Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оркестр Утесова в военное и послевоенное время




 

Как в настоящем западном джаз-банде, в оркестре Утёсова было десять человек: два саксофониста, тромбонист, трубач, контрабасист, пианист, гитарист, скрипач, ударник и тенор. Среди своих музыкантов Утёсов был самым молодым и требовал от взрослых людей изменить свои привычки и навыки — всё ради джаза. Он хотел, чтобы его музыканты были немного и актёрами: чтобы они могли спеть, сказать несколько слов или просто подняться с места.

Например, Ося Гершкович ни за что не хотел опускаться на одно колено и при этом играть на тромбоне. Он сердился и говорил, что не для того заканчивал консерваторию и что подобные просьбы унижают его творческое достоинство. Но уже после первого представления, когда всё же Гершкович выполнил этот "трюк", который имел огромный успех у публики, он умолял и дальше давать ему подобные роли. Так был создан образ весёлого тромбониста, который не может усидеть на месте, когда слышит музыку. Были придуманы образы и другим музыкантам — от весёлых и жизнерадостных до мрачных и пессимистичных.

Утёсов мечтал превратить оркестр в театр, но война изменила его планы. Москва опустела: началась эвакуация учреждений, предприятий и театров. Джаз-банд Утёсова отправили в Свердловск. Здесь уже не было речи о декорациях и эффектах. Теперь музыкантам приходилось работать на любой площадке, иногда даже на грузовой машине. Потом была Сибирь и Дальний Восток. С 1942 года на афишах к имени Леонида Утёсова приписывали "з. а. р." — заслуженный артист республики. Но новый, 1944 год музыканты встречали уже дома.
       После войны джаз снова привлёк к себе отрицательное внимание. В СССР вместе с пластинками, фильмами и концертами гастролирующих артистов стала распространяться западная музыка. Власть посчитала, что зарубежная музыка может испортить советских граждан, и начала следить за репертуаром. Утёсов был вынужден переименовать коллектив из "Джаз-оркестра Утёсова" в "Эстрадный оркестр РСФСР". Но изменилось только название, суть осталась прежней.

В 1952 году в "Советском искусстве" была опубликована статья с обвинениями джаза: "А в джазе старые, добротные, прекрасные инструменты используются самым отвратительным образом, извращающим их природу, их естественную благородную звучность. Исполнительский "стиль" джаза построен на варварском искажении привычных для нашего уха звучаний, на подчёркнуто грубых синкопированных ритмах, на надуманных, неестественных тембрах оркестровых инструментов. Разве может в "устах" подобного оркестра прозвучать без искажения советская массовая песня?"

Утёсову заявили, что в его оркестре слишком много саксофонов, — пришлось заменить американские "подозрительные" инструменты на флейты и кларнеты. Более того, музыкант убрал из репертуара все произведения, где был малейший намёк на американскую музыку. Теперь оркестр исполнял вальсы, польки и марши, избегая танцевальной музыки.

Только после смерти Сталина в 1953 году Утёсов мог иногда позволить оркестру исполнить один фокстрот, который назывался "Песня американского безработного". Когда в зале раздавалась ритмичная музыка, публика орала и визжала, а потом просила несколько раз повторить песню.

Только через 15 лет изменилось отношение к джазу, и в прессе уже писали: "Серьёзные музыканты давно отказались от пренебрежительного отношения к джазу и не раз восхищались ритмическими, мелодическими и особенно гармоническими "прозрениями" выдающихся импровизаторов".

 

 




Заключение

Значение самого Утесова для послевоенных и последующих советских любителей джаза вряд ли было ощутимым, значение же его оркестра и его музыкантов — большим и заметным, но главное в том, что без Угесова не было бы и этого замечательного оркестра. Дорога его жизни была длинной и временами трудной, а сам он являлся, безусловно, незаурядной фигурой в артистическом мире всего советского периода. Конечно, история нашего джаза не перестала бы существовать без Утесова, но все же это была бы другая история.

 

 

 

Литературные источники

1. Утесов Л.О. С песней по жизни. М., "Искусство", 1961
2. Утесов Л.О. Спасибо, сердце. М., Всероссийское театральное общество, 1976, 480 с. с илл.
3. Баташев А.Н. Советский джаз. Исторический очерк. - М., "Музыка", 1972, 176 с. с илл.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ



Введение. Джаз в СССР – 2

Биография Леонида Утесова – 4

Становление оркестра Л. Утесова – 6

Создание «Теа-джаза» - 7

Сотрудничество с Дунаевским – 8

Оркестр Утесова в военное и послевоенное время – 10

Литературные источники – 13

Содержание - 14

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...