Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание контрольной работы




Методические рекомендации по выполнению

Контрольной работы № 1

(Модуль 1)

Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП

 

 

Омск  2017 г.

ВВЕДЕНИЕ

Современный педагогический процесс в образовательном учреждении среднего профессионального образования – явление многогранное. Проблемы, возникающие в этом процессе, не всегда поддаются решению обычными способами. Только теоретических знаний педагогу профессионального обучения явно недостаточно, необходимы умения вести учебно- и научно-методическую работу, проектировать учебный процесс и конструировать отдельные его элементы, осознавать, формулировать и творчески решать педагогические задачи, осуществлять методическую рефлексию.

Деятельность слушателя программы профессиональной переподготовки «Педагог профессионального обучения» по выполнению контрольной работы по модулю «Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП» представляет собой имитацию реальной методической работы педагога в учреждении среднего профессионального образования.

Основной целью контрольной работы является совершенствование навыков и умений слушателей в области психолого-педагогических и методических знаний через проектирование содержания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по соответствующим направлениям подготовки, специальностям, профессиям и (или) видам профессиональной деятельности. 

Основные задачи, решаемые в ходе выполнения контрольной работы:

- закрепление и совершенствование теоретических знаний об учебно- и научно-методической деятельности педагога профессионального обучения в образовательном учреждении и систематизация профессиональных знаний и умений;

- формирование умения самостоятельно работать с образовательными и профессиональными стандартами, локальной нормативной и методической документацией, другой литературой, осуществлять ее анализ;

- развитие умений разрабатывать основные элементы профессиональной образовательной программы: рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик.

Контрольную работу слушатель выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями преподавателей и используя предоставляемые методические материалы и рекомендации.

Преподаватель-консультант консультирует слушателя в процессе  выполнения контрольной работы, проверяет и рецензирует работу.

В рамках контрольной работы должен быть приведен краткий теоретический материал, необходимый для обоснования выбора и применения педагогических технологий, методов и средств обучения.

 

Содержание контрольной работы

 

Задание 1: Изучить локальные нормативные акты профессиональной образовательной организации, регламентирующие разработку профессиональных образовательных программ и её отдельных элементов, пользуясь предложенными методическими пособиями и другой литературой. Составить краткий терминологический словарь понятий, используемых при разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик.

Задание 2: Разработать программу учебной дисциплины, профессионального модуля, учебной или производственной практики, пользуясь предложенными шаблонами или шаблонами Вашей профессиональной образовательной организации.

Программа учебной дисциплины, профессионального модуля - базовый методиче­ский документ, регламентирующий содержание и структуру дисциплины, профессионального модуля, ее место и значение в системе подготовки рабочего/специалиста данного профиля, составляющий основу УМК. Это основной рабочий документ преподавателя, определяющий содержание, объем и по­рядок изучения учебной дисциплины/ профессионального модуля, а также формы (виды) кон­троля образовательных результатов.

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:

Заполнение разделов 1 и 2 программы профессионального модуля. При заполнении паспорта программы профессионального модуля необходимо дать характеристику ее применения в структуре соответствующей программы СПО; объем часов на профессиональный модуль в целом и на каждый из входящих в него междисциплинарных курсов выбирается из Учебного плана. При заполнении второго раздела программы профессионального модуля нужно перенести все ПК и ОК из ФГОС СПО (см. раздел 5 ФГОС СПО + таблица в разделе 6 ФГОС СПО), соответствующие данному модулю. Если принято решение о необходимости расширения состава ПК, то новые ПК вносятся после установленных ФГОС СПО и с присвоением соответствующего порядкового номера. Дополнительные ПК должны формулироваться в соответствии с правилами, использованными при разработке ФГОС СПО. Добавление новых ПК не предполагает сокращения ПК из ФГОС СПО. Также недопустимо менять формулировки ПК и ОК, установленные ФГОС СПО.

Заполнение раздела 5 программы профессионального модуля. Логика его заполнения обусловлена спецификой компетентностно ориентированных программ. Прежде чем определять содержание программы, необходимо зафиксировать показатели оценки результатов ее освоения. Четкость в понимании результатов облегчит обоснованный отбор содержания, обеспечивающего их достижение. Раздел 5 содержит результаты освоения модуля (профессиональные и общие компетенции) и показатели их освоения в виде таблицы:

Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Методы контроля и оценки

ПК n.1

ПК n.1.1
ПК n.1.2

ПК n.2

ПК n.2.1
ПК n.2.2

Графа 1 (результаты) формально заполняется в соответствии с разделом 2 программы профессионального модуля: в ней нужно указать все профессиональные и общие компетенции. Однако целесообразно перенести их в порядке, удобном для разработки показателей оценки, поэтому рассмотрим вопрос группировки общих и профессиональных компетенций вместе с вопросом определения показателей их оценки. Корректно сформулировать показатели оценки результатов освоения профессионального модуля - основная задача при разработке раздела 5. Важно провести интегральную, комплексную оценку компетенций, а не отдельных умений и знаний их составляющих. Оценивание компетенций, обеспечивающих выполнение вида профессиональной деятельности, подразумевает констатацию готовности обучающихся применять знания и умения, осуществлять на рабочем месте действия, которые ведут к получению заданного результата (продукта) деятельности. Таким образом, показатели оценки компетенций представляют собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) характеристик (параметров) процесса или результата деятельности. Показатели отвечают на вопрос, что является свидетельством качества процесса или результата деятельности.

Общие компетенции (ОК) необходимы для выполнения различных видов профессиональной и учебно-профессиональной деятельности. Соответственно проверить их в большинстве случаев можно теми же заданиями, что и профессиональные компетенции (ПК). Для этого надо сгруппировать ОК с теми ПК с которыми они связаны содержательно. Соотнесение ОК с ПК соответствующего модуля поможет избежать появления абстрактных, не диагностируемых показателей для оценки ОК. Идеальным случаем является не только объединение (группировка) профессиональных и общих компетенций, но и определение общего показателя (показателей) для их оценки. Результаты освоения модуля (общие компетенции) и показатели их освоения указываются в виде таблицы:

Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Методы контроля и оценки
 

 

Заполнение раздела 3 программы профессионального модуля. Третий раздел программы ПМ задает структуру и содержание обучения по данному профессиональному модулю. Разработка этого раздела предполагает последовательное заполнение двух таблиц. Работа с таблицей 3.1. «Тематический план профессионального модуля». Внимание! Количество часов, указанное в таблице 3.1. должно соответствовать количеству часов, указанному в пункте 1.3 паспорта программы.

Работа с таблицей 3.2 «Содержание обучения по профессиональному модулю» Данная таблица содержит детализированное описание тем теоретических и практических занятий, лабораторных и (или) практических занятий, видов работ на практике. Главный вопрос в процессе работы с этой таблицей: как выстроить материал, чтобы достигнуть результатов (освоения компетенций) и подготовить студентов к процедуре их оценки? При отборе теоретического материала, содержания практических и лабораторных работ следует помнить, что их задача – обеспечить готовность обучающихся к выполнению соответствующего вида профессиональной деятельности. Важно четко устанавливать соответствие между отобранным содержанием обучения и обеспечиваемым этим содержанием результатом освоения программы. Заполнению таблицы 3.2. может предшествовать работа со вспомогательной таблицей:

Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Должен знать Темы раздела программы, поддтемы, темы занятия Должен уметь Темы ЛР, ПЗ Практический опыт Виды работ на практике
             

Заполнение этой таблицы позволяет соотнести осваиваемые компетенции с практическим опытом, умениями, знаниями, обеспечивающими эти компетенции. В ФГОС СПО требования к знаниям, умениям и практическому опыту по конкретному профессиональному модулю даются общим списком, в то время как в процессе освоения программы необходимо понимать, как комплексный результат (компетенция) соотносится с промежуточными результатами (умениями, знаниями, практическим опытом). Внимательное заполнение предложенной вспомогательной таблицы позволит выявить дефициты в перечне результатов освоения программы профессионального модуля и уточнить их, введя, в случае необходимости, дополнительные требования к знаниям, умениям, практическому опыту.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). Следует помнить, что продуктивный уровень освоения материала обеспечивается, в основном, работой на практике. При работе с данной таблицей необходимо помнить, что по каждой теме сначала указываются все входящие в нее дидактические единицы и уровень их освоения на конец изучения профессионального модуля, а затем указывается тематика лабораторных и(или) практических занятий, выполняемых при изучении данной темы.

В программах профессиональных модулей необходимо продумывать задания для самостоятельной работы обучающегося и способы их проверки. В соответствующих строках таблицы 3.2. нужно прописать как виды самостоятельной работы, так и основные темы, над которыми обучающиеся будут работать самостоятельно.

Заполнение раздела 4 программы профессионального модуля. При заполнении четвертого раздела необходимо учесть, что условия реализации программы (материально-технические, методические, кадровые) должны обеспечивать достижение установленных требований к результатам освоения программы. Поскольку Законом «Об образовании в РФ» установлена возможность реализации сетевых программ, недостаточность ресурсов конкретной образовательной организации может быть компенсирована за счет потенциала ресурсных центров, учебных центров профессиональных квалификаций, предприятий-партнеров. Особое внимание нужно уделить в котором описывается организации работы по ПМ. Здесь следует предусмотреть характеристику порядка прохождения практики (концентрированно или рассредоточено), координацию работ преподавателей, реализующих программу ПМ, подготовку методического обеспечения, преемственность тем МДК, МДК и практики, организацию самостоятельной работы и др.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Разработка программы учебной дисциплины строится на тех же самых правилах, что и программа профессионального модуля. После работы по приведенному выше алгоритму хорошо видно, каково должно быть наполнение учебных дисциплин и заполнить шаблон программы учебной дисциплины уже не составит труда. Логика последовательности заполнения разделов та же: - заполнение разделов 1 и 2; - заполнение раздела 4; заполнение раздела 3. Необходимо дать некоторые пояснения по заполнению раздела 4 программы учебной дисциплины «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины», которые также могут быть отнесены к особенностям оценивания умений и знаний по междисплинарному курсу в составе профессионального модуля. При проведении процедур оценивания знаний, умений задания от заданий для оценки компетенций будут отличаться степенью сложности, объемом, содержанием, но сущность их не изменится. Показатели для проверки освоения умений обычно содержат требования к выполнению отдельных действий и/или операций. Для формулировки показателей освоения умений можно использовать слова: выполняет расчет, разрабатывает, вычисляет, решает, подготавливает, осуществляет поиск и выбор и т.п. Показатели усвоения знаний могут быть сформулированы через описание действий, отражающих работу с информацией, выполнение различных мыслительных операций: воспроизведение, понимание, анализ, сравнение, оценка и др.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец титульного листа к контрольной работе 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт развития территориальных систем профессионально-педагогического образования

 


Контрольная работа 1

(Модуль 1)

Разработка программно-методического обеспечения учебных дисциплин (профессиональных модулей) программ среднего профессионального образования

 

 

Выполнил(а) слушатель: ___________________ (ф.и.о.)
Группа ППО-11  
   
Проверила преподаватель: Шевченко Н.А. (ф.и.о.)

 

Омск  2017 г.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 114.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...