Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧИСЛЕННОСТИ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ




Внутренняя среда

1.Почему проводимая вакцинация против гриппа помогает снизить риск заболевания?

1) Она улучшает всасывание питательных веществ.

2) Она способствует выработке антител.

3) Она усиливает кровообращение.

4) Она позволяет лекарствам действовать более эффективно.

2. Какими клетками уничтожаются бактерии, попавшие в организм человека?

1) красными кровяными клетками крови

2) клетками нефронов почек

3) клетками альвеол лёгких

4) белыми кровяными клетками крови

3. Что может обес­пе­чить человеку не­вос­при­им­чи­вость к ин­фек­ци­он­ным болезням на дли­тель­ное время?

1) вакцины 2) эритроциты 3) антибиотики 4) поливитамины

4. Термин «форменные элементы» применяется при описании клеток

1) кровеносной системы 2) крови 3) печени 4) нервной системы

5. Разрушение эритроцитов происходит в

1) красном костном мозге 2) капиллярах 3) селезёнке и печени

4) лёгких

6.Какова функция тканевой жидкости в организме человека?

1) транспортирует углекислый газ и кислород

2) регулирует работу внутренних органов

3) обеспечивает фагоцитоз

4) омывает тонкий кишечник

7.Что из пе­ре­чис­лен­но­го входит в со­став плазмы крови человека?

1) тромбоциты 2) крас­ные клетки крови 3) сыворотка 4) белые клет­ки крови

8.Эритроциты крови имеют большую поверхность за счёт

1) выростов клеток 2) наличия одного ядра 3) двояковогнутой формы

4) ложноножек

9.Выделительные процессы, происходящие в организме, направлены на

1) освобождение организма от остатков непереваренных органических веществ

2) выведение из сальных желёз на поверхность кожи кожного сала

3) удаление веществ, отрицательно влияющих на процессы пищеварения

4) поддержание постоянства внутренней среды организма

10.Рассмотрите схему воспалительного процесса. Что на ней обозначено под цифрой 1?

1) кровеносный сосуд 2) лейкоцит 3) бактерия 4) нерв

 

11.Тромб, закупоривающий повреждённое место сосуда, образуется из сети нитей

1) фибриногена 2) тромбина 3) фибрина 4) разрушающихся тромбоцитов

12.Эритроциты не слипаются друг с другом, если человеку при переливании вводится кровь,

1) принадлежащая любому здоровому человеку

2) имеющая достаточное количество солей кальция

3) содержащая необходимую концентрацию витаминов

4) соответствующая его группе крови

13.В образовании антител принимают участие

1) эритроциты 2) тромбоциты 3) фагоциты 4) лимфоциты

14.Лечебная сыворотка отличается от вакцины тем, что в ней содержатся

1) белки фибрин и фибриноген

2) убитые возбудители заболевания

3) ослабленные возбудители заболевания

4) готовые антитела против возбудителя инфекции

15.Лейкоциты способны передвигаться за счёт

1) ложноножек 2) сократительных волокон 3) наличия в цитоплазме пузырьков воздуха 4) сокращения сократительных вакуолей

16.Некоторые лейкоциты называют фагоцитами за

1) способность передвигаться и покидать кровеносные сосуды

2) выработку ими антител

3) способность поглощать и переваривать инородные частицы

4) выработку ими фибриногена

17.Пассивный ис­кус­ствен­ный иммунитет у человека

1) воз­ни­ка­ет как ре­зуль­тат действия ле­чеб­ной сыворотки

2) вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся после перенесённого ин­фек­ци­он­но­го заболевания

3) фор­ми­ру­ет­ся после вве­де­ния вакцины

4) яв­ля­ет­ся наследственным

18.Рассмотрите схему воспалительного процесса.

Что на ней обозначено под цифрой 1?

1) лейкоциты 2) нервы 3) бактерии 4) кровеносные сосуды

19.Рассмотрите схему воспалительного процесса.

Что на ней обозначено под цифрой 1?

1) бактерия 2) лейкоцит 3) капилляр 4) нерв

20.На рисунке изображён фрагмент

 кровеносного капилляра. Какой процесс

протекает в этот момент в кровеносном

сосуде?

1) фагоцитоз 2) образования эритроцитов

3) образование антител 4) образование тромба

21.В каком случае указана третья

 положительная группа крови?

1) A(II)Rh+ 2) B(III)Rh+

3) 0(I)Rh+      4) B(III)Rh–

22.Как называют клетки, изображённые на рисунке?

1) миоциты 2) лейкоциты 3) эритроциты

4) эпителиоциты

23. Одна из причин малокровия у человека — это

1) недостаток железа в пище

2) недостаток сахара

3) жизнь в горах

4) повышенное содержание эритроцитов

24.В стек­лян­ные стаканы, за­пол­нен­ные растворами по­ва­рен­ной соли раз­лич­ной концентрации, по­ме­сти­ли эритроциты. Рас­смот­ри­те рисунки и опре­де­ли­те по внеш­не­му виду эрит­ро­ци­та концентрацию рас­тво­ра в со­су­де А, если в крови в норме она со­став­ля­ет 0,9%.

1) 1,2% 2) 0,9%  3) 0,7%  4) 0,3%

25.В каких клетках организма человека содержится изображённая молекула белка гемоглобина?

1) миоцитах

2) лейкоцитах

3) эритроцитах

4) тромбоцитах

26.До при­ме­не­ния вак­ци­ны мно­гие дети в нашей стра­не

 бо­ле­ли коклюшем. Какой им­му­ни­тет воз­ни­ка­ет после пе­ре­не­се­ния ребёнком этого ин­фек­ци­он­но­го заболевания?

1) есте­ствен­ный врождённый

2) есте­ствен­ный приобретённый

3) ис­кус­ствен­ный активный

4) ис­кус­ствен­ный пассивный

27.Анна, не одеваясь, вышла зимой на бал­кон снять су­ша­ще­е­ся там белье. Тем­пе­ра­ту­ра на бал­ко­не −5 °С, Анна про­ве­ла на бал­ко­не 7 минут. Какая тем­пе­ра­ту­ра была в брюш­ной по­ло­сти Анны перед воз­вра­ще­ни­ем в комнату?

1) около 0 °С          2) между 10 °С и 37 °С

3) от 0 °С до 37 °С 4) около 37 °С

28.Какая си­сте­ма че­ло­ве­ка ак­ти­ви­зи­ру­ет­ся при про­ник­но­ве­нии в кровь чу­же­род­ных белков?

1) нервная 2) иммунная 3) пищеварительная 4) кровеносная

29.Пострадавшему от укуса бе­ше­ной со­ба­ки сле­ду­ет ввести

1) лекарства, ослаб­ля­ю­щие боль от укуса

2) антибиотики

3) ослаб­лен­ных воз­бу­ди­те­лей болезни

4) го­то­вые антитела

30.К ка­ко­му из пе­ре­чис­лен­ных ниже по­ня­тий от­но­сит­ся под­дер­жа­ние по­сто­ян­ства тем­пе­ра­ту­ры тела человека?

1) транс­фор­ма­ция 2) ка­та­бо­лизм 3) гомеостаз 4) партеногенез

31.Процесс свер­ты­ва­ния крови у че­ло­ве­ка может на­ру­шить­ся при не­до­стат­ке в организме

1) маг­ния 2) же­ле­за 3) на­трия 4) кальция

32.Увеличение числа лей­ко­ци­тов в крови сви­де­тель­ству­ет о

 

1) по­вы­ше­нии ско­ро­сти свёртывания крови

2) по­ни­же­нии дав­ле­ния крови

3) на­ли­чии вос­па­ли­тель­но­го процесса

4) раз­ви­ва­ю­щем­ся малокровии

33.Процесс свёртывания крови на­чи­на­ет­ся с

1) раз­ру­ше­ния тромбоцитов

2) по­ни­же­ния дав­ле­ния крови в сосуде

3) на­коп­ле­ния в со­су­де ве­ноз­ной крови

4) пре­вра­ще­ния фиб­ри­на в фибриноген

34.Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси хотложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у — температура тела больного (в °С)).

Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость для 13-го дня болезни?

1) резко падает, а затем медленно растёт

2) резко растёт, достигая пика, а потом плавно падает

3) медленно растёт, а потом медленно снижается

4) резко растёт, достигая пика, а потом также резко падает

35.Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси хотложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у — температура тела больного (в °С)). (см. график задания 34)

Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость для 5-го дня болезни?

1) медленно падает, а потом снижение становится резким

2) резко падает, достигая минимума, а потом плавно растёт

3) резко растёт, достигая пика, а потом также резко падает

4) резко падает, а затем немного растёт, после чего резко падает

36. Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси xотложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси y — температура тела больного (в °С)). (см. график задания 34)

В течение каких суток у больного наблюдается наибольшее колебание значений температуры тела?

1) первых 2) третьих 3) седьмых 4) одиннадцатых

37.Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) эритроциты 2) плазма 3) лейкоциты 4) лимфа 5) тромбоциты 

 6) миоциты

38.Что из пе­ре­чис­лен­но­го может стать при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния СПИДа? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) поль­зо­ва­ние об­ще­ствен­ным туалетом

2) по­це­луй в щёку боль­но­го СПИДом

3) на­хож­де­ние за одной пар­той с боль­ным СПИДом

4) поль­зо­ва­ние чужой зуб­ной щёткой

5) про­ка­лы­ва­ние ушей

6) на­не­се­ние татуировки

 39.Что из пе­ре­чис­лен­но­го образует внут­рен­нюю среду ор­га­низ­ма человека? Вы­бе­ри­те три вер­ных ответа из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) органы брюш­ной полости

2) кровь

3) содержимое пи­ще­ва­ри­тель­но­го канала

4) лимфа

5) тканевая жидкость

6) кровеносная и ды­ха­тель­ная системы

40.Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК ТИП КЛЕТОК КРОВИ
A) в зрелом состоянии отсутствует ядро 1) эритроциты
Б) поглощают и переваривают чужеродные частицы 2) лейкоциты
В) образуют антитела  
Г) имеют форму двояковогнутого диска  
Д) содержат гемоглобин Ответ:  

41.Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

ПРИЗНАК ТИП КЛЕТОК КРОВИ
A) не имеют постоянной формы тела 1) эритроциты
Б) в их состав входит белковое вещество гемоглобин 2) лейкоциты
В) переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела  
Г) обеспечивают иммунитет  
Д) в зрелом состоянии имеют ядро Ответ:  
   

42.Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) соединительная ткань

2) ион железа

3) эритроциты

4) гемоглобин

5) форменные элементы

6) кровь                               Ответ:

43.Вставьте в текст «Кровь» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обозначения.

Кровь

Кровь — это жид­кая ________(А) ткань, со­сто­я­щая из ________(Б) и ________(В), в ко­то­рой рас­тво­ре­ны ми­не­раль­ные и ________(Г) вещества. Кровь, ________(Д) и тка­не­вая жид­кость об­ра­зу­ют внут­рен­нюю среду организма.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) лимфа

2) фор­мен­ный элемент

3) эритроцит

4) плазма

5) соединительный

6) тромбоцит

7) органический

8) вода                      Ответ:

44.Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Что означает понятие «форменные элементы крови»?

2) В каких жизненных ситуациях у здорового человека количество форменных элементов крови может резко измениться? Приведите не менее двух таких ситуаций.

3) Ион какого химического элемента входит в состав гемоглобина?

РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧИСЛЕННОСТИ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ

Численность форменных элементов крови должна быть оптимальной и соответствовать уровню обмена веществ, зависящему от характера и интенсивности работы органов и систем, условий существования организма. Так, при повышенной температуре воздуха, интенсивной мышечной работе и низком давлении количество клеток крови увеличивается. В этих условиях затрудняется образование оксигемоглобина, а обильное потоотделение приводит к увеличению вязкости крови, уменьшению её текучести; организм испытывает недостаток кислорода.

На эти изменения наиболее быстро реагирует вегетативная система человека: из кровяного депо выбрасывается находящаяся в нём кровь; из-за повышенной активности органов дыхания и кровообращения возникает одышка, сердцебиение; возрастает давление крови; снижается уровень обмена веществ.

При продолжительном нахождении в таких условиях включаются нейрогуморальные механизмы регуляции, активизирующие процессы образования форменных элементов. Например, у жителей горных местностей число эритроцитов повышается до 6 млн в 1 мм3, а концентрация гемоглобина приближается к верхнему пределу. У людей, занятых тяжёлым физическим трудом, отмечается хронический рост количества лейкоцитов: они активно утилизируют обломки повреждённых мышечных клеток.

 

Количество форменных элементов в крови контролируется рецепторами, которые располагаются во всех кроветворных и кроверазрушающих органах: красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах. От них информация поступает в нервные центры головного мозга, в основном гипоталамус. Возбуждение нервных центров рефлекторно включает механизмы саморегуляции, изменяет деятельность системы крови в соответствии с требованиями конкретной ситуации. В первую очередь увеличивается скорость движения и объём циркулируемойкрови. В случае, если организму не удаётся быстро восстановить гомеостаз, в работу включаются железы внутренней секреции, например гипофиз.

Любое изменение характера нервных процессов в коре больших полушарий при всех видах деятельности организма отражается на клеточном составе крови. При этом включаются долгосрочные механизмы регуляции

кроветворения и кроверазрушения, ведущая роль в которых принадлежит гуморальным влияниям.

Специфическое действие на образование эритроцитов оказывают витамины. Так, витамин В12 стимулирует синтез глобина, витамин В6 – синтез гема, витамин В2 ускоряет образование мембраны эритроцита, а витамин А – всасывание в кишечнике железа.

45.Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

1) Какие процессы происходят в крови организма человека при физической нагрузке?

2) О каких форменных элементах крови не упоминается в тексте?

3) Составьте рефлекторную дугу регуляции количества эритроцитов человека.

46.Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Чем живая вакцина отличается от инактивированной?

2) К какой группе относят заболевания, перечисленные в первом абзаце текста?

3) В чём заключается недостаток использования живых вакцин?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 624.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...