Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные конкуренты, клиенты, поставщики




Развитие в России полноценного конкурентного рынка газа соответствует интересам российских потребителей и духу государственной энергетической политики. Здоровая конкуренция между производителями является важным элементом создания, в первую очередь, экономических условий для надежного газоснабжения потребителей. «Газпром» последовательно отстаивает позицию, направленную на формирование равных условий для всех без исключения участников российского газового рынка.

Действующая модель газового рынка имеет ряд фундаментальных проблем, препятствующих дальнейшему развитию конкуренции: высокая доля регулируемого сектора газового рынка, экономически необоснованный уровень оптовых цен и перекрестное субсидирование в ценах на газ для регионов.

На отечественном рынке регулируемый государством сектор существенно превалирует над нерегулируемым, что блокирует действие рыночных ценообразующих факторов на основе спроса и предложения. В общем объеме газа, который поставляется на внутренний рынок по Единой системе газоснабжения, доля «Газпрома» в 2013 году составила 72%, доля независимых производителей газа — 28%. При этом оптовые цены на газ, который реализует «Газпром», устанавливаются государством, в то время как остальные участники рынка продают газ по свободным ценам.

Перекрестное субсидирование в ценах на газ для различных регионов РФ создает дополнительные препятствия развитию конкуренции. Существующая тарифная политика предполагает, что «Газпром» компенсирует убытки, возникающие при поставках газа в удаленные от мест добычи регионы, за счет более высокого дохода от продажи газа потребителям, близко расположенным к газовым промыслам.

Однако на практике данные регионы заняты независимыми производителями, которые, в отличие от «Газпрома», могут предоставлять потребителям более гибкие условия поставок газа. Свое преимущество независимые производители используют в основном в отношении крупных и стабильных потребителей, расположенных на близком расстоянии от основных мест добычи газа, что обеспечивает производителям газа наиболее высокий доход.

Такая ситуация приводит к перекосам на газовом рынке, а в отдельных случаях сводит на нет само понятие конкуренции. Так, на сегодняшний день независимые организации практически полностью обеспечивают газом потребителей Костромской, Свердловской и Челябинской областей, а также занимают большую долю в поставках в Пермский край (79%), Ханты-Мансийский автономный округ (72%), на юг Тюменской области (77,1%) и в Новосибирскую область (68%). Но они не заинтересованы в снабжении газом потребителей в целом ряде регионов Центрального, Северо-Западного и Южного федеральных округов, значительно удаленных от основных добывающих мощностей.

«Газпром» не боится конкуренции и считает, что настоящая конкурентная борьба за потребителя и в интересах потребителя может быть только при создании равных возможностей для всех участников рынка с одновременным запуском организованных торгов газом в России и внедрением системы коммерческой балансировки газа.

Компания ведет постоянную работу с федеральными органами власти по совершенствованию существующих подходов к государственному регулированию. Компания считает необходимым обеспечение равной доходности поставок газа в различные регионы. Кроме того, направлены предложения по переходу к регулированию цен и тарифов в газовой отрасли на базе обоснованных затрат и учета в оптовой цене экономически обоснованного норматива прибыли.

Правлению поручено продолжить работу по повышению конкурентоспособности «Газпрома» на внутреннем рынке.

В настоящее время российский рынок газа состоит из регулируемого и нерегулируемого секторов. ОАО «Газпром» является практически единственным поставщиком в регулируемом секторе рынка. Из всех видов топливных ресурсов государственному регулированию подлежат только цены на природный газ, добываемый компаниями Группы «Газпром» и поставляемый российским потребителям.

Регулируемые оптовые цены на газ устанавливаются и пересматриваются Федеральной службой по тарифам в соответствии с параметрами Прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого Министерством экономического развития РФ.

В 2015 г. Группа Газпром реализовала в страны дальнего зарубежья 184,4 млрд м3газа, выручка от продажи (за вычетом акциза и таможенных пошлин) составила 2165,5 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2014 г. на 23,6 %.

Продажи природного газа в дальнее зарубежье в 2015 г. составили 41 % (в 2014 г. – 36 %) от общего объема реализованного Группой Газпром природного газа и 63 % выручки отпродаж газа (в 2014 г. – 59 %).

ПАО «Газпром» является одним из ключевых поставщиков газа на европейском рынке.

Доля реализации газа ПАО «Газпром» по контрактам ООО «Газпром экспорт» в потреблении газа странами европейского дальнего зарубежья составила по итогам года30,9 %.

Объем реализации газа ПАО «Газпром» в страны европейского дальнего зарубежья по контрактам ООО «Газпром экспорт» в 2015 г. составил 158,6 млрд м3 , продемонстрировав рост на 12,0 млрд м3, или 8,2 %, к уровню предыдущего года. Рост объемов продаж по контрактам ПАО «Газпром» в 2015 г. опережал динамику спроса на европейском газовомрынке, что определило рост доли реализации газа ПАО «Газпром» по контрактамООО «Газпром экспорт» в потреблении газа странами европейского дальнего зарубежья.

Газпром – крупнейший поставщик природного газа на российском рынке. В 2015 г.потребление газа в России составило 444,3 млрд м3, что ниже уровня 2014 г. на 3,1 %.

Основными факторами сокращения потребления газа стали аномально теплые погодные условия в течение всего года, а также снижение уровня промышленного производства иэнергопотребления в связи сохранением кризисных явлений в экономике.

В 2015 г. Группа Газпром реализовала потребителям Российской Федерации 221,2 млрд м3газа, выручка от продажи (за вычетом НДС) составила 805,6 млрд руб., снизившись посравнению с 2014 г. на 1,8 %. В 2015 г. продажи газа в России составили 50 % от общегообъема реализованного Группой Газпром природного газа (в 2014 г. – 53 %) и около 24 %выручки от продаж газа (в 2014 г. – 27 %).

В России основными потребителями газа выступают электроэнергетический сектор экономики и население. В 2015 г. газ, поставляемый Группой Газпром электрогенерирующим компаниям, без учета внутригрупповых поставок составлял около 23 % объема поставок на внутренний рынок, газ, поставляемый населению, – 24 %. Кроме того, газ интенсивно используется предприятиями металлургического, агрохимического комплекса, строительным и другими секторами промышленности, а также ЖКХ.

Группа Газпром поставляет значительную часть объемов газа, потребляемого в странах БСС.

В 2015 г. в страны БСС Группой реализовано 40,3 млрд м3газа, выручка от продажи (за вычетом таможенных пошлин) составила 429,7 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2014 г. на 4,4 %.

Продажи газа в страны БСС в 2015 г. составили 9 % (в 2014 г. – 11 %) от общего объема реализованного Группой Газпром природного газа, обеспечив 13 % (в 2014 г. – 14 %)выручки от продаж газа.

Снижение объемов поставки природного газа в страны БСС в 2015 г. имело место в результате снижения спроса, прежде всего на Украине, а также в странах Балтии. Наснижение потребления газа оказали влияние такие факторы, как общеэкономическая конъюнктура и падение промышленного производства, а также увеличение в топливно - энергетическом балансе доли возобновляемых источников энергии и угля.

В 2015 г. объем реализации СПГ Группой Газпром вырос по сравнению с 2014 г. на 6,2 % и составил 3,56 млн т (4,75 млрд м3) .










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...