Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОНЯТИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ» И ЕЁ ВИДЫ.




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.

ПОНЯТИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ» И ЕЁ ВИДЫ.

Психология - наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и имен­но та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него про­блемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно раз­вита психологическая культура, владение которой позволя­ет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отноше­ниях с другими людьми.

Психологическая культура - это забота о своем психи­ческом здоровье, умение выходить из психологических кри­зисов самому и помогать близким людям. В психологичес­кой культуре выделяют три основных компонента:

1. Самопознание и самооценка.

2. Познание других людей.

3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, об­щением.

Овладение психологической культурой само по себе не­сет большой психотерапевтический заряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов - психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявле­ния эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблема­ми, которые встречаются на его жизненном пути, и нужда­ется в психологической помощи.

Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимо­сти от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь мо­жет оказать:

психолог - специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психичес­ких явлений и умения их корректировать;

психотерапевт - врач по образованию, который ока­зывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При на­личии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру.

Достаточно дискуссионным и по настоящее время являет­ся вопрос о разделении двух сфер психологической помо­щи - психологической коррекции и психотерапии. Как в. пси­хокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающе­го помощь; к уровню его профессиональной подготовки.квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинако­вые требования; помощь оказывается в результате специфи­ческого взаимодействия между клиентом и специалистом.

По мнению Ю.Е.АлешиноЙ, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с осо­бенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин.«психотера­пия» (Psychotherapy) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к ме­тодам работы, осуществляемым профессиональными пси­хологами. Существуют определенные трудности в разграни­чении на практике понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». По мнению Р.С Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» стоит в следующем: психотерапия - это система медико - психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний; психокоррекция - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков пси­хологии или поведения психически здорового человека.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Психокоррекция- это система мероприятий, направлен­ных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие орга­нической основы и не представляющие собой такие устой­чивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

– Психокоррекция ориентирована на клинически здо­ровую личность людей, имеющих в повседневной жиз­ни психологические трудности, проблемы, жалобы не­вротического характера, а также на людей, чувствую­щих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития лич­нocти.

– Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

– В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

– Психокоррекция обычно ориентируется на среднесроч­нyю помощь (в отличие от краткосрочной – до l5 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотера­пии).

– В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определен­ных ценностей клиенту.

– Психокоррекционные воздействия направлены на из­менение поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, на­правленных на психологическое развитие человека, заклю­чается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная зада­ча развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные пси­хологические качества.

Различие между психотерапией и психокоррекцией зак­лючается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными вида­ми соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые про­являются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не спо­собен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи. .

В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.

Взрослый, зрелый человек характеризуется адекватной оценкой своего поведения, событий и жизненных ситуаций, происходящих при столкновении с действительностью, какой бы она ни была. Человеку, адекватно воспринимающему происходящее с ним, свойственно также правильно оценивать свои силы и способности по преодолению самых сложных жизненных ситуаций и возможных последствий этих ситуаций. Обращение за помощью к специалисту-психологу так же важно и обязательно, как к врачу или священнику.своевременно сделав это, мы не только можем изменить точку зрения на происходящее с нами. Процесс самопознания и познания других людей, являясь основным компонентом психологической культуры, закладывает фундамент долгосрочных позитивных изменений, к числу которых относится умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Понятие "психологическая коррекция" (корректив, фр. correkif поправка, частичное исправление, изменение; корректировать, лат. correcturs выправленный; вносить поправки, поправлять что-либо) определяет целевое содержание психопрактики.

Психологическая коррекция– это система мероприятий, направленная на исправление психологических затруднений, нарушений или поведения с помощью специальных средств психологического воздействия. Считается, что в основном психокоррекции подлежат нарушения, не имеющие органической основы.

В отличие от психотерапии и психологического консультирования понятие "психологическая коррекция" не является определителем сферы профессиональной специализации (как психотерапевт, консультант), а понятие "психокорректор" отсутствует как в перечне психологических специализаций, так и в профессиональном языке. Однако есть исключения. Так, Р.С. Немов предлагает дифференциацию и по такой специализации. Хотя следует при этом заметить, что "корректор" - лицо, занимающееся корректурой (исправление ошибок в типографском наборе), но не коррекцией.

Выделяют следующие специфические черты психологической коррекции, отличающие ее от психотерапии.

Во-первых: психокоррекция ориентирована на клинически здоровых людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также ставящих перед собой цель личностного развития или изменения качества жизни.

Во-вторых: коррекция ориентирована на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

В-третьих, психологическая коррекция чаще имеет дело с настоящим и будущим людей, обратившихся за помощью.

в-четвертых, психокоррекция обычно строится как среднесрочная процедура (в отличие от консультирования (в среднем до 15 встреч) и некоторых видов долгосрочной психотерапии).

Таким образом, функциональная специализация понятия "психокоррекция"впсихопрактике включает:

широкий диапазон психологической помощи на континууме "норма-патология";

прямую взаимосвязь системы методов психологического воздействия от диагностических показателей нормы психического развития и индивидуальных темпов их освоения;

целенаправленный и директивный характер взаимодействий между психопрактиком и клиентом.

Подобщей психокоррекциейподразумевают мероприятия, нормализующие микросреду ребенка в системе «ребенок — родители — учитель». Эти мероприятия направлены на урегулирование взаимоотношений и взаимодействия между ребенком, родителями и учителем, системы требований и подкреплений со стороны воспитывающих взрослых.Цель психологического вмешательства — анализ состояния этой системы, выяснение основных причин отклонений в развитии и поведении ребенка, а также осуществление влияния сразу на все элементы системы для дальнейшей коррекции психических нарушений и гармонизации личности ребенка в ходе его дальнейшего развития.

Психокоррекцнонная ситуация.

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.

Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:

1. Человек, который страдаети ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, - это клиент. Коррекционная программа имеет шанс быть эффективной для клиента при следующих условиях: существует запрос на изменение при помощи психологической коррекции, сформулированный и уточненный с помощью специалиста, основанный на анализе как можно более полного сбора информации о характере проблемы и личностных особенностях клиента, с привлечением мероприятий первичной диагностики на начальном этапе коррекции. Клиент осведомлен о целях и возможных результатах коррекции, мотивирован и готов к работе.

2. Человек, который помогаети благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, - это психолог.

3. Теориякоторая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.

4. Набор процедур(техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

5. Специальные социальные отношениямежду клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента. Цель специалиста заключается не только в построении психотерапевтического раппорта с клиентом.не менее важна роль специалиста в формировании структур, мотивирующих клиента на участие в коррекционной программе от ее начала и до конца, для получения стойкого коррекционного эффекта. Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.

Виды психологической коррекции.

Выделяют различные виды психокоррекции, в основе кото­рых лежат разные основания для классификации.

Основанием для выделения различных видов психокоррек­ции могут стать направленность процесса, количество участни­ков, содержание работы, ее форма и т.д. Остановимся на неко­торых из них.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

  • симптоматическую;
  • каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые ме­шают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источни­ки и причины отклонений. Данный вид коррекции более дли­телен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совер­шенно разную природу, причины и психологическую структу­ру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию;

  • познавательной сферы;
  • личности;
  • аффективно-волевой сферы;
  • поведенческих аспектов;
  • межличностных отношений:

— внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супруже­ских, коллективных);

— детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:

  • индивидуальную;
  • групповую:

— в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудни­ки и т.д.);

  • в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
  • смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

  • программированную;
  • импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздей-ствиями:

  • директивную;
  • недирективную.

6. По продолжительности:

  • сверхкороткую (сверхбыструю);
  • короткую (быструю);
  • длительную;
  • сверхдлительную.

Сверхкороткаяпсихокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткаяпсихокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительнаяпсихокоррекция продолжается месяцы, в цент­ре внимания — личностное содержание проблем. Во время кор­рекции прорабатывается множество деталей, эффект развива­ется медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительнаяпсихокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

7.По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

  • общую;
  • частную;
  • специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную мик­росреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоцио­нальную нагрузки в соответствии с возрастными и индивиду­альными возможностями, оптимизирующие процессы созрева­ния психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармо­низации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-пе­дагогических воздействий, представляющих собой адаптирован­ные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а так­же специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного воз­раста онтогенетических формах деятельности, уровнях обще­ния, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частнаяпсихокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или # индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, ме-» тодик и организационных форм работы с клиентом или груп­пой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффек­тивными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверх­нормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли,боязливость, аутичность, склонность к стереоти­пии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушив­шего гармоническое развитие, социализацию личности. Нега­тивные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

Независимо от вида психокоррекции принято выделять ос­новные компоненты психокоррекционной ситуации. Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:

  1. Клиент — человек, который имеет проблемы различно­го рода и нуждается в психологической помощи, в психокор­рекции.
  2. Психолог — человек, который помогает и благодаря обу­чению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь.
  3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.
  4. Набор процедур (техник, методов), используемых для ре­шения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно свя­заны с теорией.

5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.

Еще одним элементом в психокорреционной ситуации (в случае если речь идет о групповой психокоррекции) является группа. Группа определяется как совокупность людей, испыты­вающих сходные переживания в связи с актуальной пробле­мой, объединенных общей (психокоррекционной) целью, сис­темой тесных эмоциональных и межличностных отношений, что оказывает поддержку всем участникам психокоррекцион­ного процесса.

 

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленностивыделяют коррекцию:

- симптоматическую;

- каузальную.

Симптоматическая коррекция(коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная(причинная) коррекциянаправлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержаниюразличают коррекцию:

- познавательной сферы;

- личности;

- аффективно-волевой сферы;

- поведенческих аспектов;

- межличностных отношений:

- внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);

- детско-родительских отношений.

3. По форме работыс клиентом различают коррекцию;

- индивидуальную;

- групповую:

- в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);

- в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

- смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

- программированную;

- импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздействиями:

- директивную;

- недирективную.

6. По продолжительности:

- сверхкороткую (сверхбыструю);

- короткую (быструю);

- длительную;

- сверхдлительную.

Сверхкороткаяпсихокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткаяпсихокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительнаяпсихокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания – личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительнаяпсихокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

7. По масштабу решаемых задачразличают психокоррекцию:

- общую;

- частную;

- специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

 

 

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частнаяпсихокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.

Психокоррекцнонная ситуация.

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.

Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:

1. Человек, который страдаети ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, - это клиент.

2. Человек, который помогаети благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, - это психолог, психокорректор.

3. Теориякоторая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.

4. Набор процедур(техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

5. Специальные социальные отношениямежду клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.

Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...