Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II.2.1. Анализ литературных источников и обобщение передового практического опыта.




В ходе анализа научно-методической литературы, нормативных документов и передового практического опыта ведущих тренеров и специалистов по вольной борьбе было проанализированы литературные источники.

Анализ литературных источников проводился на всех этапах исследования. Его основной целью являлось выявление состояния проблемы исследования и определение основных путей в решении проблемы совершенствования системы начальной подготовки в вольной борьбе, содержания базовой техники и последовательности ее формирования на начальном этапе подготовки борцов.

II.2.2. Педагогическое наблюдение.

Педагогические наблюдения проводились в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований различного масштаба по вольной борьбе. Это позволило собрать первичную информацию, уточнить особенности формирования техники спортивной борьбы на этапе базовой подготовки и содержание технико-тактической подготовленности высоко-квалифицированных борцов.

II.2.3. Анкетирование и интервьюирование ведущих тренеров и специалистов по вольной борьбе.

Анкетирование и интервьюирование ведущих тренеров и специалистов по вольной борьбе проводилось на соревнованиях, проводимых в Республике Саха (Якутия).

II.2.4 Организация исследования

Для решения поставленных задач было организовано исследование, которое проходило в четыре этапа.

На первом этапе изучались литературные источники, освещающие состояние проблемы исследования, определялось общее направление работы, формировались и уточнялись цель, задачи и гипотеза исследования.

На втором этапе определялось содержание технико-тактической подготовленности борцов высокого класса с помощью анкетных данных, и работ специалистов и ведущих тренеров, а также анализа материалов соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов.

Третий этап был посвящен аналитическому обобщению полученных данных, уточнению теоретико-методологических аспектов базовой подготовки борцов, определение содержания базовой техники и последовательности ее формирования на начальном этапе подготовки борцов.

На четвертом этапе, были обработаны полученные данные и оформлялась работа.

Глава III. Результаты исследования и их анализ.

Определение содержания и объема базовой техники вольной борьбе.

Методика подготовки юных борцов должна соответствовать закономерностям развития и формирования растущего организма. Эмпирическое решение вопросов тренировки, оторванное от медико-биологических и педагогических данных, приводит к слепому экспериментированию на детях, что в условиях современного спорта с его огромными нагрузками недопустимо и опасно для здоровья.

Рассматриваемый возраст (10-12 лет) относится к предпубертатному и имеет свои характерные морфофункциональные и психические особенности. Так, процессы возбуждения вновь начинают превалировать над процессами торможения. В этом возрасте необходимо очень тактично подходить к вопросам поощрения и наказания, определения победителей в единоборствах и играх.

Изучение возрастных особенностей развития борцов показывает, что на этапе начального обучения происходит бурный рост тела в длину, связочный аппарат более эластичный, чем у взрослых. Мышечная ткань также растет более интенсивно в длину, чем в поперечнике.

Учитывая, что в данный период организм подростков находится в состоянии формирования и развития – это самый благодатный период для развития силы мышц, скоростных качеств, гибкости и, в известной мере, выносливости.

Если учитывать, что это своеобразный субстрат ловкости – без которой немыслимо овладение сложными техническими движениями борьбы, то становится понятным необходимость тренировочного процесса с акцентом на формирование специфических навыков. При этом нужно учитывать и то, что в этом возрасте быстрее наступает утомление, менее устойчиво внимание, юноши в большей мере реагируют на различные раздражители и тем не менее они способны выполнять объем работы по совершенствованию вышеперечисленных качеств.

Созревание двигательного анализатора (по данным многих авторов он достигает зрелости к 13 годам) способствует развитию интеллектуальных способностей, усиливает функции памяти.

Еще И.М. Сеченов указывал на то, что мышечные движения имеют огромное значение для развития деятельности мозга. Двигательный анализатор является связующим звеном и рассматривается современной наукой как механизм сенсомоторной интеграции. Двигательная деятельность прямо сказывается на развитие речи, мышления детей. Недаром, многие авторы предлагают игры и элементы единоборств как средство умственного развития детей и подростков.

Для нормальной умственной работоспособности организма необходимо оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это не стимулирует возбуждение ЦНС. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижается самочувствие, ухудшается работоспособность.

Поэтому, необходимость активных физических действий очевидна. Весь вопрос состоит в том, чтобы их действие на организм было оптимальным, то есть достаточным, но не чрезмерным. Каждый тренер должен действовать в соответствии с биологическими возможностями юного спортсмена, руководствуясь известными принципами обучения и тренировки. Знание принципов и путей их практической реализации делает процесс тренировки более эффективным и результативным.

В процессе овладения техникой из-за целого ряда причин в структуре движений возникают и закрепляются ошибки, не позволяющие в последствии в полной мере использовать имеющийся двигательный потенциал. Все ошибки имеют свои глубокие корни в самом начальном обучении. Обращает на себя внимание факт, что основные из этих ошибок прослеживаются абсолютно на всех уровнях спортивного мастерства, то есть, приобретаются еще в начальном обучении, а затем все более закрепляются в двигательном навыке. Мельчайшие технические ошибки, закрепленные в навыки, влияют на структуру приема в усложненных условиях. Это связано с тем, что образовавшиеся нервные связи не разрушаются, а участвуют вследствие тормозных процессов и могут появляться вновь. Несовершенная техника тормозит прогресс спортивных результатов, поэтому с самого начала необходимо обучать юных борцов рациональной базовой технике, соответствующей индивидуальным особенностям занимающихся.

Определение содержания и последовательности обучения базовой технике вольной борьбе проходило путем сопоставления полученных результатов исследования с применением способа, предложенного в своей диссертационной работе З.Ольшевским (ПНР), основанным на применяемости и эффективности приемов.

Заключение.

Анализ литературных источников показал, что в истории спортивной борьбы недостаточно внимания уделено вопросам методики обучения технике на начальных этапах… В частности неизвестно, каким приемам, защитам и контрприемам необходимо обучать в течении года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторить изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнить его до усвоения, чтобы можно было применить в учебных схватках и главное, в условиях соревнований.

Анализ литературы и программ начального обучения, результатов соревновательной деятельности ведущих тренеров и высококвалифицированных специалистов позволил обнаружить значительное расхождение объема и форм технико-тактических действий, которым обучают юных борцов. Анализ соревновательной техники в вольной борьбе, существующих программ для ДЮСШ, позволил выявить 12 базовых приемов начального обучения в стойке и 8 основных приемов борьбы в партере. Это минимальное количество приемов, достаточное для того, чтобы на базовом этапе борцы, овладев ими, смогли остальные приемы вольной борьбе (на базе их) использовать в различных комбинациях.

Следует также выделить ряд моментов, которыми необходимо руководствоваться в организации учебно-тренировочного процесса борцов в группах начальной подготовки:

рационально строить тренировочное занятие в зависимости от его задач и условий тренировки;

планировать нагрузку юным спортсменам в соответствии с уровнем физической и двигательной подготовленности;

учитывать уровень мобилизации чувств, мышления и воли юных спортсменов в становлении сознательного отношения к учебно-тренировочному процессу;

активизировать деятельность спортсменов по ходу решения задач тренировки, повышать эмоциональность занятия, вводя подвижные и спортивные игры, эстафеты;

в подготовке юных борцов основное внимание уделять расширению арсенала технических действий, совершенствованию связок и комбинаций;

строить отношения со спортсменами на принципе взаимоуважения и взаимопонимания;

педагогически оправдано использовать комплекс дисциплинарных воздействий, пресекать нарушение дисциплины;

корректировать деятельность в зависимости от успешности учебно-тренировочного процесса.

Список литературы

Алиханов И.И. Дидактические основы обучения броском в спортивной борьбе/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1985.

Алиханов И.И. О становлении технико-тактического мастерства/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1982.

Алиханов И.И. Частные методики обучения сложным приемам/Спортивна борьба. – М.: ФиС, 1979.

Алиханов И.И. Техника и тактика вольной борьбы (издание второе, переизданное и дополненное) – М.: ФиС 1986

Новиков А.А., Смоляр С.Н. Пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в классической борьбе/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1983.

Пыжов В.В., Портах В.С. Использование приемов непосредственного воздействия при обучении технике приемов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1981.

Астахов А.М. Новое в методике обучения технике борьбы/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1976.

Коблев Я.К., Рубанов М.Н., Черминт К.Д. Практико-техническая подготовленность борцов/Спортивная борьба. – М.: 1979.

Коджаспиров Ю.Г. Новое в методике начального обучения юных борцов/Спортивная борьба. М.: ФиС, 1982.

Колупов Ю.И., Рудницкий В.И. Особенности подготовки молодых борцов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1980.

Маркиянов О.А. Система соревнований и техническое мастерство борцов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1978.

Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ИФК. – М.: ФиС, 1977.

Матвеев Л.П. Планирование и построение спортивной тренировки. – М.:, ГЦОЛИФК, 1972.

Набатникова М.Я., Граевская Н.Д. Перспективное планирование спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1961.

Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1970.

Ольшевский З. Содержание и последовательность преподавания базовой техники на тренерском факультете института физической культуры в Польской Народной Республике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.пед.наук. – М.: ГЦОЛИФК, 1986.

Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под общей редакцией Набатниковой М.Л. – М.: ФиС, 1982.

Петров Р. Дидактические проблемы подготовки тренеров по борьбе/ Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М.: РГАФК, 1998.

Адам М. Технико-тактическая подготовка борцов и пути ее совершенствования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.пед.наук. М., 1982.

Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: ФиС, 1986.

Письменский И.А., Коблев Я.К., Сытник В.И. Многолетняя подготовка борцов. – М.: ФиС, 1982.

Рублевский В.Е., Кузьменко Ю.Д., Ахмедов А.И. Методика обучения подростков технике спортивной борьбы/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1979.

Свищев И.Д. Вольной борьбе/ Учебное пособие для спортивных школ. – М.: РГАФК, 1999.

Тишин Н.П., Бекентов В.А. Управление процессом спортивного совершенствования юных борцов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1979.

Торопин Г.И. Чтобы остаться сильнейшими (Проблемы подготовки резервов)/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1984.

Туманян Г.С. Научные основы планирования подготовки борцов. – М.: ГЦОЛИФК, 1982.

Туманян Г.С. Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1985.

Чермит К.Д. Симметрия-ассиметрия в спорте. – М.: ФиС, 1992.

Шахмурадов Ю.А. Методика обучения спортивной борьбе/ Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М.: 1998.

Аванесян Г.М., Кеседжян М.А., Фармазян В.М. Методика обучения технико-тактическим действиям в вольной борьбе на этапе начальной спортивной специализации. // Электроника и спорт-IX: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф./Таллин, 1-3 ноября 1988 г./. — М., 1988. — С. 118.

Бирюков А.А., Савченко В.А., Ионов Ф.Н. Методика дифференцированного воздействия на восстановительные процессы борцов в соревновательном периоде.// Теория и практика физической культуры. — 1985. — №1 1,-С. 22.

Геселевич В.В. Восстановление в системе индивидуальной подготовки спортсменов высокого класса// Восстановление и повышение спортивной работоспособности: Матер. Всеросс. науч.- практич. конф. /Под ред. Н.Д.Граевской. — Малаховка: МОГИФК, 1992. — С. 16-20.

Игуменов В.М. Методика применения специализированных подвижных игр в начальной подготовке юных борцов: Автореф. дисс… канд.пед.наук.-М.,1971.-21 с.

Новиков А.А., Дахновский В.С., Самвелян Л.А. Методика обучения технико-тактическим действиям в вольной борьбе на этапе начальной спортивной специализации разрядов.// Теория и практика физической культуры. — 1970. — №2. -С. 13-15.

Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 122 с.

Специализированные подвижные игры в технико-тактической подготовке юных борцов вольного стиля /Аноян Ж.А., Бурякин Ф.Г., Кеседжян М.А., СССР// Авт. свид. СССР№1316019.-Б.И. 1990, №47.

Шахмурадов Ю. Диагностика утомления и симптоматика восстановления у борцов вольного стиля после соревновательных схваток / Шахмурадов Ю., Бурякин Ф., Саркисян С. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. Конгр. — М.: 1998. — Т. 1. — С. 245-246.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...