Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Китайско-английская конвенция 1906 г. и Конвенция между Россией и Великобританией 1907 г.




 

Правительство Великобритании вскоре вступило в тай­ные переговоры с Китаем по поводу Лхасской конвенции. 27 апреля 1906 г. в Пекине была подписана «Китайско-английская конвенция о Тибете и Индии». Великобритания обязалась не аннексировать ти­бетскую территорию и не вмешиваться в дела внутреннего управ­ления Тибетом. В Конвенции фактически признавалась зависи­мость Тибета от Цинской империи. Со своей стороны, Цины обяза­лись «не разрешать какой-либо иностранной державе вторгаться на территорию или вмешиваться во внутреннее управление Тибе­том» [Кулешов, 1992, с. 110].

31 августа 1907 г. в Петербурге была подписана «Конвенция между Россией и Великобританией по делам Персии, Афганистана и Тибета». Обе стороны признавали сюзеренные права Китая над Тибетом и обязались уважать территориальную целостность Тибе­та и воздерживаться от всякого вмешательства в его внутреннее управление. Россия и Великобритания также принимали на себя обязательства не посылать своих представителей в Лхасу, не при­обретать, не брать в аренду или под залог никаких концессий и ка­ких-либо доходов Тибета, сноситься с Тибетом только через посред­ство китайского правительства. В статье 2 Конвенции специально оговаривалось право английских коммерческих агентов на непо­средственные контакты с властями Тибета, а также право всех буд­дистов — подданных России и Великобритании вступать в отноше­ния с Далай-ламой исключительно на религиозной почве. {214}

Англо-русское соглашение по Тибету связывало действия обеих держав, вынуждало их соизмерять свою политику в тибетском воп­росе с достигнутыми официальными договоренностями. В частно­сти, Лхасская конвенция практически потеряла силу.

В результате похода отряда Янгхазбенда на Лхасу и заключения всех указанных соглашений проиграл Тибет, ибо активная дипло­матическая деятельность англичан в конце концов оставила тибет­цев один на один с цинскими властями. Суверенные права Цинов над Тибетом впервые оказались зафиксированы в международных договорах. Россия, на поддержку которой надеялась часть тибет­ской элиты, в соответствии с англо-русским соглашением 1907 г. официально устранилась от участия в тибетских делах.

После заключения англо-китайского соглашения 1906 г. цинское правительство взяло на себя выплату контрибуции англичанам. Последний взнос был внесен в начале 1908 г. В марте того же года английский отряд покинул долину Чумби. Еще ранее, в конце 1906 г. через Индию в Лхасу прибыл новый представитель Цинов в Тибете — Чжан Инь-тан. 20 апреля 1908 г. он подписал с англича­нами «Правила торговли с Тибетом», которые усиливали контроль Китая за англо-тибетской торговлей.

 

Далай-лама в Монголии и Пекине

 

Как уже говорилось, Далай-лама отказался вести пере­говоры с миссией Янгхазбенда и бежал из Лхасы в Цинхай и далее в столицу Монголии Ургу. Цинские амбани в Урге и специальные цинские посланники из Пекина пытались заставить Далай-ламу покинуть Монголию, но не добились успеха. В апреле 1905 г. Рос­сийское географическое общество направило в Ургу путешествен­ника П.К. Козлова, как писал сам Козлов, «для принесения привет­ствия и подарков правителю Тибета и для выражения благодар­ности за гостеприимство русским путешественникам в Тибете» [Козлов, 1920, с. 66]. П.К. Козлов жил в Урге два месяца, июль и август 1905 г., и почти ежедневно встречался с Далай-ламой. По за­данию Главного штаба и МИДа России П.К. Козлов должен был «выяснить вопрос, чем могла бы быть полезной Россия по отноше­нию к Тибету, или иначе, чем должна быть выражена фактическая помощь первой страны второй» [Андреев, 1997, с. 40]. Сам П.К. Козлов предлагал организовать конвой из бурятов-казаков, который бы со­провождал Далай-ламу при его возвращении в Лхасу и в дальней­шем находился при нем в качестве почетной стражи. Этот проект был отклонен МИДом России. {1215}

Российские официальные лица заняли сдержанную позицию в ответ на просьбы Далай-ламы об установлении официальных отношений в какой-либо форме. Осенью 1907 г. Далай-лама пере­ехал в Кукунор, а в сентябре 1908г., по приглашению цинского императора, прибыл в Пекин. Состоялись аудиенции у императора Гуансюя и у вдовствующей императрицы Цы Си (имевшей реаль­ную власть), причем Далай-лама, согласно церемониалу, был вы­нужден совершить глубокий поклон перед последней. Далай-лама просил разрешения сноситься непосредственно с императором и Цы Си, но получил отказ. Ему заявили, что вся переписка должна идти только через амбаня в Лхасе [Веll, 1924, р. 125; Мак Говерн, 1929, с. 270-271; Yа Hanzhang, 1993, р. 233-234].

В опубликованном вскоре императорском декрете указывалось, что «по возвращении в Тибет Его святейшество обязан тщательно соблюдать законы своего суверенного государства, Китая, он дол­жен всех известить о доброте китайского императорского двора. Он должен призывать тибетцев к послушанию и следованию путем высокой нравственности. Он должен следовать древним обычаям, слушаться амбаня и с уважением исполнять нашу волю» (цит. по [Кулешов, 1992, с. 177; Smith, 1996, р. 166]). Здесь можно упомянуть, что для поездки в Пекин Далай-лама получил от правительства России 110 тыс. китайских лянов (1 лян равнялся примерно 1,5 руб.), а перед отъездом из Пекина — еще 40 тыс. лянов.

Прием в Пекине не способствовал установлению добрых отно­шений между Далай-ламой XIII и цинскими властями. Вскоре Далай-лама вернулся в Кукунор и сделал своей резиденцией мона­стырь Кумбум. Здесь состоялась вторая встреча духовного лидера буддистов с П.К. Козловым. Прощаясь с П.К. Козловым, Далай-лама XIII сказал: «Надеюсь, что Россия будет поддерживать с Тибе­том лучшие дружеские отношения и впредь также будет присылать ко мне своих путешественников-исследователей для более широко­го ознакомления как с моей горной природой, так и с моим много­численным населением» [Козлов, 1920, с. 86].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...