Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО




ПСИХОЛОГИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБРАЗОВАНИЯ

 

Методические материалы для студентов

 

Составители:

Ст. преподаватель Кубашева О.В.;

 

ст. преподаватель Жученко О.А.

 

Ижевск 2016


Цельизучения данной дисциплины – развитие у студентов способности к самоорганизации и самообразованию, что позволяет быть готовым к осознанной профессиональной подготовке в соответствии со своими индивидуально-типологическими особенностями.

Достижение поставленной цели осуществляется через решение задач:

· сформировать компетенции самоорганизации и самообразования;

· овладеть понятийным аппаратом, описывающим когнитивную, эмоциональную, мотивационно-волевую сферы личности, самообразование, саморазвитие, самоорганизацию;

· научить учитывать индивидуально-типологические особенности людей в профессиональной деятельности, в межличностном взаимодействии, жизненных выборах;

· повысить мотивацию студентов к изучению психологии самоорганизации и самообразования, уровень интеллектуального развития за счет интерактивных методов обучения;

· развить познавательные процессы как условие активной самоорганизации будущих специалистов;

Формы проведения занятий:лекции, семинарские занятия, написание контрольной работы.

Формы контроля: текущий контроль, зачёт.

 


Методические рекомендации для самостоятельной работы

При написании контрольной работы

Контрольная работа состоит из трех частей:

· теоретической,

· практической,

· словаря основных терминов (ключевых слов) по выполненной работе.

Выполнение контрольной работы начинается с выбора темы. Тематика контрольных работ приведена ниже и содержит ключевые проблемы психологии самоорганизации и самообразования.  Студент выбирает тему контрольной работы строго из приведенного списка самостоятельно, с учетом личного интереса и имеющейся литературы. Написание теоретической части следует начинать с поиска и изучения литературы, составления библиографии. Необходимо обработать и систематизировать информацию, разработать план контрольной работы.

Тема должна быть раскрыта последовательно - в соответствии с оглавлением пункты оглавления должны быть повторены в тексте. При написании контрольной работы рекомендуется использовать не только учебники, но также научную, периодическую литературу, Интернет-ресурсы.

При написании контрольной работы необходимо проявлять самостоятельность, поэтому не допускается использование готовых компьютерных вариантов контрольных работ.

В практической части студент выполняет практическое задание: индивидуальное портфолио, указанное ниже.

Третья часть контрольной работы представляет собой словарь основных терминов (ключевых слов), которые необходимо выписать отдельно с их объяснением, выделив из теоретической части текста. Это позволяет студенту структурировать для себя информацию, выяснив основные понятия работы.

 

Следует обратить внимание на оформление контрольной работы. Контрольная работа выполняется только в рукописном виде – аккуратным, понятным для чтения почерком. Формат бумаги А 4. Объем 12-15 (не более!) страниц. Тема должна быть раскрыта последовательно - в соответствии с оглавлением, пункты оглавления должны быть повторены в тексте.

Студенты должны обратить внимание на правильное оформление титульного листа, оглавления и списка литературы (смотрите образцы оформления в приложениях). Контрольная работа сдается методисту в каб. 1-501а ирегистрируется в журнале. Студент, не сдавший контрольную работу, к зачету не допускается.

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:

1. Основные положения гештальт-психологии как направления, предвосхитившего появление концепции самоорганизации.

2. Вклад ученых в развитие психологии как науки.

3. Бессознательное человека: структура, влияние на поведение.

4. Развитие высших психических функций человека в процессе самоорганизации.

5. Психическое здоровье человека как фактор эффективной самоорганизации и самообразования.

6. Механизмы психологической защиты в процессе самоорганизации.

7. Социальная зрелость личности как показатель уровня самоорганизации.

8. Возрастная динамика развития человека в процессе образования.

9. Развитие личности в образовательных системах.

10. Влияние темперамента на развитие личности.

11. Гениальность и безумие.

12. Направленность личности как результат самообразования.

13. Эмоции и чувства: общее и отличия.

14. Особенности деятельности при повышенной психической напряженности.

15. Стресс в процессе самообразования и самоорганизации и способы его преодоления.

16. Основные положения гештальт-психологии как направления, предвосхитившего появление концепции самоорганизации.

17. Вклад ученых в развитие психологии как науки.

18. Бессознательное человека: структура, влияние на поведение.

19. Развитие высших психических функций человека в процессе самоорганизации.

20. Психическое здоровье человека как фактор эффективной самоорганизации и самообразования.

21. Механизмы психологической защиты в процессе самоорганизации.

22. Социальная зрелость личности как показатель уровня самоорганизации.

23. Возрастная динамика развития человека в процессе образования.

24. Развитие личности в образовательных системах.

25. Влияние темперамента на развитие личности.

26. Гениальность и безумие.

27. Направленность личности как результат самообразования.

28. Эмоции и чувства: общее и отличия.

29. Особенности деятельности при повышенной психической напряженности.

30. Стресс в процессе самообразования и самоорганизации и способы его преодоления.

31. Звенья саморегуляции и их реализация в жизнедеятельности.

32. Ощущение: виды, свойства, закономерности функционирования, значение в жизни человека.

33. Восприятие: виды, свойства, значение в жизни человека.

34. Речь — инструмент мышления.

35. Воображение и творческой мышление: общее, отличие, связь.

36. Способы развития познавательных процессов в разном возрасте.

37. Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс.

38. Самообразование руководителя АПК.

39. Основные принципы тайм-менеджмента руководителя.

40. Особенности учебной деятельности в разном возрасте.

41. Условия и факторы профессионального самоопределения.

42. Виды и характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма.

43. Самоорганизация учебной деятельности.

44. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.

45. Психологическое айкидо.

46. Ассертивность как одно из основных качеств личности с высокой самоорганизацией.

47. Самообразование — фактор социализации личности?

48. Общение в Интернете: психологические особенности, значение для самоорганизации и самообразования.

49. Конфликт: психологическая сущность, влияние на самоорганизацию.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО

1. Какими личностными качествами должен обладать специалист в вашей профессиональной области?

2. Определите тип вашего темперамента и особенности его влияния на вашу самоорганизацию.

3. Тип вашей самооценки и его влияние на ваше самообразование.

4. Приведите пример вашего волевого поведения в рамках вашей самоорганизации.

5. Как ваша самоорганизация повлияла на развитие ваших способностей? Определите ваши способности.

6. Какие способы самоорганизации вы используете в повседневной жизни и в учебной деятельности?

7. Какие виды самообразования вы применяете в своей жизни?

8. Какие мнемотехнические приемы вы используете в процессе самообразования?

9. Какие способы восстановления работоспособности вы применяете в своей жизни?

10. Занимаетесь ли вы самообразованием в процессе обучения в вузе? Каковы при этом ваши мотивы и потребности?

11. Какие методы самообразования вы используете?

12. Какие технологии тайм-менеджмента вы используете регулярно?

13. Выберите любую деятельность, которой вы занимались вчера, и определите ее психологическую структуру.

14. Какие психические явления задействованы у Вас в процессе самоорганизации и самообразования? Каким образом?

15.Какие компьютерные технологии вы используете в процессе самоорганизации и самообразования?

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. Основные категории психологии самоорганизации и самообразования: психология, самоорганизация, самообразование, саморазвитие. Психология: особенности, место в системе научного познания. Виды психических явлений.

2. Сознание и самосознание как условия активной самоорганизации личности.

3. Самообразование: виды, принципы, этапы. Содержание и структура непрерывного образования. 

4. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Основные характеристики личности.

5. Развитие личности в онтогенезе: основные психологические особенности. Взаимосвязь с самоорганизацией.

6. Самооценка как центральное образование личности. Взаимосвязь самооценки, самоорганизации, самообразования.

7. Понятия успеха и успешности в самообразовании. 

8. Темперамент: физиологические основы, психологическая характеристика.

9. Характер: понятие, проявление, черты. Формирование характера. Влияние на самоорганизацию.

10. Способности: понятие, классификация, уровни, развитие. Развитие способностей как результат эффективно организованного самообразования.

11. Потребности: понятие, виды, связь с мотивами. Удовлетворение потребностей в процессе самообразования.

12. Мотивация как ведущий фактор самоорганизации и самообразования. Виды мотивов. 

13. Самоорганизация как способность к саморегуляции. Способы саморегуляции. 

14. Регуляторная роль психических эмоциональных состояний в самоорганизации субъекта: настроение, стресс, аффект, страсть, фрустрация, тревога.

15. Воля как один из механизмов самоорганизации. Формирование волевых качеств. Функции воли. Структура волевого акта поведения.

16. Ощущение и восприятие: общие и отличительные черты.

17. Внимание: виды, свойства, развитие, значение в процессе самообразования.

18. Память: виды, процессы, закономерности, значение в процессе самообразования. Мнемотехнические приемы.

19. Мышление: понятие, виды, мыслительные операции. Креативность мышления как одно из основных качеств личности с высокой самоорганизацией. Интеллект как механизм самоорганизации. Виды и развитие интеллекта.

20. Влияние самообразования на развитие речи. Виды и характеристики речи.

21.  Воображение: понятие, виды, приемы, взаимосвязь с самообразованием.

22. Понятие и специфика профессиональной деятельности. Разнообразие профессиональной деятельности на современном российском рынке труда.

23. Работоспособность как фактор самоорганизации и самообразования: понятие, условия. Способы восстановления работоспособности.

24.  Деятельность как психологическая категория: основные виды, структура. Цель как условие успешной самоорганизации и самообразования.

25.  Познавательная деятельность как базис самообразования.

26. Технологии управления своим временем (тайм-менеджмент).

27. Понятие, структура, функции коммуникации. Психологические барьеры коммуникации и способы их преодоления. Вербальный и невербальный язык общения. 

28. Психология эффективного взаимодействия в условиях современного самообразования: взаимодействие с обучающими, менеджерами образования, сокурсниками в формате непосредственной и опосредованной коммуникации (дистанционного образования).

29. Роль современных компьютерных технологий в самоорганизации и самообразовании личности.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Психология и педагогика: конспект лекций / сост. Жученко О.А. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014 . – 89 с.

Дополнительная литература

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М. Аспект Пресс, 2001. - 375 с.

2. Аристова, И.Л. Психология. Мотивация, эмоции, воля / И.Л. Аристова. - Владивосток: ДВГУ, 2003 . - 104 с.

  1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 1998 . - 334 с.
  2. Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. - М.: Изд-во МГУ, 1980 . - 439 с.
  3. Климов, Е.А. Основы психологии / Е.А. Климов. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. - 295 с.
  4. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика / Т.Д. Марцинковская. - М.: Проспект, 2013. - 459 с.
  5. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2007.
  6. Нуркова, В.В. Общая психология / В.В. Нуркова. - М.: Юрайт, 2013 . -604 с.
  7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 712 с.
  8. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. - СПб.: Питер, 2008. - 591 с.

Интернет-ресурсы

 

· http://cyberleninka.ru Научная электронная библиотека «Киберленинка»

· http://e.lanbook.com (выход с библиотеки ИжГСХА)

· http://ebs.rgazu.ru (выход с библиотеки ИжГСХА)

· http://psyfactor.org

· http://vocabulary.ru Национальная психологическая энциклопедия

· http://www.psychologos.ru

· www.adlog.narod.ru (сайт О.А. Жученко)

· www.azps.ru

· www.koob.ru

· www.psychology.net.ru

· www.rucont.ru (выход с библиотеки ИжГСХА)

· www.univertv.ru

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...