![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
Условия оптимального общения. Для успешного (продуктивного) общения необходимо, чтобы все структурные элементы были согласованы между собой. Наряду с этим, существуют еще некоторые условия, выполнение которых также делает общение продуктивным. 1. Участники общения должны быть коммуникабельными – быть склонными к общению с людьми, быть инициативными в этом общении, уметь и хотеть говорить. 2. Личное обаяние как очарование, притягательная сила, приятные манеры поведения располагают к себе людей, помогают адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление взаимодействия между людьми. 3. Для успешного общения также необходимо помнить о каналах общения. Они могут быть следующими: а) слуховой канал (общение посредством речи и слуха, например, разговор по телефону); б) зрительный канал – форма и содержание письма воспринимается по зрительному каналу; в) двигательно-осязательный канал, например, рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия; г) визуальный канал – внешний вид человека позволяет судить нам о каких-то его особенностях, например, по деталям костюма можно судить о национальности собеседника, особенностях той местности, где он живет. 4. Немаловажным условием общения является развитое чувство юмора. Это качество проявляется в способности человека чувствовать и видеть смешное, эмоционально-веселом отклике на окружающее. 5. Культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в дос 2) Общение, его функции: социальные и психологические. Уровни общения.
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение)
Социальные функции общения: · Организация совместной деятельности · Управление поведением и деятельностью · Контроль.
Психологические функции общения · Функция обеспечения психологического комфорта личности · Удовлетворение потребности в общении · Функция самоутверждения.
Функции общения выполняются на различных уровнях общения: · Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера. · Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент). · Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности. Общение социального работника (особенно общение с клиентом) должно осуществляться в большей степени на этом уровне, хотя необходимо и использование первых двух уровней. тижении поставленных коммуникативных задач.
Типы культурной речи. · политический тип общения – это пропаганда, агитация, политические дискуссии, лозунги, призывы, речи лидеров на совещаниях, жанры системы массовой информации. Можно сказать, что первый тип относится к публицистическому стилю литературного языка; · тип дипломатического общения. Это дипломатический речевой этикет с его обязательными нормами, переговоры и переписка, составление юридически строгих документов, синхронный перевод и т. д. Этот тип можно отнести также к публицистическому стилю, но к жанру дипломатического общения; · деловая речь – деловые переговоры, постоянный контакт (телефон), деловые бумаги и т. д. Данный тип относится к официально-деловому стилю; · военное красноречие – боевой приказ, боевой призыв, военные уставы, военные мемуары и т. д. Здесь могут быть разные мнения по поводу стиля, к которому относится этот тип. Это зависит от назначения документа или выступления. Например, приказ по составу лексики будет относиться к официально-деловому стилю, а мемуары – уже к публицистическому; · академический тип речи – университетская лекция и цикл лекций, семинары, доклады, рефераты, конференции и т. д. По составу лексики и участию авторского «я» в повествовании данный тип можно отнести к научному стилю; · педагогическое общение – рассказ, объяснение, устные рассказы детей, урок и т. д. Лексика, применяемая для данного стиля, самая разнообразная, в зависимости от цели урока или задания. И поэтому наиболее близким к этому типу будет публицистический стиль; · правовая сфера, судебный тип речи – тексты законов, кодексы законов, допрос, свидетельские показания, дискуссии на суде. Относится к официально-деловому стилю; · тип духовно-нравственной речи – церковная проповедь, миссионерская деятельность, исповедь, проповедь, молитва. Этот тип в какой-то мере можно отнести к публицистическому стилю; · бытовое общение – дружеская беседа, телефонные разговоры, дружеская переписка. Этот тип, несомненно, относится к стилю бытового общения; · диалог с самим собой – мечты, соображения, подходы к творчеству и т. д. По разнообразию подходов и используемой лексики его можно отнести к публицистическому типу. · 1) Причины коммуникативных неудач. · Коммуникативные неудачи- это недостижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения. · Основные причины: · · Чуждая коммуникативная среда сводит усилия участников общения на нет, так как в такой среде царит дисгармония, отсутствует настроенность собеседников на феноменальный внутренний мир друг друга; · · Серьезным основанием для отчуждения участников разговора может быть нарушение паритетности общения. В данном случае также имеет место нарушение правила солидарности, кооперации собеседников. Это проявляется в доминировании одного из участников разговора; · · Коммуникативные замыслы собеседников не будут осуществлены, не возникнет согласие, если живое речевое общение будет pитуализовано. В ритуализованной реплике все прагматические характеристики речи (кто - кому - что - почему - зачем) нивелируются: нарушается правило искреннего доброжелательного отношения к собеседнику; · · Причиной нарушения контакта с собеседником и прекращения разговора может быть неуместное замечание в адрес слушателя по поводу его действий, личностных качеств, которое может быть истолковано как недоброжелательное отношение говорящего; · · Непонимание и недостижение собеседниками согласия может быть вызвано целым рядом обстоятельств, когда коммуникативные ожидания слушателя не оправдываются; · · К коммуникативной дисгармонии и непониманию может привести различие схем поведения участников диалога, что находит отражение в несвязности (фрагментарности) частей диалога. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Основные стили речи:
Главной особенностью разговорной речи является ее непринужденность, неподготовленность. Для нее характерны лексическая разнородность, использование разговорных и просторечных слов, упрощенного синтаксиса, эмоционально-экспрессивной оценочности; мимики, жестов. Особенности научного стиля присуще использование специальной научной и терминологической лексики, графической информации, четкое определение понятий и явлений, строгая логичность и последовательность изложения, усложненный синтаксис. Главнейшим свойством газетно-публицистического стиля является его информативность и экспрессивность. Деловому стилю свойственны профессиональная терминология, точность определения применяемых слов и выражений, клишированность языковых средств. Художественная речь использует все разнообразие и богатства национального языка, чтобы создать яркий образ. Среди факторов, лежащих в основе выделения функциональных стилей, общим является ведущая функция каждого стиля: для разговорного – общение, для научного и официального – сообщение, для публицистического и художественного – воздействие.
1)Культура, ее формы (физическая, материальная, духовная), виды (культура общества, коллектива, личности) и функции (адаптивная, коммуникативная, интегративная, социализационная). Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Формы культуры: -Физическая культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной (телесной) форме, удовлетворяет первичные потребности человека. Состав физической культуры: -Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека. Состав материальной культуры: -Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека. Состав духовной культуры: Виды культуры:
· Культура общества — это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которой не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичны по отношению к ней. · Культура коллектива складывается как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности устойчивой группы людей. · Культура личности определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я». Функции культуры: · Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде. · Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друг с другом. · Интегративная функция культуры родственна коммуникативной и связана с тем, что культура объединяет любые социальные общности — народы, социальные группы и государства. · Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности.
2) Общение, его функции: социальные и психологические. Уровни общения.
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение)
Социальные функции общения: · Организация совместной деятельности · Управление поведением и деятельностью · Контроль.
Психологические функции общения · Функция обеспечения психологического комфорта личности · Удовлетворение потребности в общении · Функция самоутверждения.
Функции общения выполняются на различных уровнях общения: · Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера. · Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент). · Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности. Общение социального работника (особенно общение с клиентом) должно осуществляться в большей степени на этом уровне, хотя необходимо и использование первых двух уровней.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 172. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |