Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность и структура государственной власти.
Власть является главным признаком государства. Только государство обладает всей полнотой власти и располагает всеми ее формами. Все остальные социальные организации обладают лишь частичной властью или какой-нибудь одной из ее форм.Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной. Государственная власть имеет ряд следующих признаков: 1) Государственная власть является официальным представителем общества в государстве. Только она имеет право действовать от имени всего общества и как таковая, применять от его имени, при необходимости, легализованное и, чаще всего , легитимное принуждение, насилие. 2) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. 3) Государственная власть регулирует отношения разный социальных и иных групп, выполняет при этом арбитражную роль в обществе. 4) Государственная власть в отличие от политической более формализована, ее организация и деятельность регулируются конституционными нормами и иными правовыми актами. 5) Государственную власть осуществляют органы власти, которые состоят из различных учреждений. Рассматривая сущность государственной власти в России, обратимся к Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (далее – Конституция), в которой, как известно, когда рассматриваются и регулируются проблемы статуса власти, властных структур и т.п., речь идет только о государственной власти (а не о какой то иной), об органах государственной власти. И что особенно существенно: принцип разделения властей [12]формулируется также через призму государственной власти. В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельно. Статья 11 конкретизирует, что государственная власть в Российской Федерации осуществляют президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.[13] Законодательная власть представляет из себя один из трех видов власти, существующих в Российской Федерации согласно Конституции. Законодательная власть занимается разработкой и принятием законов, а также различных нормативных актов, которые регулируют и контролируют жизнь населения и деятельность государства. Во всем мире принято эти функции закреплять за парламентом. Органы законодательной власти в РФ тоже представлены парламентом, который носит название Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Государственной Думы (нижней) и Совета Федерации (верхней). Эти законодательные органы также еще называют представительными. Это означает, что входящие в них члены (в случае Госдумы – депутаты) представляют интересы народа и избираются им, каждый от своего субъекта РФ. 450 депутатов каждый созыв, то есть раз в шесть лет, собираются в Госдуме РФ для того, чтобы обсуждать и принимать законы. Законодательная власть в нашей стране представлена еще одним органом- Советом Федерации. Именно здесь рассматриваются принятые в Госдуме законы.Особое внимание уделяется тем законодательным актам, которые затрагивают вопросы бюджета РФ, налогов, других форм финансового регулирования, международного положения РФ, вопросов проведения границ страны и принятия участия в войне.Члены Совета Федерации назначаются главами администраций тех территориальных единиц страны, от которых назначаются новые парламентарии. В каждой из палат есть свои комитеты и председатель. В системе местного самоуправления также есть законодательные органы. Они не являются государственными, то есть не назначаются правительством и не отчитываются перед государством в своих действиях. Все местные органы власти подотчетны населению. В частности, местные законодательные органы, то есть городские думы. Именно так они называются чаще всего, хотя наименование для себя органы местного самоуправления могут выбирать самостоятельно. Исполнительная власть- одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве, ее осуществляет Правительство РФ. [14]Реализуется как совокупность полномочий по управлению государственными делами, то есть представляет структуру органов, осуществляющих эти полномочия.Органами исполнительной властиосуществляется ее реализация. Это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти – выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Исполнительная власть и законодательная власть строго разделены, чтобы не оказывать влияние друг на друга.[15] С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти: 1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ; 2) равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. С точки зрения осуществления государственного управлениясубъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются: 1) Президент Российской Федерации; 2) Правительство Российской Федерации; 3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства); 4) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 5) главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты, главы администраций); 6) правительства субъектов Российской Федерации; 7) иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Соответственно, существует разделение на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов (региональные). Федеральные органы исполнительной власти состоят в РФ из трех звеньев – это министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Исполнительная власть обладает следующими признаками: · является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти; · является проводником государственной политики в жизнь; · подзаконна по своему характеру и задачам; · объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти; · её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер; · является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера. Судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и их должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов. Осуществление функции правосудия подчинено определенным задачам, которые могут быть различного масштаба и характера. Задачи суда указывают на желательный результат его деятельности, а функции – на направление этой деятельности.[16] Взаимодействие судебной власти с другими вервями власти осуществляется на основе «сдержек и противовесов». Во-первых, органы законодательной власти влияют на суды, создавая для них нормативно-правовую базу, определяя порядок их деятельности. Кроме того, органы законодательной власти участвуют в назначении судей. Совет Федерации по представлению президента РФ назначает судей трех высших судов (Конституционный Суд, Верховный Суд и Верховный Арбитражный Суд). Бюджет судов принимает Государственная Дума. Во-вторых, органы исполнительной власти создают надлежащие условия для деятельности судов, исполнения принимаемых ими решений. С другой стороны, судьи контролируют законность актов и действий исполнительной власти и могут признавать их недействительными при рассмотрении жалоб граждан. В отличие от законодательной и исполнительной властей, судебная власть не вправе действовать по собственной инициативе[17]. В этом ученые видят консерватизм судебной власти. Суд не может инициировать процесс без обращения в него гражданина, либо поступления к нему возбужденного уголовного дела. Суд не может влиять на развитие событий, он их оценивает с точки зрения факта и права. Важнейшей функцией судов является выработка правоположенийв процессе применения правовых норм, способствующих развитию действующего законодательства. Другой важнейшей функцией суда следует считать толкование Конституции РФ и законов, без чего невозможен процесс правоприменения. Судебная система РФ является замкнутой и не зависит от какой-либо ветви власти. Организационным, материально-техническим обеспечением деятельности судов занимается Судебный департамент. Суд не входит в систему правоохранительных органов, не является органом борьбы с преступностью и не отвечает за ее состояние. Принципы судебной власти – это основополагающие начала, идеи, закрепленные в нормах конституционного права, на которых базируется и функционирует судебная власть и ее органы. 1. Правосудие в РФ осуществляется только судом. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов не допускается. 2. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Никакие должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность суда. Судьи, будучи не связаны друг с другом узами иерархической соподчиненности, основывают свои решения, руководствуясь исключительно принципом законности и внутренним судейским убеждением. 3. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. 4. Судопроизводство осуществляется на условиях состязательности и равноправия сторон. Суды не вправе отдавать предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям. 5. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. 6. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. 7. Финансирование федеральных судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.[18] На сегодняшний день существует несколько основных принципов функционирования системы управления в государстве. К ним относятся следующие: · Народовластие. Подразумевает под собой существование единого источника суверенитета государства, которым является население. Оно, в свою очередь, влияет на страну через специальные органы. · Федерализм, подразумевает федеративное устройство территории. · Политическое многообразие – это допустимость существования большого количества партий и движений. В современном мире принцип разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Данный принцип предназначен для исключения возможности концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа. В Российской Федерации государственная власть обладает основами демократии, поддерживая интересы личности, общества и государства. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 191. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |