Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.




Условия оптимального общения.

Для успешного (продуктивного) общения необходимо, чтобы все структурные элементы были согласованы между собой. Наряду с этим, существуют еще некоторые условия, выполнение которых также делает общение продуктивным.

1. Участники общения должны быть коммуникабельными – быть склонными к общению с людьми, быть инициативными в этом общении, уметь и хотеть говорить.

 2. Личное обаяние как очарование, притягательная сила, приятные манеры поведения располагают к себе людей, помогают адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление взаимодействия между людьми.

3. Для успешного общения также необходимо помнить о каналах общения. Они могут быть следующими:

а) слуховой канал (общение посредством речи и слуха, например, разговор по телефону);

б) зрительный канал – форма и содержание письма воспринимается по зрительному каналу;

в) двигательно-осязательный канал, например, рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия;

г) визуальный канал – внешний вид человека позволяет судить нам о каких-то его особенностях, например, по деталям костюма можно судить о национальности собеседника, особенностях той местности, где он живет.

4. Немаловажным условием общения является развитое чувство юмора. Это качество проявляется в способности человека чувствовать и видеть смешное, эмоционально-веселом отклике на окружающее.

5. Культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в дос

2) Общение, его функции: социальные и психологические. Уровни общения.

 

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение)

 

 Социальные функции общения:

· Организация совместной деятельности

· Управление поведением и деятельностью

· Контроль.

 

Психологические функции общения

· Функция обеспечения психологического комфорта личности

· Удовлетворение потребности в общении

· Функция самоутверждения.

 

Функции общения выполняются на различных уровнях общения:

· Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

· Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

· Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности. Общение социального работника (особенно общение с клиентом) должно осуществляться в большей степени на этом уровне, хотя необходимо и использование первых двух уровней.

тижении поставленных коммуникативных задач.

 

Типы культурной речи.

· политический тип общения – это пропаганда, агитация, политические дискуссии, лозунги, призывы, речи лидеров на совещаниях, жанры системы массовой информации. Можно сказать, что первый тип относится к публицистическому стилю литературного языка;

· тип дипломатического общения. Это дипломатический речевой этикет с его обязательными нормами, переговоры и переписка, составление юридически строгих документов, синхронный перевод и т. д. Этот тип можно отнести также к публицистическому стилю, но к жанру дипломатического общения;

·  деловая речь – деловые переговоры, постоянный контакт (телефон), деловые бумаги и т. д. Данный тип относится к официально-деловому стилю;

· военное красноречие – боевой приказ, боевой призыв, военные уставы, военные мемуары и т. д. Здесь могут быть разные мнения по поводу стиля, к которому относится этот тип. Это зависит от назначения документа или выступления. Например, приказ по составу лексики будет относиться к официально-деловому стилю, а мемуары – уже к публицистическому;

· академический тип речи – университетская лекция и цикл лекций, семинары, доклады, рефераты, конференции и т. д. По составу лексики и участию авторского «я» в повествовании данный тип можно отнести к научному стилю;

· педагогическое общение – рассказ, объяснение, устные рассказы детей, урок и т. д. Лексика, применяемая для данного стиля, самая разнообразная, в зависимости от цели урока или задания. И поэтому наиболее близким к этому типу будет публицистический стиль;

· правовая сфера, судебный тип речи – тексты законов, кодексы законов, допрос, свидетельские показания, дискуссии на суде. Относится к официально-деловому стилю;

· тип духовно-нравственной речи – церковная проповедь, миссионерская деятельность, исповедь, проповедь, молитва. Этот тип в какой-то мере можно отнести к публицистическому стилю;

· бытовое общение – дружеская беседа, телефонные разговоры, дружеская переписка. Этот тип, несомненно, относится к стилю бытового общения;

· диалог с самим собой – мечты, соображения, подходы к творчеству и т. д. По разнообразию подходов и используемой лексики его можно отнести к публицистическому типу.

· 1) Причины коммуникативных неудач.

· Коммуникативные неудачи- это недостижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.

· Основные причины:

· · Чуждая коммуникативная среда сводит усилия участников общения на нет, так как в такой среде царит дисгармония, отсутствует настроенность собеседников на феноменальный внутренний мир друг друга;

· · Серьезным основанием для отчуждения участников разговора может быть нарушение паритетности общения. В данном случае также имеет место нарушение правила солидарности, кооперации собеседников. Это проявляется в доминировании одного из участников разговора;

· · Коммуникативные замыслы собеседников не будут осуществлены, не возникнет согласие, если живое речевое общение будет pитуализовано. В ритуализованной реплике все прагматические характеристики речи (кто - кому - что - почему - зачем) нивелируются: нарушается правило искреннего доброжелательного отношения к собеседнику;

· · Причиной нарушения контакта с собеседником и прекращения разговора может быть неуместное замечание в адрес слушателя по поводу его действий, личностных качеств, которое может быть истолковано как недоброжелательное отношение говорящего;

· · Непонимание и недостижение собеседниками согласия может быть вызвано целым рядом обстоятельств, когда коммуникативные ожидания слушателя не оправдываются;

· · К коммуникативной дисгармонии и непониманию может привести различие схем поведения участников диалога, что находит отражение в несвязности (фрагментарности) частей диалога.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Основные стили речи:
1) разговорный;
2) научный,
3) публицистический;
4) официально-деловой;
5) литературно-художественный + разговорный

 

Главной особенностью разговорной речи является ее непринужденность, неподготовленность. Для нее характерны лексическая разнородность, использование разговорных и просторечных слов, упрощенного синтаксиса, эмоционально-экспрессивной оценочности; мимики, жестов.

Особенности научного стиля присуще использование специальной научной и терминологической лексики, графической информации, четкое определение понятий и явлений, строгая логичность и последовательность изложения, усложненный синтаксис.

 Главнейшим свойством газетно-публицистического стиля является его информативность и экспрессивность.

Деловому стилю свойственны профессиональная терминология, точность определения применяемых слов и выражений, клишированность языковых средств.

Художественная речь использует все разнообразие и богатства национального языка, чтобы создать яркий образ.

Среди факторов, лежащих в основе выделения функциональных стилей, общим является ведущая функция каждого стиля: для разговорного – общение, для научного и официального – сообщение, для публицистического и художественного – воздействие.

 

1)Культура, ее формы (физическая, материальная, духовная), виды (культура общества, коллектива, личности) и функции (адаптивная, коммуникативная, интегративная, социализационная).

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, обра­зование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как твор­ческая деятельность по их созданию и развитию.

Формы культуры:

-Физическая культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной (телесной) форме, удовлетворяет первичные потребности человека.

Состав физической культуры:
• культура физического развития (от общеоздоровительной физкультуры до профессионального спорта);
• рекреационная культура – поддержание и восстановление здоровья (медицина, туризм);
• сексуальная культура – принятые в обществе формы проявления и удовлетворения сексуальности.

-Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.

Состав материальной культуры:                                            
• культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);
• культура повседневности – материальная сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища).

-Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

Состав духовной культуры:
• религиозная культура (систематизированные религиозные учения, современные культы и учения, этнографическая религиозность);
• нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);
• правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);
• политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);
• педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);
• интеллектуальная культура (философия, история, наука).

Виды культуры:

 

· Культура общества — это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которой не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичны по отношению к ней.

· Культура коллектива складывается как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности устойчивой группы людей.

· Культура личности определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я».

Функции культуры:

· Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде.

· Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друг с другом.

· Интегративная функция культуры родственна коммуникативной и связана с тем, что культура объединяет любые социальные общности — народы, социальные группы и государства.

· Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности.

 

2) Общение, его функции: социальные и психологические. Уровни общения.

 

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение)

 

 Социальные функции общения:

· Организация совместной деятельности

· Управление поведением и деятельностью

· Контроль.

 

Психологические функции общения

· Функция обеспечения психологического комфорта личности

· Удовлетворение потребности в общении

· Функция самоутверждения.

 

Функции общения выполняются на различных уровнях общения:

· Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

· Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

· Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности. Общение социального работника (особенно общение с клиентом) должно осуществляться в большей степени на этом уровне, хотя необходимо и использование первых двух уровней.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 134.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...