Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные психологические характеристики сознания.




 

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку. Благодаря сознанию формируется внутренняя модель внешнего мира, в следствие чего становится возможным его познание и преобразование.

 

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

 

Сознание выполняет четыре основных функции: отражение, регулятивно-оценочную, рефлексивную, порождающую.

 

Благодаря сознанию, человек может построить модель своей личности и на этой основе строить взаимоотношения с другими людьми.

Человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями.

 

Характеристики сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

 

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка. Имеет рефлексивный хар-р (дает возможность человеку выделить себя из окружающей среды, проанализировать и оценить свои действия и поступки).

 

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

 

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

 

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

 

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение

 

7.Сознание имеет социальный хар-р, ибо оно возникает только в общественном, социальном обществе.

 

8.Коммуникативная особенность сознания дает возможность передать информацию от одного к др.

 

9.Интеллектуальная особенность сознания дает возможность анализировать, обобщать, абстрагировать, классифицировать предметы, явления, рассуждать, делать выводы, умозаключения об явлениях природы и общества.

 

11.Воображаемая особенность сознания дает возможность фантазировать, мечтать, заглянуть в будущее.

 

 

Физиологические основы работы психики. Свойства нервной системы.

 

Нервная система человека состоит из двух разделов:

- центрального,

- периферического.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из:

- головного мозга,

- спинного мозга.

Головной мозг в свою очередь состоит из:

- переднего мозга,

- среднего мозга,

- заднего мозга.

В головном мозге выделяются, например, такие важнейшие структуры, как:

- таламус,

- гипоталамус,

- мост,

- мозжечок,

- продолговатый мозг.

Можно сказать, все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в получении, переработке и отправке информации. Однако особое, самое характерное значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Так, анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых – в височной, осязательных – в теменной и пр.

В пределах каждой области, в свою очередь, могут быть выделены участки с различным микроскопическим строением, получившие название полей коры, по-разному участвующих в процессах анализа и синтеза, осуществляемых в той или иной области.

 

Существенную роль в раскрытии механизмов взаимодействия организма и среды сыграло понятие рефлекс. Развитие этого понятия и распространение его механизма на все психические процессы было осуществлено И.М. Сеченовым. «Все акты сознательной и бессознательной жизни – по способу происхождения суть рефлексы»

В рефлекторном акте Сеченов выделял три звена:

В первом раздражение чувствующего «снаряда» превращается в нервное возбуждение.

Во втором, среднем звене на основе процессов возбуждения и торможения происходит своеобразная переработка информации и принятие решения.

Третье – исполнительное, т.е. передача команд в исполнительные органы (мышцы, железы и т.д.).

Основные его идеи нашли свое дальнейшее развитие в исследовании И.П. Павлова. Он уделил особое внимание тем рефлексам, механизмы которых формируются прижизненно, назвав их условными.

Свойства нервной системы (англ. propertiesofthenervoussystem) - основные, преимущественно генетически детерминированные особенности функционирования нервной системы, определяющие различия в поведении и в отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды

 

В настоящее время общепризнанным считается наличие трёх уровней свойств нервной системы:

«Общие» (системные)свойства нервной системы: представляют собой наиболее фундаментальные функциональные характеристики интеграции нервных процессов всего мозга. Они определяют индивидуальные различия в общеличностных характеристиках, таких как темперамент и общий интеллект.

«Комплексно-структурные»свойства нервной системы: особенности интеграции нервных процессов в отдельных структурах мозга (полушариях, лобных отделах, анализаторах, подкорковых структурах и т.д.). Большинство определяемых традиционными методами свойств нервной системы (или частных свойств) относится к этой категории. Они определяют, прежде всего, специальные способности и отдельные черты личности.

«Элементарные» свойства нервной системы: проявляются в особенностях интеграции нервных процессов в отдельных элементах нервной системы (нейронах), являются компонентами свойств более высокого порядка. (В.М. Русалов)

 

 

Виды и качества внимания. Связь внимания с познанием и работой.

Внимание – это сосредоточенность сознания человека на определенных предметах, явлениях и видах деятельности при одновременном отвлечении от других.

Виды внимания:

1. Непроизвольное внимание – возникает непреднамеренно.

2. Произвольное внимание – возникает и развивается в результате волевого усилия.

3. Послепроизвольное внимание – возникает из произвольного внимания человека и характеризуется рядом качеств.

Качества внимания:

1. Объем внимания – определяется количеством объектов, которое человек может воспринимать в единицу времени (среднее 4-6 объектов одновременно).

2. Устойчивость внимания – это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте.

3. Переключение внимания.

4. Распределение внимания – это способность распределить внимание на несколько объектов и воспринимать их в равной степени.

5. Концентрация внимания – это качество, противоположное устойчивости.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...