Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Сущность, содержание и формы организации предпринимательской деятельности (4 часа)




Конспект лекций (структурированный по темам)

Среди многих факторов социально-экономического прогресса в большинстве стран мира важную роль в современных условиях играет предпринимательство и субъекты, которые его осуществляют, - предприниматели. Выяснению сущности предпринимательства, основных черт предпринимателя мировая экономическая наука уделяет внимание на протяжении почти трех столетий. Тем не менее, понятие «предпринимательство» постоянно пополняется элементами нового содержания, что предопределяет необходимость его системного изучения.

Понятие «предпринимательство» впервыеиспользовал Ричард Кантильон (1680-1734), рассматривая его как особую экономическую функцию, важной чертой которой является риск. Жан-Батист Сей (1767-1832) утверждал, что предприниматель действует на собственный счет и риск с целью получения выгоды, владеет при этом знаниями и опытом, комбинирует факторы производства и т.п. Адам Смит (1723-1790) рассматривал предпринимателя как владельца, связывал предпринимательскую деятельность, прежде всего, с собственной заинтересованностью предпринимателя, в процессе реализации которой он оказывает содействие наиболее эффективному удовлетворению нужд общества. Качественно новую оценку предпринимательства дал в конце XIX ст. английский экономист Алан Маршалл (1842-1924), выделив организацию производства, а со временем предпринимательскую способность к такой организации как отдельный фактор производства (вместе с работой, землей и капиталом).

Более полную характеристику предпринимательства приводит австрийский экономист Йозеф Шумпетер(1883-1950). По мнению И.Шумпетера, содержание предпринимательства раскрывается в его функциях: 1) реформирование и коренная перестройка производства вследствие внедрения новых видов техники и технологий, создание новых товаров, освоение новых рынков, источников сырья; 2) использование научных разработок, маркетинга и др. Выполнение функций предпринимательства зависит от хозяйственно-политической среды, которой определяет его возможности, виды, мотивацию. Основные функции предпринимателя, по Й. Шумпетеру, - это изготовление нового блага или старого нового качества; освоение нового рынка сбыта, источников сырья или полуфабрикатов; внедрение нового метода производства; соответствующая реорганизация производства. Предпринимателем, по его мнению, может быть не только капиталист, владелец, а и управляющий. Наибольшая мера обособленности собственности от управления (и от предпринимательства) оказывается в гигантских акционерных компаниях.

Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг и занятию торговлей с целью получения прибыли. Она основана на развитии личностных факторов, расширении знаний о своих возможностях, направлена на достижение наилучшего результата в хозяйственной деятельности, на получение экономической выгоды и, прежде всего, на присвоение дополнительного продукта.

Основными принципами, на которых осуществляется предпринимательство, являются:

- свободный выбор деятельности на добровольных началах;

- привлечение к предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;

- самостоятельное формирование программы деятельности, выбор поставщиков и потребителей произведенной продукции, установление цен соответственно расходам производства с соблюдением действующего законодательства;

- свободный наем работников;

- привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, естественных и других ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;

- свободное распределение прибыли, которая остается после внесения платежей, установленных законодательством.

Задачи, которые необходимо решить в начале предпринимательской деятельности, -это:

- выбор сферы и масштабов деятельности;

- выбор местоположения предприятия, компании;

- выбор форм предпринимательской деятельности и названия фирмы;

- финансирование и инвестирование.

Понятие «предпринимательство» не следует отождествлять с понятием «бизнес», которое является более емким и предусматривает любой вид деятельности (даже аферы), приносящий личную выгоду, а также включает множество процессов, протекающих на рынке (например, конкуренцию).

Среди функций предпринимательства можно выделить: новаторскую, организационную, ресурсную, социальную и личностную функции.

Новаторская функция проявляется в содействии процессу продуцирования новых идей, осуществлении НИОКР, создании новых товаров и предоставление новых услуг.

Организационная функция заключается в организации различных предприятий, коллективов, союзов, во внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы.

Ресурсная функция состоит в наиболее эффективном использовании трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов.

Социальная функция реализуется через изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, а также в предоставлении предпринимателем рабочих мест населению.

Личностная функция заключается в самореализации предпринимателя, получении удовлетворения от своей работы, независимости.

Профессионально-личностные качества предпринимателя. Предпринимательскую деятельность необходимо начинать с анализа способностей и интересов индивида, т.е. необходимо оценить предпринимательский потенциал. Предпринимательский потенциал включает в себя капитал: «человеческий» (интеллектуальный», «физический» (имущественный), «финансовый» (денежный). Различия в емкости совокупного предпринимательского потенциала определяют разную степень включения индивидов в рыночные отношения, возможности смены устоявшихся моделей пассивного потребительского поведения на более активные – рыночные.

Важным моментом при установлении предпринимательского потенциала является определение склонностей индивида, т.е. к чему больше лежит душа – к коммерции, торговле, производству, творческой работе и т.д. Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда и отношению человека к объектам окружающей среды можно разделить на 5 основных типов:

«Человек-природа» - связан с участием человека в процессах, протекающих в природе, определяет склонность к аграрным видам деятельности;

«Человек-техника» - склонность к промышленным и строительным специальностям с использованием машин и механизмов;

«Человек-знаковая система» - выражает склонность к любым видам обработки информации (нотариусы, специалисты ЭВМ, бухгалтеры);

«Человек-художественный образ» - склонность к творческим видам деятельности (ювелир, художник и др.);

«Человек-человек» - склонность к общению (кадровые агентства, парикмахеры и др.).

Помимо профессиональных склонностей, при определении предпринимательского потенциала важную роль играет склонность человека к предпринимательству. Необходимые предпринимателю качества представлены в табл.1.

 

Таблица 1

Главные качества предпринимателя

 

Основные блоки качеств Критерий Группы качеств  
Профессиональная компетентность Наличие профессиональных знаний и умений в сфере предпринимательства Экономическая культура Правовая культура Опыт предпринимательства Организационно-управленческая культура
Стратегическое мышление Умение мыслить стратегически, принимать правильные решения Общий интеллект и жизненная мудрость Умение генерировать идеи Умение принимать решения
Предприимчивость Деловитость, умение выбирать правильную тактику достижения цели Деловая активность Инициативность, способность к риску Практичность
Моральные качества Отношение к нравственности Духовный потенциал Этика поведения в обществе и бизнесе
Организаторские способности Способность вести за сбой людей Тяга к самостоятельности Коммуникабельность Умение организовать коллективную деятельность
Личная организованность Способность управлять самим собой Способность жить и действовать по системе Умение использовать время
Политическая культура Понимание интересов общества, коллектива, личности Общая политическая культура Умение учитывать интересы общества Умение учитывать интересы коллектива
Работоспособность Способность к напряженной творческой работе длительное время Физиологический потенциал Эмоционально-волевой потенциал

 

Ключевое требование к деловому человеку – быть предприимчивым. Предприимчивость связана с умением эффективно решать поставленные задачи, извлекая в каждой конкретной ситуации максимальную пользу. Предприимчивый человек не ожидает, когда все необходимые условия для реализации его целей будут созданы, а сам создаёт их. Одним из важнейших моментов при ведении бизнеса является способность стратегически мыслить. Исходными здесь являются: общий интеллект, жизненная мудрость, рассудительность, умение генерировать идеи, видеть перспективу, ставить и формулировать задачи, умение анализировать и делать выводы.

 

Внешняя и внутренняя среда предпринимательства.Развитие предпринимательства тесно связано со средой, которая определяет условия предпринимательской деятельности. Различают внешнюю среду, состоящую из макросреды и рабочей среды, и внутреннюю среду развития предпринимательства.

Макросреда предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую обстановку.

Экономическая ситуация обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств.

На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства. Предпринимательство действует и развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства и совершенствование технологических процессов.

Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т. д.).

Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий.

Все вышеперечисленные факторы макросреды – экономические, правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (или географические) условия деятельности создают предпосылки для развития предпринимательства.

Рабочая среда предпринимательской организации – это поставщики экономических ресурсов, наёмные работники, клиенты – потребители продукции фирмы, посредники – финансовые, торговые, маркетинговые, государственные экономические структуры, конкурирующие фирмы и так называемые контактные аудитории – средства массовой информации, общества потребителей и т. п., которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или неблагоприятного облика предпринимателя.

Внутренняя среда предпринимательства состоит из взаимосвязанных элементов: менеджмента, маркетинга, производства, финансов, организационной структуры, персонала и др.

Культура предпринимательства. Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура предпринимательства — это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом — строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.

Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Инфраструктура бизнеса. Предпринимателям, чтобы начать свое дело, нужно иметь возможность купить сырье, станки, необходимое оборудование, притом вовсе не обязательно у тех, кто их производит. Поэтому наряду с базисными элементами деловых связей производителей товаров и услуг   с потребителями и принято выделять другие элементы, а именно те, которые выполняют функции связи, опосредования отношений между ними. Такие элементы рыночной среды и выполняемые ими типы деятельности возникают в процессе движения товаров и производственных услуг из сферы производства в сферу потребления и осуществления обратной связи между сферой потребления и сферой производства. Движение произведенного автомобиля из производственной сферы в сферу потребления начинается на автомобильном заводе, продолжается уполномоченными дилерами, провайдерами, торговыми агентами, пока машина не попадает в магазин - предприятие розничной торговли. Не исключено, что какие-то виды сырья менеджеры автозавода приобретают на товарной бирже; во всяком случае, и продавцы, и покупатели сырья при заключении сделки ориентируются на биржевые цены. Коммерческие банки могут предоставить кредит, который необходимо застраховать. Для выбора банка и страховой компании следует предварительно получить консультацию в консалтинговой фирме. Надо также нанять работников с помощью служб занятости, с помощью адвокатов оформить все необходимые сделки, с помощью рекламных фирм организовать информационную поддержку товару, а возможно, и смоделировать параметры покупательского спроса.

Между производителем и потребителем товара возникает особая цепочка фирм, осуществляющих посредническую деятельность по отношению к производителям и потребителям товаров и, тем самым, опосредующих взаимодействие между ними. Именно с определением посреднической роли субъектов бизнеса в установлении и развитии деловых связей других субъектов бизнеса связано понятие инфраструктуры бизнеса. Инфраструктура бизнеса (или инфраструктурные элементы бизнеса) существует постольку, поскольку деловая деятельность всех субъектов бизнеса осуществляется в условиях разделения труда в экономике и специализации каждого из субъектов бизнеса на эффективном выполнении ограниченного числа деловых функций.

Инфраструктурой деловых связей между производителями и потребителями продукции являются разнообразные процессы, протекающие в сфере торговли, на денежном рынке, в области движения информации, на рынке рабочей силы, на рынке экспертных и консультационных услуг и в иных секторах рынка, а также субъекты бизнеса, действующие на данных секторах рынка. Инфраструктура бизнеса – это совокупность организаций, которые опосредуют взаимодействие между конечными участниками деловых связей, и совокупность процессов с участием данных организаций.

Субъекты и объекты предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности - это лица, которые могут заниматься данной деятельностью. Предпринимательской деятельностью может заниматься любой гражданин, не ограниченный в правах; любой иностранный гражданин и лицо без гражданства в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также объединения граждан - коллективные предприниматели (партнеры).

Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательными актами Российской Федерации. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, регистрируется как индивидуальная предпринимательская деятельность. Предпринимательская деятельность с привлечением наемного труда регистрируется как предприятие.

Существуют определенные ограничения в субъектах предпринимательства. Так, закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает должностным лицам (а не только руководителям) органов государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия, самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием акционерного общества, товарищества, занимать должности в органах управления хозяйствующего объекта.

Субъекты предпринимательства, представляющие собой предпринимателей и их объединения всех форм, взаимно обособлены. Они автономны в своем творчестве, самостоятельны в принятии решений. По собственному усмотрению они специализируются на избранных видах деловой деятельности, определяют круг вероятных партнеров по сделкам и определяют условия проведения сделок. Субъекты предпринимательской деятельности идут на риски, им не гарантированы положительные результаты сделок. Эффективность деятельности участников сделки зависит от владения приемами делового общения, умения грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию. Особенно важно правильно определять приоритеты в своей деятельности, найти правильное сочетание эгоистических и общественных целей, умение подчинить им логику делового взаимодействия.

В своей деятельности предпринимателям важно знать и учитывать особенности поведения других субъектов предпринимательства, а именно потребителей, наемных работников, государства.

Потребители, как правило, не есть лишь пассивная сторона в сделках с предпринимателями, они являются равноправными участниками деловых отношений. Главный эгоистический деловой интерес потребителей – приобретение товаров и услуг – реализуется посредством самостоятельного установления контактов с производителями и продавцами продукции на основе самостоятельного поиска контрагентов по принципу максимизации выгоды. Основу потребительского бизнеса составляет частная собственность на объекты потребления. Потребительский бизнес является одновременно и уравновешивающей силой, и стимулятором по отношению к предпринимательскому бизнесу, заставляя предпринимателей не только считаться с запросами потребителей, но и воспринимать потребителей в качестве естественных партнеров по сделкам.

Следующим типом субъектов бизнеса являются граждане, работающие по найму. Основу трудового бизнеса составляет частная собственность на рабочую силу. Как и предпринимательство, наемный труд представляет собой профессиональную деятельность людей. Извлечение наемными работниками доходов в виде платы за труд реализуется посредством работы по трудовому договору (контракту) с работодателями.

Природа государственного бизнеса неразрывно связана с активной ролью государства в развитии деловых отношений. В современной рыночной экономике государство выступает не как внешняя сила по отношению к субъектам деловых отношений, а как естественное порождение и атрибут самой системы деловых отношений.

Объекты предпринимательской деятельности - это виды деятельности, которыми занимается предприниматель.

Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и другую деятельность, операции с ценными бумагами. Однако для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности требуется специальное разрешение местного органа управления. Например, согласно законодательству Российской Федерации для предпринимательской деятельности может потребоваться квалификационный аттестат. Отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основании специальных лицензий, порядок выдачи которых, как и перечень соответствующих видов деятельности, определяется правительством Российской Федерации или уполномоченными органами (например, банковская, биржевая, страховая, строительная деятельность и т.п.).

Кроме того, предусмотрен перечень видов деятельности, выполнять которые могут только государственные предприятия. Это - производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, а также ремонт боевого оружия, изготовление и реализация наркотических препаратов, переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов и т. п.

Виды предпринимательства по содержанию предпринимательской деятельности. В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и её связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое.

Основу производственного предпринимательства составляет производство любой направленности: материальное, интеллектуальное, творческое. Этот вид предпринимательства является самым полезным с точки зрения общества и одновременно самым сложным. Предприниматель использует собственные и привлечённые ресурсы для организации производства товаров, услуг, информации, духовных ценностей. Основная функция производственного предпринимательства - организация производства, при этом целью является извлечение прибыли. От момента начала производства до момента получения прибыли в производственном предпринимательстве проходит сравнительно большой промежуток времени, поэтому в условиях нестабильной экономики предпочтение отдаётся другим видам предпринимательства.

Коммерческое предпринимательство - это предпринимательство в сфере обращения, обмена. Суть этого вида предпринимательства составляют сделки по купле-продаже товаров и услуг. Общая схема коммерческо-предпринимательской деятельности аналогична схеме производственно-предпринимательской деятельности. Отличие состоит в специфических производственных ресурсах (не цеха, а торговые павильоны), основным ресурсом является закупаемый предпринимателем готовый товар, который реализуется потребителю.

К числу особых видов коммерческого предпринимательства относится финансовое, где объектом сделок являются деньги, валюта и ценные бумаги. Агентами денежного рынка являются коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, организации и отдельные предприниматели.

Страховое предпринимательство состоит в том, что предприниматель гарантирует страхователю за определённую плату компенсацию возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни в результате непредвиденного случая.

Посредничество является составной частью других видов предпринимательской деятельности, поэтому говорят о посредничестве в производственной, коммерческой и финансово-кредитной сфере. Место посредника между производителем или продавцом товара и покупателем, он способствует сделке. Суть предпринимательства данного вида в том, что посредник перепродаёт информацию о продаже и покупке товаров обеим заинтересованным сторонам. Это информационная услуга, прибыль же посредник получает за то, что отыскал и свёл нужных людей, хотя здесь велик риск того, что стороны, найдя друг друга могут отказаться от оплаты услуг посредника.

Все виды предпринимательства тесно связаны между собой. За производством следует торговля, всё это требует финансовых средств. Иногда предприниматель сочетает все перечисленные функции.

Малое предпринимательство. Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др.

В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

• в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек;

• в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;

• в оптовой торговле — 50 человек;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

• в остальных отраслях — 50 человек.

С принятием Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» появилась новая категория субъектов малого предпринимательства – микропредприятия. К микропредприятиям относятся малые предприятия с оборотом до 60 млн. руб. и количеством сотрудников, не превышающим 15 человек.

Будущее российского предпринимательства зависит от взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом. В странах с развитой рыночной экономикой подавляющее количество малых фирм находится в сфере интересов корпораций. Корпорации используют рыночную гибкость МП, их инновационные возможности. Кроме того, сотрудничество позволяет перекладывать риск от некоторых операций на своих малых партнёров. В России же в настоящее время доминируют независимые малые предприятия, а крупные фирмы не имеют желания сотрудничать с малыми как ненадёжными и слабыми партнёрами.    Основные формы хозяйственного взаимодействия корпораций и МП: субподряд, франчайзинг, лизинг, предпринимательские сети, венчурный бизнес.

Индивидуальное предпринимательство. Признаками, отличающими одну форму предпринимательства от другой, являются:

• статус собственника капитала;

• способ распределения прибыли и убытков;

• количество участников;

• форма управления;

• пределы имущественной ответственности.

Предприниматель, прошедший регистрацию в качестве индивидуального частного предпринимателя, является физическим лицом. Он несёт ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Размер прибыли в этом случае тесно связан с результатами труда и является важным фактором активизации экономической жизни. Индивидуальному предпринимательству свойственны гибкость, возможность оперативного принятия решений, нет необходимости тратить время на согласование решений с партнёрами. Частная собственность делает человека более независимым. Однако, к частному бизнесу трудно привлечь большие капиталы, его масштабы ограничены рамками собственного имущества. Вследствие более низкой кредитоспособности он платит более высокие проценты за кредит. Кроме того, полная ответственность означает реальный риск, хотя бы по причине отсутствия специализации в управлении. Обычно в индивидуальном деле предприниматель занимается и производством, и сбытом, и финансовыми вопросами.

Коллективное предпринимательство. Другая группа форм предпринимательства - это юридические лица. Признаки юридического лица в том, что это, прежде всего, определённым образом организованное объединение лиц. Коммерческие организации в рыночной экономике подразделяются на следующие группы:

- хозяйственные товарищества;

- хозяйственные общества;

- производственные кооперативы;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Товарищество имеет нескольких владельцев. Ответственность зависит от вида товарищества: в полных товариществах владельцы несут ответственность всем имуществом, в коммандитных - часть участников имеет полную, а часть - ограниченную ответственность.

Владельцами собственности акционерного общества являются все его акционеры, а доля собственности каждого акционера определяется стоимостью принадлежащих ему акций.

Производственный кооператив - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Он находится в собственности всех его пайщиков, а доля собственности каждого пайщика определяется размером его пая.

Совместное предпринимательство. Характерной особенностью развития российской экономики в нынешних условиях является повышение роли внешнеэкономических связей, которые способствуют освоению передового зарубежного опыта, привлечению иностранного капитала, научно-технического потенциала и позволяют повысить эффективность производства за счет углубления международного разделения труда.

Одна из самых распространенных форм решения этих проблем - создание коллективных образований, в которых участвуют национальные и иностранные организации (фирмы). В частности, широкие перспективы в отношениях между предпринимателями России и других стран открылись в связи с созданием совместных предприятий.

Совместным предприятием называется такое предприятие, уставный фонд которого образован на основе внесения паевых взносов двумя или более учредителями, один из которых - иностранное физическое или, чаще всего, юридическое лицо.

Внутрифирменное предпринимательство. Современные компании стремятся активно использовать идеи предпринимательства в качестве принципов функционирования. Например, вместо заработной платы отдельным сотрудникам выплачивается вознаграждение небольшим группам, которые, конкурируя между собой, представляют свои услуги.

Внутрифирменное предпринимательство включает в себя различные формы предпринимательской деятельности в рамках существующей компании. В развитой рыночной экономике в последнее время наблюдается бурное развитие внутрифирменного предпринимательства, сущность которого состоит в организации в крупнейших компаниях (корпорациях) внутрифирменных рискованных предприятий на основе проявления творческой предпринимательской инициативы в целях эффективного использования ресурсов и достижения внутренними предпринимателями высоких конечных результатов.

Внутрифирменное предпринимательство может развиваться, если творческие работники фирмы «обеспечиваются» со стороны руководства фирмы следующими условиями, позволяющими всесторонне проявить свой инновационный характер деятельности: во-первых, свобода в распоряжении финансовыми и материально-техническими ресурсами, необходимыми для осуществления предпринимательского проекта; во-вторых, самостоятельный выход на рынок с законченными продуктами труда; в-третьих, возможность проведения собственной кадровой политики и особой мотивации работников, необходимых для реализации собственного предпринимательского проекта; в-четвертых, распоряжение частью прибыли, полученной о реализации личного проекта; в-пятых, принятие на себя части риска при осуществлении проекта.

Основополагающим является принцип, что предприниматель действует внутри фирмы как владелец собственной фирмы, а не как наемный работник. Следовательно, внутренний предприниматель (интрепренер) должен быть нацелен на реализацию своей личной идеи, на достижение конкретного конечного результата. Такой подход раскрепощает работников, руководителей подразделений, позволяет им проявить предпринимательский талант.

Особенности сервисного предпринимательства. В последнее десятилетие для значительной части начинающих предпринимателей отечественного сервиса бизнес оказался новым видом деятельности. В этой ситуации весьма ответственными становились не только первые этапы их предпринимательской активности, но и предшествующий период жизни, мотивы, которые заставляли их заняться этим делом, а также общие представления о сервисной сфере. В этом случае было особенно важно, чтобы начинающий предприниматель понимал сущность деятельности, учитывал множество обстоятельств, связанных с характером труда в сервисной сфере. Так, он должен знать, что:

♦ здесь предпринимательство одновременно имеет дело и с производством и с обслуживанием, что требует от бизнесмена профессионального опыта, особого склада характера, умения ладить с самыми разными людьми;

♦ многие сектора сферы обслуживания своей кажущейся простотой и высокими доходами привлекают лиц, стремящихся быстро заработать капитал любой ценой. Такие бизнесмены повышают уровень риска, создают предпринимательству в сфере услуг дурную славу в общественном мнении;

♦ обслуживание - это всегда прямое контактирование с разными людьми, учет их интересов, забот, эмоциональных состояний. Посредством своей деятельности работники сферы сервиса нередко оказываются причастными к решению жизненно важных проблем множества семей, конкретных личностей;

♦ выступая заказчиком и оплачивая услугу, человек становится особенно пристрастным, придирчивым к качеству работы. Зачастую его оценка усилий производителя услуги может быть несправедлива и обидна для последнего;

♦ множество операций в сфере сервиса комбинированы, большинство их производится одновременно, что требует высокого уровня координации в весьма сжатые сроки со стороны всего персонала и в первую очередь менеджмента;

♦ многие виды работ сферы услуг связаны с круглосуточным функционированием предприятий, с дежурствами, работой в праздничные и выходные дни, персонал часто вынужден работать во внеурочное время;

♦ в ряде направлений сервиса сезонные колебания, а также непредсказуемые всплески и падения спроса делают предпринимательскую активность крайне неритмичной, трудно прогнозируемой;

♦ многие виды работ в сфере услуг мало оплачиваемы;

♦ в этой сфере распространена текучесть кадров внутри отдельных фирм, в отрасли, между отраслями.

 

Тема 2. Общая стратегия становления и планирование предпринимательской деятельности (4 часа)

Формирование предпринимательской идеи. Предпринимательская идея — конкретное целостное знание о целесообразности и возможности заниматься определенным видом предпринимательской деятельности, а также четкое осознание цели такой деятельности, путей и средств ее достижения.

Отдельными элементами предпринимательской идеи являются:

1) осознание необходимости работать на границе своих способностей (физических, умственных, организаторских и др.);

2) отказ от предыдущего вида занятий, профессии и т.п.;

3) стремление стать владельцем, прежде всего владельцем предприятия (отказ от работы на других лиц);

4) стремление постоянно увеличивать свое богатство путем создания товаров и услуг, необходимых для общества;

5) четкое осознание путей получения ресурсов для создания собственного предприятия или трудностей при его создании при наличии собственных накоплений и др.

Конкретным проявлением предпринимательской идеи является идея создания нового товара или услуги. Новый товар принципиально отличается от имеющихся на рынке товаров или имеет серьезные качественные усовершенствования сравнительно с товарами-аналогами относительно потребительских качеств, дизайна, формы и т.п.

Предпринимательская идея может заключаться в приспосабливании существующих продуктов под новые потребности. Для этого необходимо критически оценить товар или услугу, найти изъяны либо неиспользованные возможности и предложить нечто новое.

Идея для предпринимательской деятельности может быть куплена или арендована у других предпринимателей на основе приобретения патента или франчайзинга.

Идеей может стать производство товаров и услуг при использовании новых форм организации труда, например, надомничества.

Источниками идеи предпринимательской деятельности (в том числе идеи нового товара или услуги) являются:

1) полученные знания в средней школе и высшем заведении образования при изучении экономических дисциплин;

2) опыт в этой сфере родителей, родственников и знакомых;

3) информация, полученная из средств массовой информации (радио, телевидение, газет, журналов и т.п.);

4) мысль потребителей о целесообразности иметь новые товары, получать новые услуги;

5) идеи научных работников, которые проводят теоретические и прикладные исследования;

6) посещение ярмарок и выставок передового опыта;

7) пожелания работников торговли, системы сбыта, лиц, занятых рекламой;

8) идеи потенциальных конкурентов, публикации в профессиональных изданиях, в том числе об имеющихся патентах и лицензиях;

9) знание основных способов поддержки государством предпринимательской деятельности, которыми хотел бы воспользоваться будущий предприниматель.

Выбор сферы деятельности нового предприятия. Выбор конкретной сферы предпринимательской деятельности связан с делением народного хозяйства на сферы и области, а также с ограничениями государства относительно определенных видов деятельности.

Двумя основными сферами для занятия предпринимательской деятельностью являются материальное и нематериальное производство (или сфера услуг). В сфере материального производства предприниматель может ориентироваться на построение предприятий, которые будут изготовлять средства производства (машины, станки, оборудования, транспортные средства, здания, сооружения, дороги и т.п.) или предметы потребления (одежда, обувь, продукты питания, предметы широкого потребления: посуда, стиральные машины и т.п.).Основными отраслями народного хозяйства являются промышленность, сельское хозяйство, строительство, рыболовство, лесное хозяйство, грузовой и пассажирский транспорт, связь (радио, телевидение, телефон, почта), общественное питание и др.

Как показал опыт формирования предпринимательской деятельности, барьерами для вступления в определенную сферу предпринимательской деятельности являются дефицит финансовых ресурсов для организации собственного дела. Важными преградами является также отсутствие помещений и оборудования, недостаток квалифицированного персонала, трудности с приобретением необходимых сырья и материалов, недостаточная собственная квалификация, трудности в доступе к информации.

Выбор организационно-правовой формы предпринимательства. Важным элементом предпринимательской идеи являются знания и умение выбрать наиболее оптимальную организационно-правовую форму предпринимательской деятельности. Для этого необходимо знать основные из этих форм, их положительные стороны и недостатки, условия формирования уставного фонда и т.п. Важнейшим условием правильного выбора организационно-правовой формы предприятия является проведение маркетингового исследования - важнейшего звена технологии определения преимуществ создаваемого предприятия.

Предпочтительным вариантом предпринимательства является такая сфера, в которой предприятие начинает функционировать первым и имеется возможность предопределять ассортимент, цены, привлекать клиентов и заказчиков.

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего законодательства. Одно дело, когда предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов, но совсем другое - когда предпринимательская идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предпринимательская идея может осуществляться более или менее изолированно от обязательных партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к примеру, организация консультационной фирмы), в других - такая кооперация необходима (например, при производстве конфет или аппаратуры). При этом выбор наиболее целесообразной (с точки зрения предпринимателя) формы организации деятельности следует соотносить с возможностями, которые предоставляет действующее законодательство, особенно при решении о зарубежном инвестировании. При осмыслении этих проблем предприниматель принимает решение о правовом статусе учреждаемого предприятия.

Учредительные документы. Правовая форма предприятия, его права и обязанности закрепляются в уставе. Устав принимается исключительно учредителем. Если в качестве такового выступает группа лиц, то устав рассматривается и принимается всеми учредителями на общем собрании или конференции. Это находит отражение в учредительном договоре, который подписывают все его участники. Они же подписывают и устав. Эти документы (плюс протокол собрания или конференции учредителей) необходимы для государственной регистрации учреждаемого предприятия и внесения его в государственный реестр.

Устав является важным юридическим документом и к его составлению нужно относиться предельно внимательно. При разработке устава следует исходить из требований законодательных актов, действующих на территории Российской Федерации, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности предприятий в процессе осуществления хозяйственной деятельности. В уставе частного предприятия должны быть отражены следующие положения:

· наименование предприятия с указанием его организационно-правовой формы, фамилия собственника имущества и название предприятия. В наименовании предприятия могут не фигурировать указания на вид хозяйственной деятельности, т. е. «коммерческое», «производственное»;

· данные об учредителе (учредителях); если в создании предприятия приняли участие несколько членов семьи - их фамилии имена, отчества, места жительства;

· адрес предприятия;

· предмет и виды деятельности;

· порядок образования имущества, в том числе право собственности на имущество предприятия;

· порядок распределения прибыли и покрытия убытков;

· управление предприятием и компетенция органов управления; условия ликвидации и реорганизации предприятия.

Учредительный договор, являясь учредительным документом юридического лица, вступает в силу с момента подписания и действует до момента прекращения деятельности юридического лица. В учредительном договоре должно быть установлено, что учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему имущества, участия в его деятельности, порядок и условия распределения прибыли и убытков между участниками управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Хозяйственные товарищества создаются и действуют на основе учредительного договора, который в полном товариществе подписывается всеми его участниками, а в товариществе на вере - всеми его полными товарищами. Учредительный договор полного товарищества помимо сведений, указанных выше, должен содержать условия о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

Учредительными документами акционерного общества являются договор, который заключается между учредителями АО, и устав, утвержденный учредителями. В заключенном договоре учредители АО должны определить порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала, категории выпускаемых акций и порядок их распределения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах.

Для государственных и муниципальных унитарных предприятий и для казенных предприятий основным учредительным документом является устав предприятия.

Порядок регистрации предпринимательских организаций. Создание нового предприятия предполагает ряд обязательных этапов. Государственная регистрация предприятий осуществляется местными органами власти. В России действует не разрешительный, а регистрационный порядок создания организаций. Отказ в регистрации возможен только при нарушении действующих законов, а также в том случае, если учредительные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии с «Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» государственная регистрация предприятий осуществляется при представлении следующих документов:

1) заявления о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного учредителем (учредителями) предприятия;

2) учредительного договора или решения о создании предприятия;

3) устава предприятия (кроме хозяйственных товариществ), утвержденного учредителями;

4) документов, подтверждающих оплату не менее 50% уставного капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия или в учредительном договоре;

5) свидетельства об уплате государственной пошлины;

6) документа, подтверждающего согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, если размер уставного капитала превышает величину, установленную антимонопольным законодательством РФ;

7) документа о согласовании с соответствующими комитетами по управлению имуществом или уполномоченным органом величины, способа оплаты вклада унитарного предприятия, являющегося учредителем (кроме внесения вкладов в денежной форме за счет прибыли предприятий-учредителей) предприятия.

Государственная регистрация осуществляется в течение 3 дней с момента представления необходимых документов. При состоявшемся факте государственной регистрации предприятия заявитель (учредитель или лицо, уполномоченное учредителями) получает временное свидетельство о регистрации, которое действительно в течение 30 дней с момента выдачи. По истечении 30 дней с момента получения временного свидетельства заявитель должен вернуть в орган, зарегистрировавший предприятие, временное свидетельство со всеми необходимыми отметками и справками и получить взамен него постоянное свидетельство о регистрации предприятия. С этого момента предприятие становится самостоятельным юридическим лицом со всеми вытекающими последствиями право- и дееспособности.

Лицензирование деятельности предприятий. В Постановлении Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

Право выдавать лицензии на определенные виды деятельности имеют следующие федеральные органы управления: Министерства РФ; Государственные комитеты РФ; Федеральные службы России (по надзору за страховой деятельностью, миграционная служба, лесного хозяйства, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, горный и промышленный надзор); другие федеральные органы: Российское космическое агентство, Государственная инспекция по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве Российской Федерации, Государственная архивная служба России, Комиссия по товарным биржам при Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др.

Для получения лицензии заявитель должен предъявить в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности:

а) заявление о выдаче лицензии;

б) копию учредительных документов;

в) копию свидетельства о государственной регистрации предприятия;

г) документ, подтверждающий оплату рассматриваемого заявления.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Технико-экономическое обоснование создания нового предприятия. Выбор оптимального варианта осуществления предпринимательской деятельности дает возможность технико-экономического обоснования (ТЭО) предполагаемого проекта. Важнейшим инструментом ТЭО является бизнес-план.

Для каждого варианта выбираемой стратегии составляется бизнес-план, который позволяет предпринимателю определить направления действий на этапе становления предприятия, условия выживания при наличии жесткой конкурентной борьбы, а потенциальным внешним инвесторам - решить вопрос относительно участия в финансовой поддержке создаваемого предприятия.

В процессе разработки бизнес-плана предприниматель имеет возможности критически оценить свои силы, ответить на вопросы о целесообразности создания предприятия, найдет ли оно своего клиента, с кем придется конкурировать и удастся ли завоевать рынок сбыта.

Ситуация может сложиться таким образом, что на стадии разработки бизнес-плана предприниматель убедится в бесперспективности проектируемого бизнеса. Это лучше, чем прийти к такому выводу после того, как уже вложены средства, и предприятие начинает функционировать.

Для составления бизнес-плана необходима информация о емкости рынка, производственных и финансовых потребностях предприятия. Производственные и финансовые потребности предприятия зависят от проектируемых видов деятельности и от того, какую продукцию предполагается выпускать.

Система планирования предпринимательской деятельности. Планирование в широком понимании представляет собой процесс выбора целей и решений, необходимых для достижения выбранных целей. В более узком понимании планирование - это вид управленческой деятельности, способ оптимизации действий хозяйствующего субъекта.

Процесс планирования на предприятии делят на две основные стадии: стратегическое планирование и тактическое планирование.

Стратегическое планирование - это плановая работа, включающая разработку прогнозов, программ и планов, в которых предусматриваются цели и стратегии поведения объектов управления в перспективе, позволяющие этим объектам эффективно функционировать и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

Тактическое планирование - это процесс принятия решений о том, какими должны быть действия предприятия и как следует распределять и использовать ресурсы для достижения стратегических целей. Основное различие между стратегическим и тактическим планированием можно рассматривать как различие между целями и средствами достижения целей.

В планировании деятельности предприятия используется понятие оперативного планирования. Оперативное планирование - фактически составная часть тактического планирования, но оно может охватывать короткий период времени (декада, месяц, квартал и др.) и связано с планированием отдельных операций в общем хозяйственном цикле (например, планирование маркетинга, производства, составление бюджета и т.д.).

Результатом процесса планирования является система планов.

План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути дела, план - это набор инструкций для предпринимателей, описывающих, какую роль каждая часть предприятия должна играть в процессе достижения целей фирмы.

Процесс планирования сложен и многообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, в которой можно выделить следующие элементы:

- стратегический план предприятия;

- планы развития определенных направлений предпринимательской деятельности (бизнес-планы);

- планы текущей деятельности;

- программы и проекты.

 Бизнес-планирование. Бизнес-план представляет собой план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер предпринимательской деятельности.

Функции бизнес-плана в современной практике предпринимательства:

1. Возможность использования бизнес-плана для реализации стратегии предприятия.

2. Планирование, результаты которого позволяют оценить возможности развития нового направления в деятельности предприятия и контролировать процессы внутри него.

3. Привлечение денежных средств.

Основными этапами разработки бизнес-плана являются: определение цели разработки бизнес-плана, установление общей структуры документа, определение перечня и источников получения необходимой информации, сбор необходимой информации, написание бизнес-плана, предоставление проекта для прочтения независимому эксперту, утверждение проекта бизнес-плана, привлечение к реализации планов потенциальных партнеров.

Примерный перечень разделов бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана), описание продукции и видов деятельности предприятия, анализ рынка, конкурентный анализ, план маркетинга, производственный план, организационный план, финансовый план, приложение (содержит вспомогательные расчеты, схемы, графики, диаграммы, сравнительные таблицы).

 Анализ рынка. Под анализом рынка понимается сбор, сведение в систему и анализ числовых показателей, касающихся рынка и продаж. Благодаря этому становится ясной ситуация со сбытовой деятельностью в прошлом и выявляются сложившиеся на рынке тенденции и проблемы. В качестве цели ставится разработка сбытовой политики на предстоящий период.

Анализ рынка начинается с анализа показателей сбыта в комплексе с анализом внешней информации. Анализ рынка является инструментом для предварительной оценки проблем и проверки положения предприятия на рынке в соответствии с видом его коммерческой деятельности.

Различают следующие виды анализа рынка:

- Анализ рынка в целом и положения предприятия на нём, масштаб рынка, доля на рынке, анализ претензий потребителей и т.д.

- Анализ с помощью расчета фактических показателей сбыта и с использованием временных рядов (тенденций, сезонности и т.д.).

- Анализ по классам ABC. Метод разделения важных и не важных данных из огромного объёма сведений о показателях продаж по отдельным видам продукции и отдельным категориям потребителей.

- Анализ с помощью гипотез, высказываемых ответственными сотрудниками предприятия и экспертами.

При анализе рынка необходимо чётко определить цели анализа, выбрать те из них, которые будут наиболее эффективны, и отобрать нужные для них данные. Для того, чтобы анализ согласовывался с целями, надо определить, какие данные и каким способом можно будет обрабатывать наиболее эффективно. Например, при проведении анализа по сферам деятельности предприятия могут использоваться следующие показатели в качестве критериев:

- объём продаж в абсолютном выражении;

-маржинальная рентабельность, рассчитываемая как (выручка от реализации - переменные издержки)/выручка от реализации, в целом по предприятию или отдельным видам продукции;

-темпы прироста прибыли;

-окупаемость.

Стратегия противостояния в конкурентной борьбе. Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы; процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции.

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации и которые не могут управляться организацией. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

- Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

- Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

- Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по марке, качеству, цвету и др.);

- Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Выделяют следующие виды рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Конкурентная стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Специалист по конкурентному анализу М. Портер предлагает три варианта базовых конкурентных стратегий: преимущество в издержках, дифференциация и фокусирование. Эти стратегии имеют универсальный характер и применимы в отношении любой конкурентной силы. Каждая стратегия требует выбора особого рода экономических ресурсов и навыков, а также определённых управленческих действий.

Стратегия преимущества в издержках основана на достижении и поддержании более низких затрат, чем у конкурентов. Для того чтобы достичь преимущества в издержках, часто необходимо иметь значительную рыночную долю или другое важное преимущество - доступ к дешёвому сырью. Предпосылки для лидирования по издержкам: высокий инвестиционный потенциал; постоянные инновации и усовершенствования; тщательное руководство рабочей силой; продукты, подвергающиеся более лёгкой обработке; эффективная система сбыта.

Дифференциация основывается на видоизменении продуктов или форме обслуживания фирмы путём создания уникального для потребителя свойства товара или услуги. Видоизменение защищается от конкуренции тем, что привязывает покупателя к определённой марке или фирме и таким образом уменьшает чувствительность к цене.

Фокусирование - эта стратегия основана на факте: фокусирование на строго ограниченных целях более эффективно, чем функционирование в широком поле конкуренции. Выделение может основываться на ограниченной группе покупателей, части номенклатуры продукции или на географическом районе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 115.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...