Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

К 90-летию архимандрита Никона (Коневший).




 

В январе 2018 года исполнилось 90 лет одному из старейших клириков Тульской митрополии Русской Православной Церкви (МП) – архимандриту Никону (Коневший). Родившийся еще во времена Чехословакии, русин, он и не мог подозревать о том, что когда-то его жизненный путь будет связан с далекой Россией, в которой ему доведется восстановить не один храм в тяжелое советское время, а так же стоять у истоков воссоздания целого монастыря - древней святыни Тульской земли, Белевская Введенская Макариевская Жабынская пустыни.

Этот старинный монастырь был основан в 1585 году в царствование Федора Иоанновича Романова по жалованной им грамоте, данной некоему благочестивому старцу Онуфрию, составленной белевскими писцами Никитой Григорьевичем Ржевским «со товарищи». После тяжелых годин Смутного времени восстанавливать сожженную поляками в 1615 году обитель пришлось старцу Макарию, имя которого пустынь носит по сей день. В XX веке новые суровые испытания выпали на долю монастыря и братии после закрытия и разорения Свято-Введенской Макариевской Жабынской пустыни в первые десятилетия советской власти, а также разрушений в период Великой Отечественной войны. В ходе боев за город Белев, рядом с которым и находится монастырь,  под яростным артиллерийским огнем пострадали храмы и здания монастыря.
В конце ХХ века настоятелем моанстыря стал человек ответственный и умудренный годами служения Церкви – архимандрит Никон (Коневший). Его ответственность за все принятые решения, которые оказались особенно важны на этапе возрождения обители, была серьезна и велика. Отец Никон говорит, что его на все начинания и делания сподвигает пример духовного наставника и учителя, ныне канонизированного Православной Церковью Закарпатского старца – архимандрита Иова (Кундри).
– Качествами, за которые мы, послушники, ценили его, были трудолюбие, простота во взаимоотношениях, милосердие, смиренность, – вспоминает настоятель Жабынского монастыря.

Жизненный путь самого архимандрита Никона также служит примером многим священнослужителям. Родился он в селе Драгово, которое лежит неподалеку от Хуста, в Подкарпатской Руси в 1928 году. Родился в русинской многодетной семье: в ней росли еще двое братьев и пять сестер! Его отец, Иван Федорович, был одним из ктиторов Свято-Архангело-Михайловского монастыря в селе Драгово-Забродь. Иван Федорович, как и многие русины в начале XX века, уехал на заработки в Америку, трудился на рудниках, не отказывался от любой тяжелой работы. По своему возвращению в родную Подкарпатскую Русь, женился на православной девушке – Анне Ивановне Рошко. Одна мысль не выходила из головы Ивана Федоровича и во время работы в Америке и по возвращению в Подкарпатье – возродить монастырь в родном Карпатском селе. Вскоре он смог осуществить это благородное желание. Собрав свои сбережения, которые удалось Выкупив в 1934 году землю, где триста лет до этого был мужской Православный монастырь, он передал ее церкви и способствовал восстановлению древней обители. А Василий, как звали в миру отца Никона, пас в монастыре овец и всячески помогал по хозяйству, уже с малых лет привыкая к труду и послушанию, столь необходимым в монашеской жизни.  

Но вскоре для Подкарпатья настали тяжелые годы. 18 марта 1939 года в Закарпатье были введены венгерские войска, независимость Закарпатья, как автономной части Чехословакии, была ликвидирована, а территория аннексирована Венгрией. В этих непростых условиях православному населению пришлось весьма сложно.

Однако, после окончания школы в 1942 году Василий (будущий о.Никон) пришел в Свято-Троицкий монастырь села Хуст-Городилово. Уже после окончания войны его наставником и стал архимандрит Иов (Кундря), в то время иеромонах, назначенный наместником монастыря. Здесь в скиту Василий учился мастерству псаломщика, пел на клиросе, помогал в алтаре. Вместе с ним в обители подвизались его земляки-русины – будущие священнослужители Тульской епархии: протоиерей Серафим Хланта, протоиерей Михаил Хланта, схиархимандрит Исаакий (Мотыль), протодиакон Иоанн Бердар. Всем им предстояло в будущем послужить возрождению Православной Церкви в далекой России…

В 1950 году Василий Коневший был пострижен в монашество, а после окончания в 1956 году Московской духовной семинарии хотел вернуться в родной русинский край, который по итогам Второй Мировой Войны отошел к УССР. Отец Никон хотел продолжить свое служение на родине, но после хрущевских гонений на Церковь в Закарпатье не было возможности принять его в состав братии или назначить на приход. Отец Никон был направлен на служение в Ярославскую епархию, где служил штатным священником и настоятелем в храмах Углича, Любимова и в кафедральном соборе Яро­славля.

Осенью 1957-го его перевели в Тульскую епархию, он был настоятелем разных храмов, а с 1991 года стал комендантом-строителем и наместником Свято-Введенской Макариевской Жабынской пустыни, когда митрополит Тульский и Белевский Серапион предписал настоятелю Свято-Троицкого храма города Белева архимандриту Никону вступить в должность.

Тогда в Жабыни Знаменская церковь и Макариевский храм, в котором в советское время располагалась школа, были заброшены, проемы окон забиты досками, в стенах выбиты кирпичи, ступени лестницы заросли травой. Часовни над источником не было, от купален не осталось и следа. Только колодец неиссякаемо радовал своей кристальной водой: люди никогда не забывали о нем.

Первые службы в пустыни отец Никон проводил в Знаменской церкви, где был устроен фанерный иконостас с фотографиями икон. Бого­служение совершалось по воскресным дням и праздникам. После открытия обители в ней по ряду причин в течение девяти лет не было братии. Не было и храма для совершения повседневной молитвы в пустыни, негде было жить… Верными помощниками отца Никона в восстановлении монастырских зданий стали его родственники и земляки-русины, которые вместе с архимандритом стойко переносили все трудности. Приходили в монастырь поработать и представители бывших дворянских родов, знатных купеческих фамилий, потомки позабытых белевских казаков, предки которых стерегли в засечной черте рубежи своей Отчизны. Всех их, по словам архимандрита Никона, объединила любовь к отчему краю и «родному пепелищу», желание воскресить из небытия православную обитель, намоленную их пращурами. Помогала монастырю и уже восстановившаяся из руин Оптина пустынь, где старец Илий (Ноздрин) молился за возрождение полюбившейся ему Жабынской обители.

Потихоньку возрождалась обитель, поднимали свои главы храмы монастыря, отстроились гостиница, братские корпуса, купальня на источнике. Все больше паломников приезжает к святому источнику и к мощам преподобного Макария. С 2000 года бого­служение в обители стало совершаться ежедневно. Росло число братьев и доброхотных помощников монастыря, и 4 февраля 2001 года, в день празднования памяти преподобного Макария, состоялась первая божественная литургия в Макариевском храме. В тот же день был совершен и первый после многолетнего перерыва монашеский постриг.

В 2008 году начались реставрационные работы в Введенском храме, от которого в советские время остались лишь части некогда мощных стен. Введениский храм был главным храмом монастыря, поэтому его возрождение стало и символа возрождения, новой жизни обители. Работы велись круглый год и к лету 2010 года здание собора с крышей, сияющей медной кровлей было полностью подготовлено для установки глав и крестов. 4 декабря 2011 года храм был торжественно освящён митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием и епископом Белевским и Алексинским Серафимом.

Сегодня монастырь ведет активную пастырскую, просветительскую и миссионерскую деятельность среди населения.  

Наряду с молитвенным служением, братия выполняют в обширном монастырском хозяйстве целый ряд послушаний. Это уборка и отопление помещений, благоустройство территории и участие в строительных работах, заготовка сена и овощей – везде нужно приложить руки. Монастырь содержит коровник, птичник, есть своя пасека, фруктовые сады, огород, а в замечательно монастырском пруду водится рыба.

Монастырская трапезная обслуживает не только монастырь, но и многочисленных паломников и прихожан. В обители есть небольшая библиотека, фонд которой составляют святоотеческие творения и книги по церковной истории.

– Восстановление древней Введенской церкви стало чудом, настоящим чудом, которое мы сами с вами можем наблюдать. Слава Господу, Пресвятой Владычице нашей Богородице и преподобному Макарию, что мы с вами являемся очевидцами этих чудесных событий, – говорит отец Никон.

Отец Никон, как и прежде, несет послушание наместника древней обители Тульской и Белевской земли. Не забывает и родное Закарпатье, которое по старому называет еще Подкарпатской Русью, памятуя времена юности. Несмотря на свой почтенный возраст, он каждый год приезжает в родной край, поклониться мощам своего духовного наставника и учителя, старца Иова (Кундри), которому, как говорит отец Никон, он обязан выбором своего жизненного пути. Действительно, «неисповедимы Пути Господни».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 536.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...