные отношения бывают между людьми одинакового психосоциотипа. Информация легко передается от одного человека к другому (хорошо для отношений «учитель—ученик»), но если их знания выравниваются, они становятся неинтересны друг другу, охладевают друг к другу, не о чем беседовать, не могут поддержать друг друга, т. к. одинаковые слабые места и функции. Исключением может быть случай, когда перед ними стоит общая цель (например, Ленин и Крупская — сенсорно-логические экстраверты).

Родственные отношения. Похоже воспринимают мир, в деловых отношениях могут помочь друг друг}', если у них одинаковые интересы. Но если интересы расходятся, отношения могут быть неприятными, раздражающими. На словах понимают друг друга, но действуют прямо противоположным образом, причем склонны считать другого чуть ли не предателем: «Мы договорились, а вы вон что делаете!» (рис. 31).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...