Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Статья 5. Критерии отнесения населенных пунктов к категориям




Населенные пункты Республики Беларусь относятся к определенным категориям в зависимости от:

численности проживающего населения;

уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры;

государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории.

К категории городов относятся:

город Минск – столица Республики Беларусь. Статус города Минска определяется законом;

города областного подчинения – населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой.

В отдельных случаях к категории городов областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющими важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения;

города районного подчинения – населенные пункты с численностью населения свыше 6 тысяч человек, имеющие промышленные организации, сеть организаций социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения.

К категории поселков городского типа относятся:

городские поселки – населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные организации, социально-культурные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

курортные поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные организации, организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные организации;

рабочие поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных организациях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.

К категории сельских населенных пунктов относятся:

агрогородки – благоустроенные населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий;

поселки, деревни – населенные пункты, в которых создана соответствующая производственная и социальная инфраструктура, не отнесенные к агрогородкам;

все остальные населенные пункты (село, хутор и др.).

При нахождении агрогородка в пределах территории сельсовета его административный центр размещается в агрогородке. В случае нахождения на территории сельсовета двух и более агрогородков административный центр сельсовета размещается в одном из них в соответствии с решением районного Совета депутатов.

Статья 6. Территориальные единицы Республики Беларусь

Территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории памятников природы, территории недвижимых материальных историко-культурных ценностей и зоны их охраны, территории оборонного назначения и другие).

Порядок образования, реорганизации, ликвидации, использования, учета и регистрации территориальных единиц определяется настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 7. Планирование территориального развития в административно-территориальных единицах

В пределах административно-территориальных единиц в предусмотренном законодательством порядке на основе комплексного учета складывающихся социальных, экономических, экологических, градостроительных и иных условий осуществляется планирование развития населенных пунктов и административно-территориальной единицы в целом.

 

3. Референдум – важнейший институт непосредственной демократии.

Институтом непосредственной (прямой) демократии является референдум голосование граждан, обладающих избирательным правом, по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Условия проведения референдумов в Республике Беларуси и его процедура регулируются законодательством. Могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Республиканские референдумы назначаются Президентом страны по собственной инициативе или по предложению Палаты представителей и Совета Республики. Решения принимаются палатами парламента на их раздельных заседаниях большинством голосов. Референдум может состояться также по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.

Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Главой государства.

Местные референдумы назначаются местными представительными органами. По своей инициативе либо по предложению не менее 10 % граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Республиканские и местные референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Принятые голосованием решения могут быть изменены и отменены только путем референдума

В суверенной Беларуси проведено четыререферендума:

· 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении СССР;

· 14 мая 1995 г. по вопросам, предложенным Президентом: о статусе русского языка, об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь; о досрочном прекращении Президентом полномочий Верховного Совета; об экономической интеграции с Россией;

· 24 ноября 1996 г. по двум (Президента и группы депутатов Верховного Совета) альтернативным проектам новой редакции Конституции страны.

· 17 октября 2004 г. по вопросу об изменении ст. 81 Конституции страны.

Решения республиканских референдумов в Беларуси способствовали: совершенствованию политической системы и конституционных норм; укреплению президентской власти; преодолению кризисных тенденций в политическом и социально-экономическом развитии.

4. Понятие и система конституционных прав, свобод и обязанностей личности.

Основные законодательные акты: Конституция (ст. 21 -63), а также законодательные акты, направленные на реализацию соответствующих конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Права и свободы — схожие понятия. Право — это возможность человека получить определенные блага, то есть речь идет об определенных притязаниях человека на эти блага. Свобода — тоже право, но речь идет о сфере, в которую государство не должно вмешиваться. Свобода — это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, независимость от него.
Классификация прав и свобод возможна по различным признакам.

По времени появления выделяют три поколения прав:
личные, а также политические (впервые зафиксированы во Французской Декларации прав человека и гражданина);

социально-экономические и социально-культурные права (стали формироваться после первой мировой войны; на процесс формирования прав сказались последствия войны, а также влияние социалистической революции в России);
право на развитие, право на мир, здоровую окружающую среду, право народов на равенство, международную и национальную безопасность и др. (фиксируются в документах ООН, начиная с 80-х гг. XX ст.).

С позиции субъектов обладания подразделяют

права человека

права гражданина.

По сфере проявления человеческой деятельности выделяют
Личные
Политические
Экономические
Социальные
культурные права.

В литературе выделяют материальные и процессуальные права, основные и производные. Но традиционно в учебниках больше внимания уделяется освещению прав с точки зрения сферы их проявления.

Нормы Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция) нашли свое воплощение в действующей Конституции. Сопоставительный анализ статей вышеназванных международных актов и статей Конституции Республики Беларусь позволяет сделать вывод если не о полном дублировании, то о близости их редакций.

Так, ст. 2 Конвенции о праве на жизнь близка по своему содержанию ст. 24 Конституции. Различие состоит в недопустимости применения смертной казни в государствах — членах Совета Европы. В Республике Беларусь этот вид наказания как исключительная мера еще допускается.
Часть 2 ст. 25 Конституции практически полностью совпадает со ст. 3 Конвенции: в них говорится о недопустимости применения пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. О запрете принудительного труда говорится в ч. 4 ст. 41 Конституции и ст. 4 Конвенции. Далее можно назвать «связанные» между собой ст. 5 и 25; 6 и 26; 60. 62 и др. Конвенции и Конституции соответственно.

Таким образом, надлежаще выполняя конституционные предписания, мы тем самым реализуем и положения Конвенции, и в целом Билль о правах человека.

В действующей Конституции (в отличие от прежних четырех) права и свободы заняли достойное место: если ранее они были приведены в конце текста Конституции, то сейчас следуют сразу после раздела, посвященного основам конституционного строя. При этом изменен и характер взаимоотношений между человеком и государством. От патерналистского типа отношений мы пришли к признанию человека, его прав и свобод, гарантий их реализации высшей ценностью и целью общества и государства. При этом государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. А гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Таким образом, в совокупности с нормами о многообразии форм собственности, политическом плюрализме характер определяемых Конституцией отношений между человеком, обществом и государством свидетельствует о наличии юридических условий для становления Республики Беларусь как правового демократического социального государства.
Конституция признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8). При этом не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Эта фундаментальная норма свидетельствует о стремлении законодателя строить независимое государство на правовых, демократических принципах. Здесь есть несколько аспектов. Признание приоритета общепризнанных принципов международного права означает не что иное, как определение вектора развития всей правовой системы. Именно в этом смысле следует понимать запись «обеспечивает соответствие им законодательства». С учетом общепризнанных принципов международного права должно осуществляться «наполнение» конституционных норм, определение их содержания.

Наша правовая традиция интеграции международного договора посредством использования соответствующей процедуры (ратификация, присоединение, утверждение) предопределяет место международного договора в зависимости от места, которое занимают законы о ратификации договоров. Согласно ч. 3 ст. 8 и ч. 4 ст. 116 Конституции они носят подконституционный, но надзаконный характер, включая кодексы и программные законы (законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, военной доктрине Республики Беларусь), то есть обладают и по отношению к последним более высокой юридической силой. При этом даже в случае расхождения норм международных договоров и новых законов общепринятое правило о том, что новый закон отменяет старый, не применяется. Таким образом, в случае расхождения данных актов приоритетом пользуются нормы международных договоров.

5. Правовые основы деятельности Конституционного суда Республики Беларусь.

В Конституции установлен присущий большинству государств порядок формирования Конституционного Суда. В соответствии с ним Конституционный Суд формируется на паритетной основе: шесть судей назначаются Президентом, шесть — избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей 11резидентом сроком на пять лете согласия Совета Республики.

Срок полномочий судей — 1 1 лет. Допускается повторное занятие должности судьи.
Конституционный Суд формируется из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Компетенция Конституционного Суда
Компетенция Конституционного Суда определена в Конституции, Кодексе о судоустройстве и статусе судей, а также Декрете № 14.

В соответствии со ст. 116 Конституции на Конституционный Суд возложена обязанность:
1) осуществлять проверку на соответствие Основному Закону нормативных правовых актов всех государственных органов (локальные нормативные правовые, принятые иными, то есть негосударственными органами, не могут быть предметом проверки Конституционного Суда);
2) давать заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции, что может явиться основанием для их роспуска.
В части 4 ст. 116 Конституции указано, какие нормативные акты подлежат проверке на соответствие Конституции, а также акты, обладающие более высокой юридической силой по отношению к проверяемому акту. Тем самым в ч. 4 указанной статьи определена иерархия нормативных правовых актов.

Так, инициировать проверку конституционности этих актов вправе:

1) Президент;

2) Палата представителей;

3) Совет Республики;

4) Совет Министров;

5) Верховный Суд;

6) Высший Хозяйственный Суд.

Полагаем, что вносить предложения в Конституционный Суд вправе полноправные органы, представляющие указанные субъекты: не Совет Палаты представителей или Президиум Совета Республики, а именно сами палаты, не Президиум Совета Министров, а Совет Министров, не Президиум Верховного Суда, а его высшая инстанция — Пленум Верховного Суда и т. и.
Отметим, что в период пребывания в должности Председателя Конституционного Суда с 1997 по 2008 гг. автор настоящего пособия.как и другие судьи, придерживался позитивного взгляда относительно права граждан в соответствии с ч. 4 ст. 122 Конституции обжаловать в Конституционный Суд решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающих или нарушающих их права, свободы и законные интересы.

Предложение о даче заключения о нарушениях Конституции палатами Парламента вносится Президентом.

Автором настоящего пособия на протяжении ряда лет в многочисленных публикациях обращалось внимание на то, что Конституция (см. ч. 7 ст. 1 16) позволяет предусмотреть дополнительные полномочия Конституционного Суда. Возражений по этому поводу было много от «специалистов» и чиновников самого высокого ранга. С принятием Декрета № 14 все они были отвергнуты.

Декретом № 14 дополнительно к конституционным нормам предусмотрено право Конституционного Суда:

— осуществлять предварительный контроль конституционности всех законов до их подписания Президентом (на это отводится пять дней);

— по предложению Президента излагать позицию о конституционности международных договоров до их подписания или выражения иным образом их обязательности для нашего государства;

— по поручению Президента давать официальное толкование декретов и указов, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

— по предложению Президиума Совета Республики давать заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства;

— по предложению Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Совета Министров излагать свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) органами и затрагивающих интересы Беларуси.

По итогам рассмотрения вопросов Конституционный Суд выносит решения, особое место среди которых занимают заключения. Заключения выносятся в соответствии с ч. 4 ст. 116 Конституции по предложениям упомянутых в ней субъектов. Кодексом о судоустройстве и статусе судей, а также Декретом № 14 предусмотрено принятие решений по другим вопросам, в том числе и протокольных.

Согласно ч. 6 ст. 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей положения [Признанных неконституционными нормативных правовых актов не могут применяться судами, иными органами, а также должностными лицами.
Ответственность за неисполнение заключений Конституционного Суда

За неисполнение заключений Конституционного Суда может наступить ответственность:

— дисциплинарная вплоть до освобождения от должности;

— имущественная (при причинении имущественного вреда применением признанного неконституционным акта);

уголовная (ст. 423 Уголовного кодекса предусматривает штраф или лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью за неисполнение приговора, решения или иного судебного акта).

6. Органы Прокуратуры Республики Беларусь в системе государственной власти Республики Беларусь.

Система органов прокуратуры отличается строгой централизацией. Возглавляет ее Генеральный прокурор, назначаемый на должность сроком на пять лет Президентом с согласия Совета Республики.

Систему органов прокуратуры составляет Генеральная прокуратура (центральный орган системы), прокуратуры областей, г. Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры (к ним относятся Белорусская транспортная и Белорусская военная прокуратуры), прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента (например, Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка при

Генеральной прокуратуре).
Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом по представлению Генерального прокурора.
Генеральный прокурор освобождается от должности Президентом с уведомлением Совета Республики. Назначение и освобождение от должности заместителей Генерального прокурора осуществляются Генеральным прокурором по согласованию с Президентом. Аналогичный подход установлен и в отношении прокуроров областей, г. Минска, приравненных к ним прокуроров (Белорусской транспортной и Белорусской военной прокуратуры).
Заместители прокуроров областей, г. Минска, а также приравненных к ним прокуратур, прокуроры районов, районов в городах, городов назначаются и освобождаются Генеральным прокурором.

Срок контракта — до пяти лет.

Генеральный прокурор руководит деятельностью всех органов прокуратуры Республики Беларусь и осуществляет силами аппарата контроль над их работой, издает в этих целях соответствующие акты. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия (совещательный орган), персональный состав которой утверждается Президентом.

Деятельность органов прокуратуры основывается на принципах централизации, законности, единства прокурорского надзора, независимости при осуществлении полномочий, гласности и открытости.

7. Комитет государственного контроля в системе государственной власти Республики Беларусь.

Основные законодательные акты: Конституция (ст. 129-131); Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 142-3 «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» (с изм. и доп.) (далее — Закон о Комитете государственного контроля) и др.

Общее руководство и контроль наддеятельностью Комитета государственного контроля (далее — КГК) осуществляет Президент. Он принимает решение об образовании КГК, образовании, реорганизации и ликвидации его департаментов, комитетов государственного контроля областей, утверждает положение о КГК и его департаментах, штатную численность работников органов КГК, назначает и освобождает от должностей Председателя КГК, его заместителей и руководителей департаментов КГК, согласовывает назначение на должности и освобождение от должностей председателей комитета государственного контроля областей (ст. 9 Закона о Комитете государственного контроля).

КГК подчинен непосредственно Президенту.

Систему органов КГК образуют КГК (центральный аппарат), его территориальные органы, территориальные органы финансовых расследований КГК (с I января 2012 г. переданы в состав Следственного комитета Республики Беларусь). В структуру КГК в настоящее время входят Департамент финансовых расследований и Департамент финансового мониторинга.
Таким образом, в составе КГК действуют помимо центрального аппарата, комитеты государственного контроля областей, а также межрайонные комитеты государственного контроля.

В КГК и комитетах государственного контроля областей действуют коллегии. Численность и персональный состав коллегии КГК утверждаются Президентом по предложению Председателя КГК. В состав коллегии входят Председатель КГК, его заместители, другие работники КГК.
В комитетах государственного контроля областей коллегии образуются в составе председателей комитета областей, их заместителей, других работников. Численность и персональный состав утверждаются Председателем КГК по предложениям председателей комитетов государственного контроля областей.

Компетенция органов КГК

В соответствии со ст. 129 Конституции на КГК и его органы возложен контроль над исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
При выполнении возложенных на КГК и его органы обязанностей они правомочны в том числе:
— запрашивать необходимую информацию, включая первичные и сводные статистические данные;
— запрашивать от Национального банка, иных банковских учреждений отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведения о банковских операциях;
— проводить проверки, осуществлять мониторинг и иные контрольные мероприятия; запрашивать и получать от руководителей и других работников письменные и устные объяснения;
— выносить государственным органам, иным организациям (их работникам) и другим гражданам обязательные для исполнения в установленный КГК или его органами срок решения (предписания, постановления ):

1) об уплате в бюджет невнесенных налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей;

2) взыскании в бюджет, государственные внебюджетные и инновационные фонды в бесспорном порядке средств, незаконно полученных либо использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением законодательства;

3) приостановлении и (или Ограничении финансирования расходов за счет бюджетных средств в случае несоблюдения их получателями бюджетного законодательства и др. (ст. 14

Закона о Комитете государственного контроля).

Законом о Комитете государственного контроля также определены права работников КГК (право беспрепятственно входить на территорию, в служебные, производственные и иные помещения проверяемого субъекта, осуществлять осмотр и обследование территорий, помещений, мебели, сейфов и других возможных мест хранения ценностей, денежных средств, изымать на срок проверки для направления на техническое освидетельствование кассовые суммирующие аппараты и др.). Законом предусмотрены другие права и обязанности органов КГК, его работников, а также гарантии их правовой и социальной защиты.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...