Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль инженера в обеспечении безопасности жизнедеятельностиСтр 1 из 10Следующая ⇒
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» (ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»)
Факультет машиностроительных технологий и оборудования Кафедра инженерной экологии и безопасности жизнедеятельности Ягольницер Ольга Владимировна Безопасность жизнедеятельности Курс лекций По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Для студентов МГТУ «СТАНКИН», обучающихся по направлению Мехатроника и робототехника»
Москва 2016 г. Оглавление
Лекция № 1 Введение в дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»
План лекции: Цели и задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Роль инженера в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Обязанности руководителя производственного процесса в области безопасности жизнедеятельности Безопасность жизнедеятельности и экономика Взаимодействие человека и техносферы
Цели и задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
На протяжении многих веков люди решают проблемы обеспечения своей безопасности – строят дома, производят удобные орудия труда, шьют одежду, развивают сельское хозяйство, ищут новые лекарства и методы лечения, - тем самым создавая искусственную среду обитания – техносферу. Призванная надёжно защищать человека от непогоды, голода, болезней и других внешних опасностей, техносфера нередко, особенно в последние десятилетия, сама становится источником опасностей. Научная дисциплина, изучающая опасности, методы и средства защиты от них, называется “Безопасность жизнедеятельности” (БЖД). “Безопасность жизнедеятельности” решает три взаимосвязанные задачи: · распознавание опасностей, их координат и количественных характеристик; · обеспечение защиты от опасностей; · ликвидация отрицательных последствий опасностей. Кроме общетеоретических основ БЖД включает следующие разделы: · безопасность физиодеятельности в условиях производства (охрана труда); · охрана окружающей среды (экология); · безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций (гражданская оборона). Охрана труда исследует опасности, действующие в условиях производства, и разрабатывает методы и средства защиты работников от них. Экология на основе изучения закономерностей взаимодействия природы и человека даёт научно-обоснованные рекомендации по охране природы, рациональному природопользованию и воспроизведению природных ресурсов. Гражданская оборона обеспечивает защиту населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС): стихийные бедствия; техногенные (от техники) катастрофы; антропогенные (от хозяйственной деятельности людей) катастрофы; социально-политические и военно-политические конфликты; межнациональные кризисы, сопровождающиеся насилием.
Роль инженера в обеспечении безопасности жизнедеятельности Практическое обеспечение безопасности жизнедеятельности при проведении технологических процессов и эксплуатации технических систем во многом определяется решениями и действиями инженеров и техников. Руководитель производственного процесса обязан: - обеспечивать оптимальные (допустимые) условия деятельности на рабочих местах подчинённых ему сотрудников; - идентифицировать травмирующие и вредные факторы, сопутствующие реализации производственного процесса; - обеспечивать применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды; - постоянно (периодически) осуществлять контроль условий деятельности, уровня воздействия травмирующих и вредных факторов на работающих; - организовывать инструктаж или обучение работающих безопасным приёмам деятельности; - лично соблюдать правила безопасности и контролировать их соблюдение подчинёнными; - при возникновении аварий организовывать спасение людей, локализацию огня, воздействия электрического тока, химических и других опасных воздействий. Разработчик технических средств и технологических процессов на этапе проектирования и подготовки производства обязан: - идентифицировать травмирующие и вредные факторы, возникновение которых потенциально возможно при эксплуатации разрабатываемых технических систем и реализации производственных процессов в штатных и аварийных режимах работы; - применять в технических системах и производственных процессах экобиозащитную технику с целью снижения вредных воздействий до допустимых значений; - определить риск возникновения травмоопасного воздействия в системе и снизить его значение до допустимого уровня применением защитных устройств и других мероприятий; - обеспечить конструктивными решениями непрерывный (периодический) контроль за состоянием защитных средств и параметров процесса, влияющих на уровень их безопасности и экологичности; - сформулировать требования к уровню профессиональной подготовки оператора технических систем или технологических процессов; - при выборе технического решения обеспечить малоотходность производства и максимальную эффективность использования энергоресурсов. Задачи специалиста в области безопасности жизнедеятельности сводятся к следующему: - контроль и поддержание допустимых условий (параметры микроклимата, освещение и др.) жизнедеятельности человека в техносфере; - идентификация опасностей, генерируемых различными источниками в техносферу; - определение допустимых негативных воздействий производств и технических систем на техносферу; - разработка и применение экобиозащитной техники для создания допустимых условий жизнедеятельности человека и его защиты от опасностей; - обучение работающих и населения основам безопасности жизнедеятельности в техносфере.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 311. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |