Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль инженера в обеспечении безопасности жизнедеятельности




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»

(ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»)

 

Факультет машиностроительных технологий и оборудования

Кафедра инженерной экологии и безопасности жизнедеятельности

Ягольницер Ольга Владимировна

Безопасность жизнедеятельности

Курс лекций

По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Для студентов МГТУ «СТАНКИН», обучающихся по направлению

Мехатроника и робототехника»

 

Москва 2016 г.

Оглавление

 

Лекция № 1. Введение в дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»……… 3
Лекция №2. Законы и нормативно-правовые акты, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности……………………………………………………….. 8
Лекция №3. Негативные факторы среды обитания человека……………………… 12
Лекция №4. Негативные факторы среды обитания человека. Источники возникновения негативных производственных факторов. Нормирование негативных факторов. Критерии комфортности и безопасности техносферы… 16
Лекция №5. Защита от негативных факторов среды обитания, обеспечение комфортных условий жизнедеятельности…………………………………………… 20
Лекция №6. Защита от негативных факторов среды обитания, обеспечение комфортных условий жизнедеятельности (продолжение)………………………… 40
Лекция №7. Защита от негативных факторов среды обитания, обеспечение комфортных условий жизнедеятельности…………………………………………… 56
Лекция №8. Защита от негативных факторов среды обитания, обеспечение комфортных условий жизнедеятельности…………………………………………… 84
Лекция №9. Обеспечение безопасности различных технологических процессов... 90
Лекция №10. Анализ опасных ситуаций в техносфере. Управление безопасностью производственных систем…………………………………………….. 91
Лекция №11. Организационно-правовые вопросы безопасности труда…………... 94
Лекция №12. Организационно-правовые вопросы безопасности труда…………. 95
Лекция №13. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного, биологосоциального и военного характера…………………………………………… 96
Лекция №14. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного, биологосоциального и военного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Защита от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций……………………………………. 127
Лекция №15. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного, биологосоциального и военного характера. Защита от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций…………………………………………………………………. 131

 



Лекция № 1

Введение в дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»

 

План лекции:

Цели и задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Роль инженера в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Обязанности руководителя производственного процесса в области безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности и экономика

Взаимодействие человека и техносферы

 

Цели и задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

 

На протяжении многих веков люди решают проблемы обеспечения своей безопасности – строят дома, производят удобные орудия труда, шьют одежду, развивают сельское хозяйство, ищут новые лекарства и методы лечения, - тем самым создавая искусственную среду обитания – техносферу. Призванная надёжно защищать человека от непогоды, голода, болезней и других внешних опасностей, техносфера нередко, особенно в последние десятилетия, сама становится источником опасностей.

Научная дисциплина, изучающая опасности, методы и средства защиты от них, называется “Безопасность жизнедеятельности” (БЖД). “Безопасность жизнедеятельности” решает три взаимосвязанные задачи:

· распознавание опасностей, их координат и количественных характеристик;

· обеспечение защиты от опасностей;

· ликвидация отрицательных последствий опасностей.

Кроме общетеоретических основ БЖД включает следующие разделы:

· безопасность физиодеятельности в условиях производства (охрана труда);

· охрана окружающей среды (экология);

· безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций (гражданская оборона).

Охрана труда исследует опасности, действующие в условиях производства, и разрабатывает методы и средства защиты работников от них.

Экология на основе изучения закономерностей взаимодействия природы и человека даёт научно-обоснованные рекомендации по охране природы, рациональному природопользованию и воспроизведению природных ресурсов.

Гражданская оборона обеспечивает защиту населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС): стихийные бедствия; техногенные (от техники) катастрофы; антропогенные (от хозяйственной деятельности людей) катастрофы; социально-политические и военно-политические конфликты; межнациональные кризисы, сопровождающиеся насилием.

 

Роль инженера в обеспечении безопасности жизнедеятельности

Практическое обеспечение безопасности жизнедеятельности при проведении технологических процессов и эксплуатации технических систем во многом определяется решениями и действиями инженеров и техников.

Руководитель производственного процесса обязан:

- обеспечивать оптимальные (допустимые) условия деятельности на рабочих местах подчинённых ему сотрудников;

- идентифицировать травмирующие и вредные факторы, сопутствующие реализации производственного процесса;

- обеспечивать применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды;

- постоянно (периодически) осуществлять контроль условий деятельности, уровня воздействия травмирующих и вредных факторов на работающих;

- организовывать инструктаж или обучение работающих безопасным приёмам деятельности;

- лично соблюдать правила безопасности и контролировать их соблюдение подчинёнными;

- при возникновении аварий организовывать спасение людей, локализацию огня, воздействия электрического тока, химических и других опасных воздействий.

Разработчик технических средств и технологических процессов на этапе проектирования и подготовки производства обязан:

- идентифицировать травмирующие и вредные факторы, возникновение которых потенциально возможно при эксплуатации разрабатываемых технических систем и реализации производственных процессов в штатных и аварийных режимах работы;

- применять в технических системах и производственных процессах экобиозащитную технику с целью снижения вредных воздействий до допустимых значений;

- определить риск возникновения травмоопасного воздействия в системе и снизить его значение до допустимого уровня применением защитных устройств и других мероприятий;

- обеспечить конструктивными решениями непрерывный (периодический) контроль за состоянием защитных средств и параметров процесса, влияющих на уровень их безопасности и экологичности;

- сформулировать требования к уровню профессиональной подготовки оператора технических систем или технологических процессов;

- при выборе технического решения обеспечить малоотходность производства и максимальную эффективность использования энергоресурсов.

Задачи специалиста в области безопасности жизнедеятельности сводятся к следующему:

- контроль и поддержание допустимых условий (параметры микроклимата, освещение и др.) жизнедеятельности человека в техносфере;

- идентификация опасностей, генерируемых различными источниками в техносферу;

- определение допустимых негативных воздействий производств и технических систем на техносферу;

- разработка и применение экобиозащитной техники для создания допустимых условий жизнедеятельности человека и его защиты от опасностей;

- обучение работающих и населения основам безопасности жизнедеятельности в техносфере.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...