Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая помощь женщинам, пострадавшим от сексуального насилия




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕРТВ НАСИЛИЯ И НАСИЛЬНИКОВ

Последствия сексуального насилияв отношении детей
Проблема сексуального насилия до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране, и тем более было не принято обсуждать сексуальные злоупотребления, совершаемые в отношении детей. Хотя, по некоторым данным, наиболее часто жертвами сексуального насилия становятся малолетние и несовершеннолетние. Дети и подростки относятся к группе повышенного риска в силу таких возрастных особенностей психики, как подчи-няемость, внушаемость, слабость оценки и прогноза, незрелость, недостаточность жизненного опыта. В то же время дети наиболее ранимы и чувствительны, поэтому пережитое злоупотребление приводит к серьезным последствиям, оказывающим воздействие на психическое состояние и дальнейшее развитие ребенка.

Выделяют несколько стадий переживания ребенком сексуального насилия, которые являются психологическими признаками совершенного в отношении ребенка сексуального злоупотребления:
1-я стадия - первичная реакция: бессонница, утрата аппетита, панический страх, ночные кошмары, тревожность, нарушения концентрации внимания, восприятия, провалы в памяти, депрессия, отношение к себе как к грязному, ущербному, резкая смена поведения.
2-я стадия- аккомодация: обеспечение максимальной безопасности (нежелание ложиться спать, оставаться наедине с насильником), использование определенного положения тела для уменьшения болевых ощущений, повышение температуры, рвота, различные приступы и болезненные состояния (без подтверждения этих состояний клиническими исследованиями), неадекватная реакция на подарки, сладости.
3-я стадия- отдаленные последствия: эмоциональные расстройства, которые включают беспокойства и страхи, панику, ночные кошмары, депрессивные состояния, неконтролируемые вспышки агрессии и гнева, направленного на более слабых, на животных, на самого себя; посттравматические стрессовые расстройства, при которых наблюдаются нервозность, бессонница, плохая концентрация внимания, различные фобии, оцепенелость,
«провалы в памяти», спонтанные сенсорные ощущения (визуальные, слуховые, тактильные), связанные с сексуальным насилием (запах одеколона, музыка, холодные влажные пальцы, цвет обоев и др.), вызывающие картину насилия, ночные кошмары, навязчивые мысли; когнитивные расстройства, выражающиеся в низкой самооценке, самообвинении, восприятии себя как уродливого, беспомощного, нарушении межличностных контактов, замкнутости, пассивности, регрессе в развитии.

Критерии степени психологического вредасексуального насилияв отношении ребенка
Существенными факторами, определяющими степень воздействия на ребенка происшедшего сексуального злоупотребления, являются: продолжительность насилия, его частота и изощренность, характер взаимоотношений насильника и жертвы, применение силы и/или угроз для того, чтобы заставить ребенка скрыть правду, возраст ребенка, позиция родителей (опекунов): если взрослый не верит ребенку, не защищает его, опыт насилия становится болеетравматичным; если взрослый реагирует на произошедшее насилие сверх меры, ребенок может чувствовать свою вину и ответственность за это. Перечисленные факторы следует рассматривать как кластер: чем их больше, тем сильнее психологическая травма ребенка, тем больше потребность в психологической помощи. Детям, ставшими жертвами сексуального насилия, свойственны беспомощность, глубокое чувство вины (они считают, что каким-то образом заслужили произошедшее с ними), стремление забыть, преодолеть травму, потребность в поддержке и эмоциональном тепле.

Помощь ребенку- жертве сексуального насилия
Она включает следующие задачи:
- идентификация сексуально оскорбленного ребенка;
- лечение острых медицинских проблем;
- получение и запись аккуратного воспроизведения насилия с получением ответов на вопросы: кто? где? когда? что? как? С маленькими детьми специалист работает, используя игру, рисование. Не рекомендуется проведение расспроса более трех раз, так как каждый повтор травматичен для ребенка и влечет вторичнуютравматизацию. Интервьюирование ребенка- жертвы сексуального насилия проводится только в присутствии взрослых, законных представителей ребенка, представителей органов опеки и других, которые должны находиться вне поля зрения ребенка. Часто дети моложе шести лет испытывают страх, оставаясь наедине с незнакомым взрослым. В этих случаях допустимо присутствие во время беседы близких ребенку людей, которые будут находиться рядом, чтобы он чувствовал их поддержку и заботу;
- преодоление острой эмоциональной травмы ребенка и его семьи;
- предотвращение дальнейшего сексуального преследования ребенка
(при необходимости изоляция ребенка из семьи);
- назначение дальнейшей медицинской и психологической помощи ребенку, направленной на достижение его благосостояния;
- сбор необходимых свидетельств сексуального преступления для правоохранительных органов.
Решением всех перечисленных задач занимаются различные специалисты, взаимодействуя друг с другом: врачи, психологи, юристы, социальные работники.

Проведение расспроса- наиболее сложный и ответственный этап работы с ребенком - жертвой сексуального насилия. Этот этап включает в себя пять стадий:
1. Установление эмоционального контакта и доверительных Отношений с ребенком. Целесообразно начать беседу с безопасных для ребенка тем, например рассказа психолога о себе и своей роли.
2. Оценка развития ребенка, уровня его психологической зрелости, в том числе его способности понимать происшедшее событие.
3. Получение необходимой информации. Если не удается вызвать ребенка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о случившемся. Беседа начинается с открытых общих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (времени и обстоятельствах, характере насилия, о человеке, совершившим насилие и т. д.). Вопросы с несколькими заданными вариантами ответа, прямые и наводящие вопросы можно задавать, если все остальные возможности получения сведений от ребенка не дают эффект.
4. Завершение беседы. В конце беседы необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодотворна была беседа. Кроме того, необходимо успокоить ребенка, если он взволнован, укрепить уверенность в его защищенности.
5. Анализ полученных сведений. При этом важно учитывать информацию, полученную из разных источников. Для этого необходимо получить сведения о семье ребенка, включая информацию об отношениях родителей между собой, с родственниками и с ребенком, о распорядке дня ребенка, его интересах и увлечениях, о его отношениях со сверстниками, как он учится в школе, каков он по характеру. Эти сведения помогут дополнить рассказ ребенка и увидеть случившееся в более широком контексте.






















Психологическая помощь женщинам, пострадавшим от сексуального насилия

Психологические последствия перенесенного сексуального насилия
Насилие над женщиной было и остается одной из наиболее скрытых форм преступления (в милицию обращается одна-две женщины из ста, переживших сексуальное насилие). Изнасилование женщины, наверное, единственный вид преступления, когда в представлении общества жертва как бы несет ответственность за совершенное над ней насилие. Данная позиция лишает пострадавших возможности обращаться за помощью и оставляет женщин наедине с болью, которая делает их жизнь невыносимой.
Психологические последствия перенесенного женщиной изнасилова
ния можно разделить на ближайшие и отдаленные.
Ближайшим последствием насилия является снижение самооценки, вызванное переживаемым стыдом, страхом, чувством собственной вины. Почти у всех пострадавших появляются мысли о загубленном будущем. Помимо низкой самооценки у женщин, переживших сексуальное насилие, часто возникают эмоциональные расстройства: у них отмечаются плохое настроение и склонность к слезам, чувство подавленности, душевная боль и даже суицидальные намерения. Эти нарушения сопровождаются бессонницей либо ночными кошмарами, приступами страха и навязчивыми состояниями. Все это не может не отразиться на общении с другими людьми. Как правило, у женщин - жертв насилия сужается круг знакомых, так как они испытывают недоверие к людям, в особенности к мужчинам. Например, для многих ситуация ухаживания кажется опасной. Меняется также характер их общения. Погруженные в свою печаль, они воспринимаются окружающими как «холодные», безразличные ко всему эгоистки. Пострадавшие сами ощущают себя грязными, падшими, недостойными и исходя из этого строят взаимоотношения и общение с другими людьми.
К отдаленным последствиям пережитого сексуального насилия можно отнести психосоматические заболевания, нарушение сексуальных отношений, злоупотребление алкоголем, лекарственными средствами, курением. Кроме того, у пострадавших появляется чувство, что «какая-то часть тела убита пережитым унижением», в результате чего разрушаются привычные представления о себе. Сексуальное насилие разрушает у женщины представление о справедливости миропорядка: если не совершать зла, то ничего плохого с тобой не может случиться, - и пострадавшие оказываются в состоянии когнитивного диссонанса, что усиливает чувство беспомощности. Чувство неполноценности, ущербности, подкрепляемое в дальнейшем многочисленными неудачами, обычно приводит к тому, что незамужние женщины, пережившие изнасилование, связывают свою жизнь с мужчинами, которые их унижают. Думая, что они недостойны лучшего удела, женщины - жертвы сексуального насилия могут бессознательно провоцировать окружающих на разные формы насилия, например физическое или эмоциональное.
В литературе описываются четыре стадии развития психологической реакции на травму изнасилования:
- шок, или психологическое оцепенение;
- отрицание;
- сильный стресс;
- разрешение внутреннего конфликта, вызванного травмой.

Чаще всего женщины - жертвы изнасилования обращаются за психологической помощью на стадии сильного стресса. В этот момент они испытывают страх, у них возникают навязчивые мысли о пережитом насилии, отмечаются эмоциональная лабильность, нарушение сна, депрессия, заниженная самооценка.

Кризисная интервенция
как форма психологической помощи женщинам, пострадавшим от сексуального насилия
В практике психологической помощи женщинам - сексуальным жертвам используются две модели индивидуальной психотерапии: модель кризисной интервенции и модель краткосрочной психотерапии. Рассмотрим модель кризисной интервенции, т. е. вмешательства в кризис.
Главная цель кризисной интервенции - помочь женщине избавиться от психологической травмы, возникшей вследствие пережитого насилия; интегрировать опыт пережитого насилия в общую систему жизненного опыта пострадавшей. Для этого психологу необходимо выполнить следующие задачи:
1) сформировать у женщины-жертвы адекватное и ясное представление о происшедшем;
2) научить потерпевшую управлять своими чувствами и реакциями, помочь в преодолении аффекта;
3) способствовать формированию поведенческих моделей, позволяющих преодолеть последствия травмы.
Предлагается следующая схема кризисной интервенции:
1. Представьтесь пострадавшей и объясните, как вы связаны с кризисной службой для женщин.
2. Расскажите о той помощи, которую вы можете оказать пострадавшей.
3. Признайте тяжесть происшедшего. Девальвируйте событие: беда, но не катастрофа.
4. Побудите пострадавшую говорить с вами о случившемся. Будьте терпеливы, дайте ей время для ответа на ваши вопросы. Возможность рассказывать о травматических событиях и связанных с ними переживаниях помогает женщине избавиться от чувства беспомощности, стыда, в связи с воспоминанием о насилии. Накопившиеся переживания и эмоциональное напряжение ищут выхода, и он должен быть предоставлен активным слушанием.
5. Объясните, что многие жертвы сексуального насилия испытывают подобные чувства и у них возникают сходные реакции.
6. Выясните, что известно женщине о травматическом воздействии сексуального насилия, что она думает о своих действиях до и во время изнасилования. Объясните, что многие пострадавшие имеют неверные представления о мере своей ответственности за случившееся. На самом деле женщина, пережившая насилие, не может быть виновата в том, что она оказалась жертвой. Даже если женщина кокетничала, даже если позволила себя поцеловать - это не значит, что она давала согласие на все «остальное». Всегда, во всех случаях ответственность лежит на насильнике за то зло, которое он причинил. Мы с детства впитываем доверительное отношение к миру и к людям, и страшная вина лежит на тех, кто разбивает это доверие. Задача психолога состоит в том, чтобы женщина смогла прийти к пониманию и переосмыслению происшедшего.
7. Резюмируйте высказанное и переходите к фазе решения проблемы.
8. Помогите пострадавшей определить отдельные переживания и установить приоритеты, т.е. выявить то, что ее больше всего беспокоит и чем нужно заняться в первую очередь. Убедите женщину принять этот опыт и научиться жить с ним, в конце концов, теперь она понимает в жизни чуть-чуть больше, чем прежде. Восприятие и усвоение травматического опыта на когнитивном уровне поможет пострадавшей контролировать свои реакции, укрепить уверенность в себе и будет способствовать возвращению к привычному образу жизни.
9. Вместе составьте план действий, необходимых для решения важнейших проблем, вызванных пережитым насилием. Обсудите, что сделала, сказала бы жертва, если бы такое случилось с ее (его) подругой (другом). Предложите альтернативные решения для каждого из обсуждаемых вопросов. Параллельно происходит обучение приемам саморегуляции, позволяющим пострадавшей справиться с симптомами посттравматического стрессового расстройства. Для этого используются: релаксация (расслабление) и редукция (снижение) стресса; физические упражнения; снижение сензитивно-сти (чувствительности) и когнитивное переформирование (изменение точки зрения). Укрепите появившуюся у женщины уверенность, что она контролирует ситуацию, подчеркивая, что принимает решения она сама и будет выполнять их так, как считает нужным; что именно она несет ответственность за то, что будет происходить в ее жизни дальше.
10. Проверьте способность женщины-жертвы справиться с последствиями насилия. Узнайте, кто из ее близких или друзей может оказать ей поддержку. Просвещение и защита интересов пострадавшей являются важной частью терапевтического процесса.
11. Подготовьте пострадавшую к возможным реакциям на травму. Необходимо отметить, что женщины, пережившие сексуальное насилие в детстве, нуждаются в особом подходе. Они могут обратиться за помощью спустя многие годы, вдруг осознав, что травма, полученная ими в детстве или давным-давно, мешает им жить, заставляет страдать. В этом случае перед психологом стоят следующие задачи:
1. Помочь женщине полнее осознать то, что с ней случилось в детстве. Это становится возможным благодаря раскрытию «ужасной тайны», которая хранилась многие годы. И вот впервые на приеме у психолога женщина получает возможность открыто говорить и вспоминать о своей боли.
2. Помочь избавиться от чувства одиночества вследствие раскрытия секрета.
3. Помочь женщине в понимании возникающих у нее чувств и умении их выражать. Важным моментом является диссоциация (отделение) негативных чувств во времени, т.е. осознание женщиной того, что все произошедшее уже в прошлом.
4. Сформировать у пострадавшей чувства ответственности за себя и свою жизнь.
5. Избавить женщину от чувства вины.
6. Поддержать стремление женщины к новому образу жизни, к заботе о себе, наметить цели на будущее. Осознав, что с ней произошло, женщина учится получать то, чего была лишена многие годы. Она должна решить, как жить дальше, изменить ли что-то в семейной ситуации.

Насильники: общий психологический анализ и типология.Отечественные и зарубежные ученые установили, что основную массу изнасилований совершают мужчины, которые имели постоянную возможность удовлетворять половую потребность. Более того, многие из них на момент осуществления преступления были женаты и их семейные отношения были даже внешне благополучными. Поэтому, определяя психологические причины изнасилований, следует сразу же отвергнуть необоснованное утверждение о том, что регулярная половая жизнь женатых мужчин в значительной мере предотвращает этот деликт. Так почему же некоторые мужчины встают на путь сексуального насилия, преступно пренебрегая половой свободой женщины? Попытаемся в этом разобраться.

Исследуя проблемы детерминации изнасилования, совершаемого мужчиной над женщиной, психологи обычно используют одну из моделей сексуального насилия, обоснованных наукой: психиатрическую, фе­министскую, эволюционную и социального научения (5, С.66-71).

Психиатрическая модель трактует сексуальное насилие как акт агрессии, по­средством которого мужчина проявляет свою ненависть к женщи­не. Он мстит ей за пережитую (чаще всего в детстве) травму, связанную с его унижением или подавлени­ем конкретной женщиной, например матерью. Мотивация насилия в этой связи распространяется на женщин в целом.

Феминистская модель объясняет сексуальное насилие глобальной тенденцией патриархата европейской культуры к доминирова­нию класса мужчин над классом женщин. Сексуальное насилие понимается сторонниками данной теории как псевдосексуальный акт, мотивированный стремлением мужчин к постоянной демонстрации властной иерархии, существую­щей в обществе, особенно в ситуациях, угрожающих данному мировоззрению.

Эволюционная модель опирается на дарвиновскую концепцию развития животного мира и совершенствования механизмов приспособления (в том числе размножения). Согласно данной модели, сексуальное насилие является репродуктивной стратегией поведения самцов, которая помогла человечеству выжить в далекие времена. Биологическая роль самки заключается в вынашивании и выращивании жизнеспособного потомства, поэтому ее репродуктивная стратегия - избирательная и охранительная. Репродуктивная стратегия самца обратная - тотальная и наступательная, он стремится к оплодотворению как можно большего количества женщин, так как, возможно, часть потомства не выживет. Согласно данной модели, современных мужчин, совершающих сексуальное насилие, побуждает некий не угасший у них атавистический инстинкт, генетически полученный в наследство от древних предков.

Модель социального научения, напротив, утверждает, что стремление к агрессии и насилию над женщиной не заложено в человеческой психике от рождения. Оно есть результат усвоения различных поведенческих моделей, демонстрируемых в жизни, в кино, по телевидению. В акте сексуального насилия насильник и его жертва ведут себя в соответствии с усвоенным стереотипом половых взаимоотношений.

Очевидно, что каждая из моделей несет в себе зерно истины, но ни одна из них пока не в состоянии полностью объяснить психологические корни изнасилования. Какие модели сексуального насилия лучше всего подкреплены экспериментальным материалом? Для ответа на этот вопрос обратимся к анализу некоторой эмпирики.

Первое. Изнасилование, как и многие другие виды насильственных преступлений, предопределяются наличием у человека следующих личностных качеств: импульсивность, аффективная ригидность, социальная отчужденность, высокий уровень тревожности, нарушения адаптации, дефекты правосознания и регуляции своим поведением.

Второе. Психологическое содержание изнасилования состоит в стремлении мужчины утвердить себя по отношению к женщине. Очень часто данное преступление в меньшей степени порождается сексуальными мотивами, а в большей - мотивами самоутверждения. Такая тенденция должна рассматриваться как следствие нарушенной идентификации с традиционно понимаемой мужской ролью, мужскими качествами.

Третье. Важно подчеркнуть, что изнасилование в свете имеющихся данных, полученных по СМИЛ, выступает как явно компенсаторное. За преступлением, связанным со стремлением к явному доминированию по отношению к женщине, может стоять субъективно нерешенная проблема. Она заключается в том, что мужчина бессознательно ощущает склонность к противоположному по содержанию, по существу женскому поведению (подчиненному, пассивному и т.д.), которое он стремится в себе преодолеть, чаще всего неосознанно, чтобы соответствовать субъективным представлениям о мужских ролях и качествах. Такие представления и порождаемое ими поведение формируются в процессе социализации индивида.

Четвертое. Интерпретация результатов применения СМИЛ относительно лиц, совершивших изнасилования, позволяет говорить о том, что у насильников наблюдается пониженный потенциал сочувствия, сопереживания, сострадания и стремления понять другого человека. Личностно значимыми для них являются только физические действия и поступки. Они не могут осознавать мотивы своих действий. Им не дано правильно оценить действия других.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...