Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КСРС для студентов 3 курса в 6 семестре (дневное обучение)




Тема: Характеристика заикания. Исторический обзор проблемы заикания

1. Понимание сущности заикания в древние времена (Гиппократ, Аристотель, Гален, Цельс, Авиценна).

2. Понимание сущности заикания на рубеже XVII- XVIII вв. (Санторини, Вутцер, Эрве-деШегуан, Арнот, Шультесс, Беккерель, Итар, Диффенбах, Меркель, Блюме).

3. Понимание сущности заикания в начале XIX в (Врач Вуазен, врач Дело, врач Коломба де л,Изер; И.А.Сикорский, И.К.Хмелевский, Э.Андрес, Х.Лагузен, Г.Д.Неткачев, Гр.Каменка).

4. Три теоретических направления понимания механизмов заикания в конце IX в - начале XX в.

5. Рассматривание проблемы заикания в XX веке.

Задание:  законспектировкать статьи из «Хрестоматии по логопедии» (под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И.) т.1 – М1997 :

Лагузен Хр. Способ излечения заикания(1838) стр356;

Кён Р. Заикание (1878) стр.366;

Сикорский И.А. О заикании 1889 стр.377.

Литература:

 1. Асатиани Н.М., Казаков В.Г., Фрейдин Ю.Л. Некоторые вопросы клинической классификации заикания // Дефектология. - 1988. - № 1 - С. 28-32.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учеб. пособие. - М.: В. Секачев, 1998.

3. Власова Н.А., Беккер К.П. (ред.) Заикание. - М., 1978.

4. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / Пер. с чешского Е.О. Соколовой; Под ред. и с перед. В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. - М.: Медгиз, 1962. - 300 с.

5. Хрестоматия. Логопедия. Заикание. - М.: В. Секачев, Изд - во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с.

6. Хрестоматия по логопедии (под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И.) – М1997.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дать определение заикания.

2. Как рассматривали проблему заикания в древние  времена?

3. С чем связывали возникновение заикания на рубеже 18-19вв?

4. Как объясняли механизм заикания в начале 19 века?

5. Какие сложились направления понимания механизма заикания к началу20-го века?

Тема: Характеристика заикания.                              2ч.

1. Физические симптомы

2. Психические симптомы

3. Нарушения речевой и общей моторики.

4. Психические симптомы

5. Виды речевых уловок.

6. Степени выраженности и типы течения заикания.

Литература:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учеб. пособие. - М.: В. Секачев, 1998.

2. Власова Н.А., Беккер К.П. (ред.) Заикание. - М., 1978.

3. Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.-П. Беккера. - М.: Медицина, 1983.

4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.

5.Селиверстов В.И. Заикание. Психокоррекционные и дидактические основы

логопедических занятий. – М.,1984.

6. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М.,1972

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите о видах судорог при заикании.

2. Какие судорожные движения наблюдаются у заикающихся в процессе речи?

3. В чём выражаются у заикающихся вегетативные расстройства?

4. Расскажите о навязчивых страхах перед речью и навязчивых мыслях у заикающихся.

5. Какими речевыми уловками пользуются заикающиеся?

6. Какие степени заикания вы знаете?

7. Расскажите о типах течения заикания.

 

Тема:  Комплексный подход к преодолению заикания     2ч.  

1. Лечебно-оздоровительная работа при устранении заикания.

2. Коррекционно-педагогическая работа при преодолении заикания.

3. Понятия: психотерапия: косвенная и прямая, рациональная и суггестивная психотерапия.

4. Применение логопедической ритмики и психогимнастики.

Задание: составить план (или содержание) беседы с родителями на тему «Предупреждение и раннее устранение заикания у детей».

Литература:

1. Арутюнян Л.З. Основные положения комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании /Заикание: проблемы теории и практики. - М., 1992.

2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.М.,1983.

3. Калягин В.Если ребёнок заикается.СПб.,1998.

4. Казаков В.Г., Бушуева Е.М. Комплексная коррекционная работа при заикании //Логопедия: методические традиции и новаторство. М. - Воронеж, 2003, с. 238 - 252.

5. Логопедия (под ред. Волковой Л.С.)-М.,2006

6. Рождественская В.И. Павлова А.И. Подвижные игры для заикающегося дошкольника.- М.,1967.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие медицинские мероприятия необходимы для успешного преодоления заикания?

2. Назовите педагогические мероприятия необходимые для успешного преодоления заикания?

3. Как вы понимаете положение, что комплексный подход к преодолению заикания предполагает лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов?

4. Раскройте, как в коррекционно-педагогической работе с заикающимися детьми сочетаются задачи коррекции речи и общего воспитания.

5. Перечислите известные вам приёмы и меры по предупреждению и преодолению фиксированности заикающихся на своих речевых запинках.

6. Какие вы можете назвать приёмы, направленные на формирование социальной активности личности у заикающихся детей в процессе коррекционно-педагогической работы?

7. Перечислите виды психотерапии и её значение в устранении заикания в разные возрастные периоды.

8. Каково значение и место логопедической ритмики и психогимнастики в процессе преодоления заикания?

Тема: Общая характеристика алалии                                                        2ч.

1. Краткий исторический обзор сведений из истории изучения алалии до19 века

2. Изучение алалии в 19 веке.

3. Изучение алалии отечественными исследователями.

4. Изучение причин алалии зарубежными и отечественными исследователями.

Задание: составить таблицу классификации алалии с учетом различных подходов.

Литература:

1. Воробьёва В.К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией. – М.,1986                       

2. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – Л..,1991,1994.

3. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. – М.,1997

4. Обучение воспитание детей с нарушениями речи (под ред. Селиверстова В.И. и др.) – М.,1982.

5. Харитонова Е.А. Сенсорная алалия. – Втб.2004.

6. Трауготт Н.Н.Как помочь детям, которые плохо говорят. – СПб.,1994.

7. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. –Киев.,1981

8. Логопедия (под ред. Волковой Л.С.)-М.,2006

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите, что подразумевали под термином «алалия» до19 столетия.

2. Как изучалась алалия в 19веке ?

3. Когда разграничили понятия «алалия» и «афазия»?

4. Какой вклад в изучение алалии внесли отечественные учёные?

5. Взгляд на причины алалии зарубежных исследователей.

6. Расскажите об изучении причин алалии отечественными исследователями.

 

Тема: Моторная (экспрессивная) алалия.    2ч.

1. Причины и механизм моторной (экспрессивной)алалии.

2. Характер повреждения речевого аппарата.

3. Речевая симптоматика моторной алалии.

4. Неречевая симптоматика моторной алалии.

Литература:

1. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – Л..,1991,1994.

2. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. – М.,1997

3. Обучение воспитание детей с нарушениями речи (под ред. Селиверстова В.И. и др.) – М.,1982.

4. Харитонова Е.А. Сенсорная алалия. – Втб.2004.

5. Трауготт Н.Н.Как помочь детям, которые плохо говорят. – СПб.,1994.

6. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. –Киев.,1981

7. Логопедия (под ред. Волковой Л.С.)-М.,2006

Вопросы для самоконтроля:

1. Связано ли отсутствие речи у детей непосредственно с двигательными (моторными) расстройствами типа параличей и парезов? Объясните свою точку зрения.

2. В чём заключается основная трудность, препятствующая овладению речью?

3. Может ли у ребёнка с моторной алалией появиться вторичная задержка умственного развития? Если “Да”, то в каких случаях.

4. Расскройте неврологическую симптоматику у детей с моторной алалией.

5. Расскажите о психических симптомах при моторной алалии.

6. Каковы речевые симтомы? (звуковая, лексичееская и грамматическая сторона речи).

7. Отражаются ли имющиеся нарушения устной речи у детей с моторной алалией на чтении и письме? Если “Да”, то как это проявляется?

8. Расскажите о состоянии понимания речи ребёнка с моторной алалией.

Тема: Методика логопедической работы при моторной алалии. 2ч.

1. Организация речевой работы при моторной алалии.Методика речевой работы, предложенная Н. Н. Трауготт.

2. Модельное обучение речевым навыкам (по В.И.Балаевой).

3. Комплексный подход к формированию речи при моторной алалии.

Литература:

1. Воробьёва В.К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией. – М.,1986                       

2. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – Л..,1991,1994.

3. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. – М.,1997

4. Обучение воспитание детей с нарушениями речи (под ред. Селиверстова В.И. и др.) – М.,1982.

5. Харитонова Е.А. Сенсорная алалия. – Втб.2004.

6. Трауготт Н.Н.Как помочь детям, которые плохо говорят. – СПб.,1994.

7. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. –Киев.,1981

8. Логопедия (под ред. Волковой Л.С.)-М.,2006

9. Хрестоматия по логопедии: В 2 тт. – Т.2 /Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1997.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие условия необходимо соблюдать при организации работы по коррекции моторной алалии?

2. Какие разделы включает работа по развитию речи, предложенная Н. Н. Трауготт?

3. Охарактеризуйте содержание каждого раздела.

4. Охарактеризуйте содержание модельного обучения речевым навыкам (по В.И.Балаевой).

5. Раскройте сущность комплексного подхода к формированию речи при мотаорной алалии.

6. Расскажите о направленности медицинского воздействия.

 

Тема: Понятие об общем недоразвитии речи.   2ч.

1. Характеристика детей с ОНР.

2. Периодизация ОНР

3. Уровни недоразвития речи.

4. Характеристика детей с 1 – 4 уровнями ОНР

Литература:

1. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. / Под ред. Н.А. Власовой.- М.: Медицина, 1981.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.,1981.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.  Екатеринбург,1998.

4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.

5. Поваляева М.А. Справочник логопеда.Р-н-Д.,2002.

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите о типичных проявлениях у детей с ОНР, указывающих на системное нарушение речевой деятельности.

2. Как влияет неполноценная речевая деятельность на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

3. Расскажите о периодизация ОНР (Левина Р.Е.)

4. Охарактеризуйте состояние речи детей с 1-ым уровнем общего недоразвития речи.

5. Дайте характеристику состояния речи детей со 2-ым уровнем ОНР.

6. Как охарактеризовать речевое развитие детей с 3-им уровнем ОНР?

7. Дайте характеристику состояния речи детей с 4-ым уровнем ОНР.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...