Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Традиции и обычаи башкирского народа




Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника – это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в полях, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощеньями, обычно это было традиционный бешбармак (блюдо из крошеного отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.

Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).

История[править | править вики-текст]

Башкирская культура формировалась с начала формирования башкирского этногенеза в XII – XIV вв. и по настоящее время. На культуру оказывало внимание кочевой образ жизни, воззрения тенрианства, ислама. Своеобразие башкирской культуры заключалось языке, особенностях ведения хозяйства (полукочевое скотоводство и постепенные переход к оседлости), одежде ( длинные платья, украшения из кораллов и монет, тюбитейки, меховые шапки, сапоги, ичиги), жилищах (юрты, летние, жимние), пище (преобладание молочных и мясных блюд, малое количество овощей, каши, густые супы), социальной организации (объединение родственных семей – потомков одного предка по мужской линии в аймаки), семейных традициях и др.

Параллельно с башкирской культурой на территории РБ развивалась культура населяющих её народов: русских, татар, украинцев, чувашей и др. С течением времени происходило взаимопроникновение культур, их влияние друг на друга.

До Октябрьской Революции в республике в основном развивалось самодеятельное искусство в виде народного творчества. После революции получила большое развитие профессиональная культура - музыкальная, театральная, живопись, хореография и др.

В 80-е годы в Башкирской АССР, как и во всем СССР сформировалась единая национальная общность - Советский народ. Соответственно, сформировались единые интернациональные культурные элементы, традиции. Единая культурная общность развивалась и после развала СССР.

В 90-е годы ХХ века в республике произошел уход от идеологии Марксизма-Ленинизма, нацеливание населения на строительство в республике капитализма без официальной идеологии. Культура мировоззрения населения сместилась в сторону религиозной культуры. Этому способствовало множество построенных в конце ХХ - начале ХХI века мечетей, синагог, православных и католическая церквей.

Современное состояние[править | править вики-текст]

 

Монумент дружбы в Уфе

Культура в ХХI веке в РБ развивается, как целостная система, как продукт художественной деятельности людей. Основным звеном художественной культуры является искусство. Искусство в Республике Башкортостан существует и развивается в конкретных многочисленных видах: литература, театр, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография, музыка, хореография, кино, цирк, соответственно многообразию типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира. Все виды искусства находят поддержку и финансирование.

Развитие и поддержка культуры в республике оказывается созданными в республике творческими союзами:Союз писателей Республики Башкортостан, Союз композиторов Республики Башкортостан, «Союз художников России» Республики Башкортостан, Союз театральных деятелей Республики Башкортостан, Союз кинематографистов Башкортостана, Союз композиторов Республики Башкортостан и др.

В республике работают театры: Башкирский государственный театр оперы и балета; Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури; Русский академический театр драмы Башкортостана; Национальный молодёжный театр имени Мустая Карима; Уфимский государственный татарский театр «Нур»;Башкирский государственный театр кукол и др., многочисленные музеи, выставочные залы, библиотеки, дворцы культуры.

Вопросы культуры находят отражения в журналах РБ Ватандаш, Агидель, Аманат, Бельские просторы, Акбузат и др.

Государством охраняются 409 памятников истории и архитектуры, 28 памятников искусства, 126 могил, 7 парков, 4 памятника истории, 1281 памятников археологии, расположенных на территории РБ. Среди них 12 памятников архитектуры, 2 памятника истории, 2 памятника искусства, 28 памятников археологии федерального значения[1].

Учебные заведения[

В РБ работают учебные заведения культуры Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова (УГАИ), Уфимское училище искусств, Салаватский музыкальный колледж.

Наука[

Всестороннее изучение культуры народов Башкортостана началось с конца XIX — начала XX века учеными Н. А. Аристов, В. И. Даль, Р. Г. Игнатьев, М. В. Лоссиевский, П. И. Небольсин, Д. П. Никольский, С. И. Руденко, С. Г. Рыбаков, И. С. Попов, В. И. Филоненко и др.

Вопросами развития, функционирования культуры народов Башкортостана занимались ученые РБ В.Л.Бенин, Д.Ж.Валеев, А.М.Кадыров, Ф.Т.Кузбеков, Л.Н.Попова, З.Г.Ураксин, К.А.Фёдоров, С.А.Халфин, Ф.Г.Хисамитдинова и др.

В Башкирском государственном университете на факультетах башкирской филологии и журналистики, философии и социологии, филологическом факультете, в Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой изучают национальную словесность народов РБ.

Создается реестр памятников культурного наследия Республики Башкортостан.

Выдающиеся представители[

Большой вклад в культуру народов Башкортостана внесли поэты и писатели Салават Юлаев, Ш. Бабич, Мустай Карим, Мажит Гафури, Назаров, Рашит Саитбатталович; художники М. Нестеров,К.С. Девлеткильдеев, А. Э. Тюлькин, Б. Домашников; артист Абдразаков, Аскар Амирович, композиторы Х. К. Ибрагимов[2], М. М. Валеев, кураисты Ю. М. Исянбаев, Х. Б. Ахметов.

Интересные факты[

В РБ 2014 год был объявлен годом культуры. В этом году в республике проводился марафон культурных событий «Культурная столица Башкортостана», концерты под названием "Ночи", пзакончено строительство фондохранилища Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова[3], прошёл первый Международный фестиваль национального и этнического кино «Акбузат», к 260-летию со дня рождения Салавата Юлаева проведён фольклорный праздник «Салауат йыйыны» с этнофестивалем «Юрюзань», на поддержку культуры в РБ с президентскими грантами выделено 106 млн рублей[4].

 

Какие блюда являются национальными? Башкирская национальная кухня формировалась под влиянием зимовки в деревнях и кочевого образа жизни летом. Отличительные особенности - большое количество мяса и отсутствие большого количества специй. Кочевой образ жизни привёл к появлению большого количества блюд долгосрочного хранения - конины и баранины в отварном, вяленом и сушеном виде, сушеных ягод и злаков, мёда и кисломолочных продуктов - конской колбасы (казы), кисломолочного напитка из кобыльего молока (кумыс), черемухового масла (муйыл майы). Из традиционных блюд можно назвать бешбармак (суп из мяса и крупной лапши), вак-белиш (пирожки с мясом и картофелем), тукмас (суп из гусиного мяса с тонкой лапшой), тутырлган таук (фаршированная курица), куырылган (салат из картофеля, рыбы, соленых огурцов, майонеза и зелени, завернутый в омлет). Башкирская культура сегодня - это отражение исторического пути народа, в результате вобравшее в себя только лучшее. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/286745/obyichai-i-traditsii-bashkir-natsionalnyiy-kostyum-svadebnyie-pogrebalno-pominalnyie-obryadyi-semeynyie-traditsii

Какие свадебные обычаи и традиции соблюдают башкиры? Как семейные, так и свадебные традиции формировались под влиянием социальных и экономических изменений в обществе. Башкиры могли жениться на родственниках не ближе пятого поколения. Возраст вступления в брак у девушек - 14 лет, а у парней - 16. С приходом СССР возраст был увеличен до 18 лет. Башкирская свадьба проходила в 3 этапа - сватовство, бракосочетание и сам праздник. Свататься к девушке шли уважаемые люди из семьи жениха или сам отец. При согласии обговаривались калым, свадебные расходы и размер приданого. Нередко детей сватали еще будучи младенцами и, обговорив их будущее, родители закрепляли свои слова батой - разведенным водой кумысом или мёдом, который выпивался из одной пиалы. С чувствами молодых не считались и могли запросто выдать девочку за старика, так как брак часто заключался исходя из материальных соображений. После сговора семьи могли посещать дома друг друга. Визиты сопровождались пирами сватовства, и в них могли принимать участие только мужчины, а в некоторых районах Башкирии и женщины. После того как большая часть калыма была уплачена, родственники невесты приезжали в дом жениха, и в честь этого устраивался пир. Следующий этап - обряд бракосочетания, проходивший в доме невесты. Здесь мулла читал молитву и объявлял молодых мужем и женой. С этого момента до полной выплаты калыма муж имел право посещать жену. После того как калым был выплачен полностью, справлялась свадьба (туй), которая проходила в доме родителей невесты. В назначенный день приходили гости со стороны девушки и приезжал жених с семьёй и родственниками. Обычно свадьба длилась три дня - в первый день всех угощала сторона невесты, во второй - жениха. На третий молодая жена покидала отчий дом. Первые два дня проводились скачки, борьба и игры, а на третий исполнялись обрядовые песни и традиционные причитания. Перед отъездом невеста обходила дома родственниц и дарила им подарки - ткани, шерстяные нитки, платки и полотенца. В ответ ей дарили скот, птицу или деньги. После этого девушка прощалась с родителями. Её провожал кто-либо из родственников - дядя по матери, старший брат или подруги, а до дома жениха с ней была сваха. Свадебный поезд возглавляла семья жениха. После того как молодая переступила порог нового дома, она должна была трижды упасть на колени перед свекром и свекровью, а затем раздать всем подарки. На утро после свадьбы в сопровождении младшей девушки в доме молодая жена шла к местному источнику за водой и бросала туда серебряную монету. До рождения ребёнка невестка избегала родителей мужа, скрывала своё лицо и не разговаривала с ними. Кроме традиционной свадьбы, нередки были и похищения невесты. Подобные свадебные традиции башкир имели место в бедных семьях, которые таким образом хотели избежать свадебных трат.

Родильные обряды Новость о беременности принималась в семье с радостью. С этого момента женщина освобождалась от тяжёлого физического труда, и ее ограждали от переживаний. Считалось, что если она будет смотреть на все красивое, то и ребёнок обязательно родится красивым. Во время родов приглашали повитуху, а все остальные члены семьи на время покидали дом. При необходимости к роженице мог зайти только муж. Повивальная бабка считалась второй матерью ребёнка и поэтому пользовалась большим почетом и уважением. Она входила в дом с правой ноги и желала женщине лёгких родов. Если роды были трудными, то проводился ряд обрядов - перед роженицей трясли пустым кожаным мешком или легонько им били по спине, обмывали водой, которой протирали священные книги. После рождения повитуха проводила следующий родильный обряд - обрезала пуповину на книге, доске или сапоге, так как они считались оберегами, затем пуповина и послед высушивались, заворачивались в чистую ткань (кефен) и закапывались в укромном месте. Там же закапывали постиранные вещи, которые использовались при родах. Новорожденного сразу укладывали в колыбель, и повитуха давала ему временное имя, а на 3, 6 или 40 день проводился праздник наречения имени (исэм туйы). На праздник приглашали муллу, родственников и соседей. Мулла ставил новорожденного на подушку в сторону Каабы и читал по очереди в оба уха его или её имя. Затем подавался обед с национальными блюдами. Во время обряда мать малыша преподносила подарки повивальной бабке, свекрови и своей матери - платье, платок, шаль или деньги. Одна из пожилых женщин, чаще всего соседка, отрезала пучок волос ребёнка и закладывала его между страницами Корана. С тех пор она считалась “волосяной” матерью малыша. Через две недели после рождения отец сбривал волосы ребёнка, и они хранились вместе с пуповиной. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/286745/obyichai-i-traditsii-bashkir-natsionalnyiy-kostyum-svadebnyie-pogrebalno-pominalnyie-obryadyi-semeynyie-traditsii

Какие праздники отмечают башкиры? Обычаи и традиции башкир находят яркое отражение в праздниках. Их условно можно разделить на: Государственные - Новый год, День защитника Отечества, День флага, День города Уфы, День Республики, День принятия Конституции. Религиозные - Ураза Байрам (праздник завершения поста в Рамадане); Курбан Байрам (праздник жертвоприношения); Маулид ан Наби (день рождения Пророка Мухаммада). Национальные - Йыйнын, Каргатуй, Сабантуй, Кякук Сяйе. Государственные и религиозные праздники отмечаются практически одинаково по всей стране, и в них практически отсутствуют традиции и обряды башкир. В отличие от них, национальные полностью отражают культуру нации. Сабантуй, или Хабантуй, отмечался после посевных работ примерно с конца мая до конца июня. Задолго до праздника группа молодых людей ходила от дома к дому и собирала призы и украшали площадь - майдан, где и должны были проходить все праздничные действия. Самым ценным призом считалось полотенце, изготовленное молодой невесткой, так как женщина была символом обновления рода, а праздник был приурочен к обновлению земли. В день Сабантуя в центре майдана устанавливался шест, который в день праздника смазывали маслом, а на вершине развевалось вышитое полотенце, которое считалось призом, и только самый ловкий мог подняться к нему и взять. Было на Сабантуе много разных забав - борьба с мешками сена или шерсти на бревне, бег с яйцом в ложке или мешках, но главными считались скачки и борьба - куреш, в которой соперники пытались повалить или перетянуть противника обхваченным полотенцем. За борющимися следили аксакалы, и победитель - батыр - получал забитого барана. После борьбы на майдане пели песни и танцевали. Каргатуй, или Карга Буткахы, - праздник пробуждения природы, который имел различные сценарии в зависимости от географического положения. Но общими традициями можно считать варку пшенной каши. Проводился на природе и сопровождался не только коллективной трапезой, но и кормлением птиц. Этот языческий праздник был и до ислама - башкиры обращались к богам с просьбой о дожде. Каргатуй также не обходился без танцев, песен и спортивных соревнований. Кякук Сайе был женским праздником и тоже имел языческие корни. Его отмечали у реки или на горе. Отмечали его с мая по июль. Женщины с угощениями шли к месту празднования, каждая загадывала какое-нибудь желание и слушала, как кукует птица. Если звонко, то загаданное желание исполнялось. На празднике также проводились различные игры. Йыйнын был мужским праздником, так как в нем принимали участие только мужчины. Отмечали его в день летнего равноденствия после народного собрания, на котором решались важные вопросы по делам деревни. Завершался совет праздником, к которому заранее готовились. Позже стал общим праздником, в котором участвовали как мужчины, так и женщины. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/286745/obyichai-i-traditsii-bashkir-natsionalnyiy-kostyum-svadebnyie-pogrebalno-pominalnyie-obryadyi-semeynyie-traditsii

 

Какой была традиционная башкирская семья? До XIX века среди башкир господствовала малая семья. Но нередко можно было встретить и неразделенную семью, где женатые сыновья жили с отцом и матерью. Причина - наличие общих хозяйственных интересов. Обычно семьи были моногамными, но нередко можно было встретить семью, где у мужчины было несколько жён - у баев или представителей духовенства. Башкиры из менее зажиточных семей женились вторично, если жена была бездетной, серьёзно заболевала и не могла принимать участие в хозяйственных работах или мужчина остался вдовцом. Главой башкирской семьи был отец - он давал распоряжения касательно не только имущества, но и судьба детей, и его слово во всех вопросах было решающим. Башкирские женщины имели в семье разное положение, в зависимости от возраста. Мать семейства все почитали и уважали, наравне с главой семьи её посвящали во все семейные вопросы, и она руководила домашними делами. После женитьбы сына (или сыновей) бремя домашних забот ложилось на плечи невестки, а свекровь лишь следила за её работой. Молодая женщина должна была приготовить пищу для всей семьи, убрать дом, следить за одеждой и ухаживать за скотом. В некоторых районах Башкирии невестка не имела права показывать лицо другим членам семьи. Такое положение объяснялось догмами религии. Но некоторая доля независимости у башкирок все-таки была - если с ней плохо обращались, она могла потребовать развод и забрать имущество, которое ей дали в качестве приданого. Жизнь после развода не сулила ничего хорошего - муж имел право не отдавать детей или потребовать выкуп у её семьи. Кроме этого, она не могла повторно выйти замуж. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/286745/obyichai-i-traditsii-bashkir-natsionalnyiy-kostyum-svadebnyie-pogrebalno-pominalnyie-obryadyi-semeynyie-traditsii

 

Национальный костюм башкир был обычно многослойный: нижняя одежда несколькими слоями покрывалась верхней: два, три и больше толстых халата и, наконец, расшитый елян - разновидность длиннополого пальто из сукна, кожи, войлока, меха, овчины. Чем больше одежды - тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей. И это совсем не зависело от погоды, одевались по сезону. Для шитья нижней одежды использовали самодельный холст из конопли или крапивы, обычно богато вышитый. Обувь была чаще всего кожаная.

 Елян Шили это пальто обязательно на подкладе, мужчинам - с прямой спиной, а женщинам - приталенный и довольно сильно расклешённый. Мужской елян для лета кроили из тёмных хлопчатых тканей, праздничный - из бархата, белого атласа, шёлка. Но и будничную верхнюю одежду прихотливо отделывали даже мужчинам: делали нашивки кантом из красного сукна по рукавам, подолу, полам, украшали позументом, вышивкой, аппликацией. Национальный костюм башкир исключительно наряден, даже будничный. Женщины шили себе елян из шёлка, сатина, цветного бархата; нашивки на рукавах, полах и подоле были не только красные, но и синие, и зелёные, ещё и чередовались с позументами. Украшали не только вышивками и аппликациями, но и монетками, кораллами. И обязательны были треугольники, нашитые на плечах (яурынса).

 Женский национальный костюм башкир требовал от швеи большого умения, терпения и усидчивости. Казакин Очень распространённый вид башкирской верхней одежды - казакин. До начала двадцатого века эта мужская и женская верхняя одежда по крою мало отличалась друг от друга: одинаково приталенный национальный костюм башкир с рукавами, глухой застёжкой и на пуговицах. По бокам обязательно прорезались карманы. Зато по отделке казакин мужской легко отличить от женского. Мужской в отделке почти прост, не зря же он всегда был форменной одеждой для военных полков. Женский же расшивался так же богато, как елян: с вышивками и аппликациями, с позументами и блестящей бижутерией. Особенности женской одежды Женщины под казакин надевали платья, широкие штаны, короткие безрукавые камзолы, а на праздник - обязательно бархатные или шёлковые халаты. Зимой поверх могли надеть тулуп или шубу. Также шились зимние чекмени из сукна. Впрочем, халаты и шубы были обязательным атрибутом праздника, и это тоже не зависело от погоды и времени года. Халаты были предельно нарядными: расшивались сердоликами, кораллами, перламутром, монетами, ювелирными бляхами. Домашнюю праздничную одежду кроили из самодельной ткани, расшитой узорами. Женский национальный костюм башкир показывает, насколько близко той или иной женщине рукоделие. Женская обувь

Обувь у башкирских щеголих была разнообразная: туфли, башмаки, самодельные из кожи калоши. Кожаные сапоги носили все - и мужчины, и женщины, и дети. Женская обувь тоже была с богатой отделкой, не просто строчкой, но и с разноцветными кисточками. Были в обиходе и лёгкие лапти, которые каждая женщина старалась украсить лучше всех. Трудолюбивый народ - башкиры, национальный костюм у них не просто индивидуален, но часто это просто произведение искусства. Даже чулки у них были не просто войлок, сукно или холст, на них была обшивка с аппликационным узором. Вязаные чулки из шерсти тоже обшивались цветным сукном. Если рассматривать национальные костюмы народов России, башкиры в этом ряду не потеряются, поскольку очень большое значение они придают красоте своей одежды.

Головные уборы Головной убор башкиров - своего рода паспорт. Глядя на такыи и буреки, можно было достоверно и безо всяких расспросов определить, что за человек их носит: сколько ему лет, замужем ли эта женщина, какому роду эти люди принадлежат. Всё расскажет крой и в особенности узоры. Головные уборы обычно были ещё ярче остальной одежды украшены камнями, кораллами, монетами. Таким образом украшают головные уборы многие народности Урала и Сибири, например буряты. И башкиры национальные костюмы готовят тщательно, соблюдая все традиции. Также использовался мех куницы, выдры, бобра и других животных. Женщины надевали бурек на тастар или платок, который тоже был на диво узорчат. Замужние женщины носили кашмау - шапочку с отверстием на макушке, откуда спускалась длинная нарядная лента. Тастар - это чисто белый ситцевый или полотняный платок, который под другую шапку надевали пожилые женщины. Также часто носили большие шали и платки из козьего пуха. Особенности национального костюма башкир - в предельно развитом рукоделии среди женской половины этого народа. Мужская одежда Мужчины в Башкирии одевались не только нарядно.но и удобно. Неширокие штаны, камзол, не стесняющий движений, или кафтан. Рубахи без воротников, с цветным шнурочком на шейном вырезе. Зимой незаменима была овчина - шубы, тулупы. Праздничные рубахи вышиты традиционными узорами, в которые обязательно вкладывался глубокий смысл - память, оберег, что очень часто несут в себе национальные костюмы народов. Башкиры не исключение. Исключительно мужская деталь - кэмэр, традиционный широкий и очень длинный пояс, для изготовления которого шли сукно, шёлк, бархат. Пояс украшался позументом, вышивкой, золотыми и серебряными ювелирными изделиями со вставками из жемчуга, сердолика, агата, бирюзы. Пояс надевался на елян или камзол. Длинные края спускались по бокам, демонстрируя богатство отделки. Мужские головные уборы

Тубэтэй - по-русски это звучит и значит "тюбетейка" - будничный головной убор бурятских мужчин. Пожилые предпочитали тёмный цвет, а молодые - яркий синий, зелёный, красный. И снова вышивка... Как выглядит национальный костюм? Башкиры ответят, что он с вышивкой. Это главная отличительная деталь. Помимо вышивки, для тюбетеек использовались бисер, кораллы, позумент. Летом, однако, башкиры очень часто надевают и меховые шапки - это зависит целиком и полностью от торжественности момента. Мужчины предпочитали более "суровый" мех: волчий, рысий, лисий, медвежий. Но края парадной меховой шапки всё равно окаймлялись из меха дорогого - и соболя, и куницы. Степняки любили носить малахай - кэлэпэрэ. У этих шапок высокая тулья и есть полость, прикрывающая плечи и спину. Вероятно, эта шапка башкирами позаимствована у монголов. Малахаи были подбиты мехом, а верх сделан из сукна или войлока. Более зажиточные башкиры любили надевать фески (фэс), украшенные кисточкой. Как у всех мусульман, служители культа носили и носят чалму. Мужская обувь На ногах башкиры обычно имели обувь лёгкую: мелкие кожаные калоши и сапожки (ичиги). В торжественных случаях надевали и то, и другое: в гостях или в мечети калоши снимались у порога, а нарядные ичиги оставались на ногах. Также у мужчин под ичигами были либо чулки, либо портянки. Много труда вкладывали в свой национальный костюм башкиры. Окружающий мир в начальных классах школы предлагает тему национального костюма. Башкирский в двух словах не описать. Ведь что такое национальный костюм башкир? Описание может занять столько времени и усилий, сколько потребуется для написания научной диссертации. Однако, глядя на эти великолепные вышивки и украшения, можно увидеть глубинную гармонию с миром, понимание красоты народных традиций, пришедших из древности. И мужской, и женский национальный костюм башкир красочен и - главное - неповторим. Лён Башкиры издавна владели всем комплексом навыков и умений в возделывании льна. Льняное полотно гораздо более совершенное, тонкое, если сравнивать сконопляным, из которого получаются хорошие верёвки и канаты по причине длины волокна. Льняные ткани башкирские женщины умели изготавливать нескольких сортов. Более грубые шли на верхнюю одежду и мужские штаны, а более тонкие - на полотенца и праздничные рубахи. Холст у башкирских мастериц мог получаться не только гладким и белым, но и клетчатым, и полосатым, так называемая пестрядь. Такие ткани башкиры использовали для одежды и традиционных домашних занавесей. Окрашивание Когда бытовало окрашивание белого льна натуральными красителями (корой ольхи, травами), цветовая гамма получалась тёплой, неинтенсивной - от светло-жёлтого до тёмного-коричневого. Но когда появились красители фабричные, национальный костюм башкир засиял яркими, насыщенными, даже изощрёнными цветами. Но даже и в двадцатом веке старинные способы окрашивания не забыты. В пятидесятые годы удалось запечатлеть, как башкирские девушки, собираясь на традиционные гуляния, окрашивали свои платки листьями подорожника. Сначала делалась яркая зелёная полоска по периметру квадрата, затем листья заворачивали в платок послойно и прикусывали зубами в разных направлениях, формируя узор. Получались расходящиеся дугообразные линии яркого зелёного цвета, образующие кайму. Этой техникой девушки владели виртуозно, узоры получались прихотливыми и неповторимыми. И на весенних и летних гуляниях каждая девушка щеголяла в платке, который сделала самостоятельно.

Ткачество Домотканая одежда составляет почти полностью национальный костюм башкир. Это абсолютно женское занятие, к которому девочки приучались ещё до десятилетнего возраста, потому что к замужеству, то есть к пятнадцати годам, каждая должна была приготовить себе приданое. А это очень и очень много работы. Полностью женский национальный костюм башкир для себя, одежду для будущего мужа, а также и для свекрови и свёкра, все тканые предметы интерьера. Домашний ткацкий станок у башкир был традиционной рамной конструкции и очень похож на те станки, которыми пользовались русские. Башкирки умели выполнять различные ткаческие техники: закладную, выборную, браную и многоремизную. Закладное ткачество - когда уток не один, а несколько, и все с разноцветными нитями. Башкиры национальный костюм украшают обычно основным мотивом орнамента - это ступенчатый переход цвета. Бранное ткачество даёт вертикальный узор, вытянутый в длину, без прошв. Этой техникой украшались полотенца для обрядов и занавеси (чаршау). Все народы, живущие рядом с башкирами, предпочитали красно-белые узоры, башкиры же значительно расширили цветовые и орнаментальные границы в полотенечных узорах, орнамент более похож на тюркский, а цветной узор выполнялся на красном, жёлтом или коричневом поле. Фартуки для жениха и невесты Традиционная и очень значимая часть одежды - фартук. Он входил в невестино приданое и ещё один - в подарок жениху. Это в целом одежда будничная, фартуки носили всегда и все - и женщины, и мужчины, но поскольку этот атрибут в числе свадебных подарков, орнаментированы оба были наиболее изощрённо. Это как бы визитная карточка всех умений невесты. Мужской фартук был пёстрый, выборного ткачества, с узкой грудью, с прямоугольным полотнищем, обшитым крючком чёрной орнаментальной каймой в технике тамбурного шва. Женский фартук был тоже выборного ткачества, туникообразный, с нарядно расшитыми полотнищами, понизу шла широкая оборка. Очень нарядный элемент. Когда появилось много фабричных тканей, перед стали кроить с отрезным поясом и складками. Появились воланы и дополнительные оборки. Иногда к полотнищу фартука пришивались две лямки с широкими воланами, богато декорированными и со сборкой. Растительный орнамент вышивки выполнялся очень плотно, иногда не было видно ткани. Принципы композиции Основным принципом композиции одежды башкир является нанизывание, многослойность декоративных деталей и элементов, что особенно видно на примере женского костюма. Он состоял обычно из длиннополой рубахи с несколькими оборками на подоле, широких штанов, нагрудной повязки, штаны заправлялись в чулки. Далее шёл передник, короткая безрукавка или приталенный кафтан и обувь. А напоследок - в зависимости от возраста и семейного положения - головной убор. Основа женского наряда - рубаха: закрытой формы, с длинными рукавами, глухим воротом, широким и длинным - до щиколоток - подолом. По шесть и даже восемь метров ткани уходило на каждую такую рубаху. Выше талии обычно пришивалась оборка, закрывающая стык льняного полотнища. Помимо рубахи, также важна была в женском костюме и юбка - широкая и длинная. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/218934/natsionalnyiy-kostyum-bashkir-opisanie-osobennosti-i-istoriya-vozniknoveniya

На развитие искусства Башкортостана оказали большое влияние природно-климатические и культурно-исторических условия жизни населяющих его народов. Особенности географического положения республики, природа предопределили использование определенных материалов для строительства жилищ, изготовления одежды, посуды, орудий труда, вооружения и т. д. Природно-климатические условия оказали влияние на формирование мировоззрения человека. Ранние места расселения башкир находилось южнее нынешних. Кочевой образ жизни оказал воздействие на культуру башкир, создаваемое ими искусство.

Своеобразие башкирского искусство поддерживалось и сохранялось на протяжении истории, до и после Великой Октябрьской социалистической революции, в годы Советской власти и после перехода на капиталистический путь развития. Поскольку многое в искусстве сохранялось в устной форме, в виде традиций или вообще не сохранилось у населения, то важным моментом была фиксация, запись текстов, музыки, проведение археологических изысканий.

Литература

Основная статья: Литература Башкортостана

Башкирская литература прошла сложный путь от устной формы до создания литературных произведения во множестве жанров. На литературу оказали влияние религиозные воззрения башкир, башкирский фольклор, восточная, русская литература. Восточные традиции были сильнее в поэзии, проза и драматургия развивались под влиянием русской литературы.

В XX веке башкирская литература показала национальное своеобразие в области тематики и формы. Большую роль в этом имело обращение писателей к традициям устного народного творчества.

С 1919 года в Башкортостане художественная, научно-популярная, детская, культурно-просветительская, краеведческая литература и др. на башкирском, русском, татарском и др. языках издается Башкирским книжным издательством «Китап» имени Зайнаб Биишевой.

Изобразительное искусство

Основная статья: Изобразительное искусство Башкортостана

До начала XX века изобразительной искусство Башкортостана существовало в форме народного творчества. Первые художественные выставки организовывались в 1910 годы в Уфе.

История изобразительного искусства РБ имеет несколько периодов: истоки (творчество М. Нестерова, Д. Бурлюка,К. С. Девлеткильдеева, А. П. Лежнева, И. Н. Самарина), искусство 30-40 годов (творчество А. Тюлькина, А. Лутфуллина), искусство 50-60 годов (художники Р. Нурмухаметов, Б. Домашников, А. Пантелеев, М. Назаров, А. Лутфуллин, А. Бурзянцев, П. Салмасов, В. Позднов, Г. Пронин, А. Ситдикова и др.), искусство 80-90 годов (работы Е. Тана, Гаянова За, Саитова Э.), современное искусство.

В годы Советской власти художники в своей работе руководствовались методом Социалистического реализма. Художники Башкортостана советского периода создали произведения, вошедшие в фонд отечественной и зарубежной классики.

Современные художники Башкортостана работают в разнообразных художественных направлениях (неопримитивизм, авангард, постмодернизм). В Рб работают известные художники Я. Крыжевский, П. Салмасов, З. Мухаметдинов, Ф. Шаймухаметов, Д. Сулейманов и др.

Архитектура

Основная статья: Архитектура Башкортостана

К особенностям башкирского народного зодчества относится оптимальное использование природных условий при строительстве домов. Башкирское жилище отличается самобытностью и является продуктом длительной эволюции. Украшения элементов жилищ — наличники, ставни, крыльца, фронтоны, ворота показывают этапы эволюции орнаментальных форм.

Музыка

 

Башкирский театр оперы и балета

Основная статья: Музыка Башкортостана

Музыкальное искусство Башкортостана сформировалась в первой половине 20 века. До Октябрьской революции на территории республики бытовало богатое устное музыкально-поэтическое творчество[2].

Развитие музыкального образования, открытие в 1920 году в Уфе музыкальной школы, в 1921 году музыкального училища способствовало получению музыкального профессионального образования башкирским композиторам. В 1938 году в Уфе были открыты Башкирская филармония и Башкирский театр оперы и балета. Для постановки на башкирской сцене были написаны оперы: «Мергэн» (1940) и «Ашкадар» (1944) А. Эйхенвальда, балет Л. Степанова по мотивам башкирской легенды «Журавлиная песнь» (1944), балет А. Ключарева по мотивам уральских сказок «Горная быль» (1951).

Музыкальное образование получали башкирские композиторы также в Московской консерватории: Х. Ахметова, З. Исмагилова, Р. Муртазина, Н. Сабитова, Х. Заимова. Большой вклад в музыкальную культуру РБ внесли композиторыЗагир Гарипович Исмагилов, Р. Муртазин, работающий в жанре симфонии.

В РБ был открыт Уфимский государственный институт искусств, создан Союз композиторов, Национальный симфонический оркестр, камерный ансамбль «Башкирия», симфонический оркестр Башкирского государственного театра оперы и балета.

В республике проводятся фестивали старинной и современной камерной, хоровой и симфонической музыки, фестивали «Музыка композиторов Поволжья и Урала», международный фестиваль имени Рудольфа Нуреева. В 2016 году намечено проведение первого Международного конкурса скрипачей Владимира Спивакова[3].

Танцы

Основная статья: Башкирская хореография

В основе башкирской хореографии лежат народные традиции. Танцами и песнями у башкир сопровождались национальные весенние, семейные праздники, торжества.работа. Спецификой башкирской хореографии является разделение танцев на женские и мужские. Мужские танцы исполняются свободно, раскованно, темпераментно, а женские — скромно, потупив взор и прикрываясь платком[4].

Развитие сценического танца связано с работой Башкирского государственного ансамбля народного танца и его руководителя Ф. А. Гаскарова в 30‑х годах ХХ века. В Башкирском государственном театре оперы и балетаосуществляют постановки балетных спектаклей с классическими и национальными танцами (балеты Журавлиная песнь, Аркаим).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1577.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...