Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Динамика финансового результата крупнейших корпораций РФ за пятилетний период




Практическое занятие № 1

Цель работы: Изучить крупнейших корпораций РФотносящихся к различным отраслям, оценить и охарактеризовать эффективность их хозяйственной деятельности.

Задача 1.

Проанализируйте динамику развития 3-х крупнейших корпораций РФзанимающих с первого по третье место в рейтинге «Эксперт-400» (http://expert.ru/) и 3-х корпораций (https://raexpert.ru/rankingtable/top_companies/2016/main/), относящихся к различным отраслям (розничная торговля, строительство, машиностроение) по критериям:

· объем выручки от продаж продукции (товаров, работ, услуг),

· прибыль до налогообложения,

· чистая прибыль.

Требуется:

1. Рассчитать темп прироста за пятилетний период и среднее значение показателей, для расчета используйте данные рейтинга крупнейших компаний России http://expert.ru/ratings/rejting-krupnejshih-kompanij-rossii-2016-po-ob_emu-realizatsii-produktsii/

2. Используя полученные данные определить долю каждой корпорации в обороте организаций РФ в соответствующей отрасли (Официальная статистика \ Предпринимательство \ Институциональные преобразования в экономике \Структурная статистика предприятий \Оборот организаций \годовой (без субъектов малого предпринимательства и пр.) http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#).

3. Рассчитать рентабельность продаж каждой корпорации за пятилетний период и охарактеризовать эффективность хозяйственной деятельности.

 

Методические рекомендациипо выполнению практического занятия №1

Теория вопроса

Крупный бизнес - ключевое звено экономики России

 

Несмотря на стремительное развитие молодого и перспективного малого предпринимательства, крупные предприятия были, есть и будут лидерами во многих отраслях российской промышленности. Говоря о современном состоянии крупного бизнеса, прежде всего, следует отметить произошедшую структурную перестройку экономики России. Деятельность крупных предприятий сделала возможным переход от экстенсивной сырьевой и энергетической направленности промышленности к изготовлению готовой продукции.

Крупный бизнес считается основой экономики страны. Данные предприятия являются основными налогоплательщиками, основными организаторами рабочих мест и основными участниками создания ВВП страны [2]. Кроме всего прочего, крупные фирмы за счет мобилизации своих ресурсов в меньшей степени зависят от рыночной конъюнктуры, тем самым создавая предпосылки для предотвращения локальных кризисов. Данный факт объясняется тем, что крупный бизнес обладает запасом (резервом) ресурсов, которые могут быть использованы в случае наступления экономического кризиса или других негативных процессов. Крупный бизнес за счет своих объемов и доли реализуемой продукции на рынке может влиять на ценовую политику и ассортимент продукции. Данное проявление монополизма ослабляет рыночную конкуренцию, следовательно, необходима антимонопольная политика в отношении крупных компаний. Также следует отметить, что крупные фирмы вносят весомый вклад в функционирование и развитие многих промышленных производств, в том числе наукоемких, ресурсоемких и капиталоемких. Крупные компании в состоянии самостоятельно наладить разработку и массовый выпуск конъюнктурной продукции, энергетического оборудования, автомобилей, сельскохозяйственных машин и прочей продукции. Кроме этого, крупный бизнес может организовать массовую добычу полезных ископаемых и другого сырья. Это предопределяет как бы двойственное отношение государства к крупному бизнесу: с одной стороны, его пытаются регулировать с помощью антимонопольной политики, а с другой – его поддерживают как основу для развития наукоемких и ресурсоемких капиталоемких сфер. В развитых странах крупный бизнес занимает в экономиках ведущие места. В среднем на крупный бизнес приходится от 50 до 60 % ВВП. Для того чтобы оценить условия функционирования крупного бизнеса в России, необходимо провести анализ экономической ситуации на макроуровне, так как крупный бизнес определяется именно параметрами макроуровня

При изучении российского крупного бизнеса большое внимание уделяется его взаимодействию с властными структурами. Многие бывшие российские чиновники, имеющие эксклюзивные связи на мировых финансовых рынках, входят в советы директоров крупнейших компаний и получают огромные прибыли; крупные предприниматели, в свою очередь, занимают выгодные места в органах государственной власти, лоббируя собственные деловые интересы. Такая модель сотрудничества взаимовыгодна как государству, так и бизнесу. Анализ современного состояния крупного российского бизнеса позволяет составить долгосрочный прогноз его дальнейшего развития и выявить основные направления, в которых оно будет происходить. Следовательно, можно выделить следующие отраслевые направления развития крупного бизнеса:

1. Развитие машиностроительных предприятий. Наиболее приоритетными станут транспортное производство, авто- и авиапромышленность. Планируется тесное сотрудничество крупных российских корпораций с зарубежными лидерами авто- и авиастроения. К 2020 году предполагается увеличить объем продаж автомобилей до 4 млн в год, из которых около 3 млн будут отечественного производства. Также планируется модернизация российских железных дорог: обновление подвижного состава и строительство новых дорожных линий. На эти цели будет выделено 100 млрд долларов.

2. Развитие АПК. Внедрение новейших технологий в сельскохозяйственное производство и повышение качества отечественных сельхозтоваров позволит крупным российским агропромышленным предприятиям к 2020 году увеличить свой суммарный доход до 70 млрд долларов и вытеснить низкокачественные товары с рынка.

3. Развитие сферы услуг, являющейся одной из важнейших составляющих жизни постиндустриального общества. Наиболее востребованными на рынке будут крупные компании, предоставляющие услуги в области IT-технологий: крупные Интернет – магазины, социальные сети, службы поиска различной информации и многие другие.

4. Расширение и совершенствование финансового сектора экономики. Крупные банки увеличат количество оказываемых услуг, один банк будет способен оказать весь спектр услуг в пределах только своего офиса. (ярким примером прогрессирующего развития банковской системы является «Сбербанк»). Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что российский крупный бизнес является одним из важнейших драйверов как индустриального, так и постиндустриального развития России, способствующим увеличению темпов роста экономики страны и повышению позиций России на мировой экономической арене.

Значение рейтингов компаний

В последние десятилетия стало появляться все больше и больше агентов, как нуждающихся в инвестициях, так и тех, кто желает инвестировать. Однако процесс инвестирования связан с высокой нестабильностью и значительным уровнем риска, что автоматически делает инвестиции в какой-то мере непривлекательными для агентов, не любящих принимать риски. С другой стороны, часто бывают такие ситуации, когда агент и желает инвестировать, и готов это сделать, несмотря на сопутствующие финансовому рынку риски, но он не может оценить реальную привлекательность и надежность того или иного актива, так как не владеет определенными знаниями, умением анализировать, информацией. Поиск вышеназванной информации может обернуться колоссальными трансакционными издержками, что, в свою очередь, затруднит, а то и вовсе приостановит, процесс инвестирования. Именно для того, чтобы избежать этих трансакционных издержек, вначале XX века было созданопервое рейтинговое агентство, которое представило на рынке услуг совершенно новый, но необходимый продукт – экспертную оценку облигаций железнодорожных компаний, основанную на финансовом анализе. Чуть позже было введено понятие«рейтинга».

Место компаний в рейтинге «Эксперт-400» определяется объемом выручки от продаж продукции (товаров, работ, услуг) по итогам года. В случаях, когда этот показатель в силу специфики деятельности компаний не может быть применен (например, для банков, страховых компаний), используются данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу.

В зависимости от профиля деятельности конкретной компании под объемом реализации понимается:

— для компаний, занятых в сфере промышленности, АПК, телекоммуникаций, транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, — объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

— для банков — сумма процентных и комиссионных доходов (до вычета расходов). Источником данных является финансовая отчетность банков, подготовленная только по стандарту МСФО;

— для страховых компаний — сумма подписанных страховых премий и чистого дохода от инвестиций за вычетом премий, переданных в перестрахование (МСФО), или сумма страховых премий (взносов) по страхованию жизни за вычетом взносов, переданных в перестрахование, страховых премий по иным видам, чем страхование жизни, за вычетом взносов, переданных в перестрахование и доходов по инвестициям за вычетом расходов по инвестициям (РСБУ).

Участие в рейтинге «Эксперт-400» не имеет ограничений отраслевого характера: в рейтинговой таблице представлены компании практически всех основных сфер экономики.

К участию в рейтинге не допускаются компании, характер деятельности которых не вполне прозрачен, холдинговая структура которых не вполне ясна или же компании, деятельность которых не ведет к образованию значимого объема добавленной стоимости.

В рейтинге участвуют головные компании холдингов, готовящих консолидированную отчетность, в которой учтены показатели как материнской компании, так и ее дочерних структур. Дочерние структуры, данные которых включены в отчетность холдинга, не участвуют в рейтинге во избежание «двойного счета».

Понятие и экономическое содержание рентабельности

Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Они рассчитываются как относительный показатель финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, их количественная оценка.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.

Например,

Спецификация данных показателей заключается в том, что они отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акций и т.д.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия. Например,

Заметим, что стрелка указывает на логику формирования показателей прибыли.

Приращение прибыли может быть связано как с интенсивным, так и с экстенсивным использованием производственных ресурсов. Поэтому показателем истинной эффективности может быть только рентабельность продаж, т.е. отношение прибыли к выручке от продаж.

В зависимости от числителя, отражающего определенные стороны хозяйственной деятельности, различают:

1. Рентабельность продаж по прибыли от продажи (Рпр) :

Рпр = (Ппр/ВР) *100,

где –прибыль от продаж;

ВР –выручка от продаж;

2. Рентабельность продаж по бухгалтерской ( до налогообложения) прибыли (Рпн):

Рпн = (Пно/ВР) *100,

где Пно-бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения);

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (Рчп):

Рчп = (ЧП/ВР) *100,

где –ЧП - чистая (нераспределенная) прибыль.

Третья группа показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли принимается в расчет чистый приток денежных средств.

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием денежного притока. Концепция рентабельности, исчисляемой на основе денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, являются существенным признаком «здоровья» финансового состояния предприятия.

 

Этапы выполнения задачи 1.

1. Формирование пакета исходных данных.

2. Изучение теории по заданию и дополнительных источников литературы.

3. Выбор в системе интернет сведений о динамики финансового результата крупнейших корпораций РФ за пятилетний период

4. Формирование таблицы для определения темпа прироста за пятилетний период и средних значений показателей.

Таблица 1

Динамика финансового результата крупнейших корпораций РФ за пятилетний период

Показатели, млн. руб.

20__

20__

20__

20__

20__

Темп прироста за пятилетний период

Среднее значение показателей

Объемреализации продукции (ОРП) Прибыль до налогообложения Чистая прибыль ОРП Пдн ЧП ОРП Пдн ЧП ОРП Пдн ЧП ОРП Пдн ЧП
«Газпром»                                  
НК «Роснефть»                                  
НК «ЛУКойл»                                  
Организация А                                  
Организация Б                                  
Организация В                                  
Итого                                  

4. Формирование таблицы длядоли каждой корпорации в обороте организаций РФ в соответствующей отрасли

Таблица 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 140.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...