Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нарушение развития личности как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков




  1. Общая характеристика нарушений развития личности.

Личность - это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структуру личности определяют как целостное системное образование, совокупность социально-значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как сознательного субъекта деятельности и общения. Для психологической конкретизации понятия "личность" необходимо знать ее структуру, критерии зрелости и механизмы.

Критерии сформировавшейся личности:

1) Существует стройная иерархия мотивов, которые направлены на регуляцию собственного поведения, заключающаяся в способности преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, более опосредованного.

2) Способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных целей и принципов, это возможно на базе сознательного соподчинения мотивов и предполагает наличие самосознания.

Кроме этого, зрелая личность характеризуется:

  • активностью, т.е. стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности и действовать за границами требований ситуаций и ролевых предписаний;
  • направленностью, т.е. устойчивой, доминирующей системы мотивов интересов, убеждений, идеалов, в которых проявляются потребности человека;
  • глубинными смысловыми структурами, обуславливающие ее сознание поведение;
  • степенью осознанности своих отношений к действительности.

Понятие "норма личности" весьма обширно, и, прежде всего определение нарушений можно по следующим признакам:

  1. нарушение какой-либо сферы личности всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют или замедляют свое развитие;
  2. нарушение всегда проявляется в поведении или его можно опознать при наблюдении. Но следует учесть, что не все нежелательные поступки ребенка являются результатом искажений и нарушений в его личности (трудновоспитуемость, возрастные кризисы);
  3. личностные нарушения приводят к социальной дезадаптации что приводит к сужению круга людей, с которыми человек может нормально взаимодействовать. Социометрический статус низкий;
  4. личностные нарушения затрудняют воспитательные воздействия;
  5. нарушения личности иногда приводит к психосоматическим заболеваниям (неврозы и т.д.)

Расстройства личности являются одной из спорных тем клинической психологии, поскольку болезненное (патологическое) личностное функционирование осуществляется по тем же закономерностям, что и здоровое (нормальное), только в измененных условиях /14/. К этим измененным условиям относятся: 1) нарушение структуры иерархии мотивов; 2) формирование патологических потребностей и мотивов; 3) нарушение смыслообразования; 4) нарушение саморегуляции и опосредования; 5) нарушение критичности и спонтанности; 6) нарушение формирования характерологических особенностей личности.

О расстройствах личности можно говорить тогда, когда в структуре личности настолько резко выражены определенные свойства, что они становятся причиной серьезных страданий или конфликтов. Следует обратить внимание на то, что болезненным признается не само наличие специфических свойств (что является проявлением индивидуально-личностных особенностей, многообразия личностных характеристик людей), а их доминирование над другими, приводящее к затруднениям в социальном функционировании личности.

Болезненные состояния личности (личностные расстройства) представляют собой глубоко укоренившиеся и постоянные модели поведения, отличающиеся негибкостью реагирования на широкий диапазон различных социальных ситуаций.

Дезадаптивные особенности могут также затрагивать эмоциональные, интеллектуальные, перцептивные или психодинамические проявления.

Сначала в клинической психологии под личностными расстройствами понимали любое психическое заболевание, в котором наряду с негибкостью и нерегулируемостью поведенческих реакций наблюдалось рассогласование мотивационной сферы, потребностей и смысла поведения. Такая трактовка личностных расстройств была очень широкой и охватывала помимо поведенческих нарушений невротические и психотические расстройства.

В широком смысле слова термин "личностное расстройство" более не используется. Сегодня его значение ограничено нарушениями социального поведения и взаимодействия, не связанными с невротическим характером патологии.

Во многих случаях личностные изменения в первую очередь проявляется в эмоционально-мотивационной и волевой сферах, поскольку именно в них отражаются личностные и психические изменения. Гармония или дисгармония этой сферы определяют всю жизнь ребенка, его психическое развитие, общение, деятельность.

  1. Классификация личностных расстройств.

В отечественной клинической психологии по-прежнему доминирует классификация, предложенная еще П. Б. Ганнушкиным в 1933 г. и развитая А. Е. Личко в 1977. В классификации А. Е. Личко базовыми критериями являются типы поведенческих реакций (их выраженность и сочетание). Однако с 1994 г. отечественная клиническая психология официально перешла на более удобную международную классификацию, в которой в качестве критерия выступает сфера проявления психических нарушений: когнитивная, эмоциональная или волевая. В соответствии с ней, в современной клинической психологии выделяют три вида расстройств личности:

  • с преобладанием нарушений мышления (шизоидные, шизотипические и параноидные личности) - эксцентричные;
  • с преобладанием эмоциональных нарушений (диссоциальные/антисоциальные, эмоционально неустойчивые - импульсивный и пограничный тип, а также истерические личности) - демонстративные;
  • с преобладанием волевых нарушений (ананкастные, уклоняющиеся и избегающие, зависимые личности) - тревожно-астенические.

Кроме указанных расстройств возможны так называемые смешанные ("амальгамные") расстройства.

Эксцентричные расстройства личности

(с преобладанием нарушений мышления).

Шизоидные личности. Впервые возникающие в подростковом возрасте модели поведения, которые проявляются в виде обособления от социальных контактов и ограничения выражения эмоций в межличностных отношениях. Вопреки сходному звучанию слов, шизоидные расстройства личности имеют мало общего с шизофренией. Большинство людей с шизоидными чертами никогда не становятся психотичными (шизофрениками). Шизоиды - это амбивалентные конфликтные личности, у которых грубость и холодность сочетается со сверхчувствительностью. Этим людям свойственны эмоциональная холодность, неспособность проявлять нежные чувства, а также гнев по отношению к другим людям. Однако они очень ранимы к повседневным жизненным трудностям. Внешне "толстокожие", шизоидные личности имеют эмоционально богатый внутренний мир. Просто они испытывают выраженное нежелание иметь близкие отношения с окружающими, не испытывают радости от таких отношений. Это распространяется даже на отношения с членами семьи. Именно повышенная чувствительность и ранимость приводит их к защитной аутистической реакции, замыкании в своем внутреннем мире и к сложным вспышкам ярости при нарушении их увеличенного личностного пространства. Общение их утомляет, что заставляет их быть активно холодными и бесстрастными в отношениях, ограничивать свои интересы на ограниченном круге деятельности, которую они предпочитают выполнять индивидуально. Шизоидным личностям свойственны слабая ответная реакция и на похвалу, и на критику; незначительный интерес к сексуальным контактам (в зависимости от возраста), повышенная озабоченность фантазиями и самокопанием. У них мало близких друзей или приятелей, и они не стремятся к развитию общения с другими, страдая от изолированности, робкости и склонности скрывать интимные стороны своего "Я". В межличностных отношениях шизоидные личности склонны к внезапным разрывам контактов. Часто они впадают в морализаторство или фанатическую религиозность.

Шизоидное расстройство личности, по-видимому, берет начало в эмоционально и когнитивно неудовлетворительных детско-родительских отношениях в младенчестве. Эмоциональная неудовлетворенность заключается в недостаточности позитивных эмоциональных подкреплений поведения ребенка со стороны матери. Когнитивная неудовлетворенность заключается в рассогласовании когнитивного и эмоционального аспектов общения матери с ребенком, т. е. в неадекватной передаче вербальной и невербальной информации об отношении матери к ребенку.

Шизотипические расстройства личности. Впервые возникающие в подростковом возрасте нарушения социального и межличностного взаимодействия, которые характеризуются дискомфортом, связанным с недостаточной способностью создавать тесные взаимоотношения с окружающими, когнитивными нарушениями (аномальное мышление), искажением восприятия и эксцентричностью поведения или внешнего вида. Главным признаком выступает чудаковатое поведение, которое сопровождается неадекватными или сдержанными аффектами (выглядят эмоционально холодными и отрешенными). Они плохо контактируют с другими, стремясь к социальной отгороженности. Склонны к магическому мышлению, подозрительности. Иногда возникают навязчивые размышления и нарушения восприятия (иллюзии, галлюцинации). Аномалии мышления проявляются в аморфности, обстоятельности, избыточной метафоричности и детализации, вычурности речи. Однако разорванности мышления нет. Иногда вычурное поведение может сопровождаться стойкими обсессивно-фобическими или истерическими реакциями, поведенческими штампами и инертностью.

Выделение шизотипических личностей в классе расстройств личности является спорным. В клинической психологии и психиатрии существует длительная традиция рассматривать это нарушение вслед за немецким психиатром Э. Блейлером не как личностное, а как вялотекущую шизофрению. Отказ от рассмотрения шизотипического расстройства в качестве шизофрении связан со стремлением снизить жесткий нормативизм традиционной клинической психологии, склонной рассматривать любое бросающееся в глаза отклонение от социальных норм в терминах тяжелого психического заболевания. Главным отличием шизотипического расстройства личности от шизофрении следует считать сохранение у этих людей чувства реальности.

Параноидные расстройства личности. Впервые возникающие в подростковом возрасте недоверие и подозрительность в отношении окружающих, которые сопровождаются интерпретацией действий последних как злонамеренных и направленных против этого человека. Чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам; тенденция быть постоянно недовольным кем-то, отказ прощать, отношение свысока; подозрительность, тенденция искажать реальные действия других людей, интерпретируя их только как враждебные или презрительные. Параноидная личность озабочена сомнениями в лояльности и надежности друзей и коллег, считает, что другие угрожают ее репутации или будут использовать информацию против нее, сомневается в верности своего сексуального партнера. Она лишена чувства юмора и эмоционально ригидна. Затруднительные ситуации легко приводят к умышленной враждебности и агрессивности по отношению к партнерам. Имеет воинственно-щепетильное отношение к вопросам, связанным с правами человека (без учета фактической ситуации); тенденцию к переживанию своей повышенной значимости (все относит на свой счет); поиск тайного смысла в происходящем.

Развитие параноидного расстройства личности, по-видимому, связано с жестоким обращением в детстве, слишком жесткими наказаниями и авторитарным стилем воспитания.

Демонстративные расстройства личности

(с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере).

Диссоциальные расстройства личности. Впервые возникают в возрасте до 15 лет как грубое несоответствие поведения доминирующим социальным нормам, игнорирование и нарушение прав окружающих. Уже в детстве у потенциально диссоциальной личности часты побеги из дома, кражи, прогулы уроков. К 15 годам отмечается употребление психоактивных веществ и желание прекратить учебу. Кульминация расстройства наступает в возрасте поздней юности. В целом диссоциальное расстройство проявляется в бессердечном отношении к чувствам других; безответственности, пренебрежении правилами и обязанностями; неспособности поддерживать взаимоотношения при отсутствии трудностей в установлении контактов. Диссоциальная личность имеет низкую устойчивость к фрустрациям и низкий порог разрядки агрессии. Она неспособна испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта (особенно - из наказания); имеет выраженную склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему антиобщественному поведению. Диссоциальная личность склонна ко лжи, которая проявляется в частых и повторных обманах окружающих, стремлении получить из лжи личную выгоду или удовольствие. У таких людей нередко встречается безрассудное игнорирование личной безопасности и безопасности других людей, что повышает риск травматизации и насильственной смерти, а также развития делинквентного (противоправного) поведения.

Диссоциальные личности эмоционально неразвиты: у них не хватает готовности к сопереживанию и сочувствию, состраданию и благодарности. Из-за этого они склонны к садизму и насилию (не всегда, однако, достигающих криминального уровня).

Развитие диссоциального расстройства личности связано с ранней потерей родителей, недостатком заботы и внимания матери, антиобщественным поведением отца, непоследовательными (противоречивыми) отношениями между родителями, недостаточными эмоциональными связями между родителями и ребенком.

Эмоционально неустойчивые расстройства личности заключаются в ярко выраженной тенденции действовать импульсивно, без учета последствий. Характерной чертой является неустойчивость настроения (легкость возникновения гнева) и повышенная возбудимость, что легко провоцирует у таких людей поведенческие взрывы и агрессию в тех случаях, когда окружающие выказывают свое неодобрение чрезмерной спонтанностью поведения эмоционально неустойчивых лиц или противодействуют им. Последствия своего поведения такие личности обычно не могут предвидеть, поэтому действуют импульсивно в соответствии только с изменчивым настроением без учета ситуации социального взаимодействия.

Выделяют две разновидности эмоционально неустойчивого расстройства личности (импульсивная и пограничная личность), которые объединяет общая основа: импульсивность и отсутствие самоконтроля.

Импульсивный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности проявляется в слабости контроля над поведением, вспышках агрессии и неоправданной жестокости в ответ на осуждение окружающими. Этот тип также называется "возбудимым (агрессивным, эксплозивным)". Возбудимые люди склонны к аффективным взрывам, сила которых не соответствует вызвавшему реакцию поводу. Аффект не сдерживается или сдерживается слабо, поэтому он быстро воплощается в наступательное агрессивное поведение, имеющее цель аффективной разрядки, после которой наступают сожаление и раскаяние. Между этими аффективными импульсами никаких других нарушений личностного функционирования не отмечается. Нередко провоцирующим фактором возбуждения для таких людей является алкоголь.

Развитие импульсивного типа эмоционально неустойчивого расстройства личности происходит на фоне незначительных органических повреждений мозга в раннем детстве, благодаря которым формируется повышенная готовность к аффективным приступам при неразвитости тормозных процессов. Вместе с тем эта органическая особенность актуализируется при наличии в психике неосознаваемых побудительных импульсов - вытесненных агрессивных устремлений.

Пограничный тип эмоционально-неустойчивого расстройства личности наряду с эмоциональной неустойчивостью включает тотальные искажения образа "Я" (личностная неопределенность, нестабильность самооценки и неуверенность в своих желаниях, предпочтениях, ценностях и т. п.). Содержание и направленность намерений и предпочтений (в том числе - сексуальных) пограничной личности неопределенны и часто непонятны окружающим людям и кажутся им странными. Поэтому межличностные отношения людей с пограничными расстройствами нестабильные и напряженные: они все время колеблются между идеализацией и обесцениванием своих партнеров и не могут понять, какие же чувства они на самом деле испытывают к ним. Нередко все люди разделяются ими на тех, кому человек с пограничным расстройством личности нравится, и тех, кто его ненавидит. Тем, кто, как кажется пограничной личности, позитивно относится к нему, пограничная личность приписывает разнообразные идеальные качества и стремится к разнообразному общению с ними. Человек как бы балансирует на грани сохранения адекватности реальным ситуациям взаимодействия. Ему кажется, что близкие люди могут скоро разорвать с ним всякие отношения, что приводит к неистовым попыткам избежать этого "неизбежного конца" (мнимого или реального). Неустойчивость межличностных отношений приводит к эмоциональным кризисам, выраженным колебаниям настроения (например, человек эпизодически впадает в глубокое уныние, озлобленность, гневливость или начинает испытывать сильную тревогу о своем будущем), постоянному ощущению опустошенности жизни. Эмоциональная нестабильность может проявляться в импульсивных потенциально саморазрушительных действиях (в том числе - постоянное желание участия в драках, угрозы покончить с собой), навязчивых желаниях и зависимостях (например, бездумная трата денег, бесконечная и бесцельная смена сексуальных партнеров, пренебрежение правилами, переедание, злоупотребление психоактивными веществами и т. д.).

Развитие пограничного расстройства личности связано с органическими нарушениями, обусловленными повреждением головного мозга в перинатальном периоде, травмами или заболеваниями головного мозга, вызывающими нарушения в деятельности лобных долей. Эти органические поражения актуализируются в условиях отсутствия родительской заботы в детстве, сложных семейных отношений, а также под действием ситуаций физического или сексуального насилия (особенно в детстве).

Истерические расстройства личности. Впервые возникают в подростковом возрасте в виде чрезмерной эмоциональности и стремления привлекать к себе внимание. При истерическом расстройстве личность вместо истинных переживаний стремится демонстрировать "художественно более выраженные", театральные эмоции. Она склонна к самодраматизации и драматизации происходящего. Истерическая личность ощущает сильный эмоциональный дискомфорт в ситуациях, когда на нее не обращают внимания. Ее отношения с окружающими часто полны неуместных проявлений сексуальности (во внешности или в поведении). Такой человек чрезмерно озабочен своей физической привлекательностью, склонен трактовать возникающие отношения как более интимные, чем это есть на самом деле. Речь истерической личности чрезвычайно выразительна, но неточна. Такой человек обладает повышенной внушаемостью и подвержен влиянию окружающих. Эмоции лабильны и поверхностны, а сама личность стремится к постоянному эмоциональному возбуждению, у нее имеется своеобразная жажда переживаний и жажда контактов, могущих их дать. Поэтому истерические личности легко и быстро завязывают поверхностные знакомства, склонны приспосабливаться к мнению окружающих и манипулировать ими в своих целях. Из-за выраженной манипулятивности общения и недоверчивости им сложно устанавливать глубокие и прочные связи. При этом потребность в контактах чрезвычайная. Истерическая личность никогда не отступает, пока не добьется внимания к себе. Она склонна навязываться, бороться за дружбу, даже если дружеские отношения и не устанавливаются или не удовлетворяют ее. Выраженное стремление к установлению контактов и слабая коммуникативная способность связаны с повышенной обидчивостью и дают повод к развитию конфликтных межличностных отношений.

Истерической личности сложно установить счастливые семейные отношения, потому что она стремится к полному подчинению партнера. Вместе с тем истерические расстройства способствуют ранним и поспешным бракам, которые оказываются недолговечными. Впрочем, повторные браки по характеру отношений не отличаются от первого.

Следует различать истерическое расстройство личности от истерических конверсионных реакций, в которых преобладают соматические, а не эмоциональные нарушения. Конверсионные истерические реакции могут встречаться у любого человека, не обладающего истерическим расстройством.

Основа для развития истерического расстройства закладывается в возрасте приблизительно между четырьмя и шестью годами, когда ребенок сталкивается с несовпадением желаний и возможностей. Провоцирующим фактором развития истерического расстройства личности становится воспитание ребенка по типу "кумир семьи" или потворствующая гиперопека, когда родители балуют ребенка, оставляют его наедине со стойкими желаниями, направленными только на свои собственные потребности без учета реальных возможностей.

С возрастом истерические формы поведения ослабевают, уступая место ипохондрическим страхам и депрессиям.

Тревожно-астенические расстройства личности

(с преобладанием нарушений волевой сферы).

Ананкастные расстройства личности. Возникающая в подростковом возрасте чрезмерная озабоченность порядком, стремление к совершенству, организованности и контролю (озабоченность обязательным соблюдением правил, порядка, графика). У ананкастной личности имеется склонность к формированию навязчивого желания проявлять сверхточность и перфекционизм, быть чрезмерно добросовестным в ущерб межличностным связям и отношениям. Человек настолько оказывается связанным работой, что исключает возможность отдыха и дружеского общения (даже если его финансовое положение позволяет отдыхать). Стремление к перфекционизму мешает таким людям успешно завершать поставленные задачи: они никак не могут остановиться, считая, что сделали еще не все возможное, чтобы задача была решена как можно лучше, все время сомневаются в правильности и совершенстве уже принятого решения. Со склонностью к перфекционизму у них связана повышенная педантичность и приверженность социальным нормам, упрямство и негибкость мышления (один раз установленное правило они меняют с большим трудом). К другим людям они проявляют настойчивые требования, чтобы и они все делали точно так же, как и ананкасты, не желая предоставлять им свободу действий в выполнении заданий.

При ананкастном расстройстве личности человеку очень сложно избавляться от совершенно ненужных вещей, даже если они не связаны с приятными воспоминаниями. Они сохраняют их просто потому, что опасаются нарушения установленного порядка. Такое же отношение человек проявляет и к деньгам (примером ананкастной личности может быть такой литературный пример - скупой рыцарь, чахнущий над сундуком с золотом).

Нередко людей с ананкастным расстройством очень ценят за надежность, однако сами они являются рабами своей чрезмерной совестливости, скорее вступая в психологический конфликт с собой, чем с окружающими. Характеристика ананкастной личности напоминает описанный З. Фрейдом анальный характер.

На самом деле организованность, порядок и правила призваны освободить деятельность человека от решения банальных вопросов повседневной жизни, высвобождая время для решения серьезных проблем. Однако чем меньше уверена в себе и менее решительна личность, тем больше она нуждается в таком признаке, как заорганизованность жизнедеятельности: чем меньше человек, по своим представлениям о себе, может достичь в жизни, тем больше он стремится к упорядочению широкого круга процессов, в которые он может быть вовлечен, и хочет поддерживать (никогда не меняя) установившийся порядок.

Провоцирующим фактором здесь выступает такой стиль детско-родительских отношений, при которых к ребенку предъявляются завышенные требования и применяются жесткие санкции за несоблюдение установленных правил.

Расстройство уклоняющейся и избегающей личности. Впервые проявляется в подростковом возрасте в стремлении ограничить социальные контакты из-за ощущения собственной неполноценности и сверхчувствительности к отрицательным оценкам и критике со стороны окружающих. Такая личность испытывает постоянное общее чувство напряженности, тяжелые предчувствия, вызванные представлениями о своей социальной неспособности, личностной непривлекательности, приниженность по отношению к другим. При расстройстве уклоняющейся и избегающей личности человек не желает вступать ни в какие взаимоотношения без гарантий понравиться из-за страха перед упреками или насмешками со стороны партнеров. Гипертрофированное чувство собственной неполноценности заставляет уклоняющуюся личность подавлять возникающие в межличностных отношениях эмоции, особенно при общении с малознакомыми людьми. Страх критики и отвержения заставляет ее уклоняться от социальной или профессиональной деятельности, связанной с межличностными контактами и общением. Опасение оказаться в затруднительном положении заставляет уклоняющуюся личность отказываться от интересных предложений о новом виде деятельности, особенно связанном с ответственностью. Все это приводит к формированию ограниченного жизненного уклада.

Уклоняющиеся личности не проявляют настойчивости, скрывают свою злость, которую носят в себе долго и тяжело. Отрицательные переживания не вытесняются, а сохраняются, не проявляясь вовне. Поэтому они склонны к застреванию на аффекте. При значительном застое аффекта у них случаются внезапные и сильные взрывы поведения.

Уклоняющиеся личности в общем коммуникабельны, но пассивны в общении. Очень долго выбирают себе партнеров. Профессию они часто выбирают по принципу компенсации чувства неполноценности.

Литературным примером уклоняющейся личности может служить "гадкий утенок".

Провоцирующим фактором развития такого расстройства является воспитание в неполной семье, когда одинокая мать пытается вопреки реальности идеализировать отца в глазах ребенка или заменить отца (ребенок в этом случае выполняет символическую роль супруга). Одинокая мать старается привязать к себе ребенка, чрезмерно оберегает его и максимально разгружает от повседневных забот, ожидая от ребенка ответного идеального поведения, добросовестности, честолюбия и успехов, не обращая внимания на внутренние потребности самого ребенка. Если же ребенок начинает проявлять себя, то такое поведение встречает резкое осуждение со стороны родителей. При таком воспитании личность, с одной стороны, становится впечатлительной, мягкой и ранимой, а с другой - тщеславной. Это и определяет ее зависимость от внешних оценок.

Отечественный психолог А.Н. Леонтьев (1903—1979) подчер­кивал, что необходимой предпосылкой научного психологическо­го анализа личности является в первую очередь различение поня­тий «индивид» и «личность».

Даже в обыденном языке слово «личность» мы употребляем только по отношению к определенному человеку, и притом лишь с определенного этапа развития. Мы не говорим о личности жи­вотного, новорожденного или младенца, однако у нас не возника­ет затруднений говорить о животном и о новорожденном как об индивидах и их индивидуальных особенностях — возбудимости, агрессивности и прочих.

В психиатрии мы можем встретиться со случаями болезненного раздвоения личности, но никакой патологический процесс не мо­жет привести к раздвоению индивида, целостности его биологической организации. Разумеется, что понятие личности, также как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни, но це­лостность личности — уже особого рода. Она приобретается не генотипически, а в процессе воспитания, обучения, т.е. личностного развития: «личностью не рождаются, личностью становится...». Таким образом, личность есть относительно поздний продукт как общественно-исторического, так и онтогенетического развития человека.

Методологической основой изучения личности детей спсихи­ческимдизонтогенезом является концепция Л.С. Выготского [10] о сущности дефективности, в которой подчеркивается, что огром­ную роль в развитии личности аномального ребенка играет соци­альная среда и общество. Л.С. Выготский (10) отмечал, что физи­ческий недостаток сам по себе не делает ребенка дефективным, но, изменяя социальную позицию личности, приводит к появлению особых черт в его поведении и характере. Для изучения влияния дефекта на личность аномального ребенка важными являются по­ложения Л. С. Выготского о сложной структуре дефекта, в которой он выделял первичные особенности организма и вторичные ново­образования.

В.Н. Мясищев, изучая структурно-динамические характерис­тики личности, подчеркивал, что к первичным особенностям от­носятся динамические свойства личности, обусловленные свой­ствами нервной системы, и особенностями заболевания. На основе первичных симптомов возникают вторичные особенности в форме различных характерологических сдвигов, представляющих собой результат сложных взаимодействий внешних и внутренних факто­ров. Возникновение вторичных особенностей личности больного ребенка может быть вызвано рядом Причин, к которым относятся переживания по поводу физического дефекта, условия воспита­ния, характер отношений в семье ребенка. Все это приводит к на­рушению системы отношений ребенка, и если он не приобретает в ходе своего развития способности адекватно разрешать встающие Перед ним проблемы, то это может привести к нарушению соци­альной Адаптации.

Среди механизмов патологического формирования личности у лиц с физическими нарушениями ведущая роль принадлежит ре­акции личности на осознание дефекта, физической неполноцен­ности. Негативное влияние на развитие личности оказывают также такие факторы, как ранняя социальная депривация, т.е. изоляция от сверстников в связи с физическим недоразвитием, а также не­правильное воспитание и своеобразное отношение окружающих к ребенку с ограниченными возможностями. Все это обусловливает незрелость эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, повы­шенную внушаемость у такого ребенка.

При ДЦП страдает формирование личности ребенка. Нор­мальное интеллектуальное «развитие при этом заболевание часто сочетается с отсутствием уверенности: в себе, самостоятельности повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни, У детей и подростков легко форми­руются иждивенческие установки, неспособность и нежелание са­мостоятельной практической деятельности.

Выдержанные трудности социальной адаптации способствуют развитию таких черт личности, как робость, застенчивость, не­умение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкну­тостью. Наиболее часто, по данным Э.С.Калижнюк (26) при ДЦП встречаются астеноневротический, психоастенический, реже — неустойчивый и возбудимый типы акцентуации личности.

Важное значение в развитии личности при ДЦП придается формированию эмоционально-волевой активности. Негативное влияние органического поражения ЦНС в значительной степени

определяет особенности личностного реагирования ребенка на физический дефект как пассивно-оборонительное или агрессив­но-защитное. Нарушение представлений о своем теле, неадекват­ность самооценки выявляются уже в раннем возрасте.

Частая госпитализация детей с двигательными расстройствами приводит к ранней психической и социальной депривации. Ос­новным стилем семейного воспитания ребенка с ДЦП является гиперпротекция, которая негативно влияет на формирование со­циальной адекватности его поведения, поскольку, чем выше уро­вень гиперпротекции, тем ниже уровень социальной адекватности поведения ребенка. Неразвитость родительских чувств, неустой­чивость воспитательного процесса влияет на формирование таких личностных особенностей ребенка с ДЦП как снижение самостоя­тельности, сенситивность, фрустрированность.

В случае нарушения интеллекта при ДЦП особенности разви­тия личности сочетаются с низким познавательным процессом, недостаточное критичностью. Отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотиваций.

Для выявления отклонений в развитии личности ребенка с це­ребральным параличом необходим комплексный психолого-ме­дико-педагогический анализ ее особенностей. При этом следует обратить внимание не только на ярко выраженные признаки пове­дения ребенка, нарушающие процесс его социальной адаптации, но и учесть более тонкие особенности проявления его характера, темперамента, влечений, мышления, направленность интересов, развитие деятельности и общения с окружающими.

Психологу важно отметить не только отрицательные черты личности, а, прежде всего, положительные, на которые можно бу­дет опереться в психокоррекционной работе.

Психопатологические варианты личности при ДЦП

Нарушение личности при ДЦП чаще всего встречается по типу психического инфантилизма. Поражение незрелого головного мозга приводит к тому, что формирование лобных долей происхо­дит замедленно и неравномерно, что является причиной измене­ний личности (51).

Специфическим условием развития психического инфанти­лизма является неправильное воспитание, ограничение деятель­ности и общения, что связано с двигательной и речевой недоста­точностью при ДЦП.

Незрелость эмоционально-волевой сферы, сохраняется неред­ко и в старшем школьном возрасте и препятствует их школьной,

трудовой и социально адаптации. Эта незрелость имеет дисгармоничный характер. Отмечаются случаи сочетания незрелости психики с чертами эгоцентризма, иногда со склонностью к резонерству; у отдельных детей эмоционально-волевая незрелость сочетается с ранними проявлениями сексуальности. Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы у детей старшего школьного возраста, проявляющиеся в поведении, повышенном интересе к игровой деятельности, слабости волевого усилия, в целенаправ­ленной интеллектуальной деятельности, повышенной внушаемос­ти, имеют, однако, иную окраску, нежели у детей более раннего возраста. Вместо истинной живости и веселости здесь преобладает двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, наблюдается бедность и однообразие игровой деятельности, легкая истощаемость, инертность. Отсутствует детская живость и непос­редственность в проявлении эмоций.

Выделено три варианта осложненного психического инфанти­лизма у школьников с церебральным параличом. Первый невропа­тический вариант осложненного инфантилизма представляет со­бой сочетание психического инфантилизма с проявлениями не­вропатии (29).

При невропатическом варианте психическогоинфантилиз­мадети с церебральным параличом отличаются сочетанием неса­мостоятельности, повышенной внушаемостью с тормозимостыо, пугливостью, неуверенностью в своих силах. Они обычно бывают чрезмерно привязаны к матери, с трудом адаптируются к новым условиям, долго привыкают к школе. В школе у многих из них на­блюдаются случаи проявления повышенной робости, застенчивос­ти, трусливости, отсутствие инициативы, низкий уровень мотива­ции, иногда при повышенной самооценке. Все эти особенности личности могут быть причиной нарушений адаптации к школе, вообще к социальному окружению в целом у детей нередко возни­кают ситуационные конфликтные переживания в связи с неудов­летворением их стремления к лидерству, эгоцентризмом и неуве­ренностью в своих силах, повышенной тормозимостыо и пугли­востью.

Не найдя признания у сверстников, некоторые из этих детей проявляют склонность к уходу в свой внутренний мир фантазий, у них развивается чувство одиночества. Все это приводит к еще боль­шей дисгармонии в развитии свойств личности. При длительных неблагоприятных воздействиях окружающей среды тормозные ва­рианты поведения могут стать первичными, что будет способство­вать формированию характерологических отклонений тормозного типа.

«Аффект неадекватности» при невропатическом варианте пси­хического инфантилизма проявляется в различных формах. Одной из форм являются реакции протеста, которые представляют собой преходящие расстройства поведения, возникающие на основе аффективных переживаний (переживания обиды, ущемленного самолюбия и т.д.). Для реакций протеста характерна определенная избирательность и направленность.

При невропатическом варианте психического инфантилизма у детей с церебральным параличом преобладают реакции пассив­ного протеста. Они проявляются в отказе от еды, от устного обще­ния с определенными лицами (избирательныймутизм), в уходах из дома или из школы, иногда они проявляются в виде нарушений отдельных соматовегетативных функций: рвоты, энуреза (недержания мочи), энкопреза (недержания кала). Значительно реже как результат пассивного протеста может возникать суицидальное по­ведение, которое проявляется либо только в мыслях и представле­ниях либо в совершении суицидальной попытки. Несмотря на то, что у детей с церебральным параличом при правильном их воспи­тании эти формы поведения встречаются чрезвычайно редко и проявляются в основном в мыслях и представлениях, педагогам и воспитателям важно знать, что суицидальные попытки как реак­ции пассивного протеста возникают в основном в препубертатном и пубертатном возрасте в результате острого переживания чувства обиды, недовольства окружающими и самим собой; поводом для возникновения суицидального поведения может быть незаслужен­ное наказание, получение плохой оценки, неразделенное первое чувство любви и т.д. Это поведение заранее не обдумывается, воз­никает внезапно, импульсивно, по механизму «короткого замыка­ния»; оно может быть достаточно неожиданным для окружающих.

Наиболее частым проявлением пассивного протеста учащихся с ДЦП может быть отказ от выполнения тех или иных требований учителя или воспитателя. При неправильном воспитании в семье — отказ от выполнения требований родителей.

Формой проявления «аффекта неадекватности» у учащихся с ДЦП могут быть также реакции отказа. Они проявляются в пассив­ности ребенка, в отказе от его обычных желаний и стремлений, не­редко в бездумном характере его ответов, в отсутствии стремления к контакту с окружающими. Ребенок остро переживает потерю перспективы и как бы отказывается от притязаний. Подобные реакции у детей с церебральным параличом могут возникать на си­туацию фрустрации. Состояние фрустрации — сложное состояние, которое возникает при встрече с трудностями, неудачами. С пси­хологической стороны это расстройство планов, крушение на-

дежд, проявляющиеся в растерянности, беспокойстве, ощущения беспомощности. Проявлением подобного рода состояния у уча­щихся с ДЦП могут быть общая пассивность, отказ от стремлений, от общения и т.д.

Закрепление вышеописанных форм поведения, проявляющих­ся в виде пассивного протеста, отказа, при неправильном воспита­нии способствует так называемому патохарактерологическому формированию личности тормозного типа.

При тормозном варианте возникает сочетание таких черт ха­рактера, как неуверенность в себе, тормозимость, обидчивость, склонность к страхам. У детей с церебральным параличом этому в значительной степени способствует воспитание по типу гиперопе­ки, которое ведет к подавлению естественной активности ребенка, его стремления к самостоятельности; в результате у ребенка посте­пенно начинают закрепляться ощущение зависимости от взрос­лых, неуверенность в себе, пассивность, робость как устойчивые свойства личности.

Второй вариант осложненного психического инфантилизма у школьников с ДЦП представляет собой сочетание психического инфантилизма с симптомами раздражительной слабости. Данный вид описан в литературе как цереброастенический вариант ос­ложненного инфантилизма(29). Проявления эмоционально-волевой незрелости у этих детей сочетаются с повышенной эмо­циональной возбудимостью, с нарушениями внимания, нередко и памяти, низкой работоспособностью. Поведение данных школь­ников отличается повышенной раздражительностью, несдержан­ностью; характерной для этих школьников является склонность к конфликтам с окружающими, сочетающаяся с чрезмерной пси­хической утомляемостью, непереносимостью психического на­пряжения. Трудности в обучении данных детей связаны не только с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, но и с их повы­шенной психической утомляемостью, быстрым истощением ак­тивного внимания. Настроение у них крайне неустойчивое,, иногда проявляется с оттенком недовольства, раздражения. Эти дети тре­буют к себе постоянного внимания, одобрения своих действий; в противном случае возникают вспышки недовольства, гнева, ко­торые обычно заканчиваются слезами. У них наиболее часто на­блюдаются аффективно-возбудимые формы поведения, однако в новой для них обстановке может, напротив, проявляться повы­шеннаятормозимость.

У детей этой группы часто отмечаются неправильные взаимо­отношения с коллективом сверстников, что неблагоприятно ска­зывается на дальнейшем развитии их личности. Особенностью

школьного возраста является возникновение новой социальной потребности найти свое место в коллективе сверстников. Если эта потребность не реализуется, могут возникнуть различные эффек­тивные реакции, проявляемые в форме обидчивости, озлобленно­сти, замкнутости, иногда агрессивного поведения.

Взаимоотношения детей в коллективе зависят от многих факторов, прежде всего от особенностей характера, поведения, от пре­жнего опыта социального общения. В семье и в специальном дет­ском саду к детям с церебральным параличом предъявляются дру­гие требования, чем в школе. В школе уровень этих требований намного Возрастает, цереброастеническое состояние детей углуб­ляется, и теперь они уже могут приспособиться к новым условиям. Порицания учителя, воспитателя, выносимые в отношении мед­лительности, недостаточной сформированности навыков по само­обслуживанию, «грязного» письма и т.д., травмируют детей, вызы­вают у них отрицательной отношение к школе. Возникает конф­ликт между ставшей привычной самооценкой ребенка и оценкой его окружающими. В результате дети становятся упрямыми, раз­дражительными, плаксивыми, иногда агрессивными. Аффектив­ное поведение связано здесь с тем, что предъявляемые требования окружающих начинают превышать возможности детей. Все это вместе взятое порождает атмосферу постоянного недовольства педагога и воспитателя ребенком, приводит к возникновению у пос­леднего чувства неполноценности.

Третий вариант осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом относится к так называ­емому органическому инфантилизму,описанному отечественны­ми психиатрами (29)

В основе органического инфантилизма — сочетание незрелос­ти эмоционально-волевой сферы с нарушениями интеллектуаль­ной деятельности, проявляющимися в виде инертности, тугоподвижности мышления, при наличии низкого уровня в развитии операции обобщения. Эти дети часто бывают двигательно растор­можены, благодушны, у них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа своих дей­ствий и поступков.

Проявления органического инфантилизма чаще наблюдают­ся при атонически-астатической форме церебрального паралича, когда имеет место поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Это связано с той ролью, которую играет лобная кора в развитии целенаправленной деятельности, мотивации, т.е. того уровня психического развития, который является необходимым для формирования так называемого ядра личности.

Эмоционально-волевые расстройства при ограниченном ин­фантилизме характеризуется большой дисгармонией. Наряду с чер­тами «детскости», повышенной внушаемость, несамостоятельнос­тью, наивностью суждений для этих детей характерными являются склонность к «расторможению» влечений, недостаточно высоко развитая критичность; элементы импульсивности сочетаются у них с проявлением инертности.

Эти дети при клинико-психологическом обследовании в нача­ле обучения показывают низкий уровень личностной готовности к обучению. Самооценка и уровень притязаний у них неадекватно завышены; отсутствует и адекватная реакция на неуспех. При воз­действии дополнительных неблагоприятных факторов окружаю­щей среды у этих детей наблюдается формирование склонности к развитию характерологических отклонений возбудимого типа. Дети становятся двигательно-беспокойными, раздражительными, импульсивными, не способными адекватно учитывать ситуацию, некритичны к себе и своему поведению.

Таким образом, формирование личности детей с церебральным параличом связано, как с ранним органическим поражением моз­га, так и с особенностями их воспитания и окружения. Специфика ДЦП определяет некоторые особенности формирования личнос­ти. Прослеживается связь развития личности с тяжестью и характе­ром двигательных нарушений. При более тяжелых формах заболе­вания, когда ребенок длительной время нуждается в уходе и помо­щи со стороны взрослых и у него бывают резко ограничен­ными социальные контакты, предметно-манипулятивная деятель­ность, отклонения в развитии личности по типу осложненного психического инфантилизма проявляются в более выраженной, форме.

Специфика двигательного поражения, связанная с вовлечени­ем в патологический процесс различных мозговых структур, также, оказывает определенное внимание на особенности развития лич­ности детей с церебральным параличом. Так, при спастической диплегии наиболее часто наблюдаются проявления невропатичес­кой формы осложненного психического инфантилизма с преобла­данием тормозимости, повышенной пугливости, неуверенности в своих силах. При осложненных формах спастической диплегии, когда пораженными бывают как корковые отделы двигательного анализатора, так и подкорковые структуры, а также при гиперки­нетической форме заболевания с преимущественными поражени­ями подкорковых мозговых структур, преобладает цереброастеническая форма осложненного психического инфантилизма с раз­личными проявлениями аффективного поведения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 119.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...